Билет № 21. Период сословно-представительной монархии (XIV—XV вв.) во Франции. Генеральные штаты, «Великий мартовский ордонанс»

Этот период характе­ризуется значительным развитием городской промышленности и торговли. Возросла экономическая роль городов на юге Фран­ции. Важными цен­трами городской промышленности стали Париж и Орлеан.

Сословия.

В рассматриваемое время завершилось юридиче­ское оформление сословий. Все население страны делилось на три сословия: первое — духовенство, второе — дворянство, все остальные свободные составили третье сословие, которое в ле­гальной политической деятельности представлял главным образом городской патрициат. Первые два считались привилегированными, что прежде всего освобождало их от налогов и повинностей, кото­рые были возложены на третье сословие.

Важные сдвиги в социально-экономических отношениях обусловили существенные изменения в государстве. Вопреки сопротивлению крупнейших феодалов в основном преодолевается феодальная раздробленность. С завершением периода феодальной раздробленности государство приняло форму сословно-представительной монархии. Относитель­но сильная королевская власть сочеталась с представительством от сословий — Генеральными штатами (общенациональным орга­ном, имевшим право разрешать введение новых налогов). Созда­вались более благоприятные условия для формирования единого общенационального рынка и дальнейшего экономического и соци­ального развития страны.

Процесс оформления сословно-представительной монархии был сложным и противоречивым. Он начался с усилением королевской власти, неразрывно связанным с преодолением феодальной раз­дробленности. Укрепились социально-экономические основы союза королевской власти и городов, благодаря росту го­родской промышленности и торговли города смогли оказывать мо­нархии помощь, значительно большую, чем раньше. Вокруг королевской власти сплотились основные группы среднего и мелкого дворянства, т. е. подавляющая часть господствующего класса. В условиях подъема антифеодального движения крестьянства дворяне уже не были в состоянии защи­тить свои интересы с помощью локальных рыцарских ополчений. В сильной королевской власти они видели единственный оплот сохранения своего привилегированного положения. Монархия мог­ла также дать им новые источники дохода, предоставив службу в армии и государственном аппарате. Сильная королевская власть была нужна для борь­бы с внешним врагом. В этот период Франция подвергалась ино­странным нашествиям, ставившим ее подчас на грань националь­ной катастрофы. Особенно тяжелой для французского народа была война с Англией. Ликвидация феодальной раздробленности и усиление королев­ской власти хотя и достигали значительных успехов, но были еще далеки от своего завершения. Сохранились большие, фактически независимые феодальные владения, такие, например, как, герцог­ство Бургундское.

Провинциальные штаты.

Объединение страны могло быть успешно завершено лишь в обновленной государственно-правовой форме, обеспечивающей консолидацию всех сил, выступающих за единое государство. Начинают созываться собрания представи­телей от сословий. Короли получили возможность обращаться за поддержкой к сословиям, минуя правителей крупнейших сеньо­рий. На обсуждение собраний выносились важнейшие вопросы внутренней и внешней политики и прежде всего налогов. Были впервые введены постоянные общегосударственные налоги. Регу­лярные денежные поступления позволили правительству сформи­ровать постоянную наемную армию взамен рыцарского ополчения, а также централизованный бюрократический аппарат управления.

Генеральные штаты.

В 1302 г. впервые было созвано общефранцузское собрание сословий. Его стали называть Генеральны­ми штатами в отличие от штатов в отдельных провинциях. Каждое сословие было представлено отдельной палатой. Первая палата состояла из высшего духовенства. Во вторую посылали вы­борных от дворянства. Третье сословие выбирало своих депутатов. Как правило, в выборах участвовал городской патрициат, депутата­ми были мэры и эшвены (члены городских советов). Все вопросы рассматривались раздельно по палатам, где решение выносилось простым большинством голосов. Решение утверждалось всеми па­латами, причем каждая палата имела только один голос. Таким об­разом, привилегированные сословия всегда имели гарантированное большинство. Генеральные штаты созывались по усмотрению коро­ля. Но поскольку введение новых налогов и единовременных сбо­ров требовало предварительного согласия Генеральных штатов и, в частности, согласия третьего сословия, короли были вынуждены обращаться к ним довольно часто. Духовенство и дворянство от на­логов были освобождены (имели «налоговый иммунитет») и лишь давали согласие на обложение третьего сословия.

Великий мартовский ордонанс

Королевская власть часто добивалась от Генеральных штабов нужного ей ре­шения. Но были моменты, когда третье сословие могло добиться больших прав, чем право утверждения новых налогов. В 1357 г., когда страна переживала один из наиболее глубоких политических кризисов в своей истории, был издан ордонанс (указ), ставший впоследствии известным как Великий мартовский ордонанс 1357 г. В соответствии с этим документом сессии Генеральных штабов должны были проводиться без предварительной санкции короля. Генеральные штабы не только имели исключительное право на введение новых налогов, но и контролировали расходы прави­тельства. Лишь с их согласия можно было заключить мир и объя­вить войну. Они назначали специальных советников короля. Великий мартовский ордонанс был вершиной временного роста правомочий Генеральных штатов. Добившись от них согласия на введение постоянных налогов, правительство сделало все, что­бы ордонанс не был претворен в жизнь. И это ему удалось.

Последовавшее вскоре победоносное завершение Столетней войны содействовало дальнейшему укреплению королевской власти. В ее распоряжении были многочисленная наемная армия, бюрокра­тический аппарат управления, которые содержались за счет посто­янных налогов, назначаемых теперь без предварительного одобре­ния Генеральных штатов. Вся власть короля распространялась на территорию, почти равную современной Франции. С точки зре­ния правящих кругов, Генеральные штаты выполнили предназначав­шуюся им роль. Начиная с XV в. Генеральные штаты перестают созываться (в XVII в. были созваны один раз, в XVIII в.— тоже один раз). Взамен их правительство начинает изредка, по своему усмотрению, созывать собрание нотаблей (именных подданных). Но это учреждение имело чисто вещательные функции.

Наши рекомендации