Холопы и крестьяне. Уголовное право по Судебнику 1497 года.
Зависимое население.
Холопы. Переходят из категории рабов в категорию феодально-зависимых.
Крестьяне. Источники пополнения холопства –
1. если без договора в сельские тиуны(в город не нужен договор)
2. жениться на робе
Теперь они могли работать лишь на чужой земле, т.к. она была вся феодализирована. Начало выстраивания отношений по земле, регулируемых государством. Раньше большая часть из них регулировалось по договорам. Теперь по судебнику 1497 года была включена норма о крестьянской отказе. Переход разрешался только один раз в году, при этом крестьянин должен был оплачивать пожилое. Была также включена плата за удержание беглых. Размер пожилого зависел от времени проживания и от местонахождения земли. Чем меньше затрат, тем меньше затрата. В степи – рубль, в лесах – полтина. Крестьяне в зависимости от основы выстраиваемых отношений с землевладельцем, делились на несколько групп: владельческие (жили на земле частного владельца, выступая ее пользователя), черные (жили на государевой земле, которой они могли владеть). Владельческие крестьяне делились также на ряд категорий: половнические, серебряники, бобыли, монастырские детеныши и др. Постепенно складывается основополагающее взаимоотношение с крестьянами по поводу их обязательств. Они были обязаны перед государством (податные) и были обязаны перед владельцем земли, на которой они располагались.
Городское население. Феодализация земли повлекла за собой последствия для прав городского населения. Они также находились на чей-либо земле: частных владельцев (обязательств перед государством, как правило, не имели, потому что земли были получены на условиях тарханов, т.е. без налогов) или государевой (платили тягло, возлагались обязательства, связанные с обеспечением города). Черный и белый посады.
Таким образом, складывается традиционная феодальная структура общества. В последующем он будет в большей степени структурироваться. Окончательно к 17 веку.
22.
Уголовное право. Если гражданские правоотношения развивались сравнительно медленно, то уголовное право в данный период претерпело существенные изменения, отражая обострение противоречий феодального общества и усиление классовой борьбы.
Развитие уголовного права связано главным образом с изданием Судебника 1497 г. Судебник трактовал понятие преступления отлично от Русской Правды, но в принципе тождественно Псковской судной грамоте. Под преступлением понимаются всякие действия, которые так или иначе угрожают государству или господствующему классу в целом и поэтому запрещаются законом. В отличие от ПСГ Судебник дает термин для обозначения преступления. Оно теперь именуется «лихим делом».
Развитие феодализма нашло свое отражение в некотором изменении взгляда на субъект преступления. Судебник рассматривал холопа уже как человека и в отличие от Русской Правды считал его способным самостоятельно отвечать за свои поступки и преступления.
В соответствии с изменением понятия преступления усложнялась и система преступлений. Судебник вводит преступления, не известные Русской Правде и лишь намеченные в Псковской судной грамоте, — государственные преступления. Судебник отмечал два таких преступления — крамолу и подым. Под крамолой понималось деяние, совершаемое преимущественно представителями господствующего класса. Именно как крамолу стали рассматривать великие князья отъезд бояр к другому князю. Тверской летописец, например, называет крамольниками князей и бояр, отъехавших в 1485 г. из Твери к московскому великому князю. Понятие «подым» является спорным. Можно предполагать, что подымщиками называли людей, поднимающих народ на восстание. Мерой наказания за государственные преступления устанавливалась смертная казнь.
Закон предусматривал развитую систему имущественных преступлений. К ним относятся разбой, татьба, истребление и повреждение чужого имущества. Все эти преступления, подрывавшие основу благосостояния феодального общества — собственность, также жестоко наказывались.
Судебник знал и преступления против личности: убийство (душегубство), оскорбление действием и словом.
Изменяются цели, а с ними и система наказаний. Если прежде князья видели в наказаниях — вире и продаже — одну из доходных статей, существенно пополнявших казну, то теперь на первый план выступил другой интерес. Господствующий класс стал применять террористические методы борьбы с сопротивлением эксплуатируемых масс. Соответственно в наказании на первое место выступила цель устрашения как самого преступника, так и главным образом других людей. Если раньше господствовали имущественные наказания, то теперь они отошли на задний план. Судебник ввел новые по сравнению с Русской Правдой наказания — смертную и торговую казнь, причем эти меры применялись за большинство преступлений. Закон не конкретизировал виды смертной казни. На практике они были весьма разнообразны: повешение, отсечение головы, утопление и др. Торговая казнь состояла в битье кнутом на торговой площади и часто влекла за собой смерть наказываемого. Судебник, как и Русская Правда, знает продажу, но она теперь применяется редко и обычно в сочетании со смертной или торговой казнью. Помимо указанных в Судебнике практика знала и такие меры наказания, как лишение свободы и членовредительство (ослепление, отрезание языка)