Салическая правда — памятник раннефеодального права; формы земельной собственности, преступления и наказания, судебный процесс.
1. Общие положения Параллельно с формированием государственности у франкских племен шло создание права. С этой целью осуществлялась письменная фиксация древнегерманских обычаев - запись обычного права германских племен. Таким образом были записаны "варварские правды": Салическая, Рипуарская, Бургундская, Аллеманнская и др.
Салическая правда (Салический закон) создана в начале VI в., в последние годы жизни и правления короля Хлодвига, и является одним из самых древних сборников записей обычного права германцев. Она делится на титутлы (главы).
Салической правде присущи казуистический характер и отсутствие общих, абстрактных понятий; описанные в ней правовые действия и акты отличаются формализмом. Она воспроизводит различные этапы архаической судебной процедуры.
Основное содержание Салической правды - перечень правонарушений и соответствующих им наказаний (главным образом штрафов). Текст Салической правды дает некоторое представление об общественном строе франков начала VI в.
2. Обязательственные отношения в Салической правде освещаются слабо, что объясняется неразвитостью товарно-денежных отношений, частной собственности.
Упоминаются такие виды сделок: купля-продажа, ссуда, заем, наем, мена, дарение.
Передача права собственности при сделках осуществлялась публично путем простой передачи вещи.
Неисполнение обязательств или просрочка в их исполнении влекли за . собой имущественную ответственность. Истребование долга происходило в строго установленной форме.
3. Брачно-семейные отношения Салическая правда описывает в общих чертах.
Брак заключался в форме покупки невесты женихом. Похищение девушки с целью вступления в брак наказывалось штрафом. Препятствиями к заключению брака служили следующие обстоятельства:
существование законного брака;
объявление лица вне закона;
наличие близкого кровного родства;
несвободное состояние человека.
О расторжении брака Салическая правда не упоминает.
Положение женщины в семье определяли пережитки матриархального строя.
4. Салическая правда предусматривает наследование по закону и по завещанию.
Наследование по закону осуществлялось различно применительно к движимому и недвижимому имуществу. При наследовании движимого имущества первую очередь составляли дети, затем мать, братья и сестры, сестры матери, сестры отца, ближайшие родственники. Из числа наследников недвижимости женщины исключались, земля передавалась только по мужской линии.
Наследование по завещанию осуществлялось путем дарения (аффатомии), совершавшегося публично в народном собрании в строго установленной форме: имущество передавалось третьему лицу, которое было обязано не позже чем через год после смерти дарителя передать это имущество указанному лицу.
5. Определения преступления Салическая правда не дает. Из смысла статей, посвященных преступлениям, вытекает, что в это понятие включались причинение вреда личности или имуществу и нарушение королевского мира.
Виды преступления по Салической правде можно разделить на четыре группы:
преступления против личности - убийство, членовредительство, клевета, оскорбление, изнасилование;
преступления против собственности - кража, поджог, грабеж;
преступления против порядка отправления правосудия - неявка в суд, лжесвидетельство;
нарушение предписаний короля.
Салической правде известно понятие отягчающих обстоятельств, каковыми считаются групповое убийство, убийство в походе, попытка скрыть следы преступления, а также понятие подстрекательства - к краже или убийству.
Субъектами преступления могли быть свободные франки, литы и рабы. Целью наказания являются возмещение вреда потерпевшему и уплата штрафа королю за нарушение королевского мира.
6. Судебный процесс Салическая правда наделяла состязательным характером. Процесс был устным, гласным, отличался строгим формализмом. Дело возбуждалось только по инициативе истца. Стороны имели равные права.
Уголовное и гражданское судопроизводство осуществлялось в одинаковых формах.
В качестве доказательств на судебном процессе Салическая правда признает следующие:
соприсяжничество - соприсяжниками, "свидетелями доброй славы" обвиняемого являлись его родственники, друзья или соседи;
свидетельства очевидцев;
ордалии.
Образование и развитие феодального государства в Германии. «Священная Римская империя германской нации». Золотая булла 1356 г.
Территория Германии в VI - VIII вв. входила в состав Франкского государства. С распадом империи Каролингов (843 по Верденскому договору 843 г) территория Германии стала частью Восточно-Франкского королевства, что положило начало государственному обособлению германских областей. Завершение формирования самостоятельного германского раннефеодального государства произошло после избрания в 919 г. германским королем саксонского герцога Генриха I, основателя Саксонской династии. Первоначально Германия включала четыре племенных герцогства (Саксонию, Франконию, Швабию, Аллеманию) и Баварию; позднее были присоединены Лотарингия и Фризия (Фрисландия - французские, итальянские и славянские земли).
Историю Германского феодального государства можно разделить на два периода:
· период относительно единого раннефеодального государства (X - XII вв.);
· период феодальной раздробленности (XIII - начало XIX вв.).
Оттон I и создание германской империи. В борьбе с герцогами королевская власть пыталась опереться на поддержку церкви. Так, Оттон I ввел так называемые "оттоновские привилегии", сущность которых состояла в территориальном расширении церковного иммунитета, распространенного на весь округ, где были расположены владения. С другой стороны, церковный иммунитет был расширен по своему содержанию: владелец иммунитета получил право высшей уголовной юстиции в пределах своего округа. Таким путем были созданы самостоятельные церковные округа, непосредственно связанные с королевской властью: король облагал церковные земли налогами в свою пользу, получал доходы с вакантных церковных должностей. Судебные функции в иммунитетном округе были переданы королевскому чиновнику – церковному фогту, находящемуся в прямом подчинении центрального правительства. Укрепив свои позиции, император Оттон I в середине Х в. предпринял удачную попытку завоевания Италии, что давало широкие возможности земельных и денежных захватов и укрепление королевской власти над епископами. Римский папа в это время нуждался в поддержке германского короля. В 962 г. он возложил на Оттона I императорскую корону. Возрожденная империя получила впоследствии название "Священной римской империи германской нации": "священной", т.к. во главе ее должны были стоять совместно папа и император при преобладании последнего; "римской", т.к. ее рассматривали как преемницу Западной римской империи; "германской", т.к. ставилась цель объединения Германии и Италии при господстве Германии.
"Золотая булла" 1356 г.Феодальная раздробленность Германии была закреплена Золотой буллой 1356 г., изданной при императоре Карле IV. Согласно этому документу император Германии избирался коллегией курфюрстов, состав которой был четко определен. Достоинство курфюрстов было признано за тремя духовными землями (Майнц, Кельни Трир) и четырьмя светскими (Богемия, Пфальц, Саксен-Виттенберг и Бранденбург). Выборы производились большинством голосов. Император признавал самостоятельность курфюрстов в их владениях и обязывался не вмешиваться во внутренние дела князей. Было узаконено право князей Империи вести войны друг против друга. Запрещались только войны вассалов против сеньоров. В числе прав, предоставленных курфюрстам, была регалия, т.е. исключительное право добычи драгоценных металлов, а также чеканки монеты. Провозгласив, что империя
является политической организацией суверенных князей, и города не могут независимо от князей претендовать на политическую роль, Золотая булла запретила союзы городов. Решение всех важных дел империи передавалось коллегии курфюрстов, которая созывалась ежегодно. В пределах своих владений князья получили все права.
Объединившая их связь была чисто номинальной. Империя сохранялась как символ, но не как реальное политическое единство. Коллегия имела право суда над императором и его смещения. Взимание пошлин, право высшей юрисдикции - все это принадлежало курфюрстам. Таким образом, в Германии была юридически оформлена олигархия нескольких крупнейших феодалов сложившаяся еще до Золотой буллы. Очень скоро вошло в обычай предъявлять императору при его избрании определенные условия. Со временем они получили название "избирательных капитуляций". В XV в. независимость отдельных земель установилась столь прочно, что курфюрсты уже не страшились передачи императорской короны в руки одной династии. Эта корона сохранилась у династии Габсбургов. Последние были вынуждены отказаться от попыток восстановления единства Германии, ограничиваясь политикой увеличения владений своего дома.
Общественный строй. С развитием феодализма происходили изменения в сословно-классовой структуре общества. Существовало довольно значительное различие между верхними слоями - аристократией - небольшой группой феодалов - курфюрстов и низшим дворянством. Почти полностью исчезло среднее дворянство. Основную массу
низшего дворянства с XIV в. составляли министериалы. Как господские слуги они имели право вступать в рыцари. Так они становились свободными и получали дворянство. Окончательно сформировалось мнение, что рыцарем могло стать только лицо дворянского происхождения. Позднее рыцарство потеряло свое значение, большинство рыцарей разорилось, и в поисках источников дохода они не пренебрегали простым грабежом, в частности городов.
"Классификация городов". Немецкие города делились на три вида:
-имперские города, бывшие непосредственными вассалами короля;
-вольные города, не платившие налоги и пользовавшиеся полным самоуправлением;
-княжеские города, статус которых определялся князем, в княжестве которого они находились.
Население городов было неоднородно по социальному составу. Верхние слои городского населения - патрициат образовывали купечество и земельные собственники. На следующей ступени стояли ремесленники, а в самом низу - плебейские массы: подмастерья, поденщики. В поземельных отношениях Германии произошли важные изменения, вызванные проникновением в сельское хозяйство товарно-денежных отношений и выразившиеся в ослаблении крепостной зависимости крестьян, получивших самостоятельность. Наиболее состоятельные свободные крестьяне арендовали крупные земельные участки у феодалов, уплачивая за аренду денежную повинность. Часть земли арендаторы оставляли под собственные хозяйства, часть сдавали в аренду более бедным крестьянам. Крупные арендаторы со временем становились мелкими помещиками. Вместе с тем, значительная часть крестьян оставалась несвободна; они делились на зависимых по земле и лично зависимых. Первые были прикреплены к земле, которую они занимали наследственно, неся за пользование этой землей различные повинности, имевшие твердо определенный характер.
Лично зависимые крестьяне отбывали повинности, размер которых не был определен.
Государственный строй. Высшее управление Германией осуществлялось коллегией курфюрстов, избиравших императора и бывших его советниками.
Рейхстаг. Время от времени собирался рейхстаг, состоявший из трех курий: курии курфюрстов, курии князей и курии имперских городов. Мелкое дворянство не имело в рейхстаге особого представительства. Не имело его и крестьянство. Рейхстаг созывался императором два раза в год, иногда один раз в несколько лет. С начала XI в. коллегия курфюрстов приобрела право наблюдать за периодичностью созыва рейхстага (каждые шесть лет). Дела обсуждались по куриям и окончательно согласовывались на общих собраниях всех курий. Компетенция рейхстага сводилась к следующему: установление мира между княжествами (земского мира), организация общеимперских военных предприятий, вопросы войны и мира, отношения с другими государствами, обложение
имперскими повинностями, территориальные изменения в составе империи и княжеств, изменения в имперском праве и т.д. Решения рейхстага приводились в исполнение средствами отдельных земель, входивших в состав Империи, что обусловливало неустойчивость выполнения решений рейхстага. В промежутках между заседаниями рейхстага император мог издавать при участии членов своего совета указы, но они приобретали силу закона лишь после утверждения их рейхстагом.
Император. Императорская власть была слаба. Император не располагал постоянными общеимперскими средствами, у него не было постоянного общеимперского войска, не существовало общеимперского суда. Внутренние смуты вынудили князей и имперские города при императоре Максимилиане (1493-1519) предпринять попытку укрепить императорскую власть в Германии. В 1495 г. на рейхстаге, созванном в Вормсе, были приняты три важных решения: был установлен вечный земский мир, т.е. запрещены частные войны; введена подать на имперские нужды (так называемый имперский пфенниг), предназначенная на содержание администрации и армии; учрежден имперский суд (рейхскамергерихт). Но эти решения не достигли своей цели.
Ландтаги. Первоначально власть князей в отдельных землях (княжествах) была ограничена деятельностью собраний местных чинов (ландтаги) - сословных представительств духовенства, дворянства и горожан; в некоторых землях в эти собрания входили и представители свободного крестьянства. В ландтагах земские чины обычно образовывали три палаты (в некоторых землях палат было две- духовенство и дворянство заседали вместе). Уполномоченные получали от своих избирателей инструкции, носившие характер обязательных мандатов. Когда уполномоченные не находили в инструкциях указаний, как следует разрешить тот или иной вопрос, они обращались к своим избирателям за соответствующими указаниями. Компетенция ландтагов была разной\ в различные периоды. Ландтаг считался верховным судом княжества до образования особых судов. Впоследствии к последним перешла юрисдикция ландтагов, и тогда ландтаги в ряде земель стали апелляционной инстанцией в отношении этих судов. Ландтаг также решал вопросы, не входившие в компетенцию судов (например, политические). Ландтаги вмешивались в управление государством, оказывая влияние на образование состава княжеских советов или
на назначение высших чиновников. В компетенцию ландтагов входило избрание государя в случае пресечения правящей династии, отправление некоторых функций в области внешней политики (например, в ряде германских княжеств на объявление войны требовалось согласие ландтага), некоторые церковные дела, полицейские дела
(наблюдение за доброкачественностью чеканки монеты, охрана лесов и др.), военные дела. Наиболее важным правом ландтагов было право вотирования налогов. По мере возрастания государственных потребностей и уменьшения доменов князьям приходилось все чаще и чаще обращаться к ландтагам за денежными субсидиями.
Ландтаг отпускал денежные средства на содержание войска, что открывало возможность вмешательства в управление армией, постройку крепостей и т.д. Таким образом, ландтаги в известной мере ограничивали власть князей и были, по своей сути, более сословно-представительными органами, чем рейхстаг. Это дает основание сделать вывод о развитии сословно-представительной монархии в Германии в рамках отдельных княжеств, но не в пределах всей Империи.
Города. Большую роль в жизни Германии играли города. Управление городом определялось его правовым статусом. Большой самостоятельностью пользовались имперские города, близки к ним были вольные города, меньше прав имели княжеские. В XIII-XIV вв. большинство городов получили политические вольности и являлись самоуправляемыми единицами. Законодательная власть в городах осуществлялась советом, состоявшим из комиссий по отдельным отраслям городского хозяйства. Исполнительная власть принадлежала магистрату во главе с одним или несколькими бургомистрами. Члены совета и бургомистры не получали жалованья. Первоначально все городское управление сосредоточивалось в руках патрициата. В XIV в. в ряде городов произошли "цеховые революции" - движение ремесленников против патрициев. В тех городах, где ремесленники одержали верх, они добились тех или иных перемен в городском строе. Ремесленники вошли в состав советов либо сформировали особую коллегию в составе прежнего совета. В некоторых городах в основу городского строя было положено цеховое устройство. Во второй половине XIV в. стали возникать союзы городов, необходимые для борьбы с притеснявшими города мелкими рыцарями и князьями.
Судоустройство. Феодальных судов в поместьях землевладельцев. Первоначально земельный владелец имел право судить лишь своих крепостных, но затем его юрисдикция распространилась на все население, жившее в его сеньории. Феодальные суды возникали до XVI в. Наряду с феодальными существовали церковные суды, юрисдикция которых распространялась на определенные категории людей (духовенство и некоторые разряды светских лиц), так и на определенный круг дел (дела о браках, духовных завещаниях и т.д.). Третий вид составляли городские суды. Устройство городских судов было различно в отдельных городах. В одних городах суд производился судьей и заседателями-шеффенами, в других - городским советом. В большинстве городов судей выбирала городская община. С укреплением княжеской власти образовался высший суд в княжествах. Судебные функции имели и управители округов - амтманы. Кроме того, в округах были низшие суды с разнообразной компетенцией. В Вестфалии широкое распространение получили особые судилища, так называемые фемы. Здесь сохранилась довольно значительная прослойка свободного населения, вследствие чего отправление правосудия производилось "свободными графами" и "свободными шеффенами" в силу полномочий, данных императором, а не феодальными владельцами. Наряду с открытыми заседаниями проводились и закрытые, имевшие особое значение. Члены судилища производили расследование о преступных или пользующихся дурной славой лицах, почему-либо не привлеченных к уголовной ответственности, приговор выносился обычно без вызова обвиняемого. Суды фемов нередко приговаривали к смерти. Приговор приводился в исполнение одним из членов судилища. Такие суды появились и в других германских землях.