Классификация способов уплаты налогов
Содержание
Тема 1. Теория налогового планирования
Основные методы уплаты налогов: стандартный метод, налоговое планирование, обход налогов и уклонение от налогов. Полная ставка налогообложения – основной критерий выбора способа уплаты налогов. Алгоритм взимания налога и элементы налога. Принципы налогооб
ложения: резидентский, территориальный и смешанный. Режимы и оптимизация уплаты НДС.
Налоговое планирование – важный элемент финансового менеджмента фирмы. Основные способы обеспечения налоговой безопасности фирмы. Юридические аспекты налогового планирования. Налоговая алгебра – универсальный способ расчета налоговой нагрузки. Планирование объема реализации. Оптимизация выплаты вознаграждения физическому лицу: зарплата или дивиденды.
Тема 2. Практика налогового планирования
Основные задачи и формы представления информации в налоговом мониторинге. Упрощенная система налогообложения. Офшорный бизнес.
Тема 1. Теория налогового планирования
Налоги – это цена цивилизованности общества.
Надпись на фасаде Министерства
внутренних доходов США.
Различные способы уплаты налогов
и определение налогового планирования
Универсальным масштабом тяжести налогового бремени является вновь созданная стоимость, измеряемая на макроуровне показателем внутреннего валового продукта (ВВП), а на уровне фирмы показателем добавленной стоимости (V). |
Определение показателя «полная ставка налогообложения (ПСН)»:
Под полной ставкой налогообложения (ПСН) следует понимать параметр, характеризующий налоговую нагрузку на фирму (или, что одно и то же, тяжесть ее налогового бремени) и рассчитываемый как частное от деления § суммы всех причитающихся к уплате налоговых платежей (без учета налоговых льгот), оказывающих на нее влияние; § на величину добавленной стоимости. |
Достаточно умножить ПСН на величину добавленной стоимости фирмы, чтобы получить размер налоговой нагрузки на фирму в рублях.
Типы краткосрочных стратегий фирмы
Принципы построения налоговой системы страны
Налоговая система страны – совокупность существенных условий налогообложения, действующих в данный момент в конкретном государстве.
Она включает:
1. Налоговое законодательства (систему налогов).
2. Налоговые органы.
3. Традиции налогообложения и основные принципы налоговой политики, в том числе распределения налогов по бюджетам, формам и методам налогового контроля, подход к решению проблемы международного двойного налогообложения.
Экономические | Юридические | Организационные | |
Согласование интересов государства и бизнеса | Правовой характер налогообложения | Стабильность налогового законодательства на протяжении по крайней мере календарного года | |
Вторичность налоговой системы по отношению к принятой макроэкономической модели экономики страны | Максимальная формализация законодательства | Четкая иерархия нормативных документов по налогообложению, ясность и определенность налогового законодательства. Нормативные документы должны допускать однозначное и адекватное толкование. | |
Хозяйственной независимости и свободы налогоплательщика | Налоговый федерализм и четкое разделение полномочий в сфере нормотворчества | Доступность нормативной информации по налогообложению | |
Экономичность. Затраты на сбор налогов должны быть заметно меньше поступлений налогов в бюджет страны | Принцип разделения властей | Симметричная ответственность налогоплательщиков и налоговых органов | |
Денежный характер обложения | Запрет избыточного нормотворчества | Удобство уплаты налогов для налогоплательщиков | |
Неотвратимость налогообложения | |||
Справедливость налогообложения – отсутствие несправедливых льгот |
Юридические аспекты налогообложения
Установление налогов
Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом (п. 5 ст. 3 НК).
При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить (п. 6 ст. 3 НК).
Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения (ст. 17 НК):
1) объект налогообложения;
2) налоговая база;
3) налоговый период;
4) налоговая ставка;
5) порядок исчисления налога;
6) порядок и сроки уплаты налога.
Если какой-либо элемент налога не определен законом, то налог оказывается неустановленным, и ни у кого не возникает обязанности по его уплате.
Примечание
Увеличение налоговой нагрузки – вступление в силу актов законодательства, которые устанавливают новые налоги и (или) сборы, повышают налоговые ставки, размеры сборов, устанавливают новые обязанности или иным образом ухудшают положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Увеличение ответственности за нарушение налогового законодательства – вступление в силу актов законодательства, устанавливающих или отягчающих ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Срок подачи Срок уплаты
Декларации налога
В любом случае | 1. Если исправление произведено до момента выявления ошибки налоговым органом или назначения налоговой проверки | 1) Если исправление произведено до момента выявления ошибки налоговым органом или назначения налоговой проверки. 2) При условии уплаты налога и пени |
Примечание
За момент выявления ошибки и момент назначения налоговой проверки принимается момент доведения до налогоплательщика соответствующих сведений.
Срок давности
Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения, либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года (срок давности).
Исчисление срока давности производится (статья 113 НК РФ):
По статье 120 («Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения») и статье 122 («Неуплата или неполная уплата сумм налога настоящего Кодекса»). | По остальным статьям НК РФ |
со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода | со дня совершения налогового правонарушения |
Налогоплательщики обязаны «в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций – также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги» (подпункт 8 пункт 1 статьи 23 НК РФ).
Обстоятельства, смягчающие вину и уменьшающие размер налогового штрафа (пункт 1 статьи 112 НК РФ):
«1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
2.1) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения;
3) иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность».
Отягчает ответственность повторное совершение аналогичного налогового правонарушения в течение 12 месяцев (пункты 2, 3 статьи 112 НК РФ).
Принцип законности
Принцип законности предполагает использование только тех методов, способов и приемов налоговой оптимизации, которые не противоречат действующему законодательству.
Основным полем налогового планирования являются нормы налогового законодательства. К сожалению, налоговые органы часто используют в ходе проверок не букву и дух закона, а свои внутренние установки, выходящие за рамки законодательства, с которым налогоплательщик вынужден считаться. Но считаться – это значит не прямо следовать установкам налоговых органов, которые не вытекают из норм права, а скорее – правильно оценивать возможные последствия споров с налоговыми органами, которые могут разрешаться в судебных органах.
Кроме того, налоговая оптимизация предполагает поиск пробелов («белых пятен») в действующем законодательстве для уменьшения суммы налоговых обязательств. Позволить себе выход за рамки, задаваемые налоговым законодательством, могут сегодня в основном крупные фирмы, имеющие положительный опыт судебных разбирательств.
Если активные действия фирмы не соответствуют принципу законности, фирма рискует своей деловой репутацией, уплатой штрафов и пени в соответствии с Налоговым кодексом, а ее руководители могут понести ответственность в соответствии с Административным и Уголовным кодексами.
Принцип оптимальности
Налоговое планирование – это инструмент оптимального достижения стратегических целей фирмы, отражающих интересы ее собственников, менеджеров, персонала, а не примитивной минимизации общей суммы налогов.
Необходимо учитывать, что налоговое планирование – не самоцель, а лишь средство для решения поставленных задач финансового планирования.
Для реализации принципа оптимальности используются две группы приемов:
· уплата налогов в минимальном размере (с точки зрения нанесения ущерба краткосрочным стратегическим целям организации);
· уплата налогов насколько возможно позднее с целью экономии оборотных средств предприятия. Затягивание уплаты налога по сути эквивалентно получению беспроцентного кредита.
Принцип оптимальности, кроме того, предполагает наличие достаточного размера чистой прибыли для расширения текущей деятельности и реализации инвестиционной политики за счет поддержания оптимального соотношения между величиной налоговых платежей изымаемых из прибыли предприятия, и величиной его балансовой прибыли.
Следовательно, наряду с контролем общей суммы налогов, следует дополнительно следить за суммой налогов, взимаемых за счет прибыли предприятия. В противном случае в угоду минимизации общей суммы налоговых платежей предприятие может свести к нулю свою чистую прибыль, что искажает суть коммерческой организации.
Принцип экономичности
Принцип экономичности предполагает поддержание оптимального соотношения между
· размерами снижения налоговых платежей, с одной стороны, и
· рисками, связанными с возможными санкциями налоговых органов, а также затратами на проведение мероприятий по налоговому планированию, с другой стороны.
Данный принцип предполагает определение предприятием целесообразности внедрения того или иного метода с точки зрения его «цены», которая не должна перекрыть планируемый положительный эффект применения методов налогового планирования.
Принцип оперативности
Разработанная предприятием налоговая политика не может быть неизменной и должна оперативно корректироваться с учетом всех изменений, происходящих в действующем законодательстве и, прежде всего, в системе налогообложения (появление новых видов налогов, изменение ставок, отмена или появление льгот и т. д.). Причем, корректироваться должны не только основные направления налоговой политики фирмы, но и виды хозяйственных операций, а также (в отдельных случаях) и направления хозяйственной деятельности предприятия.
Важно, насколько быстро фирма может адаптировать свою политику к происходящим изменениям государственной налоговой политики. Поэтому принцип оперативности тесно связан с прогнозированием и мониторингом будущих правовых и налоговых нововведений, отражением результатов мониторинга в ходе периодической корректировки стратегических и текущих планов организации.
Принцип оперативности предполагает учет изменений не только внешней среды, но и представлений предприятия о своих внутренних приоритетах, ценностях и возможностях. Без оперативности налоговое планирование становится бесперспективным разовым рискованным мероприятием. В этом смысле следование устаревшим, как минимум, на год рекомендациям, содержащимся в книгах по налоговому планированию, резко увеличивает риски фирм, поскольку как раз примерно через год законодательство корректируется с тем, чтобы перекрыть описанные в литературе «налоговые лазейки».
Методы налогового планирования
Классификация методов НП по субъекту налогов (налогоплательщикам):
· корпоративные методы (для юридических лиц);
· личные методы (для физических лиц);
· смешанные (для юридических и физических лиц).
Классификация методов НП по отношению к внешней среде фирмы:
· внешние методы – связанные с внешними факторами (контрагентами и т. д.). Например, выбор оптимального типа договора, обмен долгами, обмен льготами, получение налогового кредита;
· внутренние методы – не связанные с внешними факторами. Например, выбор организационно-правовой формы, определение состава учредителей и способа внесения уставного капитала, оптимизация размера предприятия, использование налоговых льгот, оптимизация учетной политики.
Классификация методов НП по юрисдикции (территории действия):
· международные;
· национальные (в пределах одного государства);
· местные (в пределах одного субъекта федерации).
Классификация методов НП по горизонту планирования
Стратегические (1-10 лет)
Например, определение состава и места регистрации юридических лиц, входящих в фирму.
Основные задачи стратегического налогового планирования:
· определение наиболее эффективных видов деятельности и параметров фирмы;
· снижение неопределенности состояния внешней среды путем экспертных оценок и прогнозирования изменений законодательства;
· выбор варианта ведения налогового, управленческого и бухгалтерского учетов;
· формирование полноценной информационной базы налогообложения.
Оперативные (1 год)
Например, детальный учет налоговой составляющей при составлении текущих (12-месячных) планов доходов и расходов, движения денежных средств.
Основные задачи оперативного налогового планирования:
· текущее управление базами налогов путем анализа налоговых последствий управленческих решений и т. д.;
· наиболее рациональное размещение активов и прибыли;
· налоговый мониторинг, минимизация налоговых штрафов за счет самоконтроля правильности и своевременности уплаты налогов.
Классификация методов НП по используемым алгоритмам реализации методов:
· бухгалтерские методы (например, метод микробалансов);
· расчетно-аналитические методы (налоговая алгебра);
· экономико-математические методы (сложные компьютерные модели).
Этапы налогового планирования
1. Оценка позиции налоговой администрациии основных направлений налоговой политики государства:
· снижение неопределенности внешней среды путем экспертных оценок и прогнозов изменений налогового законодательства;
· оценка тяжести налогового бремени и тенденций его изменения.
2. Выбор оптимальных параметров фирмы:
· наиболее эффективных направлений и видов деятельности;
· места размещения юридических лиц, входящих в состав фирмы (выбор юрисдикции, использование офшорных фирм);
· оптимальной организационно-правовой формы (партнерство, общество, LLC);
· оптимального размера предприятий (например, использование упрощенной системы налогообложения);
· селекции налогов для целей налогового планирования по их величине, трудности снижения, мерам ответственности за нарушение законодательства и их группировки по одинаковым или сходным налоговым базам (объем реализации, фонд заработной платы, стоимость имущества, прибыль предприятия).
3. Текущее налоговое планирование, в том числе:
· оптимизация учетной политики предприятия, в том числе полное использование налоговых льгот;
· использование оптимальных форм договоров;
· рациональное финансирование расходов фирмы;
· проведение внутреннего аудита для снижения размера налоговых штрафов;
· оценка эффективности налогового планирования на основе использования налогового мониторинга.
4. Наиболее выгодное размещение прибыли и активов фирмы:
· налоговая оптимизация процесса распределения чистой прибыли;
· выбор оптимальных «коридоров» транспортировки реинвестированной прибыли к месту ее использования;
· надежное и безналоговое размещение основных средств и нематериальных активов фирмы.
Офшорный бизнес
Одним из общеизвестных примеров международного налогового планирования является выбор страны регистрации компании, выгодной юрисдикции, например, использование судовладельцами «удобного» флага для морских судов, путем регистрации их в налоговых гаванях, предоставляющих благоприятный законодательный режим. По оценкам специалистов такие суда составляют примерно треть мирового флота, а наиболее выгодные условия предоставляют судовладельцам Кипр, Либерия и Панама, что совершенно бесплатно включило эти страны в число ведущих морских держав.
В налоговом планировании широко используется термин «оффшор» (off-shore), дословно переводимый как «вне берега». Под офшорной понимается деятельность фирмы, избегающей полной налоговой ответственности страны, в которой фактически ведется бизнес, за счет перехода под юрисдикцию государств, называемых налоговыми гаванями, предоставляющих освобождения от уплаты налогов и налоговые льготы. Под полной налоговой ответственностью в налоговом праве понимается обязанность резидента уплачивать налоги со всех полученных им налогов, полученных как на территории страны, так и за ее рубежами.
Типичные условия предоставления офшорной компании режима благоприятствования состоят в том, что:
· она не должна заключать сделки с местными физическими и юридическими лицами;
· учредители офшорной компании, как правило, должны быть нерезидентами.
Предоставление офшорных привилегий – один из способов получить явные преимущества в конкурентной борьбе за привлечение иностранного капитала на свою территорию в расчете на появление новых рабочих мест, развитие рыночной инфраструктуры.
Вводимые при этом ограничения предохраняют национальный бизнес от конкуренции с мощными транснациональными корпорациями, имеющими офшорные компании.
Оборотной стороной офшорного бизнеса является «бегство капиталов», то есть отток капиталов из стран с жестким налогообложением и другими формами государственного регулирования бизнеса, что вынуждает администрацию этих стран препятствовать развитию этого рода бизнеса. В мире насчитывается примерно 1,5 миллиона офшорных компаний, через офшорный бизнес проходит примерно половина международных капиталов, так что масштабы офшорного бизнеса оказывают заметное влияние на весь международный бизнес.
Таким образом, офшорный бизнес является своего рода всемирным регулятором, предохраняющим налогоплательщиков стран с жестким государственным регулированием от чрезмерного уровня налоговой нагрузки.
Факторы, которые необходимо учитывать при выборе выгодной юрисдикции:
1. Реальные налоговые льготы: ставки налогов на уровне нескольких процентов.
2. Конфиденциальность (неразглашение фамилий участников компании) и банковская тайна.
3. Отсутствие валютных ограничений, в частности, на вывоз валюты.
4. Наличие «офшорного коридора» для вывоза (репатриации) прибыли.
5. Дешевизна и простота регистрации.
6. Отсутствие уголовной ответственности за налоговые правонарушения.
7. Упрощенная система учета и отчетности, отсутствие обязательной ежегодной аудиторской проверки и ежеквартального порядка уплаты налогов.
8. Упрощенная система управления фирмой, наличие секретарских компаний.
Существуют зоны с нулевым налогообложением:
§ Гибралтар, острова Мэн, Джерси, Гернси, Багамские острова.
И зоны со льготным налогообложением:
§ Кипр, Мальта, Гонконг, Сингапур.
Один из плюсов существования офшорной компании – снижение таможенных платежей. Позиция Министерства финансов РФ отражена в письме от 23.02.98 № 04-06-02 «Об ограничении деятельности на территории Российской Федерации предприятий, зарегистрированных в офшорных зонах».
СПИСОК ОФШОРНЫХ ЗОН
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 13 ноября 2007 г. N 108н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ
ГОСУДАРСТВ И ТЕРРИТОРИЙ, ПРЕДОСТАВЛЯЮЩИХ
ЛЬГОТНЫЙ НАЛОГОВЫЙ РЕЖИМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
И (ИЛИ) НЕ ПРЕДУСМАТРИВАЮЩИХ РАСКРЫТИЯ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ
ИНФОРМАЦИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ФИНАНСОВЫХ
ОПЕРАЦИЙ (ОФШОРНЫЕ ЗОНЫ)
(в ред. Приказа Минфина РФ от 02.02.2009 N 10н)
1. Ангилья;
2. Княжество Андорра;
3. Антигуа и Барбуда;
4. Аруба;
5. Содружество Багамы;
6. Королевство Бахрейн;
7. Белиз;
8. Бермуды;
9. Бруней-Даруссалам;
10. Республика Вануату;
11. Британские Виргинские острова;
12. Гибралтар;
13. Гренада;
14. Содружество Доминики;
15. Республика Кипр;
16. Китайская Народная Республика:
Специальный административный район Гонконг (Сянган);
Специальный административный район Макао (Аомынь);
17. Союз Коморы:
остров Анжуан;
18. Республика Либерия;
19. Княжество Лихтенштейн;
20. Республика Маврикий;
21. Малайзия:
остров Лабуан;
22. Мальдивская Республика;
23. Республика Мальта;
24. Республика Маршалловы Острова;
25. Княжество Монако;
26. Монтсеррат;
27. Республика Науру;
28. Нидерландские Антилы;
29. Республика Ниуэ;
30. Объединенные Арабские Эмираты;
31. Острова Кайман;
32. Острова Кука;
33. Острова Теркс и Кайкос;
34. Республика Палау;
35. Республика Панама;
36. Республика Самоа;
37. Республика Сан-Марино;
38. Сент-Винсент и Гренадины;
39. Сент-Китс и Невис;
40. Сент-Люсия;
41. Отдельные административные единицы Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии:
Остров Мэн;
Нормандские острова (острова Гернси, Джерси, Сарк, Олдерни);
42. Республика Сейшельские Острова (введен Приказом Минфина РФ от 02.02.2009)
Перечень действующих двусторонних международных договоров РФ об избежании двойного налогообложения (Письмо ФНС РФ от 15.01.2009 г. N ВЕ-22-2/20@))
1. Австралия
2. Австрия
3. Азербайджан
4. Албания
5. Алжир
6. Армения
7. Белоруссия
8. Бельгия
9. Болгария
10. Бразилия
11. Великобритания
12. Венгрия
13. Венесуэла
14. Вьетнам
15. Германия
16. Греция
17. Дания
18. Египет
19. Израиль
20. Индия
21. Индонезия
22. Иран
23. Ирландия
24. Исландия
25. Испания
26. Италия
27. Казахстан
28. Канада
29. Катар
30. Кипр
31. Киргизия
32. Китай
33. КНДР
34. Корея
35. Кувейт
36. Ливан
37. Литва
38. Люксембург
39. Македония
40. Малайзия
41. Мали
42. Марокко
43. Мексика
44. Молдова
45. Монголия
46. Намибия
47. Нидерланды
48. Новая Зеландия
49. Норвегия
50. Польша
51. Португалия
52. Румыния
53. Сербия; Черногория
54. Сингапур
55. Сирия
56. Словакия
57. Словения
58. США
59. Таджикистан
60. Таиланд
61. Туркменистан
62. Турция
63. Узбекистан
64. Украина
65. Филиппины
66. Финляндия
67. Франция
68. Хорватия
69. Чехия
70. Швейцария
71. Швеция
72. Шри-Ланка
73. ЮАР
74. Япония
Список литературы
1. Налоговый кодекс РФ.
2. В.В.Зябриков Комплект слайдов (электронный вид). 2011 г.
Содержание
Тема 1. Теория налогового планирования.................................................................................. 2
Различные способы уплаты налогов и определение налогового планирования.................. 2
Юридические аспекты налогообложения................................................................................ 11
НДС – механизм взимания и льготные режимы..................................................................... 14
Принципы налогового планирования..................................................................................... 15
Этапы налогового планирования.............................................................................................. 19
Формула планирования реализации......................................................................................... 20
Тема 2. Практика налогового планирования....................................................................... 23
Организация налогового мониторинга фирмы....................................................................... 23
Упрощенная система налогообложения (УСН)....................................................................... 24
СПИСОК ОФШОРНЫХ ЗОН................................................................................................... 28
Перечень действующих двусторонних международных договоров РФ об избежании двойного налогообложения (Письмо ФНС РФ от 15.01.2009 г. N ВЕ-22-2/20@))........................... 29
Список литературы..................................................................................................................... 30
Содержание.................................................................................................................................. 30
[1] Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 04.07.1997 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами РФ Уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов», п. 10.
[2] Жестков В.С. Правовые основы налогового планирования (на примере групп предприятий): учебное пособие // Серия «Библиотека налогового юриста». – М.: Академический правовой университет, 2002. – С. 9-13.
[3] Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» п. 3, ст. 4.
Содержание
Тема 1. Теория налогового планирования
Основные методы уплаты налогов: стандартный метод, налоговое планирование, обход налогов и уклонение от налогов. Полная ставка налогообложения – основной критерий выбора способа уплаты налогов. Алгоритм взимания налога и элементы налога. Принципы налогооб
ложения: резидентский, территориальный и смешанный. Режимы и оптимизация уплаты НДС.
Налоговое планирование – важный элемент финансового менеджмента фирмы. Основные способы обеспечения налоговой безопасности фирмы. Юридические аспекты налогового планирования. Налоговая алгебра – универсальный способ расчета налоговой нагрузки. Планирование объема реализации. Оптимизация выплаты вознаграждения физическому лицу: зарплата или дивиденды.
Тема 2. Практика налогового планирования
Основные задачи и формы представления информации в налоговом мониторинге. Упрощенная система налогообложения. Офшорный бизнес.
Тема 1. Теория налогового планирования
Налоги – это цена цивилизованности общества.
Надпись на фасаде Министерства
внутренних доходов США.
Различные способы уплаты налогов
и определение налогового планирования
Универсальным масштабом тяжести налогового бремени является вновь созданная стоимость, измеряемая на макроуровне показателем внутреннего валового продукта (ВВП), а на уровне фирмы показателем добавленной стоимости (V). |
Определение показателя «полная ставка налогообложения (ПСН)»:
Под полной ставкой налогообложения (ПСН) следует понимать параметр, характеризующий налоговую нагрузку на фирму (или, что одно и то же, тяжесть ее налогового бремени) и рассчитываемый как частное от деления § суммы всех причитающихся к уплате налоговых платежей (без учета налоговых льгот), оказывающих на нее влияние; § на величину добавленной стоимости. |
Достаточно умножить ПСН на величину добавленной стоимости фирмы, чтобы получить размер налоговой нагрузки на фирму в рублях.
Классификация способов уплаты налогов
Законные по намерениям способы | Незаконные на намерениям способы | |||
Стандартный способ | Налоговое планирование | Обход налогов | Уклонение от уплаты налогов | |
1. Стандартный метод (standard method) – уплата налогов в соответствии с законом без предварительных расчетов и выбора оптимальных вариантов. Обобщение мирового опыта указывает на то, что если налоговое бремя в стране не превышает 10-15% ВВП, то предпринимателям вполне достаточно использовать стандартный метод уплаты налогов под девизом «сначала бизнес – потом налоги».
При уровне налогового бремени в пределах 20-35% ВВП имеет смысл добавлять к стандартному методу уплаты налогов пассивные элементы налогового планирования, например, максимально использовать предоставленные законодательством налоговые льготы без разработки и реализации специальных программ снижения налоговой нагрузки.
2. Налоговое планирование (tax planning) – вид деятельности законопослушных налогоплательщиков, минимизирующих свои налоговые платежи за счет законного использования налоговых льгот, а также с применением специальных приемов оптимизации налогообложения типа «использование группы предприятий, офшорных фирм и т. д.».
В диапазоне 40-50% ВВП (что соответствует сегодняшнему российскому уровню) налоговое планирование оказывается оптимальным способом уплаты налогов на предприятиях всех размеров. При этом надзор за налоговой сферой должен осуществляться на высшем уровне руководства фирмы и ни один серьезный проект не должен приниматься без предварительной налоговой экспертизы.
Определение термина «налоговое планирование»:налоговое планирование (НП) – один из видов активной налоговой политики юридических и физических лиц, направленный на минимизацию негативного влияния налогообложения на процесс достижения стоящих перед ними целей любыми, не противоречащими действующему законодательству методами. |
В определение НП входит несколько существенных признаков, отличающих его от других видов уплаты налогов.
Это:
законность использованных льгот и других приемов снижения налогов, то есть отсутствие прямых противоречий действующему в настоящий момент законодательству;
активность, то есть инициативная деятельность по выбору наиболее выгодного варианта действий.
Отметим, что в общем случае речь идет не о минимизации, а об оптимизации налоговых параметров, состоящей, как сказано в определении, в минимизации негативных налоговых последствий на реализацию стратегии фирмы. В общем случае минимальная сумма налоговых платежей, выраженная, например, в рублях, не может быть критерием оптимизации, поскольку минимальной сумма налогов может оказаться и при полном прекращении фирмой своей деятельности и распродаже имущества.
С другой стороны, рост налоговых платежей не всегда является признаком неблагополучия – он может быть связан с ростом производства и добавленной стоимости, важно только, чтобы темп роста налогов был ниже темпа роста добавленной стоимости.
Поэтому задача минимизация рублевой суммы налоговых платежей исчерпывает цели оптимизации налогообложения только в простейшем и нетипичном для налогового планирования случае, когда основные параметры предпринимательской деятельности (объем реализации, цены, сумма затрат и др.) жестко заданы.
Сущность налогового планирования как одного из элементов финансового менеджмента фирмы – это выбор рациональной структуры финансирования текущей хозяйственной деятельности фирмы и структуры ее инвестиций с целью уменьшения относительной величины налоговых потерь, препятствующих достижению ее краткосрочных стратегических целей.