Концепция разделения властей: её сущность и критика.
Любое общество заинтересовано в стабильности политической жизни, в укреплении законности, в нормальной человеческой жизни. Главная и высшая ценность этого государства - человек, его неотъемлемые права и свободы.
Для достижения этой цели необходимо построить такой механизм государственной власти, который бы сам по себе препятствовал её узурпации и использованию во вред отдельной личности. Власть всегда стремится к расширению и усилению своего присутствия. Следовательно, необходим механизм сдерживания авторитарных поползновений со стороны власти. Создание именно такого механизма предусматривает концепция разделения властей. Однако речь в данном случае идет не о том, чтобы разделить единую власть между различными общественными силами или социальными группами. Назначение принципа разделения властей - исключение возможности концентрации всей полноты властных полномочий в руках одного лица или органа, который превратился бы в таком случае в самовластного повелителя, издающего законы, исполняющего их и наказывающего за непослушание.
Государственная власть состоит из трех относительно самостоятельных ветвей, каждая из которых имеет свое правовое обоснование. Эти ветви власти - законодательная, исполнительная, судебная - три основные формы публично-властной деятельности государства. Деление государственной власти именно на эти три ветви является гарантией прав, свобод, безопасности человека. Вместе с тем, это деление обусловлено целесообразностью и логикой государственного управления.
Теория разделения властей была разработана и описана Шарлем Монтескье (1689-1755). Значительный вклад в её создание внес Джон Локк. «В каждом государстве, - писал Ш. Монтескье, есть три рода власти: власть законодательная, власть исполнительная, выдающая вопросами международного права, и власть исполнительная, ведающая вопросами права гражданского». первая власть призвана издавать законы, вторая ведает внешними сношениями, а посредством функционирования третьей караются преступники и разрешаются столкновения между частными лицами. Иначе, эту власть можно именовать судебной. Характеризуя концепцию разделения властей, необходимо помнить, что идея разделения властей была выдвинута как требование прежде всего против засилья королевского единовластия. Осуществление функций законодательной, исполнительной и судебной власти не может быть соединено в одном лице или учреждении. Разделение властей означает, что органы исполнительной власти не вправе заниматься законотворчеством, то есть издавать нормативные акты, имеющие силу закона. Нормативные акты, исходящие от них, имеют подзаконный характер. В то же время законодательный орган не вправе вмешиваться в деятельность исполнительных органов, не вправе осуществлять правоприменение, издавать индивидуально-правовые акты.
Недопустимо также соединение законодательной и судебной власти. В этом случае законодатель получит возможность издавать такие законы, которые ему необходимы как судебному органу. Соединение судебной и исполнительной власти грозит соединением правосудия и принуждения, и тогда ни о каком правосудии речи идти не может.
Принцип разделения властей предполагает наличие системы сдержек и противовесов. К элементам этой системы относятся: право вето на законопроекты, право роспуска парламента, порядок формирования правительства, право импичмента высших должностных лиц, участие законодательной власти в формировании правительства, право конституционного или иных судов давать правовую оценку принятым законам.
Законодательная власть принимает законы, то есть вырабатывает общие принципы общественной и государственной жизни в том числе правила, определяющие меру свободы человека, меры по обеспечению этой свободы, безопасности, собственности.
Исполнительная власть призвана воплощать законы в жизнь, осуществлять ежедневное управление, кроме того, принуждение также реализуется исполнительной властью.
Судебная власть разрешает споры, устанавливает права и обязанности на субъектов, применяет санкции за нарушение правовых норм.
Виды норм права.
Классификация позволяет более четко обозначить место и роль юридических норм в системе правового регулирования, глубже познать их природу и назначение.
Выделяют следующие основные виды правовых норм:
1) в зависимости от содержания они подразделяются на:
исходные нормы, которые определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы, направления (это, например, декларативные нормы, провозглашающие принципы; дефинитивные нормы, содержащие определения конкретных юридических понятий, и т.п.);
общие нормы, которые присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права;
специальные нормы, которые относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особенностей и т.д. (они детализируют общие, корректируют временные и пространственные условия их реализации, способы правового воздействия на поведение личности);
2) в зависимости от предмета правового регулирования (по отраслевой принадлежности) - на конституционные, гражданские, административные, земельные и т.п.;
3) в зависимости от их характера - на материальные (уголовные, аграрные, экологические и пр.) и процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные);
4) в зависимости от методов правового регулирования делятся на:
императивные (содержащие властные предписания);
диспозитивные (содержащие свободу усмотрения);
поощрительные (стимулирующие социально полезное поведение);
рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для государства и общества вариант поведения);
5) в зависимости от времени действия - на постоянные (содержащиеся в законах) и временные (указ Президента о введении чрезвычайного положения в определенном регионе в связи со стихийным бедствием);
6) в зависимости от функций - на регулятивные (предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений, например нормы конституции, закрепляющие права и обязанности граждан, президента, правительства и т.д.) и охранительные (направленные на защиту нарушенных субъективных прав, например нормы гражданско-процессуального права, призванные восстанавливать нарушенное состояние с помощью соответствующих юридических средств защиты);
7) в зависимости от круга лиц, на которых распространяется действие норм, - на общераспространенные (действуют в отношении всех граждан, например нормы Конституции РФ) и специально распространенные (действуют только в отношении определенной категории лиц - пенсионеров, военнослужащих, учащихся и т.д.);
8) в зависимости от сферы действия - на общефедеральные (действуют на территории всей страны, например нормы Уголовно-исполнительного кодекса РФ), региональные (действуют на территории субъектов РФ - в республиках, краях, областях и т.п.) и локальные (действуют на территории конкретного предприятия, учреждения, организации);
9) в зависимости от юридической силы - на правовые нормы законов и подзаконных актов;
10) в зависимости от способа правового регулирования - на управомочивающие (предоставляющие возможность совершать определенные действия, например принять завещание, требовать исполнения обязательств), обязывающие (предписывающие лицам совершить те или иные положительные действия, например возместить убытки, уплатить квартплату, возвратить в библиотеку книги) и запрещающие (не разрешающие производить определенные действия, например нарушать правила дорожного движения, совершать хищения);
11) в зависимости от субъектов правотворчества - на нормы, принятые государственными (законодательными, исполнительными) органами и негосударственными структурами (народом на референдуме либо органами местного самоуправления).