Кишиневская Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 7 октября 2002г.

Основные положения:

1.Учреждения юстиции стран СНГ оказывают взаимную правовую помощь по гражданским, семейным и уголовным делам в соответствии с положениями Конвенции. Правовая помощь оказывается на основании поручений и иных обращений, направляемых учреждениями юстиции(ст. 4).

2.Объем правовой помощи: выполнения процессуальных и иных действий, предусмотренных законодательством запрашиваемой Стороны, в частности, составления, пересылки и вручения адресату документов, розыска имущества и денежных средств гражданских ответчиков для исполнения решений по гражданским делам, коммерческим и иным экономическим спорам, признания и исполнения исполнительных надписей, судебных решений по гражданским делам и приговоров и иные (ст.6)

3.Порядок исполнения поручения об оказании правовой помощи 1. При исполнении поручения об оказании правовой помощи учреждение юстициизапрашиваемой (от которой что-то нужно) Стороны применяет законодательство своей Стороны. По просьбе учреждения юстиции запрашивающей(которая о чем-то просит) Стороны оно может применить процессуальные нормы запрашивающей Стороны, если они не противоречат законодательству запрашиваемой Стороны. При этом запрашивающая Сторона должна представить текст процессуального закона.

2. Если учреждение юстиции запрашиваемой Стороны некомпетентно исполнить поручение, то оно в 5-дневный срок пересылает его компетентному учреждению юстиции и уведомляет об этом учреждение юстиции запрашивающей Стороны.

3. По просьбе учреждения юстиции запрашивающей Стороны учреждение юстиции запрашиваемой Стороны своевременно сообщает ему о времени и месте исполнения поручения, с тем чтобы уполномоченные им представители могли присутствовать при исполнении поручения, а также, если это не противоречит законодательству запрашиваемой Стороны, принимать участие в выполнении процессуальных действий и розыскных мероприятий.(ст.8)

4.Пересылка документов о гражданском состоянии и других документовДоговаривающиеся Стороны обязуются пересылать друг другу по запросу без перевода и бесплатно документы о регистрации актов гражданского состояния через органы регистрации актов гражданского состояния с уведомлением граждан о пересылке документов.Договаривающиеся Стороны обязуются пересылать друг другу по запросу без перевода и бесплатно документы об образовании, трудовом стаже и другие документы, касающиеся личных, имущественных или неимущественных прав граждан запрашиваемой Стороны и иных лиц, проживающих на ее территории.(ст.13)

5.Расходы, связанные с оказанием правовой помощи Расходы, связанные с оказанием правовой помощи, несет та Сторона, на территории которой они возникли.Расходы по передаче и перевозке предметов, имеющих историческую и культурную ценность, а также большую материальную стоимость, несет запрашивающая Сторона.(ст.18)

3)Киевское соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности от 20.03.92г. Особенность его в том, что поручения подаются не через органы юстиции, а в сам суд непосредственно.

4) Соглашение от 21 октября 1994 г. «Об обмене правовой информацией», в силу которого его участники согласились осуществлять обмен такой информацией в рамках тематического перечня нормативно-правовых актов, открытых к публикации и подлежащих межгосударственному обмену (ст. 1). По взаимной договоренности стороны обмениваются правовой информацией путем электронной передачи документов «каждый с каждым» и «каждый со всеми» на рабочем языке СНГ, соблюдая установленные международными стандартами способы коммутации сообщений и пакетов для открытых систем, или предоставляют субъекту-пользователю необходимую информацию на бумажных носителях (ст. 5).

Многосторонние международные договоры.

1)В рамках Совета Европы существует Европейская конвенция об информации относительно иностранного законодательства от 7 июня 1968 г., участницей которой является и РФ, и Дополнительный протокол к ней от 15 марта 1978 г.

Согласно Конвенции государства обязались предоставлять друг другу информацию относительно своего законодательства и процедур в гражданской и коммерческой сферах, а также относительно судебной организации (ст. 1). Положения Конвенции не ограничивают возможности сторон, поскольку договаривающиеся государства могут предпринять меры по расширению для себя сферы действия Конвенции, с тем чтобы она охватывала и иные, не предусмотренные в ее положениях области. Конвенция установила обязанность государств осуществлять запросы через специально создаваемые для этого единые органы. Однако государства вправе назначить в этих целях и в данном качестве центральные органы юстиции (ст. 2).Запрос об информации всегда исходит от судебной власти даже в том случае, если он не был подготовлен этим органом. Такой запрос может быть подан только в том случае, если разбирательство действительно начато.(ст3) Получающее учреждение, которое получило запрос об информации, может либо само подготовить ответ, либо направить запрос в другое государственное или официальное учреждение, частному орган, квалиф. юристу для подготовки ответа.(ст4) Не безвозмездно, затраты на частных лиц д.б. компенсированы запрашивающей стороной. Запрос об информации и приложения составляются на языке или на одном из официальных языков запрашиваемого государства или же сопровождаются переводом на этот язык. Ответ составляется на языке запрашиваемого государства.(не как в двусторонних и СНГ соглашениях)

Действующие двусторонние соглашения о правовой помощи: СССР и Австрийская республика (1970г.); Алжирской Народной Демократической Республикой (1982); Народной Республикой Болгарией(1975); Венгерской Народной Республикой(1958); Социалистической Республикой Вьетнам(1981); Греция(1981); Ирак(1973); Испания(1990); Италия (1979); Йемен(1985); Кипр(1984); КНР(1957,1992); Румыния(1958); Тунис(1984); Финляндия(1978); Франция(1936); РФ и Аргентина(2000); Египет(1997); Иран(1996); Латвия(1993); Литва(1992); Монголия(1999); Польша(1996).

  1. Судопроизводство по делам с иностранным элементом.
  1. Признание и принудительное исполнение иностранных судебных решений.

Суды в Российской Федерации исполняют переданные им в порядке, установленном международным договором Российской Федерации или федеральным законом, поручения иностранных судов о совершении отдельных процессуальных действий (вручение извещений и других документов, получение объяснений сторон, показаний свидетелей, заключений экспертов, осмотр на месте и другие).

Поручение иностранного суда о совершении отдельных процессуальных действий не подлежит исполнению, если:

1) исполнение поручения может нанести ущерб суверенитету Российской Федерации или угрожает безопасности Российской Федерации;

2) исполнение поручения не входит в компетенцию суда.

Исполнение поручений иностранных судов производится в порядке, установленном российским правом, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Суды в Российской Федерации могут обращаться в иностранные суды с поручениями о совершении отдельных процессуальных действий. Порядок сношений судов в Российской Федерации с иностранными судами определяется международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

Решения иностранных судов, в том числе решения об утверждении мировых соглашений, признаются и исполняются в Российской Федерации, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Под решениями иностранных судов понимаются решения по гражданским делам, за исключением дел по экономическим спорам и других дел, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, приговоры по делам в части возмещения ущерба, причиненного преступлением.

Решение иностранного суда может быть предъявлено к принудительному исполнению в течение трех лет со дня вступления в законную силу решения иностранного суда. Пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановлен судом в Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 112 ГПК РФ.

  1. Требования, предъявляемые к иностранным официальным документам. Легализация, апостиль.

АПК РФ - Статья 255. Требования, предъявляемые к документам иностранного происхождения.

1. Документы, выданные, составленные или удостоверенные по установленной форме компетентными органами иностранных государств вне пределов Российской Федерации по нормам иностранного права в отношении российских организаций и граждан или иностранных лиц, принимаются арбитражными судами в Российской Федерации при наличии легализации указанных документов или проставлении апостиля, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.

2. Документы, составленные на иностранном языке, при представлении в арбитражный суд в Российской Федерации должны сопровождаться их надлежащим образом заверенным переводом на русский язык.

В Российской Федерации, являющейся участником Гаагской конвенции с 31 мая 1992 года, в настоящее время право проставления апостилей предоставлено следующим государственным органам:

· Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) — проставляет апостили на официальные документы, подлежащие вывозу за границу, исходящие от федеральных органов государственной власти, физических и юридических лиц, нотариально удостоверенные в установленном порядке, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

· Территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации — проставляют апостили на официальные документы, исходящие от территориальных органов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нотариусов, органов местного самоуправления, исполненные в субъектах Российской Федерации, на территории которых действуют соответствующие территориальные органы Минюста России, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

· Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) — проставляет апостили на документы о военной службе (работе) в Вооружённых Силах Российской Федерации, Вооружённых Силах Союза ССР и Объединённых Вооружённых Силах Содружества Независимых Государств, выдаваемых в Российской Федерации;

· Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации — проставляют апостили на документы государственного образца об образовании, об учёных степенях и учёных званиях;

· Федеральное архивное агентство России (Росархив) — проставляет апостили на архивные справки, архивные выписки и копии архивных документов, подготовленные федеральными государственными архивами;

· Уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области архивного дела — проставляют апостили на архивные справки, архивные выписки и копии архивных документов, исполненные по документам подведомственным им архивов;

· Органы ЗАГС субъектов РФ — проставляют апостили на официальные документы о государственной регистрации актов гражданского состояния.

Также, как следует из информации Министерства иностранных дел Российской Федерации от 7 июля 2005 г., правом проставления апостилей на документы наделены Генеральная прокуратура Российской Федерации и Министерство внутренних дел Российской Федерации, однако их компетенция в данной сфере не до конца ясна. Очевидно, имеет место правопреемство этих ведомств в отношении аналогичных функций Генеральной прокуратуры СССР и МВД СССР, которые были наделены правом проставления апостиля Постановлением Совета Министров СССР от 12 ноября 1990 г. № 1135. Министерство образования России ставит апостили в целях подтверждения документов государственного образца об образовании, об учёных степенях и учёных званиях. Апостиль проставляется на документах государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях, установленного в Российской Федерации, а также документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях, установленного в СССР, выданных на территории РСФСР и Российской Федерации. В соответствии Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2011 г. №165 «О подтверждении документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях» продолжительность процедуры подтверждения – 45 дней с даты принятия заявления и прилагаемых к нему документов. Подтверждение документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях, включает:

• определение подлинности подписи и наличия у лица, подписавшего документ, представленный к подтверждению, права его подписи;

• определение подлинности печати, которой скреплен документ, представленный к подтверждению;

• установление факта выдачи документа, представленного к подтверждению, лицу, указанному в этом документе в качестве его обладателя;

• установление соответствия формы документа, представленного к подтверждению, форме документов государственного образца об образовании, об ученых степенях или ученых званиях, установленной на момент его выдачи;

• установление наличия в документе представленного к подтверждению всех реквизитов, заполнение которых согласно законодательству Российской Федерации или СССР в области образования являлось обязательным на момент его выдачи.

В соответствии с подпунктом 48 пункта 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ за проставление апостиля взимается государственная пошлина в размере 1500 рублей за каждый документ (согласно Федеральному закону № 374-ФЗ от 27.12.2009 г.). При этом органы государственной власти и органы местного самоуправления, обращающиеся за проставлением апостиля, от уплаты государственной пошлины освобождаются (подпункт 10 пункта 1 ст. 333.35 НК РФ). Также не уплачивают государственную пошлину за проставление апостиля иные категории лиц, имеющие льготы, предусмотренные налоговым законодательством.

С рядом государств Россия (самостоятельно или как правопреемница СССР) заключила договоры о взаимном признании официальных документов. Это означает, что надлежащим образом оформленный на территории одной из сторон договора документ признаётся другим государством — стороной такого договора без каких-либо формальностей (нужен только заверенный перевод документа на государственный язык соответствующей страны). В отношениях с такими странами проставление на официальные документы апостиля не требуется.

Легализация – подтверждение подлинности имеющихся на документах подписей.

Апостиль – штамп, который ставится на официальных документах с целью освободить такие документы от необходимости дипломатической или консульской легализации.

В соответствии с Гаагской конвенцией 1961 г. апостиль удостоверяет «подлинность подписи, качество, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинность печати или штампа, которыми скреплен этот документ» (ст. 5 Конвенции).

Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов (Гаага, 5 октября 1961 г.), к ряду документов, не требующих легализации, относит:

- документы, исходящие от органа или должностного лица, подчиняющихся юрисдикции государства, включая документы, исходящие от прокуратуры, секретаря суда или судебного исполнителя;

- административные документы;

- нотариальные акты;

- официальные пометки, такие как отметки о регистрации;

- визы, подтверждающие определенную дату;

- заверения подписи на документе, не засвидетельствованном у нотариуса.

Вместе с тем настоящая Конвенция не распространяется:

а) на документы, совершенные дипломатическими или консульскими агентами;

б) административные документы, имеющие прямое отношение к коммерческой или таможенной операции».

Если международный договор Российской Федерации относит к компетенции нотариуса совершение нотариального действия, не предусмотренного законодательством Российской Федерации, нотариус производит это нотариальное действие в порядке, устанавливаемом Министерством юстиции Российской Федерации.


  1. Понятие международного коммерческого арбитража.

В процессе реализации внешнеэкономических связей могут возникнуть различные споры, в том числе связанные с внешнеторговыми операциями и имеющие гражданско-правовой характер. Такие споры могут рассматриваться не только в судебном, но и в арбитражном порядке.

Под арбитражем понимается любой арбитраж (третейский суд) независимо от того, образуется ли он специально для рассмотрения отдельного дела или осуществляется постоянно действующим арбитражным учреждением, в частности Международным коммерческим арбитражным судом или Морской арбитражной комиссией при Торгово-промышленной палате РФ.

Третейский суд означает единоличного арбитра или коллегию арбитров (третейских судей).

Название международного коммерческого арбитража имеет условный характер, так как международный коммерческий арбитраж действует на территории определенного государства, является одним из законных средств рассмотрения споров, допускаемых указанным государством, и не имеет каких-либо национальных свойств.

Основное отличие арбитража от государственного суда состоит в том, что арбитраж представляет собой институт частного (т.е. негосударственного) разбирательства, что обусловливает ряд его преимуществ перед государственным судом в отношении коммерческих споров. Так, стороны, участвующие в споре, могут избирать любой арбитраж и тех арбитров, которых они сочтут наиболее подходящими для рассмотрения спора. Это позволяет сторонам при необходимости обращаться в специализированные арбитражи и избирать арбитров, имеющих глубокие профессиональные знания.

Государственный суд применяет гражданско-процессуальный кодекс своей страны. Здесь стороны не вольны избирать судей, рассматривающих их спор. Судебное разбирательство часто обставлено многими формальностями и длится продолжительное время.

Арбитражное разбирательство обычно проходит в элементарной процессуальной форме и в довольно быстрые сроки. В международном коммерческом арбитраже при рассмотрении гражданско-правовых споров процессуальные отношения регулируются на основании правил рассмотрения споров, утвержденных институтом, при котором действует арбитраж (торговой палатой, биржей, ассоциацией и т.п.), либо в соответствии с порядком, определенным сторонами по спору (изолированный арбитраж).

Арбитраж требует гораздо меньше денежных затрат, чем судебное государственное разбирательство. Он позволяет также рассматривать споры в закрытых заседаниях, что способствует сохранению коммерческой тайны и препятствует утечке информации о производственно-торговых и других секретах участников арбитражного разбирательства.

Международный коммерческий арбитраж существует в двух формах:

1) изолированный арбитраж;

2) институционный арбитраж.

Изолированный арбитраж создается спорящими сторонами для рассмотрения только одного спора. Он может также функционировать как постоянно действующий орган, имеющий свою структуру, технический аппарат, списки арбитров и правила рассмотрения споров.

Институционный арбитраж – это постоянно действующий арбитраж. Он обычно образуется при торговых палатах, биржах и т.п. Постоянно действующим по существу является лишь сам арбитражный институт, а состав арбитража избирается сторонами по каждому конкретному спору из списков арбитров арбитражного института.

Международный коммерческий арбитраж делится на виды в зависимости от характера споров, входящих в его компетенцию.

Общий международный коммерческий арбитраж рассматривает все споры, возникающие в связи с внешнеэкономическими сделками и входящие в его компетенцию.

Специализированный арбитраж рассматривает споры, относящиеся к одному из видов внешнеэкономической сделки или сделки с конкретным товаром (услуги, работы).

В 1993 г. в Российской Федерации был принят Закон "О международном коммерческом арбитраже", который учитывает положения о таком арбитраже, содержащиеся в международных договорах РФ, а также в типовом законе, принятом в 1985 г. Комиссией ООН по праву международной торговли и одобренной Генеральной Ассамблеей ООН для возможного использования государствами в своем законодательстве.

Постановлением ВС РФ от 7 июля 1993 г. О введении в действие Закона Российской Федерации "О международном коммерческом арбитраже". Арбитражный суд при Торгово-промышленной палате РФ был переименован в Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате РФ.

Наши рекомендации