Понятие и процессуальное положение потерпевшего в уголовном процессе
С обретением независимости РК объявила курс на построение правового демократического государства, высшими ценностями которого являются человек, его права и свободы (ст. 1 Конституции РК). Этот курс предопределил кардинальные изменения во всех сферах жизни общества и в правовом регулировании общественных отношений. В этой связи в статье 2 УК РК защита прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, собственности, прав и законных интересов организаций провозглашаются приоритетной задачей. Это означает, что сегодня на передний план в уголовном праве и уголовной юстиции выступают права и законные интересы личности.
Известно, что в советский период приоритетными задачами уголовного права и закона признавались интересы государства, а в науке уголовного права приоритетными рассматривались вопросы преступления, преступника, реакции государства на совершенное деяние. Совершенно искренне отождествлялись интересы потерпевшего и строгость наказания или его суровость, ужесточение в любой форме. Потерпевшему же отводилась вспомогательная, служебная роль для обеспечения публичного интереса в части покарания преступника, поэтому и вопросы о потерпевшем рассматривались лишь с точки зрения криминализации, квалификации и пенализации деяния. Правам и интересам потерпевшего, возможностям их удовлетворения внимания не уделялось [1, c. 54]. Служебная роль потерпевшему отводилась и в других отраслях юридической науки: в уголовно-процессуальном праве - как участнику процесса, способствующему установлению истины по делу.
Такое положение в науке уголовного процесса соответствовало задачам социалистического государства, где превыше всего ставились коллективные, общие, публичные интересы, даже в ущерб индивидуальным правам. Сегодня очень важно преодолеть такой подход к интересам личности в сфере уголовной юстиции, обратиться к реальным нуждам человека, сменить приоритеты от первичности наказания виновного к восстановлению нарушенных прав потерпевшего от преступления. Недаром сегодня в развитых странах приоритет отдается «восстановительному правосудию» как полярной альтернативе правосудия карательного [2, c. 24], все более широко применяются альтернативные уголовному преследованию квази-юридические процедуры. Это также утверждается в Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью от 29 ноября 1985 г., принятой на основе резолюции № 40/34 Генеральной Ассамблеи ООН, которая обязывала государства обратить внимание на интересы жертвы преступлений и всемерно способствовать возмещению причиненного им вреда в результате совершения преступления.
Несмотря на то, что Республика Казахстан взяла твердый курс на формирование правового демократического государства, тем не менее в действующем уголовном законодательстве недостаточно внимания уделяется потерпевшему, его правам и законным интересам, характерным для современных демократичных стран. Прежде всего ни в науке уголовного процесса, ни в действующем уголовно-правовом законодательстве потерпевший не рассматривается как субъект уголовно-правового отношения, соответственно, его права и обязанности не находят здесь последовательного закрепления и развития.
Указанная ситуация в науке и законодательстве приводит к недостаточной защищенности потерпевшего в уголовно-правовых отношениях. Острота данной проблемы возрастает в связи с ростом преступности. В соответствии с результатами социологического опроса 18% граждан РК, ставшие жертвами преступлений, не обращались за помощью в полицию, т.к. не верят ей. 60% опрошенныхзаявили, что их уговаривали не писать заявления о совершенном преступлении [3, c. 11]. За шесть месяцев 2014 г. органами прокуратуры только в одной Северо-Казахстанской области РК выявлено и поставлено на учет 62 факта укрытых преступлений. И них - 27 случаев незаконного отказа в начала досудебного производства , 19 - нерегистрации заявлений и сообщений о преступлениях, 13 фактов - несвоевременного принятия процессуального решения[4, c. 28]. Нарушаются и другие права потерпевших. Так, 100% опрошенных потерпевших считают необходимым обеспечение их личной безопасности, включая всех членов семьи [5, c.33], в отношении 30% жертв преступлений было осуществлено противоправное воздействие [6, c. 78]. Исходя из вышеуказанных данных очевидно, что потерпевшие от преступления проявляют недостаточную активность по осуществлению своих интересов, что во многом обусловлено низким доверием граждан к правоохранительным органом. Этому же способствуют противоречия в действующем уголовном законе, когда реальное положение потерпевшего не вполне соответствует его формальному статусу, а его права защищены не в полной мере. Так, в законодательстве формально признается приоритет интересов потерпевшего, но пока еще ему не обеспечивается эффективная уголовно-правовая защита, в том числе в части возмещения причиненного преступлением вреда. Такое плачевное положение дел в сфере защиты прав потерпевших, как правило, объясняется стереотипными оправданиями, что преступники неплатежеспособны, процедуры взыскания несовершенны, а у государства недостаточно средств для того, чтобы возмещать вред потерпевшим из государственной казны. Однако рост преступности - есть устойчивый тренд не только в Казахстане, но и во всех других странах мира, тем не менее многие зарубежные страны добились значительных успехов в решении проблемы защиты прав потерпевших. В РК сегодня происходят коренные изменения, характерные для передовых зарубежных стран, выражающиеся в том, что на первый план вышли имущественные отношения и частная собственность. С учетом данной социально-экономической обстановки в стране важно переосмыслить традиционные подходы к защите потерпевшего.
С учетом вышеизложенного несомненную актуальность представляют проблемы определения понятия потерпевшего в уголовном праве и законе, установления его места в системе уголовно-правового отношения и его роли в уголовно-правовом регулировании. Признание потерпевшего самостоятельным субъектом уголовно-правового отношения актуализирует вопросы уточнения его правового статуса, прав и обязанностей, с помощью которых он связан с другими участниками уголовно-правового отношения (государством и вредопричинителем).
Для законодательного формулирования понятия потерпевшего в УПК РК необходимо выделить признаки, его характеризующие и являющиеся основаниями для признания лица в качестве потерпевшего. Также важно учесть, что понятие потерпевший используется в различных отраслях права и областях юридической науки. Поэтому необходимо четко выделить признаки именно уголовно-правового понятия потерпевшего. Для этого рассмотрим, как трактуют потерпевшего в науке уголовного права.
Еще в XIX - начале ХХ века потерпевшего определяли следующим образом. Так, А. Резон писал, что «потерпевшим признается всякое лицо, имеющее право предъявить иск о вознаграждении», при этом «лицами, уполномоченными на принесение жалобы, могут быть признаны не все потерпевшие какой-либо вред или ущерб, но только те, права и интересы коих нарушены тем особенным способом, который соответствует сущности данного преступного деяния, или, как обыкновенно говорят, непосредственно потерпевшие. Лицо же, понесшее вред или убыток лишь вследствие нарушения прав другого лица, с коим оно находится в правовых отношениях, к таковым причислено быть не может»[7, c. 30]. В данном определении в качестве определяющих признаков потерпевшего можно выделить наличие вреда, преступный характер деяния и причинная связь между деянием и вредом.
Н.С. Таганцев определял потерпевшего следующим образом: «Потерпевшим от преступного деяния является прежде всего обладатель того правоохраняемого интереса, которому непосредственно повредил или которого поставил в опасность преступник, все равно, будет ли таким обладателем единичное лицо, совокупность лиц, составляющая или не составляющая юридическое лицо, включая сюда и самое государство, как многообразный держатель прав и обладатель интересов… При этом самый вред, причиняемый потерпевшим различных групп, может быть или материальный, имущественный, или идеальный, не находящий осязаемого выражения» [8, c. 145]. В данном определении вышеуказанные признаки также дополняются следующими. Потерпевшим является конкретный человек, юридическое лицо и государство. В качестве признака также выделяется оконченное или неоконченное преступление.
Аналогичным образом определяет потерпевшего и немецкий юрист Ганс Йоахим Шнайдер: «…жертвой может быть какое-то лицо, организация, общество, государство и международный порядок; преступник создает для них угрозу повреждения или уничтожения... Жертве преступления наносится экономический, социальный, телесный, психологический и моральный вред, как непосредственный, так и отдаленный» [9, c. 350].
Подходы к понятию потерпевшего не претерпели существенного изменения и в советский период. Профессор М.С. Строгович, определяя понятие потерпевшего, подчеркивал, что таковым «может быть как физическое лицо - гражданин, так и юридическое лицо - организация, предприятие, учреждение. Вред, причиненный потерпевшему - физическому лицу, гражданину, в зависимости от характера преступления, может быть моральным (опорочение в глазах общественности, унижение достоинства человека, тяжелые моральные переживания и т.п.), физическим (ранение, болезнь, потеря трудоспособности) и имущественным или материальным (лишение материальных ценностей, имущества и т.п.)[10, c. 258].
А.Н. Красиков дает следующее определение потерпевшего: «Чье право будет нарушено или поставлено под угрозу нарушения, то лицо и нужно считать потерпевшим», и далее: потерпевший - это «физическое лицо, в отношении интересов которого совершено оконченное или неоконченное преступное посягательство» [11, c. 66]. И.С. Ной связывал потерпевшего с понятиями о вреде, причиняемом кому-либо тем или иным преступлением[12, c. 28]. . П.С. Яни, именуя потерпевшего пострадавшим, дает следующее его определение. Пострадавшим, по его мнению, «является лицо, на чьи охраняемые настоящим законом блага - жизнь, здоровье, честь и достоинство, а также политические, трудовые, имущественные и другие права и свободы было направлено преступное посягательство. Пострадавший имеет право на возмещение всякого причиненного ему преступным деянием вреда» [13, c. 41]. Г.О. Петрова формулирует следующее определение потерпевшего: это физическое или юридическое лицо, которому преступлением причиняется вред - моральный, физический, имущественный вред, или существует реальная угроза его причинения[14, c. 55]. На факте нарушения права и причинении вреда акцентировал внимание и А.В. Сумачев, который дает следующее понятие потерпевшего в уголовном праве: «Это физическое лицо, которому преступлением непосредственно причинены физический, имущественный или моральный вред, эмоциональные страдания или имело место существенное ущемление основных прав и свобод такого лица либо создана реальная возможность причинения указанного вреда в результате покушения (приготовления) на преступление. Физическое дееспособное лицо не может считаться потерпевшим, если уголовно-значимый вред причинен с его согласия. Потерпевшим может быть и юридическое лицо в случае непосредственного причинения преступлением вреда его имуществу или деловой репутации» [15, c. 128]. И.А. Фаргиев определяет потерпевшего следующим образом: «Потерпевший - это физическое или нефизическое лицо, выступающее субъектом отношений, охраняемых уголовным законом, которому причинен физический, имущественный, моральный, а равно предусмотренный Уголовным кодексом иной вред, входящий в преступные последствия деяния, совершаемого виновным» [16, c. 18].
П.С. Дагель выделяет следующие признаки уголовно-правового понятия потерпевшего: 1) потерпевший - это физическое или юридическое лицо; 2) потерпевший - лицо, которому причинен физический, имущественный (материальный) или моральный вред; 3) потерпевший - это лицо, которому вред причинен преступлением[17, c. 16]. По мнению В.С. Минской и Г.П. Чепель, «основными базовыми элементами уголовно-правового понятия потерпевшего являются: 1) признание факта, что потерпевший субъект права, участник охраняемых законом общественных отношений, обеспечивающих возможность пользоваться личными благами и интересами; 2) факт наличия вреда в виде фактического ущерба или реальной возможности его причинения; 3) запрещенность причинения вреда именно той правовой нормой, за нарушение запрета или веления которой виновный привлечен к уголовной ответственности[18, c. 23].
Из указанных выше определений следует, что появление фигуры потерпевшего в уголовном праве ученые связывают:
- с причинением вреда определенного характера (И.С. Ной, П.С. Дагель, Б.А. Протченко, Г.О. Петрова, И.А. Фаргиев, Э.Л. Сидоренко);
- с нарушением прав лица или угрозой их нарушения (А.Н. Красиков);
- с непосредственным причинением вреда или угрозой его причинения (Б.В. Сидоров);
- с нарушением прав лица, при котором причиняется вред (Н.С. Таганцев, впоследствии - П.С. Яни, А.В. Сумачев);
- с причинением вреда либо с нарушением законных прав потерпевшего (Д.Б. Булгаков);
- с важнейшим признаком объективной стороны преступления - общественно опасными последствиями. Общественно опасные последствия - тот определенный вред, ущерб, причиняемый или могущий быть причиненным какому-либо социально-значимому благу, интересу.
Исходя из научных подходов к понятию потерпевшего, выделим следующие его признаки.
Потерпевший - это субъект общественных отношений, права и интересы которого охраняются уголовным законом или нормами международного права.
Признаком уголовно-правового понятия потерпевшего является то, что охраняемые уголовным законом права, свободы и законные интересы нарушены преступлением, совершенным как в отношении него самого, или в отношении близкого родственника путем причинения или угрозы причинения вреда, при наличии обстоятельств, исключающих преступность деяния, а также в результате действий лица в состоянии невменяемости.
Нарушения прав путем причинения вреда, предусмотренного уголовным законом, или угрозой причинения вреда должны оцениваться лицом отрицательно.
Исходя из рассмотренных выше признаков потерпевшего, которые и составляют содержание уголовно-правового понятия «потерпевшего», сформулируем следующее его определение.
Потерпевший - это субъект охраняемых уголовным законом общественных отношений, чьи права были нарушены преступлением, совершенным как в отношении него самого или в отношении близкого родственника, путем причинения вреда, предусмотренного уголовным законом, или угрозой причинения вреда, который отрицательно оценивает эти нарушения, а также при наличии обстоятельств, исключающих преступность деяния и в результате действий лица в состоянии невменяемости. Исходя из указанного уголовно-правового понятия потерпевшего в уголовном законе,необходимо четко сформулировать понятие потерпевшего, а также его уголовно-правовой статус. Данное понятие потерпевшего должно быть определено наряду с другими ключевыми понятиями в Общей частиУПК РК.
Для защиты интересов человека в сфере уголовного процесса также важно четко закрепить в уголовном законе права и обязанности потерпевшего, составляющие его уголовно-правовой статус. При этом необходимо исходить из международных стандартов защиты прав потерпевших. Так, на современном этапе действует комплекс международно-правовых актов, в которых права потерпевшего представляют собой систему субъективных прав, предусматривающую возможность восстановления правового статуса личности, нарушенного противоправным деянием, а также гарантий этих прав и свобод. Для обеспечения соответствия национального законодательства РК международным стандартам важным является признание права потерпевшего на защиту от преступлений и возмещение вреда на конституционном уровне. Для этого рекомендуется дополнить ст. 13 Конституции РК п. 4: «Каждый имеет право на защиту от преступлений и злоупотреблений властью. Государство обеспечивает потерпевшим от преступлений и злоупотреблений властью доступ к правосудию и компенсации причиненного вреда». Такое признание прав потерпевших на конституционном уровне позволило бы более четко определить характер и направленность правового регулирования данного вида общественных отношений. Такая норма могла бы стать ядром правового статуса потерпевшего, на основе которого уже более конкретизировались бы его права в отраслевых законодательных актах, прежде всего в уголовном законе.
В целях повышения эффективности уголовно-правовой охраны человека и, в частности, потерпевшего от преступления, представляется необходимым отразить его правовой статус в уголовном законе, а также четко закрепить его основные права и обязанности как субъекта уголовно-правового отношения. Для этого предлагается УК РК дополнить статьей 37-2 «Права и обязанности потерпевшего», сформулировав ее следующим образом: «1. Потерпевший обладает следующими правами:
1) на доступ к механизмам правосудия;
2) на личную безопасность и защиту;
3) на социальную поддержку, включающую в себя: медицинскую помощь; право на психологическую поддержку;
4) право на финансовую поддержку;
5) информацию;
6) на возмещение вреда, причиненного преступлением;
7) на уголовное преследование при совершении против него определенных законом преступлений.
Потерпевший обладает следующими обязанностями:
1) обязанность соблюдать законные формы реакции на преступное деяние;
2) обязанность не препятствовать установлению истины при разбирательстве по делу о преступном деянии;
3) обязанность подчиняться законным требованиям компетентных органов и должностных лиц, осуществляющих разбирательство по делу о преступном деянии;
4) обязанность подчиняться законным и обоснованным требованиям специальных органов при обеспечении его личной безопасности».
Только в результате принятия таких комплексных мер по защите прав и законных интересов человека конституционный принцип признания человека высшей ценностью станет реальностью.