Билет № 1.Основные этапы в истории Древнего Египта. Общественный и государственный строй

Вопросы к зачету

Билет № 2. Образование государственности в Месопотамии. Усиление Вавилона. Государственный строй Вавилона. Нововавилонское царство.

Вавилонское государство располагалось в Азиатском Междуре­чье (между реками Тигр и Евфрат). Первые государства на этой территории возникли в начале 3-го тыс. до н. э. Это были не­большие города-государства, в общественном и государственном строе которых длительное время сохранялись пережитки родоплеменной организации. Древнейшим населением страны, заложив­шим основы цивилизации в Междуречье, были шумеры.

Около 2000 г. до н. э. Междуречье было захвачено кочевниками-амореями, победившими Шумеро-Аккадское царство и широко расселившимися на его территории. Одним из их опорных пунктов стал Вавилон. Удобное географическое положение обес­печивало возвышение Вавилона. Он становится столицей неболь­шого царства. При шестом царе, Хаммурапи, Вавилон стал столицей огромного государства, включавшего большую часть Междуречья. Созданное Хаммурапи государство, получившее на­звание Вавилония по имени его столицы, было большим, но не сильным.

Новый подъем Вавилон переживает в VII—VI вв. до н. э. Пе­риод с 626 по 539 г. до н. э. определяется как время существова­ния Ново-Вавилонского, или Халдейского, царства. При Навуходо­носоре II Ново-Вавилонское царство превратилось в могуществен­ную державу. Это было время роста крупного землевладения, расцвета рабовладельческих отношений. Большое развитие получи­ли ремесло и торговля, осуществлялось строительство грандиозных храмовых, оборонительных и ирригационных сооружений. Опорой сильной царской власти служило жречество, бывшее выразителем интересов торгово-рабовладельческой верхушки общества.

Древневавилонское царство представляло собой централизо­ванное государство. В руках царя была сосредоточена законода­тельная, исполнительная и судебная власть. Вместе с тем царская власть не была сильной. Царь рассматривался как наместник и служитель бога на земле. Снизу царская власть ограничивалась сильным духовенст­вом и богатыми городами. Три священных города Вавило­нии — Ниппур, Сиппар и Вавилон — имели льготные грамоты, ставившие их в привилегированное положение. Царь не имел права сажать в тюрьму граждан этих городов, требовать с них солдат, заставлять работать в храмовых хозяйствах. Блюстителями неприкосновенности прав городов выступали жрецы. Древневавилонские правители создали отлаженный механизм управления. Достигнуто это было путем личного внимания ко всем, даже мельчайшим делам своего государства. Служилая знать вытеснила родовую. Все управление было сосредоточено в царском дворце. Дворцовая система управления отличалась тем, что лица, управлявшие царским хозяйством, занимали высшие должности в государстве; четкого разграничения функций между ними не было. Среди высших сановников государства — визирь, дворецкий, начальник финансов, кравчий, главный военачальник. Очень высоко ценились писцы. В системе государственных органов управления различались центральные и местные. Большими городами управляли наместники царя. Судебные функции выполняли чиновники, назначаемые царем: наместники и правители местности. Высшей судебной инстанцией был царь. Общинные и храмовые суды все больше теряли свое значение. В Вавилоне существовала постоянная армия.

Законы Ману

Главное в законах Ману — закре­пление существующего варнового устройства. Здесь подробно описывается происхождение варн согласно религиозному учению, указывается на наследственно-профессиональный их характер, оп­ределяются назначение каждой варны, привилегии высших варн.

Право собственности

Законы указывают семь возможных способов воз­никновения права собственности: наследование, получение в виде дара или находка, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, а также получение милостыни. Древней Индии был известен и такой способ приобретения права собственности, как давность владения (10 лет). Среди основных видов собственности законы называют землю. Земельный фонд страны составляли земли царские, общинные, частных лиц. В законах Ману упоминается о рассмотрении судебных споров о границах между общинами, об общинных колодцах, каналах. При рассмотрении этих споров прежде всего учитывалось мнение родственников и соседей. Они же имели право преимущественно­го приобретения земли. Таким образом, община, игравшая значи­тельную роль в общественных отношениях, стремилась ограничить частное землевладение.

Обязательства

Обязательственные отношения получили в зако­нах Ману довольно тщательную разработку. В основном в законах говорится об обязательствах из договоров. Наиболее подробно опи­сывается один из древнейших договоров — договор займа. В Маурийскую эпоху широко применялся труд свободных на­емных работников (кармакаров), поэтому законы Ману уделяют значительное внимание этому виду договора. Условия заключения договора зависели от работо­дателей. Неисполнение договора влекло штраф, и жалованье ви­новному не выплачивалось. В Древней Индии был известен и договор аренды земли. Договор купли-продажи также упоминается в законах Ману. Договор считался действительным, если совершался в присутствии свидетелей, а в качестве продавца выступал собственник вещи. Особенность этого договора для Индии заключа­лась в том, что здесь существовало ограничение торговлей людьми и торговля рассматривалась как занятие, недостойное высших каст. Упоминается в законах Ману договор дарения. Законам Ману известны были и обязательства из причинения вреда. В качестве основания для возникновения такого обязатель­ства указывались порча имущества, вред, причиненный движением повозки по городу. При этом виновный дол­жен был возместить причиненный ущерб и уплатить штраф царю.

Брачно-семейные отношения

Для Древней Индии характерна большая патриархальная семья. Глава семьи — муж. Женщина полностью зависела от своего супруга и сыновей. Брак представ­лял собой имущественную сделку, в результате которой муж поку­пал себе жену и она становилась его собственностью. Хотя законы Ману как высшую дхарму между мужем и женой провозглашают «взаимную верность до смерти», муж мог иметь несколько жен, развестись с женой. Все имущество семьи было ее общим достоянием, но управля­лось главой семьи. После смерти родителей имущество либо де­лилось между сыновьями, либо оставалось у старшего сына, кото­рый становился опекуном живших в доме младших братьев. Доче­ри от наследования устранялись, но братья должны были выделить им по 1/4 своей доли для приданого.

Уголовное право и процесс

Среди преступлений, называемых законами Ману, на первом месте стоят государственные. В качестве примера можно назвать службу врагам царя, поломку городской стены, городских ворот. Более подробно законы описывают преступления против соб­ственности и против личности. Среди имущественных преступлений большое внимание уделя­ется краже. Законы Ману осуждали всякое насилие, совершенное над лич­ностью. Насильника считали худшим злодеем, чем ругателя, вора и ударившего палкой. Среди видов наказания следует назвать смертную казнь в различных вариантах: посажение на кол, сожжение на костре, утопление.; членовредительские наказания; штрафы, изгнание, тюремное заключение. Это да­леко не полный перечень наказаний. Кровная месть в законах не упоминается, видимо, в то время она уже не применялась. Законы Ману дают общее представление об уголовном процес­се того времени. Верховный суд вершил царь с брахманами. Не было различия между уголовным и гражданским процессом, и процесс носил со­стязательный характер. Законы называют поводы для рассмотрения исков: неуплата долга, заклад, продажа чужого… Всего восемнадцать поводов судебного разбирательства. Дела тяжущихся сторон рассматривались, следуя порядку варн. Основным источником доказательств служили свидетельские показания. Лжесвидетельство, несообщение суду известных сведений считались тяжким грехом. В качестве свидетеля не могли выступать заинтересованные лица и женщины «вследствие непостоянства женского ума». При отсутствии свиде­телей в качестве доказательств применялись ордалии различных видов — испытание огнем, весами, водой и некоторые другие.

Образование и развитие феодального государства в Германии. «Священная Римская империя германской нации». Золотая булла 1356 года

Раннефеодальное государство (Х-ХП вв.)."Священная Римская империя германской нации" Общественный строй. По Верденскому договору 843 г. из состава Франкской империи в самостоятельное государство была выделена Германия. Она представляла собой совокупность более или менее самостоятельных герцогств: Швабии, Саксонии, Тюрингии и др. В экономическом отношении Германия являлась одной из наиболее отсталых стран Европы.Здесь феодальные отношения развились намного позже, чем во Франции, - не ранее XI в. Оформление сословий. Германское общество разделялось на два основных сословия: военное- рыцарство и податное- крестьянство. Образованию этих двух главных сословий способствовала реформа короля Генриха I Птицелова (X в.), основной целью которой была необходимость формирования конницы для борьбыс вторгнувшимися венграми. По этой реформе, все лица, которые могли сражаться в конном строю, были зачислены в военное сословие, остальные зачислялись в податное сословие. Военное сословие было неоднородно. Помимо крупных землевладельцев, светских и духовных, в его состав входило довольно многочисленное среднее и мелкое рыцарство. Податное сословие распадалось на свободное и несвободное. Часть крестьян довольно долго оставалась свободными земельными собственниками. Несвободные являлись крепостными или холопами (дворней)землевладельцев.Горожане были или земельными собственниками, или торговцами и ремесленниками. Строго говоря, они не могли рассматриваться как податное сословие, поскольку обложение налогами падало на город, а не на отдельных граждан. В XII в. в Германии оформились феодальные сословия. Это было связано с торжеством ленной системы -вассалитета. Структура класса феодалов определялась отношениями земельной собственности. Самым крупным собственником был король. Но его домен постоянно изменялся. Короли раздавали земли церковным и светским феодалам, но в то же время присоединяли к домену захваченные чужие территории и кон4шскованные у феодалов лены. Большая часть земли вГермании в IX-XII вв. принадлежала светским феодалам. Наиболее крупными землевладельцами после короля были герцоги, маркграфы и пфальцграфы. За ними следовали "свободные господа" - служилая знать (графы, фогты). Затем шли рыцари, к ним относились все свободные, два предка которых носили оружие. Наряду со светской феодальной знатью крупными феодалами были прелаты церкви -архиепископы, епископы и аббаты. Взаимоотношения между феодалами строились на ленных связях и были многоступенчатыми, однако в некоторых случаях сохранялось прямое подчинение феодальных собственников королю, что типично для раннефеодального государства. Феодальная иерархия. В Германии в XII в. феодальная иерархия сложилась, например, в Саксонском и Швабском зерцалах какиерархия шести и семи военных щитов. Иерархия носила военный характер и в то же время была формой государственной организации немецких феодалов. Между отдельными ее ступенями распределялись государственные функции, и иерархия охватывала всю систему ленного государства.Для вассально-ленных отношений в Германии характерны следующие особенности: замедленность процесса складывания ленных отношений; неравномерность течения этого процесса по отдельным герцогствам; сравнительная централизованность системы ленных отношений. Основную массу зависимого крестьянства составляли колоны и полусвободные крестьяне - литы. Наиболее угнетенной частью населения были сервы. Особую категорию составляли крепостные фиска и короля, церковные крепостные. Различия в юридическом статусе отражали разные формы феодальной зависимости. Государственный строй. В 1Х-Х вв. в Германии происходило усиление королевской власти, обусловленное тем, что многочисленные крупные и средние земельные собственники - аллодисты нуждались в помощи сильной королевской власти для захвата общинных земель и закрепощения свободных общинников; сильная королевская власть нужна была монастырям и епископатам, заинтересованным в расширении церковного землевладения; политического объединения Германии требовало наличие внешней опасности (нападение норманов, венгров). Объективные предпосылки для усиления королевской власти в Германии были использованы королями Саксонской династии, при первых представителях которой - Генрихе I и Отгоне I - фактически сложилось Германское раннефеодальное государство. Оттон I и создание германской империи. В борьбе с герцогами королевская власть пыталась опереться на поддержку церкви. Так, Оттон I, стремясь ограничить самостоятельность герцогов, ввел так называемые "оттоновские привилегии", сущность которых состояла прежде всего в территориальном расширении церковного иммунитета, распространенного не только на церковные владения, но и на весь округ, где были расположены этивладения. С другой стороны, церковный иммунитет был расширен по самому своему содержанию: владелец иммунитета получил право не только низшей, но и высшей уголовной юстиции в пределах своего округа. Таким путем в пределах герцогских территорий были созданы самостоятельные церковные округа, непосредственно связанные с королевской властью: король облагал церковные земли налогами в свою пользу, получал доходы с вакантных церковных должностей. Судебные функции в иммунитетном округе были переданы королевскому чиновнику- церковному фогту, находящемуся в прямом подчинении центрального правительства. Укрепив свои позиции, император Оттон I, стремясь получить императорскую корону и тем возвысить свою власть над властью герцогов в Германии в середине Х в., предпринял удачную попытку завоевания Италии, что давало широкие возможности земельных и денежных захватов для германских феодалов, и, кроме того, господство в Италии означало господство над папой и соответственно укрепление королевской власти над епископами. Римский папа в это время нуждался в поддержке германского короля, так как местные феодалы захватили власть в Риме. В 962 г. он возложил на Отгона I императорскую корону. Возрожденная империя получила впоследствии название"Священной римской империи германской нации": "священной", потому что во главе ее должны были стоять совместно папа и император при фактическом преобладании последнего; "римской", потому что ее рассматривали как преемницу Западной римской империи; "германской", потому что ставилась цель объединения Германии и Италии при господстве Германии. Королевский двор. Центром высшей государственной власти был королевский двор. Он включал в себя членов королевской семьи, их слуг, министериалов и служащих свободного происхождения, которые составляли правительственный аппарат. Между этими служащими и личными королевскими слугами не проводилось строгих различий, функции их частично смешивались. При королевском дворе постоянно находилось значительное число церковных и светских феодалов. Из их среды рекрутировались высшие сановники: стольник, чашник, камерарий, маршал, капеллан, дворецкий, канцлер. Канцлер - главное должностное лицо- ведал почти всеми делами управления. Важное значение имела должность дворецкого (майордома), ведавшего дворцовыми делами. Обслуживающий персонал состоял из министериалов, функции которых не ограничивались собственно дворцовой службой. Поскольку других органов исполнительной власти не существовало, министериалы вели правительственные дела. Постепенно они отодвинули сановников на задний план. В политической жизни страны огромную роль играли собрания феодалов. Они выступали как суверенный орган при отстранении королей от власти, в период междуцарствий. Собрания определяли компетенцию короля, издавали законодательные акты, вступали в переговоры с папой, на собраниях производились назначения на высшие государственные должности, предоставление ленов. В начале XI в. при короле образовался совет из высших представителей знати (гофстаг), совместно с которым король рассматривал наиболееважные дела. Герцогства. В Германии длительное время существовали отдельные племенные герцогства. В X-XI вв. рост феодального землевладения и этническое сплочение населения страны привели к разложению системы раннефеодальной организации. Герцогства превращались в территориальные княжества, представлявшие собой замкнутые политические образования. Они располагали почти полнымсуверенитетом и только в слабой степени подчинялись верховному сюзеренитету короля. Княжества сложились на базе крупных вотчин. Превращение феодала в князя осуществлялось путем установления права собственности на все земли в черте его территории и приобретения иммунитетных привилегий. В конце XI в. восторжествовали принципы избирательной монархии. Избрание короля князьямипредставляло собой юридический акт. Тот. кто не участвовал в выборах, считал себя свободным от королевской власти. Феодальная раздробленность Германии была закреплена Золотой буллой 1356 г., изданной при императоре Карле IV. Согласно этому документу император Германии избирался коллегией курфюрстов, состав которой был четко определен. Достоинство курфюрстов было признано за тремя духовными землями (Майнц, Кельн и Трир) и четырьмя светскими (Богемия, Пфальц, Саксен-Виттенберг и Бранденбург). Выборы производились большинством голосов. Император признавал самостоятельность курфюрстов в их владениях и вообще обязывался не вмешиваться во внутренние дела князей. Было узаконено право князей Империи вести войны против друг друга. Запрещались только войны вассалов против сеньоров. В числе прав, предоставленных курфюрстам, была регалия, т.е. исключительное право добычи драгоценных металлов, а также чеканки монеты. Провозгласив, что империя является политической организацией суверенных князей и города не могут независимо от князей претендовать на политическую роль. Золотая булла воспретила союзы городов. Решение всех важных дел империи передавалось коллегии курфюрстов, которая должна была созываться ежегодно. В пределах своих владений князья получили все права самостоятельных властителей. Объединившая их связь была чисто номинальной. Империя сохранялась как символ, как название, но не как реальное политическоеединство. Коллегия имела право суда над императором и его смещения. Взимание пошлин, право высшей юрисдикции - все это принадлежало курфюрстам. Таким образом, в Германии была юридически оформлена олигархия нескольких крупнейших феодалов сложившаяся еще до Золотой буллы. 16. Абсолютизм в Германии. Императорская власть. «Княжеский абсолютизм»

Конец 15- 16 век в Германии- время экономического подъема. Но экономическое здесь отличалось большой неравномерностью по отдельным районам, что обусловило объединение интересов по отдельным землям вокруг местных центров, что способствовало политической раздробленности.

Реформация расколола Германию на протестантскую и католическую(юг).

В результате Крестьянской войны в 20-х годах 16 века, а княжеская власть еще больше усилилась за счет того, что княжеские города попали в зависимость от князей, часть дворянства оскуднела и была вынуждена искать опоры у князей.

Тридцатилетней войны, которая велась под лозунгом борьбы между католиками и протестантами , закончилась победой северогерманских князей, которые по Вестфальскому миру получили право заключать союзы не только внутри страны, но и с иностранными государствами. Это привело к полному торжеству партикуляризма в государственном строе. Внутри княжеств власть князей продолжала усиливаться.

В 17 веке в герм. княжествах установился абсолютизм, отличавшийся от централизованных абсолютных монархий Запада: 1)абсолютизм сложился не в масштабе всей империи, а в рамках княжеских владений 2) княжеский абсолютизм явился выражением полного торжества феодальной реакции, ее победы над буржуазным движением.

Пруссия и Австрия. Наиболее крупными абсолютистскими государствами империи были Пруссия и Австрия, между которыми уже начиналось соперничество за политическое верховенство в империи.

Король Пруссии — входил в имперскую коллегию курфюрстов. Высшим органом государственного управления был Тайный совет при короле. Ему подчинялись первоначально три директории: финансовая, военных дел и королевских доменов. Особое значение приобрела директория военных дел, которая ведала организацией и вооружением постоянной армии. Прусская армия была одной из самых больших в Европе и славилась своей муштрой и палочной дисциплиной.

Основными тенденциями развития государственного строя Пруссии в XVIII в. стали дальнейшая централизация и милитаризация государственного аппарата, возвышение военно-управленческих органов над гражданскими. Значительная часть полномочий Тайного совета переходит к Генеральному военному комиссариату. Ликвидируется городское самоуправление. На весь государственный аппарат были распространены воинские звания, военная субординация и дисциплина.

По своему политическому режиму Прусская монархия может быть охарактеризована как военно-полицейское государство. В нем получили широчайшее развитие произвол властей, цензура и мелочная регламентация не только государственной, но и частной жизни подданных.

Во второй половине XVIII в. в Пруссии и Австрии проводилась политика так называемого просвещенного абсолютизма. Примером такой политики может послужить Австрия.

Австрия в отличие от Пруссии не представляла собой централизованного государства. Она была многонациональной страной. В Австрии господствовало католическое вероисповедание. С XV в. короли Австрии становились германскими императорами и Австрия считалась их домениальным владением.

Система центральных органов Австрии не была строго упорядоченной и постоянно перестраивалась. Высшим органом власти и управления вместе с монархом был Тайный совет. В дальнейшем он был заменен конференцией, которая стала постоянным учреждением (с начала XVIII в.). Военными делами ведал придворный Военный совет. В 1760 году с целью объединения всех отраслей управления был учрежден Государственный совет.

После смерти Карла VI единственной наследницей престола являлась его дочь Мария-Терезия, но германские законы запрещали наследование престола по женской линии. Марии-Терезии пришлось завоевывать власть в борьбе с Пруссией и Баварией. Став во главе Австрии, Мария-Терезия свои реформы начала с военной сферы. Была введена система рекрутских наборов. Для подготовки офицерских кадров учреждалась военная академия. Было ограничено крепостное право: сокращена барщина, введен контроль со стороны государства за судебной властью помещиков. Финансовая реформа выразилась во введении всеобщего подоходного налога на базе всеобщей переписи населения. Значительное внимание уделялось образованию: за счет государства создавались школы, специальные учебные заведения. Все эти реформы сопровождались централизацией государственного аппарата, упразднением остатков сословно-представительнои монархии.

Продолжателем дела Марии-Терезии стал ее сын Иосиф III, выбранный в 1765 г. Императором Германии. Иосиф II отменил крепостное право. Школьному обучению было дано светское направление. Церковная реформа ограничила привилегии католической церкви, был принят эдикт о веротерпимости. Государство оказывало поддержку сельскому хозяйству и промышленности; были уничтожены многие внутренние торговые пошлины, увеличены пошлины на ввозимые товары. Было введено строго централизованное управление, уничтожены различия между областями. Недовольство методами осуществления реформ со стороны как социальных, так и национальных сил привело к массовым выступлениям против проводимых преобразований. Перед смертью Иосиф II отменил все свои реформы. Но те нововведения, которые успели дать результаты, значительно продвинули Австрию в развитии и создали почву для становления капиталистических отношений.

Вопросы к экзамену

Предыстория

XVII век был очень важен в развитии английской политической структуры. Во времена правления Елизаветы I непрекращающаяся опасность со стороны Испании сделала абсолютизм необходимым, и англичане были согласны принять его. Но когда стал править Яков I Английский (англ. James I of England), опасность уже миновала. Англия была в хороших отношениях с Францией, и не было серьезной угрозы из-за границы.

Карл I

Война началась спустя меньше чем 40 лет после смерти Елизаветы I в 1603 году. Во время правления Карла I (с 1625 года) и Англия, и Шотландия пребывали в мире дольше, чем когда-либо. Сам Карл надеялся объединить королевства Англии, Шотландии и Ирландии в единое королевство, таким образом, осуществив мечту своего отца Якова I Английского. Многие английские парламентарии негативно относились к этой идее, боясь, что такое объединение может уничтожить старые английские традиции, восходившие к английской монархии. Поскольку Карл разделял позицию своего отца, что король — божий наместник, избранный Богом для правления на земле в соответствии с «Божиею милостью», подозрения парламентариев имели основания.

В последние годы правления Елизаветы парламент стал очень влиятелен. При правлении Якова I народ был недоволен, что король повышает налоги без разрешения парламента. Конфликт между двумя сторонами разгорелся вновь, когда на престол вступил Карл I. В течение первых пяти лет своего правления Карл созывал и распускал парламент 3 раза. Затем он пытался управлять страной без Народного собрания и без Палаты Лордов: следующие 11 лет Карл правил без парламента.

Карл возродил несколько старых феодальных законов, в надежде улучшить экономическое положение Англии, и прежде всего королевской казны. Он также восстановил старинное налоговое обложение, называемое «корабельные деньги» (англ. Ship-Money), что вскоре вызвало негодование со стороны народа. Карл также разозлил парламент, женившись на сестре французского короля Людовика XIII, которая была католичкой.

Пуритане

В годы правления Марии Тюдор многие протестанты отправились в изгнание. Ознакомившись с идеями одного из величайших мыслителей того времени Жана Кальвина из Швейцарии, они вернулись обратно на родину, когда на престоле уже была Елизавета I. Они были огорчены положением в стране и тем, что англиканская церковь заимствовала очень много из католицизма. Пуритане были религиозной сектой протестантства, которая хотела очистить Английскую церковь от католических традиций.

В парламенте пуритане образовали две партии: Пресвитериане и Индепенденты (англ. Independents). Пресвитериане были умеренной партией, они только хотели, чтобы церковь управлялась теми, кто ей служит. Индепенденты, в отличии от пресвитериан, хотели избавиться от всех видов церквей. Они сформировали экстремистскую революционную партию и боролись за ограничение власти монарха. Лидером Индепендентов стал Оливер Кромвель.

Долгий парламент

У Карла не было достаточно денег, чтобы заплатить шотландцам, и он решил обратиться за помощью к парламенту. Парламент, созванный в 1640 году, существовал 12 лет, за что получил название «Долгий парламент». На этот раз парламент был намерен ограничить власть монарха. Под предводительством Джона Пима, был создан закон, обязывавший созывать парламент каждые три года и лишавший короля права распускать парламент. Также был введен еще целый ряд законов, не позволявших монарху увеличивать налоги самостоятельно.

Разгневаный Карл I решил, что пришло время нанести ответный удар. 4 января 1642 года, Карл отдал приказ арестовать Джона Пима, Артура Хаселрига, Джона Хампдена, Дензила Оллеса и Уильяма Строда. Всем пятерым удалось бежать, прежде чем прибыли солдаты. Члены парламента решили сформировать свою собственную армию. После провала попытки арестовать 5 членов Парламента, Карл бежал из Лондона. Опасаясь, что гражданская война неизбежна, Карл начал собирать армию.

Гражданская война. Большое число роялистов присоединилось к армии короля. В то время представители высших сословий с детства были обучены ездить верхом, что было большим преимуществом для короля — иметь хорошую кавалерию.

В октябре 1642 года Карл I и его войска направились к Лондону. Племянник короля, Принц Руперт, был назначен главнокомандующим кавалерией. Несмотря на то что принцу было всего двадцать три, он уже приобрел большой опыт в сражениях за голландцев. Принц Руперт обучил кавалерию тактике, которой он сам выучился в Швеции. Тактика включала в себя сшибку с врагом на полном скаку, и лошади держались бок о бок до самого столкновения.

Протекторат Кромвеля. В апреле 1653, используя всеобщее недовольство ситуацией в стране, генералКромвель разгоняет так называемые "охвостье" Долгого парламента. Образованный Малый парламент, состоявший исключительно из индепендентов, просуществовал недолго. 12 декабря 1653 г. он был распущен, что стало началом установления военной диктатуры Кромвеля. Новый государственный строй был ридически закреплен конституцией от 16 декабря 1653, разработанной советом офицеров и получивший название "Орудие управления". Законодательная власть согласно данной конституции сосредоточивалась в руках лорда-протектора и парламента (ст.1). Должность лорда-протектора была пожизненной, но выбор-ной. Выборы осуществлялись Государственным советом (ст. XXXII). Однопалатный парламент избирался на 3 года. При этом избирательное право было ограничено высоким имущественным цензом (200 ф. стерлингов годового дохода), превышающим дореволюционный в 100 раз (ст. XVIII). Законы принимались парламентом и представлялись лорду-протектору на одобрение. Закон считался вступившим в силу без одобрения лорда-протектора лишь в том случае, если он в течении 20 дней с момента поступления проекта не дал парламенту удовлетворительных объяснений своего отказа (ст. XXIV). Окончательно принятые законы не могли быть изменены, приостановлены, выведены из употребления или отменены без согласия парламента (ст. VI).Исполнительная власть вверялась лорду-протектору и Государственному совету. Лорд-протектор наделялся чрезвычайно широкими полномочиями: - назначал всех должностных лиц (ст. III); - издавал указы и распоряжения во исполнение законов (ст. III); -осуществлял руководство милицией и вооруженными силами (ст. IV); - представлял свое государство в международных отношениях, с согласия большинства членов Государственного совета имел право вести войну и заключать мир и др. (ст. V). Государственный совет состоял из пожизненно назначаемых членов, число которых "не должно превышать 21 и не быть ниже 13" (ст. II). Первоначально имена членов Совета определялись самой конституцией. В случае смерти члена Совета парламент избирал 6 кандидатов на место каждого выбывшего. Из числа этих мест Совет большинством голосов выбирал двух и представлял лорду-протектору, который затем утверждал в звании члена Советаодно из них (ст. XXV). Государственный совет играл роль правительства. Лорд протектор осуществлял все вверенное ему управление при содействии Совета (ст. III). В случае смерти главы государства государственный совет должен был выбрать нового лорда-протектора (ст. XXXII). 16 декабря 1653 г. О. Кромвель, объявленный пожизненным лордом-протектором "Англии, Шотландии и Ирландии и владений им принадлежащих" (ст. XXXIII), принес присягу на верность конституции. 3 сентября 1654 г. начал работупарламент, избранный на основе новой конституции. Однако его попытки несколько ограничить власть лорда-протектора вновь привели к роспуску парламента. Завершением оформления режима диктатуры стало учреждение системы управления с помощью генерал-майоров. К осени 1655 г. Англия и Уэльс были разделены на 12 округов, во главе каждого был поставлен генерал-майор, наделенный чрезвычайно широкими полномочиями. Таким образом, конституция 1653 г. и последующие события привели в конечном итоге к установлению режима военной диктатуры.

Вопрос

Образование США. Декларация независимости. Статьи конфедерации

Американские колонии Англии. Первая английская колония на Атлантическом побережье Северной Америки была основана в начале XVII в. В последующее время (XVI—XVIII вв.), было создано еще 12 колоний, вытянувшихся вдоль средней части побе­режья Северной Америки. Колонисты захватывали земли индей­цев, которых оттесняли в глубь материка или беспощадно уничто­жали. В колониях использовался труд рабов-африканцев, насиль­ственно вывезенных с их родины. Рабство особенно широко было распространено в южной группе колоний, где выращивались са­харный тростник, хлопок, табак.

Иной характер приобретала экономика северной группы коло­ний, так называемой Новой Англии, где начали развиваться фер­мерские хозяйства, мануфактуры. Несколько колоний, оказавших­ся между Севером и Югом, в социально-экономическом плане за­няли промежуточное положение. Направления развития экономики северных и южных колоний во многом определялись неодинако­вым составом господствующих слоев населения. На Юге домини­ровали плантаторы-рабовладельцы — потомки английской аристо­кратии. Многие из них переселились в Америку во время англий­ской революции. На Севере руководящее положение занимали купцы, мануфактуристы, а основную часть населения составляли фермеры и ремесленники. Немалое их число покинуло Англию в послереволюционный период, спасаясь от гонений реставраторов монархии. К 70-м годам XVIII в. население колоний достигло 3,5 млн. человек, включая 500 тыс. рабов.

Политика Великобритании в отношении ее американских ко­лоний. Неодинаковым было управление в колониях. Некоторые из них считались частными владениями (Пенсильвания, Мэриленд), были колонии с «народным управлением» (Коннектикут, Род-Ай­ленд), а также «королевские колонии», где управление осуществ­лялось губернаторами, назначавшимися правительством метропо­лии. Но почти во всех колониях действовали выборные законода­тельные собрания, составленные из представителей наиболее состоятельных слоев населения. Колонисты считали себя свободны­ми подданными английской короны, на которых распространялось действие права метрополии: Великой хартии вольностей, Билля о правах, «общего права», «права справедливости» и т. д. Жало­ванные колониям королевские хартии, казалось, подтверждают это. Однако правительство рассматривало колонии как сырьевой прида­ток метрополии и рынок сбыта английских товаров и проводило политику ограбления колоний, сдерживания их промышленного раз­вития. Противоречия между метрополией и ее американскими ко­лониями достигли особой остроты к середине XVIII в.

Революционная Война за независимость. Декларация незави­симости. Начались открытые массовые антиправительственные вы­ступления американцев. Для координации борьбы были созданы специальные органы — «комитеты корреспонденции, безопасности, наблюдения». В 1774 г. в городе Филадельфия прошел Первый континентальный конгресс представителей колоний в составе 55 делегатов. Он утвердил Декларацию прав, которая выражала про­тест против таможенной и налоговой политики метрополии. Одно­временно была составлена петиция к королю, где в самой почти­тельной форме колонисты просили прекратить притеснения и не давать повода к окончательному разрыву с короной. В ответ анг­лийское правительство начало военные действия. Тогда в мае 1775 г. собрался Второй континентальный конгресс. Он констати­ровал состояние войны с Англией и принял решение о создании американской армии. Ее главнокомандующим был назначен Дж. Вашингтон. Началась Война

Наши рекомендации