Методика расследования налоговых преступлений
Налоги — это обязательные по юридической форме, индивидуально безвозмездные платежи юридических и физических лиц, установленные органами государственной власти для зачисления в государственную бюджетную систему с определением их размеров и сроков уплаты.
Уголовный закон устанавливает ответственность за уклонение граждан от уплаты налога (ст. 198 УК РФ) и уклонение от уплаты налогов с организаций (ст. 199 УК РФ). Уклонение от уплаты налогов совершается путем сокрытия доходов в форме действия или бездействия.
Основными носителями материальной информации о налоговых преступлениях являются декларация (или ее отсутствие) физического лица и бухгалтерские документы (или их отсутствие) организаций.
Субъектами налоговых преступлений являются физические лица, имеющие доход, превышающий установленный текущим законодательством предел и уклоняющиеся от уплаты налогов, либо должностные лица организаций, подписывающие соответствующие бухгалтерские документы, поступающие в налоговую инспекцию, или бухгалтерские документы, не представляемые, но хранящиеся в организации (первичные документы).
Способы уклонения от уплаты налогов:
а) Наиболее распространенными способами уклонения от уплаты подоходного налога физическими лицами являются:
- заполнение налоговой декларации ненадлежащим образом;
- ненадлежащее оформление первичных документов на выплату денежных средств на предприятиях;
- полное отсутствие какого-либо оформления выплаченных физическому лицу денежных средств;
- выплата наличных денег не из кассы предприятия, а через страховые фирмы.
б) Основные приемы и способы уклонения от уплаты различных налогов юридическими лицами:
- отсутствие надлежащего юридического оформления хозяйственной деятельности;
- отсутствие или частичное наличие бухгалтерского оформления хозяйственных операций или отдельных видов деятельности хозяйствующим субъектом;
- необоснованное списание товарно-материальных ценностей при фактической их продаже без оприходования выручки;
- отнесение на себестоимость затрат, которые не имели места в действительности;
- необоснованное применение налоговых льгот хозяйствующими субъектами.
На первоначальном этапе расследования характерными для рассматриваемой категории преступлений следственными действиями являются: выемка и осмотр документов; обыск; наложение ареста на имущество и почтово-телеграфную корреспонденцию; допросы; назначение и проведение экспертиз.
При расследовании налоговых преступлений назначаются различные экспертизы:
судебно-бухгалтерская экспертиза для решения вопросов о правильности оформления бухгалтерских документов, установлении количества определенных видов материальных ценностей, обстоятельств, касающихся недостач и излишков, доброкачественности проведенной ревизии;
судебно-экономическая экспертиза решает вопросы установления правильности планирования и отражения выполнения плана в государственной отчетности, правильности образования и использования фондов, кредитов, правильности заключения договоров и т. п.;
судебно-товароведческая экспертиза исследует вопросы установления качественных и количественных характеристик изделий и их соответствия ГОСТам, техническим образцам и эталонам-образцам;
криминалистические экспертизы документов для установления их соответствия существующим правилам организации бухгалтерского учета и отчетности.
Особенности расследования преступлений
Несовершеннолетних
Согласно закону несовершеннолетнимисчитаются лица в возрасте от 14 до 18 лет.
В большинстве своем эти лица совершают те же преступления, что и взрослые.
Преступлениями, за которые уголовная ответственность наступает с 14 лет, являются: убийство, умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, изнасилование, кража, грабеж, разбой и некоторые другие, перечисленные в ч. 2 ст. 20 УК РФ.
Преступники-подростки обычно характеризуются высокой эмоциональной возбудимостью, сопряженной с колебаниями настроения, раздражительностью. Решение совершить преступление — это, как правило, следствие нравственной деформации личности, искажений в социальном развитии подростка, а не его возрастных особенностей.
Существенная особенность дел данной категории - необходимость установления, одновременно с другими, обстоятельств, указанных в ст. 421 УПК РФ: обязательно выясняются возраст (число, месяц, год рождения); условия жизни и воспитания подростка; причины, способствовавшие совершению преступления; наличие взрослых подстрекателей и иных соучастников. При наличии данных об умственной отсталости несовершеннолетнего, не связанной с душевным заболеванием, должно быть выявлено также, могли он полностью сознавать значение своих действий.
На первоначальном этапе расследования дел такой категории возникают следующие типичные следственные ситуации.
а) Потерпевшие или свидетели, не зная преступников, утверждают, что, судя по внешнему виду, манере держаться и другим признакам, это, вероятно, несовершеннолетние.
В этой ситуации, когда имеются интеллектуальные следы преступлений, акцент делается на установление материальных следов. Обычно в таких случаях проводятся: осмотр места происшествия; допросы потерпевших и иных осведомленных либо материально ответственных лиц; оперативно-розыскные мероприятия с целью розыска преступника по горячим следам; задержание преступников; допрос и обыск по месту жительства, учебы или работы несовершеннолетнего; личный обыск; судебные экспертизы.
б) Потерпевшие и свидетели знают преступников и их возраст. В этом случае обычно осуществляются: задержание несовершеннолетних, осмотр места происшествия; допросы задержанных и осведомленных лиц; предъявление для опознания; проверка следов по учетам; обыск по месту жительства, учебы или работы; личный обыск; назначение судебных экспертиз.
Примерный перечень вопросов, разрешаемых судебно-психологической экспертизой по преступлениям несовершеннолетних:
- какова степень умственного развития несовершеннолетнего (с учетом его возраста);
- если в умственном развитии несовершеннолетнего имеются отклонения от уровня, нормального для данного возраста, каков характер этих отклонений;
- каковы причины этих отклонений; не являются ли они следствием психического заболевания;
- мог ли несовершеннолетний правильно воспринимать те или иные конкретные обстоятельства и точно излагать их в своих показаниях;
- мог ли несовершеннолетний полностью осознавать значение своих действий;
- мог ли несовершеннолетний полностью руководить своими поступками.