Правозащитного метода регулирования общественных отношений
§ 1. Учение о методе правового регулирования
Научные представления о защите прав человека как об особом методе правового регулирования общественных отношений базируются на тех теоретических положениях, которые в сумме называются учением о методе правового регулирования. Некоторые их них, имеющие фундаментальное, основополагающее значение для обоснования и последующего анализа правозащитного метода регулирования, в совокупности с полученными нами выводами относительно сущности, юридической природы и регулятивной ценности защиты прав человека образуют исходную, специальную методологию исследования за-
Р а з д е л 2. Проблемы формирования и особенности действия
щиты прав человека в качестве метода регулирования общественных отношений.
«Метод правового регулирования» — это одна из сложнейших категорий правоведения. История ее обоснования и первых попыток научного осмысления в отечественном правоведении связана с развернувшейся в 1954—1958 гг. дискуссией о системе права. В ходе этой дискуссии выяснилось, что необходимо определить дополнительный критерий систематизации различных отраслей права. Таким критерием, по мнению большинства участников дискуссии, должен был стать метод правового регулирования. Однако на тот период времени представления о методе правового регулирования были самые расплывчатые. По этому поводу СИ. Вильнянский отмечал, «что в само понятие "метод регулирования" вкладывается различный смысл, и сторонники данного критерия не только по-разному понимают "метод регулирования»", но и неясно представляют себе, что относится к методу, а что — к предмету»138.
В рамках этой же дискуссии были предложены основные варианты понимания метода правового регулирования, которые не потеряли своего гносеологического и прикладного значения до сих пор139. Но и по сей день понятие «метод правового регулирования» во многом остается^ дискуссионным. Одни ученые полагают, что это инструмент в руках государства, с помощью которого оно убеждает, принуждает и поощряет граждан. Так, например, М.Д. Шаргородский и О.С. Иоффе пишут: «Под методом правового регулирования следует понимать специфический способ, при помощи которого государство на основе данной совокупности юридических норм обеспечивает нужное ему поведение людей как участников правоотношения»140. Разделяя, по сути,
1 i
138 Вильнянский СИ. К вопросу о системе советского права // Совет
ское государство и право. 1957. № 1. С. 104.
139 Подробнее см.: Горшенев В.М. Способы и организационные формы
правового регулирования в социалистическом обществе. М., 1972. С. 76 и след.
Различным аспектам теории и практики методов правового регулирования
посвящены многие исследования таких ученых как С.С. Алексеев, В.М. Бара
нов, О.В. Баринов, М.И. Байтин, А.Г. Братко, A.M. Витченко, В.И. Гойман,
О.О. Миронов, А.Б. Пешков, В.И. Протасов, А.И. Процсвский, В.Д. Соро
кин, Л.Е. Стахеев, Ю.К. Толстой, Л.С. Явич, В.Ф. Яковлев и др.
140 Шаргородский М.Д., Иоффе О.С. О системе советского права
// Советское государство и право. 1957. № 6. С. 101.
Глава 1. Специфика и сущность правозащитного метода
такое понимание метода правового регулирования, В.М. Горше-нев добавляет: «Для государственного управления в качестве организационных средств (орудий) власти выступает система органов и должностных лиц, а в качестве основных методов осуществления власти используются такие методы, как убеждение, поощрение и принуждение»141.
Другая группа ученых отрицает жесткую связь между методами правового регулирования государством и, таким образом, стремится перенести акцент в его понимании на специфику именно юридической формы воздействия на общественные отношения. Ярким представителем этой группы теоретиков выступает С.С. Алексеев. Он пишет: «Методы правового регулирования — это приемы юридического воздействия, их сочетание, характеризующее использование в данной области общественных отношений того или иного комплекса юридических средств воздействия»142. В числе таких общеправовых методов называют методы императивного и диспозитивного регулирования, которые, в свою очередь, подразделяются на отраслевые методы регулирования. По отношению к ним государство выполняет роль гаранта стабильности их функционирования.
Промежуточную позицию занимает Б.В. Шейндлин. С его точки зрения, метод правового регулирования — не просто способ, каким государство использует право воздействия на общество, но это еще и своего рода ограничитель функционирования государственной власти. По его мнению, метод правового регулирования — это «основанный на принципах(выделено нами. — Авт.) данной системы права способ воздействия государства посредством институтов права на определенные виды волевых общественных отношений»143.
Уже из этого видно, что понимание метода правового регулирования во многом зависит от особенностей продекларированного или реально сложившегося соотношения права и государства. Как известно, видение проблемы соотношения права и государства в концентрированном виде отражает историко-право-
141 Горшенев В.М. Указ. соч. С. 12.
142 Алексеев С.С. Теория права. М., 1993. С. 156.
143 Шейндлин Б.В. Сущность советского социалистического права. Л.,
1959.С. 116.
P a s д е л 2. Проблемы формирования и особенности действия
вой опыт человечества и конкретного общества, соответствует Качественной характеристике их правового образа жизни. А из этого как раз и следует, что реальное состояние практики и теории метода правового регулирования напрямую зависит от того исторического пути, которое это общество выбрало и по которому оно движется. В этой связи высказывание В.В. Лазарева о том, что «пока Россия не знает своего места в историческом процессе, пока она не знает своего пути, трудно ожидать определенности и стабильности в способах правового регулирования»144, надо воспринимать и как объяснение существующего положения дел в этой области правовой жизни России, и как признание того, что реально функционирующие способы правового регулирования — это верные указатели ее устремлений.
Разнообразие понимания должного и сущего в соотношении права и государства, может быть, одна из наиболее общих и, в известной мере, мировоззренческих причин, однако это далеко не единственная причина самых разноречивых мнений относительно того, что собой представляет метод правового регулирования и какие обстоятельства обусловливают наличие тех или иных его видов. Другая причина заключается в многообразии тех общественных отношений, которые регулируются правом, и в широком диапазоне механизмов, форм, приемов и иных средств их правового регулирования. В совокупности эти обстоятельства и позволяют интерпретировать понятие «метод правового регулирования» с самых, казалось бы, неожиданных точек зрения. Действительно, как только в сфере действия права появляется новый вид правоотношений, то сразу же ставится и вопрос об адекватном этим отношениям методе их правового регулирования 145. С другой стороны, если имеются основания для того, чтобы хотя бы один целостный элемент или группу элементов, входящих в формальный состав системы правового регулирования, обосновать в качестве способа или приема осуществления соответствующего содержания правового регулирова-
1М Лазарев В.В. Запрет и дозволение как технико-юридические способы формулирования правовой нормы // Проблемы юридической техники / Под ред. В.М. Баранова. Н. Новгород, 2000. С. 414.
145 См., напр : Маштаков К.М. Теоретические вопросы разграничения публичного и частного права: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2001. С. 7.
Глава 1. Специфика и сущность правозащитного метода
ния, то сразу же появляется онтологическая и гносеологическая возможность постановки вопроса и о соответствующем методе, с присущими только ему структурой и порядком действия т. Так, например, М.С. Строгович, исходя из общепризнанного тезиса о том, что правоотношение есть универсальный способ осуществления права, полагает возможным рассматривать его и в качестве метода правового регулирования 147. Если же под таким углом зрения рассматривать всю триаду общих правовых предписаний, их роль в формировании элементов системы правового регулирования, а также способы, которыми она (триада) воздействует на общественные отношения 148, то, по мнению В.Д. Сорокина, надо говорить о наличии единого метода правового регулирования, который и выражается в отраслевых системах правового регулирования 149. Но этот вывод В.Д. Сорокина, как оказалось, вовсе не исключает возможности и целесообразности исследования любого из элементов вышеназванной триады как самостоятельного метода правового регулирования 15°.
146 В этой связи можно полагать не случайным, а, наоборот, законо
мерным отмеченное обстоятельство. О наличии такой закономерности сви
детельствуют следующие работы: Горшенев В.М. Указ. соч. С. 71 и след.; Гу
щин И.В. Метод нормативного регулирования права социального обеспече
ния // Советское государство и право. 1978. № 10; Кулапов В.Л. Рекоменда
тельная норма и рекомендательный метод правового регулирования социа
листических общественных отношений: взаимосвязь и соотношение // Воп
росы теории государства и права: Межвуз. науч. сб. Саратов, 1986. Вып. 7-
Актуальные проблемы социалистического государства и права, законности
и правопорядка. С. 56 и след.; Синюкова Т.В. Юридические гарантии как
метод регулирования правового положения личности // Вопросы теории
государства и права: Межвуз. сб науч работ. Саратов, 1991. Вып. 9. С. 150—160;
Киселева О.М. Поощрительный метод правового регулирования: Автореф.
дис. .. канд. юрид. наук. Саратов, 2000; и др.
147 См.- Строгович М.С. Вопросы теории правоотношений // Советс
кое государство и право. 1964. № 6. С. 53.
148 См.: Алексеев С.С. Право: Азбука — теория — философия... С. 351.
149 Сорокин В.Д. Метод правового регулирования. Теоретические про
блемы. М., 1976. С. 45 и след.
150 См., напр.: Султыгов М.М. Запрет как метод правового регулирова
ния- Автореф. дис. ... канд. юрид. наук СПб., 1996. С. 6—7. А по мнению
А.В. Осипова, дозволения, предписания и запреты — это наиболее общие
методы правового предписания (см : Осипов А.В. Соотношение методов пра
вового регулирования и реализации социалистического права // Актуаль
ные вопросы советской юридической науки. Саратов, 1978. Ч 1. С. 47).
Р а а д е л 2. Проблемы формирования и особенности действия
I!.Г 1 1
Более того, если исходить из признания достаточной обособленности таких блоков (по выражению некоторых ученых — видов) правового регулирования, как нормативное и индивидуальное регулирование 151, то нельзя не признать существования и функционирования и соответствующих им нормативного152 и индивидуального |5Э методов.
Можно привести и другие мнения специалистов, которые в одних случаях прямо ш, а в других — косвенно 155, но так или иначе подтверждают тезис о многофакторной обусловленности метода правового регулирования, о его сложной природе и вытекающих отсюда проблемах классификации. Поэтому прав В.М. Ве-дяхин, когда утверждает, что «вопрос о выборе использования дозволительного или разрешительного типа регулирования, использования диспозитивных или императивных правовых норм зависит не только от характера регулируемых отношений...»156. Очевидно, что проблема метода правового регулирования — это проблема сложной взаимосвязи средств правового регулирования и объекта их воздействия — общественных отношений. В этой связи представляется неслучайным вывод В.М. Горшенева о том, что при изучении правового метода надо условно выделять два аспекта: один отражает характеристику способов воз-
'I
151 См.: Ткаченко Ю.Г. Методологические вопросы теории правоотношений. М., 1980. С. 123.; Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Курс лекций. Екатеринбург, 1997. С. 172.
132 См.: Гущин И.В. Указ. соч. С. 86-87.
153 См • Витушко В А. Комплексный индивидуальный метод в граж
данском праве и правоприменительной практике // Государство и право.
2000. № 9. С. 15 и след. [По мнению этого автора, «особенность комплексно-
индивидуального метода состоит в том, что поиск истины и справедливос
ти в правоприменительной судебной и иной практике станет результатив
нее, если больше критериев и систем оценки будет применено для квали
фикации одного правоотношения. Во всяком случае таких критериев должно
быть не менее двух» (см.: Там же. С. 24)].
154 См., напр.: Витченко A.M. Метод правового регулирования социа
листических общественных отношений. Саратов, 1974. С. 100 и след.
155 См., напр.: Миколенко Я., Братусь С. Предмет и система советского
социалистического гражданского права // Советская юстиция. 1938. № 16.
С. 16 и след.; Генкин Д. Предмет и система советского трудового права
// Советское государство и право. 1940. № 2. С. 68.
156 Ведяхин В.М. Правовое регулирование научно-технического про
гресса: Теоретико-правовой аспект. Куйбышев, 1990. С. 87.
Глава 1. Специфика и сущность правозащитного метода
действия права на поведение людей, другой — специфику общественных отношений, подлежащих урегулированию определенной совокупностью норм права157.
В этой ситуации, конечно же, необходимо более детальное и пристальное внимание уделить категории «правовое регулирование», поскольку понятие «метод» применяется именно к ней. Отсюда и вытекает тезис о том, что при уяснении общего понятия «метод правового регулирования» необходимо исходить из достаточно четкого и полного понимания целостности категории «правовое регулирование общественных отношений», в числе основных характеристик которой присутствует и способ воздействия на поведение людей |58, При этом следует не упускать из виду того, что если правовое регулирование — это способ самого результативного воздействия права на общественные отношения, то метод характеризует собой особенности и направленность его осуществления. Метод, таким образом, — это не просто способ, а целеположенный вариант его воздействия на общественные отношения. И именно поэтому признаки метода правового регулирования можно обнаружить практически в любом элементе системы результативного воздействия права на общественные отношения, поскольку каждый из них функционально и структурно сориентирован на достижение единой цели.
Правовое регулирование представляет собой упорядочение общественных отношений средствами правового воздействия159. Сам же термин «регулировать» происходит от латинского «regula», что означает «упорядочивать, воздействовать на что-либо, с целью внесения порядка в движение или развитие какого-либо явления»160.
157 Горшенев В.М. Понятие метода правового регулирования и его раз
новидности // Ученые труды Свердловского юридического института. Свер
дловск, 1966. Вып. 5. С. 400.
158 См.: Смирнов В.Г. Функции советского уголовного права. Л., 1965.
С. 24; Витченко A.M. Указ. соч. С. 49 и след.
159 См.: Сгучка П.И Революционная роль советского права. М., 1931. С. 106;
Кечекьян С.Ф. Указ. соч. С. 12—13; Шейндлин Б.В. Укаа. соч. С. ПО; Явич Л.С.
Проблемы правового регулирования советских общественных отношений. М.,
1961. С. 26; Горшенев В.М. Участие общественных организаций в правовом ре
гулировании. М., 1963. С. 31—32; Смирнов В.Г. Указ. соч. С. 18; Алексеев С.С.
Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М., 1966.
С 6; Арсеньев Е.В., Витрук Н.В. Реализация прав граждан в условиях развито
го социализма М., 1983. С 52; и др.
160 См.: Толковый словарь русского языка / Под ред. Б.М. Волина,
Д.Н. Ушакова. М , 1939. Т 3. С. 1315.
'II
11,
г V
I'.
P а з д е л 2. Проблемы формирования и особенности действия
В целом общепризнанно, что система правового регулирования состоит из трех основных звеньев: «1) юридические нормы — основа правового регулирования; 2) правовые отношения, субъективные права и юридические обязанности, переводящие правовую энергию юридических норм на уровень конкретных субъектов — носителей прав и обязанностей; 3) акты реализации прав и обязанностей»161. Отсюда видно, что правовое регулирование общественных отношений охватывает практически всю правовую систему общества и характеризует ее с функциональной стороны, то есть со стороны реального, фактического действия права 1И. Поэтому следует согласиться с теми высказываниями в юридической науке, в которых утверждается, что правовое регулирование предметно раскрывает смысл и назначение права и его отраслей в обществе, формы и средства их воздействия на общественные отношения 163.
В современной юридической науке вопросы, связанные с правовым регулированием общественных отношений, исследуются с двух основных позиций.
В рамках первого подхода правовое регулирование рассматривается как эффективный и контролируемый способ осуществления государственной власти. Поэтому и правовое регулирование понимается как совокупность правовых средств, при помощи которых государство осуществляет свое властное воздействие на общественные отношения164. Здесь значение правовых средств сведено к их способности выступать в качестве предпосылок и инструментов, то есть «приводных ремней» реализации государ-
к
161 Алексеев С.С. Теория права. С. 154.
142 См.: Радько Т.Н. Функции права // Общая теория государства и права: Академический курс / Под ред. М.Н. Марченко: В 2 т. М., 1998. Т. 2. С. 54.
163 См.: Байтин М.И. О повышении эффективности правового регули
рования в социалистическом общенародном государстве // Вопросы теории
государства и права. Саратов, 1968. Вып. 1. С. 30; Горшенев В.М. Способы и
организационные формы правового регулирования... С. 19; Миронов О.О.
Конституционное регулирование в развитом социалистическом обществе.
Саратов, 1982. С. 8 и след.; Морозова Л.А. Конституционное регулирование
в СССР. М., 1985. С. 9. и след.; Лукашева Е.А. Право. Мораль. Личность. М.,
1986. С. 22, 38 и след.; и др.
164 См.: Голунский С.А. О творческой революционной роли социалис
тического права в период развернутого строительства коммунизма // Совет
ское государство и право. 1961. № 10. С. 55.
Глава 1. Специфика и сущность правозащитного метода
ственной власти. В числе таких правовых средств, как правило, называют законодательство, правовые формы осуществления государственной власти, способы осуществления права, правовой контроль и законность.
Нетрудно заметить, что такой подход к пониманию правового регулирования основывается на идее абсолютизации управ-ленческо-регулятивных свойств государственной власти, на явном или скрытом признании приоритета государства над правом и в конечном счете ориентирован на обслуживание практики антидемократических государственно-правовых режимов, в которых право — это только инструмент осуществления государственной власти.
Особое место в изложенном варианте понимания правового регулирования отводится законности. И это не случайно, ибо ее универсальная формула — требование неукоснительного исполнения и соблюдения действующего закона — позволяет государственной власти облечь себя и свою деятельность в правовую форму и таким образом скрыть свой приоритет над правом. Этим и объясняется стремление государства монополизировать «права на законность». В этих целях законность отрывается от человека, гражданина и интерпретируется как метод, совокупность требований, свойственных процессам формирования и осуществления государственной власти и обращенных к ее представителям 16S.
Со второй позиции правовое регулирование рассматривается как элемент общей системы нормативного регулирования общественных отношений. Здесь методологически важное значение приобретает понятие «нормативное регулирование общественных отношений». В специальной литературе оно определяется как воздействие всей совокупностью функционирующих в обществе социальных норм (норм морали и религии, политических и правовых норм и т. д.) на сознательное, волевое поведение людей в целях упорядочения общественных отношений 166. Это понятие
165 См., напр.: Витрук Н.В. Законность: понятие, защита и обеспече
ние // Общая теория права: Курс лекций. Н. Новгород, 1993. С. 513 и след.
166 См.: Нижечек В.И. Советское право в системе нормативного регу
лирования социалистических общественных отношения. Иркутск, 1973. С. 164
и след.; Матузов Н.И. Право в системе социальных норм // Общая теория
права: Курс лекций / Под ред. В.К. Бабаева. Н. Новгород, 1993. С. 186.
Р а 5 д е л 2. Проблемы формирования и особенности действия
■ .1
выступает родовым по отношению ко всем иным видам социального регулирования общественных отношений.
Правовое регулирование является одновременно и составной частью общей системы нормативного регулирования, и его самостоятельным видом. В этом случае основное содержание правового регулирования образуют такие правовые средства, как законодательство, правосознание, нормы права, способы и методы воздействия права на поведение всех правосубъектных лиц, субъективные права и обязанности, законность, само правомерное поведение людей и др. Отличительная особенность данного варианта понимания сути правового регулирования заключается в утверждении исключительной ценности (полезности) права для всех его субъектов. Здесь государство занимает подчиненное положение по отношению к праву и призвано, во-первых, формулировать его законы, а во-вторых, гарантировать нормальное, бесперебойное регулирование ими общественных отношений.
Относительно законности следует заметить, что она, вытекая из объективных свойств права, адресуется всем участникам правового регулирования и олицетворяет собой его юридическую цель, а также предопределяет качественно-правовые характеристики средств осуществления правового регулирования, в том числе и метода. В результате действия законности создается такая политико-правовая атмосфера (режим), при которой исполнение требований закона предопределяет соответствующие требования не только права, но и морали, господствующие в обществе представления о правовых ценностях, и потому приравнивается к признанию и исполнению правового долга всеми субъектами права167.
Дальнейшее уяснение понятия «правовое регулирование» предполагает выявление его отличий от тесно связанного с ним понятия «правовое воздействие». По мнению Т.М. Радько, эти понятия соотносятся как часть и целое. «Правовое регулирование является одной из форм правового воздействия и соотносится с последним как часть и целое»168,— поясняет автор.
■./Г Г
147 См.: Шабуров А.С. Законность и правопорядок // Теория государства и права: Учебник для юрид. вузов и фак. / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. М., 1997. С. 439—440.
is» радько Т.Н. функции права // Общая теория государства и права: Академический курс / Под ред. М.Н. Марченко: В 2 т. М., 1998. Т. 2. С. 54.
Г л а в а 1. Специфика и сущность правозащитного метода
Внешним, формальным признаком, с которого следует, на наш взгляд, начать «разведение» указанных понятий, является определенное терминологическое несовпадение слов «регулировать» и «воздействовать». Если первый термин обозначает процесс упорядочения чего-либо путем приведения его состояния в соответствие с установленными нормами т, то второй включает указание на активное действие по.
В юридической науке проблемы правового регулирования обстоятельно рассмотрены А.М. Витченко. Он пишет: «Под правовым регулированием следует понимать упорядочение общественных отношений ...при помощи норм права с момента наступления юридического факта»171. Далее он продолжает: «Регулирование следует рассматривать в двойном аспекте: как собственно регулирование и как воздействие в процессе регулирования»172. С точки зрения собственно-регулятивного подхода, правовое регулирование раскрывается как системное инструментальное образование, и в этом качестве чаще всего определяется через категорию «механизм правового регулирования». В свою очередь, «механизм правового регулирования» интерпретируется как «система правовых средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права»173.
В научной литературе различия между понятиями «правовое регулирование» и «правовое воздействие» проводятся по объекту, набору средств и результатам их применения |74.
Объектом правового воздействия является как сознание людей, так и их юридически значимое поведение. Поэтому набор средств правового воздействия включает в себя практически всю
169 См.: Большой иллюстрированный энциклопедический словарь
// Большой иллюстрированный энциклопедический словарь (CD ROM).
170 См.: Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т.
М, 1989. Т. 1.С. 227.
171 Витченко А.М. Указ. соч. С. 26.
172 Там же.
173 Малько А.В. Механизм правового регулирования... С. 625.
174 См.: Нижечек В.И. Указ. соч. С. 164; Витченко A.M. Указ. соч С. 26—
28.; Рабинович П.М. Сферы и пределы правового регулирования: понятие,
виды, факторы развития // XXVII съезд КПСС и развитие теории государ
ства и права: Межвуз. сб. науч. тр. Свердловск, 1987. С. 54 и след.; Малько А.В.
Механизм правового регулирования.. С. 622.
Р а з д е л 2. Проблемы формирования и особенности действия
к
'l г
информацию, содержащую правовые знания: от конкретных требований норм права и правовых принципов до художественно-публицистических форм правовой информации (художественные произведения и фильмы, правовые знания, распространяемые средствами массовой информации, обыденные, так называемые житейские правовые знания, получившие общественное звучание и т. п.). Результатом такого комплексного воздействия признается и правомерное поведение, и восприятие сознанием людей соответствующих правовых ценностей (например, осознание полезности права и целесообразности исполнения его требований, понимание значения прав и свобод человека в личной жизни и жизни других людей и т. д.).
Объектом же правового регулирования выступает только поведение людей, которое существует и проявляет себя в форме общественного отношения т. Общественное отношение под регулятивным влиянием права превращается в правовое отношение, а относящееся к нему поведение людей — в юридически значимое, правовое поведение. Здесь сознание субъектов правового поведения не является специальным объектом правового регулирования. Главное заключается в том, чтобы поведение человека соответствовало требованиям норм права. Какие при этом он испытывает переживания, как и каким образом видоизменяется его сознание в процессе осуществления тех или иных правомерных действий — подобные вопросы в данном случае не рассматриваются. Этим обусловливается и набор средств правового регулирования. В него включаются те правовые средства, которые специально рассчитаны на то, чтобы регламентировать поведение людей, то есть такие правовые инструменты, которые определяют порядок осуществления юридически значимой деятельности. К их числу относятся нормативно-правовые акты, нормы права, субъективные права и юридические обязанности, правоотношения, законность, меры правового принуждения и др. Взятые в единстве эти элементы образуют более сложное и содержательное понятие, каким является «система правового регулирования».
Правовое регулирование, осуществляемое с помощью названных средств, непосредственно воздействует на сознательное,
175 См Дагель П С Диалектика правового регулирования общественных отношений // Правоведение 1971 №1 С 51.
Глава 1. Специфика и сущность правозащитного метода
волевое поведение людей, приводя его к предусмотренному в нормах права правовому результату — законности юридически значимого поведения- Однако законность — это только формально-правовой результат. Кроме него правовое регулирование ориентировано на достижение и социальных целей, состоящих в удовлетворении разнообразных, юридически значимых интересов личности, социальной группы и всего общества.
Таким образом, сравнивая основные особенности понятий «правовое регулирование» и «правовое воздействие», можно сделать вывод о том, что правовое регулирование представляет собой совокупность специально-юридических средств целенаправленного и результативного влияния права на общественные отношения (поведение людей). Это определение правового регулирования предельно широкое. Оно потенциально содержит в себе и тот признак, который указывает, что как законченное и целостное явление оно может состояться только тогда, когда в его распоряжении есть способ, то есть метод его функционирования. Этот признак выражается в таком свойстве правового регулирования, как его целенаправленность на достижение заданного результата. «...Цель, — писал выдающийся правовед Р. Иеринг, — есть творческая сила, всего права ...нет правового положения, которое не было бы обязано своим происхождением какой-либо цели»176.
Соотношение главной, генеральной цели правового регулирования и его метода воздействия на общественные отношения не случайно. Оно обусловлено тем, что вся система правового регулирования создается для достижения конкретного определенного результата, а потому и путь, ведущий к нему, не может не быть целенаправленным. Чтобы подчеркнуть особую значимость взаимосвязи цели правового регулирования и его метода, приведем следующее рассуждение А.И. Процевского: «Несмотря на различия в объяснениях, все сходятся на том, что метод — это способ воздействия (осуществляемый при помощи права), цель которого — побудить людей действовать в интересах общества. Воздействие права на сознание и волю людей проявляется и вне правоотношений, побуждая их к положительным действиям. В нормах права формулируются не только правила поведения
"• Иеринг Р Цель в праве. СПб , 1881.Т. 1. С. II.
P a s д е л 2. Проблемы формирования и особенности действия
i .,
или их границы, но и возможности определенного поведения. Суть правового регулирования состоит в подчинении воли субъекта воле господствующего класса, возведенной в закон, то есть нормам права, Метод же определяет способ такого воздействия, способ достижения стоящей перед правовым регулированием цели»177.
Таким образом, следует признать, что понятие «метод правового регулирования» как раз и отражает тот путь-способ, который приводит правовое регулирование к заданному результату. С этой точки зрения становится понятным, почему И.С. Само-щенко, исследовавший проблему нормативно-правовых средств регулирования общественных отношений, пришел к выводу о том, что цели, зафиксированные в нормативно-правовых формах, «имеют прямое отношение и к непосредственному регулированию поведения»178. Кроме того, функциональная связанность метода с основной целью и результатами правового регулирования не исключает, а скорее предполагает приведение единого, присущего всей системе правового регулирования метода в соответствие с логикой конкретизации общесистемной цели. Сама же конкретизация общесистемной цели диктуется потребностями структур, входящих в предмет правового регулирования. И чем четче юридическая наука структурирует предмет той или иной отрасли, тем больше окажется у законодателя возможностей для обеспечения выделенных составных частей наиболее адекватными способами их урегулирования. По этому поводу А.М. Витчен-ко пишет: «...В правовых методах объективное и субъективное находятся в единстве, в неразрывной связи, субъективное является своеобразным способом отражения и учета объективного в процессе правового регулирования»179.
Достаточно убедительным примером, иллюстрирующим потребность юридической практики в разделении единого метода регулирования на более специализированные его виды, может служить система уголовно-процессуального регулирования. В уголовно-процессуальной науке считается общепризнанным, что уголовно-процессуальное право как «самостоятельная отрасль
177 Процевский А.И. Метод правового регулирования трудовых отно
шений. М., 1972. С. 102.
178 Самощенко И.С О нормативно-правовых средствах регулирования
поведения людей // Правоведение. 1967. № 1. С. 37—38.
179 Витченко А М Указ соч. С. 66
Глава 1. Специфика и сущность правозащитного метода
прав имеет обособленный предмет правового регулирования — уголовное судопроизводство и специфический метод правового регулирования — процессуальную форму»180. «Процессуальная форма» — это «порядок производства в целом или отдельных процессуальных действий»181. Действенность процессуальной формы как единого и общего метода всей системы уголовно-процессуального регулирования с