Вопрос. конституция сша 1787 г. билль о правах 1791

Конституция 1787 г. В 1787 г. в Филадельфии собрался Кон­ституционный конвент, на который 12 штатов (кроме штата Род-Айленд) прислали 55 делегатов. Почти все делегаты имели большой опыт государственно-правовой работы или предпринима­тельской деятельности. Видную роль среди них играли политиче­ские деятели и юристы А. Гамильтон, Дж. Вашингтон, Д. Мэди­сон, Э. Рандольф, Д. Уилсон и некоторые другие. Результаты ра­боты, выполненной учредителями, свидетельствуют о высоком уровне их теоретической подготовки, творческом подходе к трудам выдающихся европейских ученых-конституционалистов, об умении рационально применять общетеоретические установки к конкрет­ным историческим условиям.

Итогом четырех месяцев тщательной и всесторонней работы стала Конституция 1787 г., которая в главных положениях функ­ционирует и ныне. Одним из определяющих начал, положенных в основу этого документа, явилось разделение властей на законо­дательную, исполнительную и судебную. Учение о разделении вла­стей в первоначальных очертаниях было разработано еще антич­ными и средневековыми мыслителями (Аристотель, Марсилий Падуанский и др.) и наиболее развернуто сформулировано в середине XVIII в. французским ученым Ш. Монтескье. Он счи­тал, что разделение властей — это то средство, которое может предотвратить авторитаризацию государственной власти путем уч­реждения относительно независимых (функционально и организа­ционно) друг от друга, взаимоуравновешивающих и взаимоконтро­лирующих государственных властей.

Законодательная власть вручалась Конгрессу, состоящему из двух палат — сената и палаты представителей. Его важнейшей прерогативой было законодательство, прежде всего финансовое (бюджет, налоги и т. д.). В этой области обе палаты наделялись равными правами за некоторым исключением: законопроекты от­носительно налогов должны были исходить от палаты представи­телей, сенат мог предлагать поправки. Законопроект, принятый обеими палатами, приобретал силу закона после подписания его президентом в течение 10 дней (по истечении этого срока законо­проект считался принятым). Если президент отклонял законопро­ект, Конгресс мог добиться его утверждения, повторно одобрив 2/3 голосов в обеих палатах, т. е. предусматривалось отлагатель­ное вето президента.

Исполнительную власть возглавлял президент, который наделялся правомочиями главы государства и главы правительст­ва. Как глава государства он был главнокомандующим, имел пра­во помилования и отсрочки исполнения приговоров, «по согласию и совету» сената назначал послов и других высших должностных лиц, созывал палаты Конгресса в экстренных случаях, а также осуществлял некоторые другие полномочия. Как глава правитель­ства президент руководил текущим управлением страной с помо­щью подчиненного ему государственного аппарата, издавал адми­нистративные распоряжения, которые не должны, однако, выхо­дить за рамки законов.

Общефедеральную судебную систему возглавлял Верховный суд США. По наиболее важным делам вводился суд присяжных.

Таким образом, предусматривалась конституционная система «сдержек и противовесов». Конгресс мог отклонить законопроекты, внесенные президентом, сенат — не согласиться с предложенной президентом кандидатурой на важный должностной пост. Конгресс получил право привлекать президента к ответственности в порядке импичмента. В этом случае палатой представителей возбуждалось дело и формулировалось обвинение, а сенат рассматривал дело под председательством главного судьи Верховного суда США. Для при­знания подсудимого виновным требовалось 2/з голосов присутство­вавших сенаторов. При этом осуждение должно было ограничи­ваться «...удалением от должности, запрещением занимать в США какую-либо должность, с которой соединяются почет, доверие и выгода». В свою очередь президент, используя право отлагатель­ного вето, мог замедлить принятие закона, а при поддержке части конгрессменов добиться снятия его с обсуждения.

Такая система разделения властей в литературе иногда имену­ется гибкой. Введение двухпалатной системы (бикамерализм), обу­словленное многими причинами, предполагало известную конку­ренцию палат, предотвращало возможность узурпации законода­тельной власти одной палатой.

Конституция предусматривала правила формирования государст­венных властей. Депутатов палаты представителей выбирали по штатам (один депутат от 30 тыс. граждан, соответствующих множеству цензов). Сенат состоял из выборных законодательными собраниями штатов (два сенатора от штата). Президент избирался в ходе двухстепенных выборов. (Население по штатам избирало «выборщиков», а те — президента. Количество выборщиков от ка­ждого штата равнялось числу избранных здесь сенаторов и пред­ставителей нижней палаты Конгресса. По мере упрочения партий­ной системы выборщиков стали избирать по партийным спискам. Партия, набравшая относительное большинство голосов, получала все места выборщиков от данного штата. Такая система неизбежно усиливала диспропорцию между количеством выборщиков и коли­чеством голосов рядовых избирателей, голосовавших за них в мас­штабе всей страны. Выборщики, как правило, во втором туре го­лосовали за кандидата от своей партии, т. е. их мандат приобретал императивный характер. В итоге выборы президента из косвенных со временем превратились фактически в прямые). Членов Верхов­ного суда назначал президент «по совету и с одобрения» сената в количестве сначала 5, потом 9 членов.

Для предотвращения возможности временного безвластия в период выборов были установлены различные сроки правомочий властей. Палата представителей выбиралась на 2 года, сенато­ры — на 6 лет, причем каждые 2 года обновлялась 1/3 членов се­ната. Президент избирался на 4 года. Должность членов Верхов­ного суда объявлялась пожизненной, «пока будут вести себя без­укоризненно».

Конституция устанавливала федеративное устройство. Со­ответственно разграничивались правомочия между общефедераль­ными властями и властями отдельных штатов. Федерация наделя­лась правами объявлять войну и заключать мирные договоры (в более широком плане — ведение внешней политики), регулиро­вать торговлю с иностранными государствами и между штатами, чеканить монету (регулировать денежную систему страны), уста­навливать единую норму мер и весов, набирать в армию и флот, содержать их и управлять ими. Подчеркивалось верховенство фе­дерального права по отношению к праву отдельных штатов.

Фиксируя основы федерации, Конституция вводила «смешан­ную» форму правления, при которой представительство корпуса избирателей страны в целом стало совмещаться с равным пред­ставительством штатов в сенате независимо от численности насе­ления каждого из них. Таким образом, верхняя палата неизбежно становилась более последовательным выразителем интересов шта­тов (особенно малонаселенных).

Исключение было сделано в отношении территории, на кото­рой находилась столица США. Авторы Конституции решили, что столица не может быть в пределах какого-либо штата. В связи с этим штаты Вирджиния и Мэриленд уступили часть своей тер­ритории, на которой был учрежден федеральный округ Колумбия (в основном в пределах столицы). Жители столицы получили пра­во на самоуправление и лишь в XX в. были наделены правом из­бирать трех выборщиков на президентских выборах и одного деле­гата с совещательным голосом в нижнюю палату Конгресса.

Конституция США впервые в истории учреждала одну из ос­новных форм республиканского правления — президентскую республику. В системе высших органов государственной власти президент наделялся полномочиями главы государства и главы правительства. Предусматривался внепарламентский способ его избрания, равно как и внепарламентский способ формирования правительства при номинальном участии сената. Отсутствует пря­мая ответственность правительства перед парламентом (конгрес­сом). В сфере законодательства президент имеет право отлага­тельного вето. Не меньшее значение приобретает право обраще­ния с посланиями к Конгрессу.

Билль о правах 1791 г. Введение Конституции, которая огра­ничивалась только изложением государственного строя и обходила молчанием провозглашенные в декларациях права человека, про­ходило с большим трудом. В законодательных собраниях штатов она была принята незначительным большинством голосов и глав­ным образом при условии включения в Конституцию дополнений о демократических правах и свободах граждан. Законодатели понимали, что большинство американцев хотят видеть в Конститу­ции прежде всего гарантию от любых посягательств государствен­ных властей на их права и свободы. Из этого исходил и Д. Мэди­сон. Он внес решающий вклад в подготовку конституционных поправок, ставших известными как Билль о правах. Его содержа­ние составило первые 10 поправок к Конституции. Они были предложены законодательным собранием штатов в 1789 г. и ут­верждены в 1789—1791 гг. Принципиальной идеей, положенной в их основу, являлось признание недопустимости принятия ка­ких-либо законов, нарушающих свободы граждан: свободу вероис­поведания, свободу слова и прессы, мирных собраний, право об­ращения к правительству с просьбой о прекращении злоупотреб­лений (ст. 1). Провозглашалось право иметь и носить оружие (ст. 2). В мирное время запрещался постой солдат в частных домах без согласия их владельцев (ст. 3). Признавались недопустимыми задержание лиц, обыски, выемки вещей, бумаг без выдаваемых соответствующим должностным лицам законно обоснованных раз­решений (ст. 4). Никто не мог быть привлечен к уголовной ответ­ственности иначе как по решению суда присяжных, за исключени­ем дел, возникших в армии. Никто не мог быть подвергнут по­вторному наказанию за одно и то же преступление, быть принуждаем в каком-либо уголовном деле свидетельствовать про­тив самого себя, быть лишенным жизни, свободы, собственности без законного судебного разбирательства (ст. 5).

Уголовные дела рассматривал суд присяжных. Обвиняемый имел право на очную ставку со свидетелями, показывающими не в его пользу, ему разрешалось вызвать свидетелей со своей стороны и прибегнуть к советам адвоката (ст. 6). Запрещались жестокие и необычные наказания (ст. 8). В качестве общего принципа устанавливалось, что названные в Конституции права, включая Билль 1791 г., не должны умалять все другие права и свободы, «оставшиеся принадлежностью народа» (ст. 5), и не­разрывно связанные с этим другие, не менее важные права: «пра­ва, не представленные Конституцией Соединенных Штатов и не отнятые ею у штатов, принадлежат штатам или народу» (ст. 10).

В сочетании с этими положениями Конституция США приоб­рела еще большую прогрессивную направленность. Был создан, как показала последующая история, наиболее оптимальный вари­ант государственного строя для США. Основной закон 1787 г., принятый, как тогда считалось, на окраине цивилизованного мира, оказал большое влияние на развитие конституционализма в других странах и прежде всего в части идей республиканского правового федеративного государства, которое основано на разделении вла­стей, в котором законодательная власть строится на базе «смешанной» системы бикамерализма, исполнительная — как едино­личная, выборная, срочная магистратура с правом отлагательного вето, судебная осуществляется пожизненно назначаемыми судьями и судом присяжных.

Вместе с тем прогрессивное, демократическое значение Консти­туции во многом умалялось сохранением старой избирательной сис­темы, отягченной множеством цензов, лишавших значительную, наи­менее состоятельную часть населения права участвовать в легальной политической жизни — выбирать и быть избранными в органы вла­сти и управления. В южных штатах сохранялось рабство. В итоге введенная демократия носила во многом элитарный характер.

В таких условиях порой заявлял о себе относительный инсти­туционный пробел президентской формы правления. Приобретали особое значение личностные, практико-нравственные свойства президента, наделенного большими полномочиями. Лишь должным образом функционирующая демократическая, правовая система могла предотвратить коррупцию и другие злоупотребления

Вопрос

Наши рекомендации