Государственный механизм России первой четверти ХVIII в.

В 1711 г. вместо Боярской думы и подменявшей ее с 1701 г. Консилии (Совета) министров был учрежден Сенат. В него вошли девять ближайших Петру I сановников. Сенат изначально должен был заменять главу государства в период его отсутствия (во время военных компаний). Но стал постоянно действующим органом исполнительной власти. Сенату предписывалось разрабатывать новые законы, следить за финансами страны, контролировать торговлю, контролировать деятельность администрации, контролировать правосудие, контролировать деятельностью губернаторов и негласный политический надзор за деятельностью государственных учреждений. Руководство работой сенаторов было в 1722 г. поручено генерал-прокурору, которого Петр I называл «оком государевым». В 1718-1721 гг. была преобразована громоздкая и запутанная система приказного управления страной. Вместо полусотни приказов, чьи функции частично совпадали и не имели четких границ, было учреждено первых 10 коллегий. Каждая коллегия ведала строго определенной отраслью управления: Коллегия иностранных дел – внешними сношениями, военная – сухопутными вооруженными силами, Адмиралтейская – флотом, Камер-коллегия – сбором налогов,финансы государства, Штатс-контор-коллегия – расходами государства, Ревизион-коллегия – контролем за исполнением бюджета, доходы и расходы государства связанные с содержанием армии и государственного аппарата, Юстиц-коллегия – судопроизводством, Вотчинная-дворянским землевладением, Мануфактур-коллегия – промышленностью, кроме металаллургической, которой ведала Берг-коллегия, Коммерц-коллегия – торговлей. Фактически на правах коллегии существовал Главный магистрат, ведавший русскими городами. Малороссийская коллегия (учреждена в 1722 г. ) обладала территориальным характером. Была создана для управления Восточной Украиной. Кроме того, действовали Преображенский приказ (политический сыск), Соляная контора, Медный департамент, Межевая канцелярия. Своеобразной коллегией стал Синод, или Духовная коллегия, учрежденный в 1721 г. В 1721 г. должность патриарха-главы русской церкви была упразднена, практически отменена тайна исповеди. Наблюдение за деятельностью Синода поручалось специальному государственному чиновнику-обер-прокурору. В 1722 г. были утверждены штаты церковнослужителей (на 150 дворов-один священник). Все, кто оказался за штатом, облагались подушной податью. Двойная подать была наложена на старообрядцев. С целью укрепления власти на местах страну в 1708 г. разделили на восемь губерний: Московскую, Петербургскую, Киевскую, Архангелогородскую, Смоленскую, Казанскую, Азовскую и Сибирскую. Во главе их стояли губернаторы, ведавшие войсками и управлением подчиненных территорий. Каждая губерния занимала огромную территорию и по этому в свою очередь делилась на провинции. Их было 50. Провинции, в свою очередь, делились на уезды.

45. Юридическое оформление сословного деления населения и бюрократической системы России в первой четверти ХVIII в. (Указ от 23 марта 1714г. «О порядке наследования движимых и недвижимых имуществах», «Табель о рангах…» от24 января1722г., «Регламент или устав духовной коллегии от 25 января 1721г., «Регламент или устав Главного Магистрата» от16 января 1721г.).

УКАЗ О ЕДИНОНАСЛЕДИИ - законодательный акт Петра I от 23 марта 1714 г., закрепивший дворянскую собственность на землю. Полное название - "О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах". По указу отец мог передать недвижимое имущество только одному из сыновей или дочери (если нет сына); при отсутствии детей - одному из своих родственников, но обязательно той же фамилии. Указ ликвидировал юридическую разницу между поместным и вотчинным землевладением. Было запрещено продавать и закладывать недвижимое имущество. Движимое имущество завещатель мог распределить между детьми по своему усмотрению. Основным мотивом издания указа было желание Петра I предотвратить дробление дворянских имений. В 1730 г. У. о е. отменен императрицей Анной Ивановной по требованию дворянства.

Табель о рангах:

Особенностью общественного строя России периода становления абсолютизма является тенденция правовой регламентации положения каждого сословия. Все общество в это время делилось на 4 сословия:

1) дворянство,

2) духовенство,

3) мещане,

4) крестьянство.

Правовое положение " шляхетства" (позже дворянства) закреплено в законодательных актах. Соборным уложением 1649 года и Указом о единонаследии от 23 марта 1714 года практически было уравнено правовое положение вотчины и поместья под общим понятием "недвижимая вещь", с правом наследования. В соответствии с ними дворяне имели монопольное право на земельную собственность.

Духо́вный Регла́мент 1721 года (полное название: Регламент или устав духовной коллегии) — закон, изданный в форме манифеста Петром I, определявший правовое положение Православной Церкви в России (Православной Российской Церкви).

Важнейшей реформой, вводившейся в церковное управление Регламентом, было упразднение патриаршества и учреждение вместо него Святейшего Правительствующего Синода («Духовной коллегии»). Был определен состав Синода:

  • президент;
  • два вице-президента;
  • четыре советника
  • четыре асессора (в число их входили представители черного и белого духовенства).

Представителем императора в Синоде был обер-прокурор. Состав Синода был аналогичен с составом светских коллегий. Лица, состоявшие при Синоде, были таковы же, как и при коллегиях, от которых и была взята его внешняя организация. При Синоде было и целое ведомство фискалов.

Духовный Регламент предписывал епархиальным архиереям создавать при архиерейских домах училища для детей (мужского пола) духовенства; впервые в Московской Руси создавалась система школ. Данное нововведение имело целью удаление из среды духовенства лиц, поступающих туда не по призванию, а по расчёту. Перед поступлением в школу кандидату необходимо было выдержать экзамен, касающийся не только знаний, но и духовных качеств будущего пастыря. Священник, по мнению Феофана Прокоповича не должен быть ни мистиком, ни фанатиком. Следовало удостовериться, не имеет ли он «видений» или «смущающих снов». Особой проверке подлежали домашние духовники, «обычные орудия», — говорит Регламент, — «темных интриг, создатели незаконных браков». Что касается священнослужителей церквей, «содержимых вдовами», то этот институт уничтожался.

Институализировалась духовная цензура.

Упразднялись места чудесных явлений, не признанных таковыми Синодом.

Мужчинам запрещалось поступать в монастырь до тридцатилетнего возраста; монахам вменялось в обязанность исповедоваться и причащаться по крайней мере четыре раза в год; во всех монастырях вводится обязательный труд, а монахам запрещается посещать женские монастыри и даже частные дома. Монахиням, с другой стороны, запрещается давать окончательные обеты до пятидесятилетнего возраста, и послушничество, продолжавшееся до тех пор, не может служить препятствием для вступления в брак.

Принят «Регламент, или Устав Главного магистрата», разделивший городских жителей на «регулярных граждан» (входящих в гильдии и цеха) и «подлых» (наёмных).

Наши рекомендации