НДС – механизм взимания и льготные режимы
№ | Вид режима | НДС полученный | НДС уплаченный | Комментарий |
Обычный режим | Платится в бюджет | Предъявляется бюджету | ||
Экспорт товаров, (обложение по нулевой ставке) | Не платится | Предъявляется бюджету | Полное освобождение от уплаты НДС | |
Отсутствие объекта НДС | Не платится | Относится на себестоимость | Частичное освобождение от уплаты НДС | |
Отсутствие субъекта НДС | Не платится | Относится на себестоимость | ||
Льготы по НДС | Не платится | Относится на себестоимость |
Принципы налогового планирования
Принцип законности
Принцип законности предполагает использование только тех методов, способов и приемов налоговой оптимизации, которые не противоречат действующему законодательству.
Основным полем налогового планирования являются нормы налогового законодательства. К сожалению, налоговые органы часто используют в ходе проверок не букву и дух закона, а свои внутренние установки, выходящие за рамки законодательства, с которым налогоплательщик вынужден считаться. Но считаться – это значит не прямо следовать установкам налоговых органов, которые не вытекают из норм права, а скорее – правильно оценивать возможные последствия споров с налоговыми органами, которые могут разрешаться в судебных органах.
Кроме того, налоговая оптимизация предполагает поиск пробелов («белых пятен») в действующем законодательстве для уменьшения суммы налоговых обязательств. Позволить себе выход за рамки, задаваемые налоговым законодательством, могут сегодня в основном крупные фирмы, имеющие положительный опыт судебных разбирательств.
Если активные действия фирмы не соответствуют принципу законности, фирма рискует своей деловой репутацией, уплатой штрафов и пени в соответствии с Налоговым кодексом, а ее руководители могут понести ответственность в соответствии с Административным и Уголовным кодексами.
Принцип презумпции невиновности
Согласно этому принципу налогоплательщик считается действующим законно до тех пор, пока не доказано иное.
1. Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке (п. 6 ст. 108 НК).
2. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы (п. 6 ст. 108 НК).
3. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица (п. 6 ст. 108 НК) и все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) (п. 7 ст. 3 НК).
4. Налогоплательщик вправе не выполнять неправомерныеакты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу (НК) или иным федеральным законам (подп. 11, п. 1, ст. 21 НК).
Принцип оптимальности
Налоговое планирование – это инструмент оптимального достижения стратегических целей фирмы, отражающих интересы ее собственников, менеджеров, персонала, а не примитивной минимизации общей суммы налогов.
Необходимо учитывать, что налоговое планирование – не самоцель, а лишь средство для решения поставленных задач финансового планирования.
Для реализации принципа оптимальности используются две группы приемов:
· уплата налогов в минимальном размере (с точки зрения нанесения ущерба краткосрочным стратегическим целям организации);
· уплата налогов насколько возможно позднее с целью экономии оборотных средств предприятия. Затягивание уплаты налога по сути эквивалентно получению беспроцентного кредита.
Принцип оптимальности, кроме того, предполагает наличие достаточного размера чистой прибыли для расширения текущей деятельности и реализации инвестиционной политики за счет поддержания оптимального соотношения между величиной налоговых платежей изымаемых из прибыли предприятия, и величиной его балансовой прибыли.
Следовательно, наряду с контролем общей суммы налогов, следует дополнительно следить за суммой налогов, взимаемых за счет прибыли предприятия. В противном случае в угоду минимизации общей суммы налоговых платежей предприятие может свести к нулю свою чистую прибыль, что искажает суть коммерческой организации.
Принцип экономичности
Принцип экономичности предполагает поддержание оптимального соотношения между
· размерами снижения налоговых платежей, с одной стороны, и
· рисками, связанными с возможными санкциями налоговых органов, а также затратами на проведение мероприятий по налоговому планированию, с другой стороны.
Данный принцип предполагает определение предприятием целесообразности внедрения того или иного метода с точки зрения его «цены», которая не должна перекрыть планируемый положительный эффект применения методов налогового планирования.
Принцип оперативности
Разработанная предприятием налоговая политика не может быть неизменной и должна оперативно корректироваться с учетом всех изменений, происходящих в действующем законодательстве и, прежде всего, в системе налогообложения (появление новых видов налогов, изменение ставок, отмена или появление льгот и т. д.). Причем, корректироваться должны не только основные направления налоговой политики фирмы, но и виды хозяйственных операций, а также (в отдельных случаях) и направления хозяйственной деятельности предприятия.
Важно, насколько быстро фирма может адаптировать свою политику к происходящим изменениям государственной налоговой политики. Поэтому принцип оперативности тесно связан с прогнозированием и мониторингом будущих правовых и налоговых нововведений, отражением результатов мониторинга в ходе периодической корректировки стратегических и текущих планов организации.
Принцип оперативности предполагает учет изменений не только внешней среды, но и представлений предприятия о своих внутренних приоритетах, ценностях и возможностях. Без оперативности налоговое планирование становится бесперспективным разовым рискованным мероприятием. В этом смысле следование устаревшим, как минимум, на год рекомендациям, содержащимся в книгах по налоговому планированию, резко увеличивает риски фирм, поскольку как раз примерно через год законодательство корректируется с тем, чтобы перекрыть описанные в литературе «налоговые лазейки».
Методы налогового планирования
Классификация методов НП по субъекту налогов (налогоплательщикам):
· корпоративные методы (для юридических лиц);
· личные методы (для физических лиц);
· смешанные (для юридических и физических лиц).
Классификация методов НП по отношению к внешней среде фирмы:
· внешние методы – связанные с внешними факторами (контрагентами и т. д.). Например, выбор оптимального типа договора, обмен долгами, обмен льготами, получение налогового кредита;
· внутренние методы – не связанные с внешними факторами. Например, выбор организационно-правовой формы, определение состава учредителей и способа внесения уставного капитала, оптимизация размера предприятия, использование налоговых льгот, оптимизация учетной политики.
Классификация методов НП по юрисдикции (территории действия):
· международные;
· национальные (в пределах одного государства);
· местные (в пределах одного субъекта федерации).
Классификация методов НП по горизонту планирования
Стратегические (1-10 лет)
Например, определение состава и места регистрации юридических лиц, входящих в фирму.
Основные задачи стратегического налогового планирования:
· определение наиболее эффективных видов деятельности и параметров фирмы;
· снижение неопределенности состояния внешней среды путем экспертных оценок и прогнозирования изменений законодательства;
· выбор варианта ведения налогового, управленческого и бухгалтерского учетов;
· формирование полноценной информационной базы налогообложения.
Оперативные (1 год)
Например, детальный учет налоговой составляющей при составлении текущих (12-месячных) планов доходов и расходов, движения денежных средств.
Основные задачи оперативного налогового планирования:
· текущее управление базами налогов путем анализа налоговых последствий управленческих решений и т. д.;
· наиболее рациональное размещение активов и прибыли;
· налоговый мониторинг, минимизация налоговых штрафов за счет самоконтроля правильности и своевременности уплаты налогов.
Классификация методов НП по используемым алгоритмам реализации методов:
· бухгалтерские методы (например, метод микробалансов);
· расчетно-аналитические методы (налоговая алгебра);
· экономико-математические методы (сложные компьютерные модели).
Этапы налогового планирования
1. Оценка позиции налоговой администрациии основных направлений налоговой политики государства:
· снижение неопределенности внешней среды путем экспертных оценок и прогнозов изменений налогового законодательства;
· оценка тяжести налогового бремени и тенденций его изменения.
2. Выбор оптимальных параметров фирмы:
· наиболее эффективных направлений и видов деятельности;
· места размещения юридических лиц, входящих в состав фирмы (выбор юрисдикции, использование офшорных фирм);
· оптимальной организационно-правовой формы (партнерство, общество, LLC);
· оптимального размера предприятий (например, использование упрощенной системы налогообложения);
· селекции налогов для целей налогового планирования по их величине, трудности снижения, мерам ответственности за нарушение законодательства и их группировки по одинаковым или сходным налоговым базам (объем реализации, фонд заработной платы, стоимость имущества, прибыль предприятия).
3. Текущее налоговое планирование, в том числе:
· оптимизация учетной политики предприятия, в том числе полное использование налоговых льгот;
· использование оптимальных форм договоров;
· рациональное финансирование расходов фирмы;
· проведение внутреннего аудита для снижения размера налоговых штрафов;
· оценка эффективности налогового планирования на основе использования налогового мониторинга.
4. Наиболее выгодное размещение прибыли и активов фирмы:
· налоговая оптимизация процесса распределения чистой прибыли;
· выбор оптимальных «коридоров» транспортировки реинвестированной прибыли к месту ее использования;
· надежное и безналоговое размещение основных средств и нематериальных активов фирмы.