Тема 10. Криминология преступности несовершеннолетних и молодежи
Вопросы, выносимые на занятие:
1. Понятие и отличительные особенности преступности несовершеннолетних и молодежи, их взаимодействие.
2. Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних и молодежи: состояние, уровень, динамика и структура.
3. Причины и условия преступности несовершеннолетних и молодежи.
4. Криминологическая характеристика личности несовершеннолетнего преступника.
5. Основные направления предупреждения преступности несовершеннолетних и молодежи.
Методические указания
Для правильного понимания и должной социологической и правовой оценки преступности несовершеннолетних и молодежи необходимо рассматривать ее как специфическую структурную часть всей преступности, представляющую особую криминологическую проблему. Такой подход к пониманию и оценке преступности несовершеннолетних и молодежи должен основываться на знании и учете тех юридических, криминологических и социологических оснований, по которым данный вид преступности выделяется в самостоятельную особую проблему.
Анализируя основные показатели преступности несовершеннолетних, следует выделить две половозрастные подгруппы несовершеннолетних правонарушителей мужского и женского пола - 14-15 и 16-17 лет, а применительно к преступности "молодых взрослых" соответствующие подгруппы - 18-24 и 25-29 лет. Важно также иметь в виду антиобщественные проступки "малолетних" (лиц, не достигших 14 лет), во многом определяющие перспективы преступности несовершеннолетних.
Оценивая данные официальной уголовной статистики преступности несовершеннолетних, необходимо учитывать обстоятельства, в силу которых статистические показатели не полностью отражают действительную картину преступности подростков (высокая латентность семейно-бытовых преступлений несовершеннолетних, практика освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности с применением мер воспитательного воздействия, возрастные ограничения уголовной ответственности несовершеннолетних 14-15 лет за многие антиобщественные посягательства и др.).
Изучая структуру преступности несовершеннолетних и особенности совершения ими различных преступлений, следует обратить внимание на специфическую '"подростковую" мотивацию, характерную для многих краж, грабежей, разбоев, хулиганства и насильственных преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Оценивая показатели преступности несовершеннолетних, данные о рецидиве, групповой преступности и некоторые другие показатели, полезно сравнивать их с аналогичными показателями "взрослой" преступности.
Весьма важным вопросом данной темы является криминологическая характеристика личности несовершеннолетних преступников. Особенно существенны данные об особенностях психики несовершеннолетних, их нравственно-правовых взглядов и представлений, во многом определяющих и объясняющих их преступное поведение. Знание этих особенностей необходимо для успешного осуществления общей и индивидуальной профилактики подростковой преступности. Столь же существенно для организации эффективной профилактики преступности несовершеннолетних выявление причин и условий их антиобщественного поведения. В данном случае важно детальное знание всех возможных неблагоприятных условий нравственного формирования подростков в семье, учебном и производственном коллективах, бытовом окружении и т.д., а также специфических для подростков криминогенных ситуаций, непосредственно способствующих совершению ими конкретных преступлений.
Практическое задание № 1
Какие из названных преступлений наиболее часто совершаются несовершеннолетними преступниками (укажите 3 наиболее и 3 наименее характерных преступления): хулиганство; изнасилование; карманная кража; убийство;
квартирная кража; неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (угон); применение насилия в отношении представителя власти; мошенничество; дача взятки.
Практическое задание № 2
Ранжируйте по степени криминогенности следующие группы несовершеннолетних: учащиеся (лицеев, гимназий, общеобразовательных школ и
т.п.); работающие на производстве; не работающие и не учащиеся.
Л И Т Е Р А Т У Р А
Основная:
1. Аванесов Г.А., Иншаков С.М., Лебедев С.Я., Эриашвили Н.Д. Криминология: Учебник / Под ред. Г.А. Аванесова. - 4-е изд., перераб. и доп. М., ЮНИТИ -ДАНА. 2006.
2. Криминология: Учебник / Под ред. В.Д. Малкова. - М.: ЮСТИЦИН ФОРМ. 2006.
3. Криминология: Учебник / Под ред. акад. В.Н. Кудрявцева и проф. В.Е. Эминова. - 3-е изд., перераб. и доп. М., 2005.
4. Криминология: Учебник / Под ред. проф. А.И. Долговой. - 3-е изд., перераб. и доп. М., 2005.
5. Криминология: Учебник / Под ред. С.Я. Лебедева и М.А. Кочубей. М., ЮНИТИ -ДАНА. 2007.
6. Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" № 120-ФЗ от 24 июня 1999г.
Дополнительная:
1. Абызов Р.М. Предупреждение личностных деформаций несовершеннолетних преступников. Ижевск, 1998.
2. Абызов Р.М., Овчинникова С.Ф. Корыстные преступления несовершеннолетних: характеристика, типология личности, предупреждение. Ижевск, 1999.
3. Абызов Р.М., Юрков Г.А. Насильственные преступления несовершеннолетних: характеристика, типология личности, предупреждение. Ижевск, 1999.
4. Бабаев М.М., Крутер М.С. Молодежная преступность. М., 2006.
5. Бакаев А.А., Остапенко Н.И. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних: монография / Под науч. ред. В.А. Лелекова. – М.: ВНИИ МВД России, 2003.
6.. Данилевская М.В., Куликов Н.И., Сафиуллин Н.Х. Особенности преступного поведения несовершеннолетних: Учебное пособие. М., 1995.
7. Жеребенков В.А., Огай С.Г. Изучение преступности несовершеннолетних девушек и организация индивидуальной профилактики. Учебное пособие. М., 2003.
8. Кириллов С.И. Несовершеннолетние преступники: повторные грабежи и разбои. Коломна, 1998.
9. Перетокина Н.Н. Насильственная преступность несовершеннолетних женского пола. М., 2003.
10. Плешаков В.А. Криминологическая безопасность и ее обеспечение в сфере взаимовлияния организованной преступности и преступности несовершеннолетних. М., 1998.
11. Саблина Л.С., Н.Д. Гомонов, А.В. Баженов и др. Криминогенное поведение несовершеннолетних /Под общ. ред. В.П. Сальникова. – СПб.: Фонд «Университет», 2003.
12. Тузов Л.Л. Организация борьбы с повторной преступностью среди несовершеннолетних: Учебное пособие. М., 2000.
13. Цветков В.Л. Ранняя профилактика антиобщественного поведения подростков, не достигших возраста уголовной ответственности: Учебное пособие для юристов вузов. – М.: МосУ МВД России, 2002.
14. Ювенальная юстиция в Российской Федерации: криминологические проблемы развития. СПб., 2006.
Контрольные вопросы для самоподготовки:
1. Назовите общие и отличительные черты преступности несовершеннолетних и молодежной преступности.
2. Каковы состояние и динамика преступности несовершеннолетних и молодежи в России?
3. Какие преступления чаще всего совершаются несовершеннолетними?
4. Какие тенденции характеризуют преступность несовершеннолетних на современном этапе развития российского общества?
5. Каковы особенности мотивации преступлений несовершеннолетних?
6. Перечислите особенности личности несовершеннолетних преступников.
7. Какие нормативные акты регламентируют деятельность по предупреждению правонарушений и преступлений несовершеннолетних?
8. Раскройте роль общесоциальных мер предупреждения преступности несовершеннолетних и молодежи.
9. Какое значение для предупреждения правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних имеют меры по укреплению семьи?
10. Какую работу проводят органы внутренних дел по индивидуальной профилактике правонарушений и преступлений несовершеннолетних и молодежи?