Правозащитного метода регулирования общественных отношений

правозащитного метода регулирования общественных отношений - student2.ru § 1. Учение о методе правового регулирования

Научные представления о защите прав человека как об особом методе правового регулирования общественных отноше­ний базируются на тех теоретических положениях, которые в сумме называются учением о методе правового регулирования. Некоторые их них, имеющие фундаментальное, основополага­ющее значение для обоснования и последующего анализа пра­возащитного метода регулирования, в совокупности с получен­ными нами выводами относительно сущности, юридической природы и регулятивной ценности защиты прав человека обра­зуют исходную, специальную методологию исследования за-

правозащитного метода регулирования общественных отношений - student2.ru правозащитного метода регулирования общественных отношений - student2.ru правозащитного метода регулирования общественных отношений - student2.ru Р а з д е л 2. Проблемы формирования и особенности действия

правозащитного метода регулирования общественных отношений - student2.ru щиты прав человека в качестве метода регулирования обще­ственных отношений.

«Метод правового регулирования» — это одна из сложней­ших категорий правоведения. История ее обоснования и первых попыток научного осмысления в отечественном правоведении связана с развернувшейся в 1954—1958 гг. дискуссией о системе права. В ходе этой дискуссии выяснилось, что необходимо опре­делить дополнительный критерий систематизации различных от­раслей права. Таким критерием, по мнению большинства участ­ников дискуссии, должен был стать метод правового регулиро­вания. Однако на тот период времени представления о методе правового регулирования были самые расплывчатые. По этому поводу СИ. Вильнянский отмечал, «что в само понятие "метод регулирования" вкладывается различный смысл, и сторонники данного критерия не только по-разному понимают "метод регу­лирования»", но и неясно представляют себе, что относится к методу, а что — к предмету»138.

В рамках этой же дискуссии были предложены основные варианты понимания метода правового регулирования, которые не потеряли своего гносеологического и прикладного значения до сих пор139. Но и по сей день понятие «метод правового регули­рования» во многом остается^ дискуссионным. Одни ученые пола­гают, что это инструмент в руках государства, с помощью кото­рого оно убеждает, принуждает и поощряет граждан. Так, напри­мер, М.Д. Шаргородский и О.С. Иоффе пишут: «Под методом правового регулирования следует понимать специфический спо­соб, при помощи которого государство на основе данной сово­купности юридических норм обеспечивает нужное ему поведе­ние людей как участников правоотношения»140. Разделяя, по сути,

1 i

138 Вильнянский СИ. К вопросу о системе советского права // Совет­
ское государство и право. 1957. № 1. С. 104.

139 Подробнее см.: Горшенев В.М. Способы и организационные формы
правового регулирования в социалистическом обществе. М., 1972. С. 76 и след.
Различным аспектам теории и практики методов правового регулирования
посвящены многие исследования таких ученых как С.С. Алексеев, В.М. Бара­
нов, О.В. Баринов, М.И. Байтин, А.Г. Братко, A.M. Витченко, В.И. Гойман,
О.О. Миронов, А.Б. Пешков, В.И. Протасов, А.И. Процсвский, В.Д. Соро­
кин, Л.Е. Стахеев, Ю.К. Толстой, Л.С. Явич, В.Ф. Яковлев и др.

140 Шаргородский М.Д., Иоффе О.С. О системе советского права
// Советское государство и право. 1957. № 6. С. 101.



правозащитного метода регулирования общественных отношений - student2.ru Глава 1. Специфика и сущность правозащитного метода

правозащитного метода регулирования общественных отношений - student2.ru такое понимание метода правового регулирования, В.М. Горше-нев добавляет: «Для государственного управления в качестве орга­низационных средств (орудий) власти выступает система орга­нов и должностных лиц, а в качестве основных методов осуще­ствления власти используются такие методы, как убеждение, поощрение и принуждение»141.

Другая группа ученых отрицает жесткую связь между мето­дами правового регулирования государством и, таким образом, стремится перенести акцент в его понимании на специфику имен­но юридической формы воздействия на общественные отноше­ния. Ярким представителем этой группы теоретиков выступает С.С. Алексеев. Он пишет: «Методы правового регулирования — это приемы юридического воздействия, их сочетание, характе­ризующее использование в данной области общественных отно­шений того или иного комплекса юридических средств воздей­ствия»142. В числе таких общеправовых методов называют методы императивного и диспозитивного регулирования, которые, в свою очередь, подразделяются на отраслевые методы регулирования. По отношению к ним государство выполняет роль гаранта ста­бильности их функционирования.

Промежуточную позицию занимает Б.В. Шейндлин. С его точки зрения, метод правового регулирования — не просто спо­соб, каким государство использует право воздействия на обще­ство, но это еще и своего рода ограничитель функционирования государственной власти. По его мнению, метод правового регули­рования — это «основанный на принципах(выделено нами. — Авт.) данной системы права способ воздействия государства посредством институтов права на определенные виды волевых общественных отношений»143.

Уже из этого видно, что понимание метода правового регу­лирования во многом зависит от особенностей продекларирован­ного или реально сложившегося соотношения права и государ­ства. Как известно, видение проблемы соотношения права и го­сударства в концентрированном виде отражает историко-право-

правозащитного метода регулирования общественных отношений - student2.ru 141 Горшенев В.М. Указ. соч. С. 12.

142 Алексеев С.С. Теория права. М., 1993. С. 156.

143 Шейндлин Б.В. Сущность советского социалистического права. Л.,
1959.С. 116.

правозащитного метода регулирования общественных отношений - student2.ru правозащитного метода регулирования общественных отношений - student2.ru P a s д е л 2. Проблемы формирования и особенности действия

правозащитного метода регулирования общественных отношений - student2.ru вой опыт человечества и конкретного общества, соответствует Качественной характеристике их правового образа жизни. А из этого как раз и следует, что реальное состояние практики и теории метода правового регулирования напрямую зависит от того исторического пути, которое это общество выбрало и по которому оно движется. В этой связи высказывание В.В. Лазарева о том, что «пока Россия не знает своего места в историческом процессе, пока она не знает своего пути, трудно ожидать опре­деленности и стабильности в способах правового регулирования»144, надо воспринимать и как объяснение существующего положения дел в этой области правовой жизни России, и как признание того, что реально функционирующие способы правового регу­лирования — это верные указатели ее устремлений.

Разнообразие понимания должного и сущего в соотноше­нии права и государства, может быть, одна из наиболее общих и, в известной мере, мировоззренческих причин, однако это далеко не единственная причина самых разноречивых мнений относительно того, что собой представляет метод правового ре­гулирования и какие обстоятельства обусловливают наличие тех или иных его видов. Другая причина заключается в многообра­зии тех общественных отношений, которые регулируются пра­вом, и в широком диапазоне механизмов, форм, приемов и иных средств их правового регулирования. В совокупности эти обстоя­тельства и позволяют интерпретировать понятие «метод правово­го регулирования» с самых, казалось бы, неожиданных точек зрения. Действительно, как только в сфере действия права появ­ляется новый вид правоотношений, то сразу же ставится и воп­рос об адекватном этим отношениям методе их правового регу­лирования 145. С другой стороны, если имеются основания для того, чтобы хотя бы один целостный элемент или группу эле­ментов, входящих в формальный состав системы правового ре­гулирования, обосновать в качестве способа или приема осуще­ствления соответствующего содержания правового регулирова-

правозащитного метода регулирования общественных отношений - student2.ru Лазарев В.В. Запрет и дозволение как технико-юридические способы формулирования правовой нормы // Проблемы юридической техники / Под ред. В.М. Баранова. Н. Новгород, 2000. С. 414.

145 См., напр : Маштаков К.М. Теоретические вопросы разграничения публичного и частного права: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2001. С. 7.

правозащитного метода регулирования общественных отношений - student2.ru Глава 1. Специфика и сущность правозащитного метода

правозащитного метода регулирования общественных отношений - student2.ru ния, то сразу же появляется онтологическая и гносеологическая возможность постановки вопроса и о соответствующем методе, с присущими только ему структурой и порядком действия т. Так, например, М.С. Строгович, исходя из общепризнанного тезиса о том, что правоотношение есть универсальный способ осуществ­ления права, полагает возможным рассматривать его и в каче­стве метода правового регулирования 147. Если же под таким уг­лом зрения рассматривать всю триаду общих правовых предписа­ний, их роль в формировании элементов системы правового ре­гулирования, а также способы, которыми она (триада) воздей­ствует на общественные отношения 148, то, по мнению В.Д. Со­рокина, надо говорить о наличии единого метода правового ре­гулирования, который и выражается в отраслевых системах пра­вового регулирования 149. Но этот вывод В.Д. Сорокина, как ока­залось, вовсе не исключает возможности и целесообразности ис­следования любого из элементов вышеназванной триады как са­мостоятельного метода правового регулирования 15°.

правозащитного метода регулирования общественных отношений - student2.ru 146 В этой связи можно полагать не случайным, а, наоборот, законо­
мерным отмеченное обстоятельство. О наличии такой закономерности сви­
детельствуют следующие работы: Горшенев В.М. Указ. соч. С. 71 и след.; Гу­
щин И.В. Метод нормативного регулирования права социального обеспече­
ния // Советское государство и право. 1978. № 10; Кулапов В.Л. Рекоменда­
тельная норма и рекомендательный метод правового регулирования социа­
листических общественных отношений: взаимосвязь и соотношение // Воп­
росы теории государства и права: Межвуз. науч. сб. Саратов, 1986. Вып. 7-
Актуальные проблемы социалистического государства и права, законности
и правопорядка. С. 56 и след.; Синюкова Т.В. Юридические гарантии как
метод регулирования правового положения личности // Вопросы теории
государства и права: Межвуз. сб науч работ. Саратов, 1991. Вып. 9. С. 150—160;
Киселева О.М. Поощрительный метод правового регулирования: Автореф.
дис. .. канд. юрид. наук. Саратов, 2000; и др.

147 См.- Строгович М.С. Вопросы теории правоотношений // Советс­
кое государство и право. 1964. № 6. С. 53.

148 См.: Алексеев С.С. Право: Азбука — теория — философия... С. 351.

149 Сорокин В.Д. Метод правового регулирования. Теоретические про­
блемы. М., 1976. С. 45 и след.

150 См., напр.: Султыгов М.М. Запрет как метод правового регулирова­
ния- Автореф. дис. ... канд. юрид. наук СПб., 1996. С. 6—7. А по мнению
А.В. Осипова, дозволения, предписания и запреты — это наиболее общие
методы правового предписания (см : Осипов А.В. Соотношение методов пра­
вового регулирования и реализации социалистического права // Актуаль­
ные вопросы советской юридической науки. Саратов, 1978. Ч 1. С. 47).

правозащитного метода регулирования общественных отношений - student2.ru правозащитного метода регулирования общественных отношений - student2.ru Р а а д е л 2. Проблемы формирования и особенности действия

правозащитного метода регулирования общественных отношений - student2.ru I!.Г 1 1

Более того, если исходить из признания достаточной обо­собленности таких блоков (по выражению некоторых ученых — видов) правового регулирования, как нормативное и индивиду­альное регулирование 151, то нельзя не признать существования и функционирования и соответствующих им нормативного152 и ин­дивидуального |5Э методов.

Можно привести и другие мнения специалистов, которые в одних случаях прямо ш, а в других — косвенно 155, но так или иначе подтверждают тезис о многофакторной обусловленности метода правового регулирования, о его сложной природе и выте­кающих отсюда проблемах классификации. Поэтому прав В.М. Ве-дяхин, когда утверждает, что «вопрос о выборе использования дозволительного или разрешительного типа регулирования, ис­пользования диспозитивных или императивных правовых норм зависит не только от характера регулируемых отношений...»156. Очевидно, что проблема метода правового регулирования — это проблема сложной взаимосвязи средств правового регулирова­ния и объекта их воздействия — общественных отношений. В этой связи представляется неслучайным вывод В.М. Горшенева о том, что при изучении правового метода надо условно выде­лять два аспекта: один отражает характеристику способов воз-



правозащитного метода регулирования общественных отношений - student2.ru 'I

151 См.: Ткаченко Ю.Г. Методологические вопросы теории правоотно­шений. М., 1980. С. 123.; Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Курс лекций. Екатеринбург, 1997. С. 172.

132 См.: Гущин И.В. Указ. соч. С. 86-87.

153 См • Витушко В А. Комплексный индивидуальный метод в граж­
данском праве и правоприменительной практике // Государство и право.
2000. № 9. С. 15 и след. [По мнению этого автора, «особенность комплексно-
индивидуального метода состоит в том, что поиск истины и справедливос­
ти в правоприменительной судебной и иной практике станет результатив­
нее, если больше критериев и систем оценки будет применено для квали­
фикации одного правоотношения. Во всяком случае таких критериев должно
быть не менее двух» (см.: Там же. С. 24)].

154 См., напр.: Витченко A.M. Метод правового регулирования социа­
листических общественных отношений. Саратов, 1974. С. 100 и след.

155 См., напр.: Миколенко Я., Братусь С. Предмет и система советского
социалистического гражданского права // Советская юстиция. 1938. № 16.
С. 16 и след.; Генкин Д. Предмет и система советского трудового права
// Советское государство и право. 1940. № 2. С. 68.

156 Ведяхин В.М. Правовое регулирование научно-технического про­
гресса: Теоретико-правовой аспект. Куйбышев, 1990. С. 87.



правозащитного метода регулирования общественных отношений - student2.ru Глава 1. Специфика и сущность правозащитного метода

правозащитного метода регулирования общественных отношений - student2.ru действия права на поведение людей, другой — специфику обще­ственных отношений, подлежащих урегулированию определен­ной совокупностью норм права157.

В этой ситуации, конечно же, необходимо более детальное и пристальное внимание уделить категории «правовое регулирование», поскольку понятие «метод» применяется именно к ней. Отсюда и вытекает тезис о том, что при уяснении общего понятия «метод правового регулирования» необходимо исходить из достаточно чет­кого и полного понимания целостности категории «правовое регули­рование общественных отношений», в числе основных характерис­тик которой присутствует и способ воздействия на поведение лю­дей |58, При этом следует не упускать из виду того, что если правовое регулирование — это способ самого результативного воздействия права на общественные отношения, то метод характеризует собой особен­ности и направленность его осуществления. Метод, таким образом, — это не просто способ, а целеположенный вариант его воздействия на общественные отношения. И именно поэтому признаки метода пра­вового регулирования можно обнаружить практически в любом эле­менте системы результативного воздействия права на общественные отношения, поскольку каждый из них функционально и структурно сориентирован на достижение единой цели.

Правовое регулирование представляет собой упорядочение об­щественных отношений средствами правового воздействия159. Сам же термин «регулировать» происходит от латинского «regula», что означает «упорядочивать, воздействовать на что-либо, с целью вне­сения порядка в движение или развитие какого-либо явления»160.

правозащитного метода регулирования общественных отношений - student2.ru 157 Горшенев В.М. Понятие метода правового регулирования и его раз­
новидности // Ученые труды Свердловского юридического института. Свер­
дловск, 1966. Вып. 5. С. 400.

158 См.: Смирнов В.Г. Функции советского уголовного права. Л., 1965.
С. 24; Витченко A.M. Указ. соч. С. 49 и след.

159 См.: Сгучка П.И Революционная роль советского права. М., 1931. С. 106;
Кечекьян С.Ф. Указ. соч. С. 12—13; Шейндлин Б.В. Укаа. соч. С. ПО; Явич Л.С.
Проблемы правового регулирования советских общественных отношений. М.,
1961. С. 26; Горшенев В.М. Участие общественных организаций в правовом ре­
гулировании. М., 1963. С. 31—32; Смирнов В.Г. Указ. соч. С. 18; Алексеев С.С.
Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М., 1966.
С 6; Арсеньев Е.В., Витрук Н.В. Реализация прав граждан в условиях развито­
го социализма М., 1983. С 52; и др.

160 См.: Толковый словарь русского языка / Под ред. Б.М. Волина,
Д.Н. Ушакова. М , 1939. Т 3. С. 1315.

'II

11,

правозащитного метода регулирования общественных отношений - student2.ru г V

I'.

P а з д е л 2. Проблемы формирования и особенности действия

правозащитного метода регулирования общественных отношений - student2.ru В целом общепризнанно, что система правового регулирова­ния состоит из трех основных звеньев: «1) юридические нор­мы — основа правового регулирования; 2) правовые отношения, субъективные права и юридические обязанности, переводящие правовую энергию юридических норм на уровень конкретных субъектов — носителей прав и обязанностей; 3) акты реализа­ции прав и обязанностей»161. Отсюда видно, что правовое регули­рование общественных отношений охватывает практически всю правовую систему общества и характеризует ее с функциональ­ной стороны, то есть со стороны реального, фактического дей­ствия права . Поэтому следует согласиться с теми высказыва­ниями в юридической науке, в которых утверждается, что пра­вовое регулирование предметно раскрывает смысл и назначение права и его отраслей в обществе, формы и средства их воздей­ствия на общественные отношения 163.

В современной юридической науке вопросы, связанные с правовым регулированием общественных отношений, исследу­ются с двух основных позиций.

В рамках первого подхода правовое регулирование рассмат­ривается как эффективный и контролируемый способ осуществ­ления государственной власти. Поэтому и правовое регулирова­ние понимается как совокупность правовых средств, при помо­щи которых государство осуществляет свое властное воздействие на общественные отношения164. Здесь значение правовых средств сведено к их способности выступать в качестве предпосылок и инструментов, то есть «приводных ремней» реализации государ-



правозащитного метода регулирования общественных отношений - student2.ru к

161 Алексеев С.С. Теория права. С. 154.

142 См.: Радько Т.Н. Функции права // Общая теория государства и пра­ва: Академический курс / Под ред. М.Н. Марченко: В 2 т. М., 1998. Т. 2. С. 54.

163 См.: Байтин М.И. О повышении эффективности правового регули­
рования в социалистическом общенародном государстве // Вопросы теории
государства и права. Саратов, 1968. Вып. 1. С. 30; Горшенев В.М. Способы и
организационные формы правового регулирования... С. 19; Миронов О.О.
Конституционное регулирование в развитом социалистическом обществе.
Саратов, 1982. С. 8 и след.; Морозова Л.А. Конституционное регулирование
в СССР. М., 1985. С. 9. и след.; Лукашева Е.А. Право. Мораль. Личность. М.,
1986. С. 22, 38 и след.; и др.

164 См.: Голунский С.А. О творческой революционной роли социалис­
тического права в период развернутого строительства коммунизма // Совет­
ское государство и право. 1961. № 10. С. 55.



правозащитного метода регулирования общественных отношений - student2.ru Глава 1. Специфика и сущность правозащитного метода

правозащитного метода регулирования общественных отношений - student2.ru ственной власти. В числе таких правовых средств, как правило, называют законодательство, правовые формы осуществления го­сударственной власти, способы осуществления права, правовой контроль и законность.

Нетрудно заметить, что такой подход к пониманию право­вого регулирования основывается на идее абсолютизации управ-ленческо-регулятивных свойств государственной власти, на яв­ном или скрытом признании приоритета государства над правом и в конечном счете ориентирован на обслуживание практики антидемократических государственно-правовых режимов, в ко­торых право — это только инструмент осуществления государ­ственной власти.

Особое место в изложенном варианте понимания правово­го регулирования отводится законности. И это не случайно, ибо ее универсальная формула — требование неукоснительного исполнения и соблюдения действующего закона — позволяет государственной власти облечь себя и свою деятельность в пра­вовую форму и таким образом скрыть свой приоритет над пра­вом. Этим и объясняется стремление государства монополизи­ровать «права на законность». В этих целях законность отрывает­ся от человека, гражданина и интерпретируется как метод, со­вокупность требований, свойственных процессам формирова­ния и осуществления государственной власти и обращенных к ее представителям 16S.

Со второй позиции правовое регулирование рассматривает­ся как элемент общей системы нормативного регулирования об­щественных отношений. Здесь методологически важное значение приобретает понятие «нормативное регулирование общественных отношений». В специальной литературе оно определяется как воз­действие всей совокупностью функционирующих в обществе со­циальных норм (норм морали и религии, политических и право­вых норм и т. д.) на сознательное, волевое поведение людей в целях упорядочения общественных отношений 166. Это понятие

правозащитного метода регулирования общественных отношений - student2.ru 165 См., напр.: Витрук Н.В. Законность: понятие, защита и обеспече­
ние // Общая теория права: Курс лекций. Н. Новгород, 1993. С. 513 и след.

166 См.: Нижечек В.И. Советское право в системе нормативного регу­
лирования социалистических общественных отношения. Иркутск, 1973. С. 164
и след.; Матузов Н.И. Право в системе социальных норм // Общая теория
права: Курс лекций / Под ред. В.К. Бабаева. Н. Новгород, 1993. С. 186.

правозащитного метода регулирования общественных отношений - student2.ru правозащитного метода регулирования общественных отношений - student2.ru Р а 5 д е л 2. Проблемы формирования и особенности действия

правозащитного метода регулирования общественных отношений - student2.ru ■ .1

выступает родовым по отношению ко всем иным видам соци­ального регулирования общественных отношений.

Правовое регулирование является одновременно и состав­ной частью общей системы нормативного регулирования, и его самостоятельным видом. В этом случае основное содержание пра­вового регулирования образуют такие правовые средства, как законодательство, правосознание, нормы права, способы и ме­тоды воздействия права на поведение всех правосубъектных лиц, субъективные права и обязанности, законность, само правомер­ное поведение людей и др. Отличительная особенность данного варианта понимания сути правового регулирования заключается в утверждении исключительной ценности (полезности) права для всех его субъектов. Здесь государство занимает подчиненное положение по отношению к праву и призвано, во-первых, фор­мулировать его законы, а во-вторых, гарантировать нормальное, бесперебойное регулирование ими общественных отношений.

Относительно законности следует заметить, что она, выте­кая из объективных свойств права, адресуется всем участникам правового регулирования и олицетворяет собой его юридическую цель, а также предопределяет качественно-правовые характерис­тики средств осуществления правового регулирования, в том чис­ле и метода. В результате действия законности создается такая по­литико-правовая атмосфера (режим), при которой исполнение тре­бований закона предопределяет соответствующие требования не только права, но и морали, господствующие в обществе представ­ления о правовых ценностях, и потому приравнивается к призна­нию и исполнению правового долга всеми субъектами права167.

Дальнейшее уяснение понятия «правовое регулирование» предполагает выявление его отличий от тесно связанного с ним понятия «правовое воздействие». По мнению Т.М. Радько, эти понятия соотносятся как часть и целое. «Правовое регулирование является одной из форм правового воздействия и соотносится с последним как часть и целое»168,— поясняет автор.



правозащитного метода регулирования общественных отношений - student2.ru ■./Г Г

147 См.: Шабуров А.С. Законность и правопорядок // Теория государ­ства и права: Учебник для юрид. вузов и фак. / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. М., 1997. С. 439—440.

is» радько Т.Н. функции права // Общая теория государства и права: Академический курс / Под ред. М.Н. Марченко: В 2 т. М., 1998. Т. 2. С. 54.



правозащитного метода регулирования общественных отношений - student2.ru Г л а в а 1. Специфика и сущность правозащитного метода

правозащитного метода регулирования общественных отношений - student2.ru Внешним, формальным признаком, с которого следует, на наш взгляд, начать «разведение» указанных понятий, является определенное терминологическое несовпадение слов «регулиро­вать» и «воздействовать». Если первый термин обозначает про­цесс упорядочения чего-либо путем приведения его состояния в соответствие с установленными нормами т, то второй включает указание на активное действие по.

В юридической науке проблемы правового регулирования обстоятельно рассмотрены А.М. Витченко. Он пишет: «Под пра­вовым регулированием следует понимать упорядочение обществен­ных отношений ...при помощи норм права с момента наступле­ния юридического факта»171. Далее он продолжает: «Регулирова­ние следует рассматривать в двойном аспекте: как собственно регулирование и как воздействие в процессе регулирования»172. С точки зрения собственно-регулятивного подхода, правовое ре­гулирование раскрывается как системное инструментальное об­разование, и в этом качестве чаще всего определяется через ка­тегорию «механизм правового регулирования». В свою очередь, «механизм правового регулирования» интерпретируется как «си­стема правовых средств, организованных наиболее последователь­ным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права»173.

В научной литературе различия между понятиями «правовое регулирование» и «правовое воздействие» проводятся по объек­ту, набору средств и результатам их применения |74.

Объектом правового воздействия является как сознание людей, так и их юридически значимое поведение. Поэтому набор средств правового воздействия включает в себя практически всю

правозащитного метода регулирования общественных отношений - student2.ru 169 См.: Большой иллюстрированный энциклопедический словарь
// Большой иллюстрированный энциклопедический словарь (CD ROM).

170 См.: Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т.
М, 1989. Т. 1.С. 227.

171 Витченко А.М. Указ. соч. С. 26.

172 Там же.

173 Малько А.В. Механизм правового регулирования... С. 625.

174 См.: Нижечек В.И. Указ. соч. С. 164; Витченко A.M. Указ. соч С. 26—
28.; Рабинович П.М. Сферы и пределы правового регулирования: понятие,
виды, факторы развития // XXVII съезд КПСС и развитие теории государ­
ства и права: Межвуз. сб. науч. тр. Свердловск, 1987. С. 54 и след.; Малько А.В.
Механизм правового регулирования.. С. 622.

правозащитного метода регулирования общественных отношений - student2.ru правозащитного метода регулирования общественных отношений - student2.ru Р а з д е л 2. Проблемы формирования и особенности действия

правозащитного метода регулирования общественных отношений - student2.ru к

'l г

информацию, содержащую правовые знания: от конкретных тре­бований норм права и правовых принципов до художественно-публицистических форм правовой информации (художественные произведения и фильмы, правовые знания, распространяемые средствами массовой информации, обыденные, так называемые житейские правовые знания, получившие общественное звуча­ние и т. п.). Результатом такого комплексного воздействия при­знается и правомерное поведение, и восприятие сознанием лю­дей соответствующих правовых ценностей (например, осознание полезности права и целесообразности исполнения его требова­ний, понимание значения прав и свобод человека в личной жиз­ни и жизни других людей и т. д.).

Объектом же правового регулирования выступает только по­ведение людей, которое существует и проявляет себя в форме общественного отношения т. Общественное отношение под регу­лятивным влиянием права превращается в правовое отношение, а относящееся к нему поведение людей — в юридически значимое, правовое поведение. Здесь сознание субъектов правового поведе­ния не является специальным объектом правового регулирования. Главное заключается в том, чтобы поведение человека соответ­ствовало требованиям норм права. Какие при этом он испытывает переживания, как и каким образом видоизменяется его сознание в процессе осуществления тех или иных правомерных действий — подобные вопросы в данном случае не рассматриваются. Этим обус­ловливается и набор средств правового регулирования. В него вклю­чаются те правовые средства, которые специально рассчитаны на то, чтобы регламентировать поведение людей, то есть такие пра­вовые инструменты, которые определяют порядок осуществления юридически значимой деятельности. К их числу относятся норма­тивно-правовые акты, нормы права, субъективные права и юри­дические обязанности, правоотношения, законность, меры пра­вового принуждения и др. Взятые в единстве эти элементы обра­зуют более сложное и содержательное понятие, каким является «система правового регулирования».

Правовое регулирование, осуществляемое с помощью на­званных средств, непосредственно воздействует на сознательное,

правозащитного метода регулирования общественных отношений - student2.ru правозащитного метода регулирования общественных отношений - student2.ru 175 См Дагель П С Диалектика правового регулирования обществен­ных отношений // Правоведение 1971 №1 С 51.

правозащитного метода регулирования общественных отношений - student2.ru Глава 1. Специфика и сущность правозащитного метода

правозащитного метода регулирования общественных отношений - student2.ru волевое поведение людей, приводя его к предусмотренному в нормах права правовому результату — законности юридически значимого поведения- Однако законность — это только формаль­но-правовой результат. Кроме него правовое регулирование ори­ентировано на достижение и социальных целей, состоящих в удовлетворении разнообразных, юридически значимых интере­сов личности, социальной группы и всего общества.

Таким образом, сравнивая основные особенности понятий «правовое регулирование» и «правовое воздействие», можно сде­лать вывод о том, что правовое регулирование представляет со­бой совокупность специально-юридических средств целенаправ­ленного и результативного влияния права на общественные от­ношения (поведение людей). Это определение правового регули­рования предельно широкое. Оно потенциально содержит в себе и тот признак, который указывает, что как законченное и цело­стное явление оно может состояться только тогда, когда в его распоряжении есть способ, то есть метод его функционирования. Этот признак выражается в таком свойстве правового регулиро­вания, как его целенаправленность на достижение заданного ре­зультата. «...Цель, — писал выдающийся правовед Р. Иеринг, — есть творческая сила, всего права ...нет правового положения, которое не было бы обязано своим происхождением какой-либо цели»176.

Соотношение главной, генеральной цели правового регу­лирования и его метода воздействия на общественные отноше­ния не случайно. Оно обусловлено тем, что вся система правово­го регулирования создается для достижения конкретного опреде­ленного результата, а потому и путь, ведущий к нему, не может не быть целенаправленным. Чтобы подчеркнуть особую значи­мость взаимосвязи цели правового регулирования и его метода, приведем следующее рассуждение А.И. Процевского: «Несмотря на различия в объяснениях, все сходятся на том, что метод — это способ воздействия (осуществляемый при помощи права), цель которого — побудить людей действовать в интересах обще­ства. Воздействие права на сознание и волю людей проявляется и вне правоотношений, побуждая их к положительным действиям. В нормах права формулируются не только правила поведения

правозащитного метода регулирования общественных отношений - student2.ru "• Иеринг Р Цель в праве. СПб , 1881.Т. 1. С. II.

правозащитного метода регулирования общественных отношений - student2.ru P a s д е л 2. Проблемы формирования и особенности действия

правозащитного метода регулирования общественных отношений - student2.ru i .,

или их границы, но и возможности определенного поведения. Суть правового регулирования состоит в подчинении воли субъекта воле господствующего класса, возведенной в закон, то есть нор­мам права, Метод же определяет способ такого воздействия, спо­соб достижения стоящей перед правовым регулированием цели»177.

Таким образом, следует признать, что понятие «метод пра­вового регулирования» как раз и отражает тот путь-способ, ко­торый приводит правовое регулирование к заданному результату. С этой точки зрения становится понятным, почему И.С. Само-щенко, исследовавший проблему нормативно-правовых средств регулирования общественных отношений, пришел к выводу о том, что цели, зафиксированные в нормативно-правовых фор­мах, «имеют прямое отношение и к непосредственному регули­рованию поведения»178. Кроме того, функциональная связанность метода с основной целью и результатами правового регулирова­ния не исключает, а скорее предполагает приведение единого, присущего всей системе правового регулирования метода в соот­ветствие с логикой конкретизации общесистемной цели. Сама же конкретизация общесистемной цели диктуется потребностями структур, входящих в предмет правового регулирования. И чем четче юридическая наука структурирует предмет той или иной отрасли, тем больше окажется у законодателя возможностей для обеспечения выделенных составных частей наиболее адекватны­ми способами их урегулирования. По этому поводу А.М. Витчен-ко пишет: «...В правовых методах объективное и субъективное находятся в единстве, в неразрывной связи, субъективное явля­ется своеобразным способом отражения и учета объективного в процессе правового регулирования»179.

Достаточно убедительным примером, иллюстрирующим по­требность юридической практики в разделении единого метода регулирования на более специализированные его виды, может служить система уголовно-процессуального регулирования. В уго­ловно-процессуальной науке считается общепризнанным, что уголовно-процессуальное право как «самостоятельная отрасль

правозащитного метода регулирования общественных отношений - student2.ru 177 Процевский А.И. Метод правового регулирования трудовых отно­
шений. М., 1972. С. 102.

178 Самощенко И.С О нормативно-правовых средствах регулирования
поведения людей // Правоведение. 1967. № 1. С. 37—38.

179 Витченко А М Указ соч. С. 66

правозащитного метода регулирования общественных отношений - student2.ru Глава 1. Специфика и сущность правозащитного метода

правозащитного метода регулирования общественных отношений - student2.ru прав имеет обособленный предмет правового регулирования — уголовное судопроизводство и специфический метод правового регулирования — процессуальную форму»180. «Процессуальная форма» — это «порядок производства в целом или отдельных процессуальных действий»181. Действенность процессуальной формы как единого и общего метода всей системы уголовно-процессуального регулирования с

Наши рекомендации