Великая французская революция. Учредительное собрание. Декларация прав человека и гражданина 1789 г

Причиной революции явилось достигшее максимальной остроты противоречие между производительными силами и господствовавшими в стране фео­дальными производственными отношениями. Феодализм уже не мог обеспечить их дальнейший рост и объективно превратился в их тормоз. Народ это почувствовал прежде всего в связи с уси­лением феодального гнета.
Не была довольна своим положением и основная часть про­мышленников, купцов, торговцев. Они облагались значительными налогами и сборами, шедшими в основном на содержание королев­ского двора и привилегированных сословий. Внутренний рынок был край­не узким для промышленности, так как крестьянство (основная часть населения страны) почти не покупало промышленных това­ров. Торговле мешало великое множество внутренних таможен. Мануфактурное производство сдерживала цеховая регламентация. Внешняя торговля, прежде всего колониальная, была искусственно сосредоточена в руках небольшой группы привилегированного купе­чества, делившего свои доходы с придворной знатью.

Основная часть дворянства и верхи духовенства стремились со­хранить существующий строй. Главное орудие его защиты они не без основания видели в феодально-абсолютистском государстве.

Между тем в стране зрело понимание необходимости глубоких перемен. Готовилась к ним и буржуазия (банкиры, откупщики налогов, собственники мануфактур, купцы и вообще крупные предприниматели).
В 1788 г. Францию поразил глубокий экономический кризис. Вследствие очередного неурожая крестьяне и городская беднота большей части страны оказались под угрозой голода. Свертывалось производство, и многие тысячи трудящихся-горожан остались без работы. Начались крестьянские волнения, перекинувшиеся вскоре в города. Новым в этих событиях было то, что в ряде мест солдаты отказывались выступать против народа.

В условиях, когда «повиновения нет нигде, нельзя даже быть уверенным в войсках», правительство было вынуждено пойти на уступки. Оно объявило о созыве Гене­ральных штатов, не собиравшихся уже более 150 лет. По мне­нию правящих кругов, Генеральные штаты должны были помочь монархии преодолеть финансовые трудности, одобрив введение но­вых налогов. Но иные надежды связывало с Генеральными штатами «третье сословие», предлагавшее осуществить важные изменения в общественном и государственном строе Франции. В наказах сво­им депутатам — представителям крупной буржуазии оно требовало ограничения королевского произвола, введения права утверждения бюджета, контроля за его исполнением, установления строгой за­конности в деятельности административных органов и суда, отмены цеховой регламентации, облегчения положения крестьян и др.

В мае 1789 г. состоялось открытие Генеральных штатов. Правя­щие круги, стремясь сохранить проправительственное большинство, потребовали соблюдения старого порядка голосования — каждое сословие имеет один голос. С этим не согласились представители «третьего сословия». Они потребовали, чтобы заседания проводи­лись не раздельно по сословиям, а совместно, решения принима­лись большинством голосов. Только в этом случае депутаты «третьего сословия» могли рассчитывать на успех своих начинаний. В ответ на отказ правительства принять новый по­рядок голосования депутаты «третьего сословия» в июне 1789 г. объявили себя Национальным собранием, спустя месяц — Учреди­тельным собранием, т. е., выступая от имени французского наро­да, они заявили о своем праве отменять старые законы и прини­мать новые. Король и знать решили разогнать Собрание. В Вер­саль, где оно заседало, стягивались войска. Народ Парижа поднялся на вооруженное вос­стание. На его сторону вскоре перешла большая часть войск, и почти весь Париж оказался в руках восставших. 14 июля они взяли штурмом королевскую крепость — тюрьму Бастилия.
Революция, начавшись в Пари­же, вскоре охватила всю страну. Восставшие изгоняли королев­ских чиновников, крестьяне отказывались выполнять феодальные повинности. Во многих провинциальных городах были упразднены старые органы местного управления. Войска в подавляющем большинстве вышли из повиновения королевским генералам. Сол­даты отказывались стрелять в народ.

Верхи «третьего сословия» использовали народное движение для захвата политической власти и на местах. Были созданы новые органы местного само­управления — муниципалитеты, в которых наиболее состоя­тельные лица из «третьего сословия» играли руководящую роль.

Одновременно буржуазия приступила к созданию своих воору­женных сил. Был объявлен набор в национальную гвар­дию — территориальное ополчение.

В итоге государство оказалось в руках политической группи­ровки, объективно представлявшей интересы богатых буржуа и либеральных дворян. Ее руководители не стремились к полной ликвидации ста­рого строя. Их идеалом являлась конституционная монархия, по­этому они называли себя конституционалистами. В основе их по­литической деятельности лежали попытки прийти к соглашению с дворянством на базе взаимных уступок.

В Учредительном собрании была тор­жественно провозглашена «отмена феодализма». Однако главные тре­бования крестьян не были удовлетворены. Речь шла об отмене второстепенных прав (серваж, право «мертвой руки», исключительное право охоты и т. д.). С безвозмездным отказом от них соглашались легко, тем более что они фактически уже были потеряны — крестьяне игнорировали их с первых дней революции. Все остальные: пра­ва — на землю и реальные платежи и повинности, вытекавшие из держания крестьянином участка земли, принадлежавшей сеньо­ру, сохранялись.

Наши рекомендации