Билет № 4.Государство в Древней Индии. Законы Ману, Варны и касты

С усилием общественного неравенства военный вождь племе­ни (раджа), который ранее выбирался собранием и мог быть сме­щен им, все более возвышался над племенами, подчиняя себе ор­ганы племенного управления. За должность раджи велась борьба между представителями знатных и могущественных родов в пле­мени. Со временем эта должность становится наследственной. Сначала большую роль продолжали играть народные собрания, оказывавшие влияние при назначении раджи. Уменьшение роли народных собраний связано с усилением власти раджи. Органы племенной администрации постепенно превращались в государственные органы. Все большее значение приобретает царский жрец, который являлся также астрологом, советником раджи. Племенная дружина постепенно перерастала в постоянное войско во главе с начальником.

Самым крупным и сильным государством того времени была Магадха. Наивысшего могущества это государство достигло в IV—III вв. до н. э. при династии Маурьев, объединившей под своей властью почти всю территорию Индостана. В эпоху Маурьев были заложены основы многих государственных инсти­тутов, получивших развитие в последующий период.

С разложением первобытно-общинного строя и развитием общественного и имущественного неравенства связано появление сословий — варн. Индийские источники, в частности законы Ману, дают описа­ние индийских варн: брахманы — члены жреческих родов, кшат­рии — военная аристократия, вайшья — рядовые общинники, шудры — неравноправные члены общества. При этом брахманы, выполнявшие жреческие функции и знавшие священное учение, занимали наиболее почетное место в обществе. Их называли «авадхья» — неприкосновенные. Для каждой варны был сформулирован свой закон образа жизни — дхарма. Государственное управление оставалось в веде­нии двух первых варн, причем исполнение жреческих обязанно­стей было привилегией брахманов, военное дело — кшатриев. Вайшьям было предписано заниматься земледелием, скотоводст­вом, ремеслом и торговлей. Шудрам предписывалось находиться в услужении у трех высших варн. Запрещался переход из одной варны в другую. Ограничивалась возможность смешанных браков. Со временем варны претерпели изменения и перешли в касты. Это было связано с падением роли свободных общинников и пре­вращением их в неполноправных крестьян. Теперь линия раздела проходила главным образом между знатью — брахманами и кшат­риями, с одной стороны, и простонародьем — вайшьями и шудра­ми — с другой.

Древнеиндийское государство воз­никло как рабовладельческое, тем не менее в его праве отсутст­вует отчетливое противопоставление свободных и рабов. Варны заслоняли собой классы. Рабский труд не играл значительной роли в решающих отрас­лях экономики Древней Индии. Существенной особенностью древнеиндийского рабства было на­личие государственного законодательства, направленного на ограни­чение произвола хозяина по отношению к рабам.

Главой государства считался радж. Маурийский царь стоял во главе государственного аппарата и обладал законодательной властью. Из-за частых заговоров особое внимание уделялось охране царя. Большую роль при дворе играл царский жрец, принадлежав­ший к влиятельному брахманскому роду. Совет царских сановников — паришад существовал и ранее, но именно в эпоху Маурьев приобрел функции политического со­вета. Паришад как политический орган состоял из знати — военной и жреческой. Сабха — широкое по составу собрание знати и представителей городского и сель­ского населения, выполнявшее очень важные политические функ­ции. Территория государства в эпоху Маурьев делилась на провин­ции. Во главе четырех главных провинций находились царевичи. Помимо деления на главные провинции существовало деление на обычные провинции (джанапады), области (прадеши), округа (ахале). Во главе джанапад стояли крупные государственные чиновни­ки — раджуки.

Законы Ману

Главное в законах Ману — закре­пление существующего варнового устройства. Здесь подробно описывается происхождение варн согласно религиозному учению, указывается на наследственно-профессиональный их характер, оп­ределяются назначение каждой варны, привилегии высших варн.

Право собственности

Законы указывают семь возможных способов воз­никновения права собственности: наследование, получение в виде дара или находка, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, а также получение милостыни. Древней Индии был известен и такой способ приобретения права собственности, как давность владения (10 лет). Среди основных видов собственности законы называют землю. Земельный фонд страны составляли земли царские, общинные, частных лиц. В законах Ману упоминается о рассмотрении судебных споров о границах между общинами, об общинных колодцах, каналах. При рассмотрении этих споров прежде всего учитывалось мнение родственников и соседей. Они же имели право преимущественно­го приобретения земли. Таким образом, община, игравшая значи­тельную роль в общественных отношениях, стремилась ограничить частное землевладение.

Обязательства

Обязательственные отношения получили в зако­нах Ману довольно тщательную разработку. В основном в законах говорится об обязательствах из договоров. Наиболее подробно опи­сывается один из древнейших договоров — договор займа. В Маурийскую эпоху широко применялся труд свободных на­емных работников (кармакаров), поэтому законы Ману уделяют значительное внимание этому виду договора. Условия заключения договора зависели от работо­дателей. Неисполнение договора влекло штраф, и жалованье ви­новному не выплачивалось. В Древней Индии был известен и договор аренды земли. Договор купли-продажи также упоминается в законах Ману. Договор считался действительным, если совершался в присутствии свидетелей, а в качестве продавца выступал собственник вещи. Особенность этого договора для Индии заключа­лась в том, что здесь существовало ограничение торговлей людьми и торговля рассматривалась как занятие, недостойное высших каст. Упоминается в законах Ману договор дарения. Законам Ману известны были и обязательства из причинения вреда. В качестве основания для возникновения такого обязатель­ства указывались порча имущества, вред, причиненный движением повозки по городу. При этом виновный дол­жен был возместить причиненный ущерб и уплатить штраф царю.

Брачно-семейные отношения

Для Древней Индии характерна большая патриархальная семья. Глава семьи — муж. Женщина полностью зависела от своего супруга и сыновей. Брак представ­лял собой имущественную сделку, в результате которой муж поку­пал себе жену и она становилась его собственностью. Хотя законы Ману как высшую дхарму между мужем и женой провозглашают «взаимную верность до смерти», муж мог иметь несколько жен, развестись с женой. Все имущество семьи было ее общим достоянием, но управля­лось главой семьи. После смерти родителей имущество либо де­лилось между сыновьями, либо оставалось у старшего сына, кото­рый становился опекуном живших в доме младших братьев. Доче­ри от наследования устранялись, но братья должны были выделить им по 1/4 своей доли для приданого.

Уголовное право и процесс

Среди преступлений, называемых законами Ману, на первом месте стоят государственные. В качестве примера можно назвать службу врагам царя, поломку городской стены, городских ворот. Более подробно законы описывают преступления против соб­ственности и против личности. Среди имущественных преступлений большое внимание уделя­ется краже. Законы Ману осуждали всякое насилие, совершенное над лич­ностью. Насильника считали худшим злодеем, чем ругателя, вора и ударившего палкой. Среди видов наказания следует назвать смертную казнь в различных вариантах: посажение на кол, сожжение на костре, утопление.; членовредительские наказания; штрафы, изгнание, тюремное заключение. Это да­леко не полный перечень наказаний. Кровная месть в законах не упоминается, видимо, в то время она уже не применялась. Законы Ману дают общее представление об уголовном процес­се того времени. Верховный суд вершил царь с брахманами. Не было различия между уголовным и гражданским процессом, и процесс носил со­стязательный характер. Законы называют поводы для рассмотрения исков: неуплата долга, заклад, продажа чужого… Всего восемнадцать поводов судебного разбирательства. Дела тяжущихся сторон рассматривались, следуя порядку варн. Основным источником доказательств служили свидетельские показания. Лжесвидетельство, несообщение суду известных сведений считались тяжким грехом. В качестве свидетеля не могли выступать заинтересованные лица и женщины «вследствие непостоянства женского ума». При отсутствии свиде­телей в качестве доказательств применялись ордалии различных видов — испытание огнем, весами, водой и некоторые другие.

Наши рекомендации