Интервьюирование и консультирование

ГЛАВА YI

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ ЮРИСТА

§ 1. Интервьюирование и консультирование.

§ 2. Анализ дела и выработка позиции по делу.

§ 3. Навыки допроса в суде и выступления в судебных прениях.

§ 4. Применение альтернативных способов разрешения споров.

Любую профессию отличают особые профессиональные навыки. Не исключение, разумеется, и юридическая профессия. Причем юрист не только должен знать законодательство, идеологию права вообще, уметь работать с нормативно-правовым материалом, но и использовать особые профессиональные навыки, не сводящиеся к вышесказанному. Об этом и пойдёт речь в настоящей главе.

ГЛАВА YI

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ ЮРИСТА

§ 1. Интервьюирование и консультирование.

§ 2. Анализ дела и выработка позиции по делу.

§ 3. Навыки допроса в суде и выступления в судебных прениях.

§ 4. Применение альтернативных способов разрешения споров.

Любую профессию отличают особые профессиональные навыки. Не исключение, разумеется, и юридическая профессия. Причем юрист не только должен знать законодательство, идеологию права вообще, уметь работать с нормативно-правовым материалом, но и использовать особые профессиональные навыки, не сводящиеся к вышесказанному. Об этом и пойдёт речь в настоящей главе.

Интервьюирование и консультирование

Независимо от конкретной юридической профессии, каждый юрист должен обладать навыками эффективного интервьюирования и консультирования[1].

Следует отметить, что судьи не дают официальных консультаций. Исходя из смысла правосудия, они и не должны это делать. На работников прокуратуры и следователей также не возложена данная обязанность, хотя в определённых случаях им приходится разъяснять смысл юридических проблем, стоящих перед гражданами, должностными лицами или организациями (например, при проведении приёма граждан в прокуратуре).

Такое разъяснение преследует цель защиты прав граждан и организаций.

Консультирование – особый предмет деятельности адвокатов, иных практикующих юристов, юридических сотрудников различных предприятий, учреждений и организаций. Консультационной деятельностью также в определённой мере занимаются нотариусы.

Юристы, не имеющие достаточной подготовки, часто не понимают, что такое интервьюирование. Иногда сводят его к общему выяснению отрасли законодательства, по которой следует проконсультировать гражданина или организацию (должностное лицо). Или даже считают, что это – обсуждение финансовых условий консультации.

Следует отметить, что консультирование – это в основном оплачиваемая деятельность (для тех юристов, которые вправе ею заниматься). Однако в настоящее время в России развивается система бесплатного консультирования. И хотя уже есть определённая нормативная база на общефедеральном и местном уровнях, эта система ещё до конца не сложилась.

Итак, что же такое интервьюирование? Здесь не идёт речь об интервью, которое предшествует зачислению лица на работу. Дело в том, что консультирование складывается из интервьюирования и собственно консультирования.

I. Интервьюирование – это первый этап консультирования. Этап очень важный, так как без него невозможно дать качественную консультацию (осуществить собственно консультирование). Под интервьюированием понимается выяснение юридически значимого круга вопросов, необходимых для предоставления консультации. Цель интервьюирования – получить от обратившегося за юридической помощью лица наиболее полную информацию, имеющую правовое значение для разрешения его проблемы.

Деятельность эта не простая. Она предполагает ряд стадий. Целесообразно разбить интервьюирование на эти стадии. Важно учесть требования каждой из стадии, с тем чтобы, например, не возвращаться назад, к «уже пройденному». Выделяют следующие стадии.

Первая стадия – это встреча, взаимное представление, определение правил игры.

Юрист должен, по поступившему обращению, представитьсяЮ назначить встречу, сообщить о себе определённые данные, которые могут повысить уважение к себе. Юристу полезно иметь собственный сайт в Интернете, визитные карточки и т.п. Однако недопустимо заниматься предвзятой или субъективной «саморекламой» (как и при всей юридической деятельности).

Естественно, необходимо выяснить первичные сведения об обратившемся лице, с тем чтобы в дальнейшем учитывать эту информацию при оказании юридической помощи. Используя, скажем, данные психологии.

Во время такой встречи (либо даже разговора по телефону или с использованием электронных средств связи) юрист, разумеется, должен выяснить общий характер проблемы, её отраслевую принадлежность и решить для себя, сможет ли он быть полезным обратившемуся лицу, с учётом имеющегося опыта, специализации. В юриспруденции, как в медицине, много направлений, и ни один юрист не в состоянии знать (либо достаточно полно знать) всё законодательство. Хотя, например, при поступлении в адвокатуру юристы сдают экзамен, предполагающий глубокое знание всех основных вопросов юридического характера (отраслей права). Адвокаты, ведущие приём населения, должны, как правило, знать все основные проблемы, с которыми могут обратиться граждане, и ответы по ним.

Взаимное представление должно способствовать установлению доверительных отношений между юристом и обратившимся лицом. В дальнейшем определяются «правила игры» - как будут проходить интервьюирование и консультирование (продолжительность, условия, конфиденциальный характер, формы и т.д.).

Вторая стадия – свободное изложение обратившимся лицом сути своего обращения.

Иногда адвокаты пренебрегают данной стадией, сводя её до минимума (например, с целью экономии времени). Но это совершенно не оправданно. Во время свободного изложения обратившимся лицом сути своего обращения создаётся возможность не только наиболее полно выяснить проблемы, с которыми столкнулось данное лицо, но и его особенности как личности, что в дальнейшем существенно облегчает эффективное доведение до него запрашиваемой информации.

При этом выслушивание такого лица может быть нерефлексивным (без вмешательства в его рассказ) и эмпатичным (действенное сопереживание), либо совмещающим и то, и другое. Характер выслушивания определяется с учётом ситуации, психологических особенностей «клиента», хода рассказа.

Юрист при этом должен, как и любой человек, «уметь слушать», демонстрируя в определенные моменты свой интерес, либо, наоборот, показывая несущественность той или иной информации. При этом используются как вербальные (речь, разговор, реплики) и невербальные (жесты, поза и т.д.) приёмы контакта. Однако, на данной стадии, как правило, не следует присоединяться к оценкам, которые даёт событиям и действующим лицам обратившееся лицо.

В ряде случаев юрист должен задавать направляющие вопросы. Также следует отметить, что юрист должен уметь вести соответствующие записи, с тем чтобы их использовать при подготовке к консультации и при консультировании.

Третья стадия – выяснение характера проблем обратившегося лица, установление хронологии событий.

Речь идёт о постановке уточняющих вопросов, содержание которых обусловлено обсуждаемой ситуацией. То есть тем самым уточняются фактические обстоятельства дела. При этом очень важно установить хронологию произошедших событий.

На практике при выработке круга таких вопросов используются две «технологии» - технология «воронки» и технология «каминного дымохода».

При технологии «воронки» вопросы задаются от общего вопроса – к частному. А при технологии «каминного дымохода» задаётся ряд частных вопросов.

Четвёртая стадия – резюмирование. Резюмирование – это основанный на информации, полученной от обратившегося лица в ходе собеседования, подробный, изложенный в хронологическом порядке пересказ доверителем событий, составляющих юридические проблемы этого лица (клиента).

Данная стадия также очень важна, так как позволяет продемонстрировать обратившемуся лицу (клиенту), что оно было внимательно выслушано, что очень важно с психологической точки зрения, а также устранить недопонимания, неточности, с тем чтобы избежать погрешностей либо грубых ошибок в дальнейшем консультировании.

Пятая стадия – завершение интервью. Здесь подводятся итоги интервью. Сообщается, что вся необходимая информация юристом получена, соответственно, можно сделать определённые выводы. Либо предлагается обратившемуся лицу собрать дополнительную информацию, необходимую для дальнейшей консультации. При этом юрист может оказать содействие в сборе такой дополнительной информации. Но при этом следует однозначно решить, кто за сбор каких документов отвечает.

В ходе интервьюирования юрист не только выслушивает обратившееся лицо, но и изучает предоставленные им документы. Только на основе ознакомления с реальными документами, как правило, можно сделать достоверные выводы. Поэтому на данной стадии юрист может заявить о необходимости предоставления соответствующей документации, в том числе дополнительной. Никогда не следует пренебрегать изучением конкретных официальных документов. Часто такими документами выступают судебные акты, навыки работы с которыми особенно важны.

А при завершении данной стадии юрист сообщает, что переходит непосредственно к консультированию, либо, в зависимости от обстоятельств, назначает время собственно консультации. За это время юрист может ознакомиться с соответствующим законодательством, научной литературой и практическими материалами, с тем чтобы наиболее полно и качественно дать консультацию. То есть подготовиться к консультации.

Если юрист уверен в своих силах, он сразу же переходит к собственно консультированию. В ином случае, для укрепления доверия к юристу со стороны обратившегося лица, юрист может по завершению интервьюирования сообщить, как он предварительно и при первом приближении видит сложившуюся проблему с юридической точки зрения и что подробная консультация будет дана несколько позже, после соответствующей юридической проработки.

II. Собственно консультирование (второй этап). Собственно консультирование – это процесс взаимодействия юриста и обратившегося лица по поводу проблем последнего с целью выявления возможных правовых вариантов решения этих проблем и прогнозирования последствий тех или иных юридически значимых действий, определения путей и способов разрешения соответствующих проблем в зависимости от выбранной линии поведения (действий).

Консультирование может быть устным и с составлением соответствующего письменного документа (юридической справки, юридического заключения, ответа на запрос и т.п.).

Цели консультирования:

- предоставить обратившемуся лицу исчерпывающую информацию по интересующей его проблеме;

- разъяснить ему все возможные варианты разрешения его проблемы;

- продемонстрировать возможные юридические, а также и неюридические последствия каждого из вариантов действий;

- помочь обратившемуся лицу в осуществлении избранного варианта решения проблемы путём определения стратегии и тактики юридически значимых действий.

Консультирование, т.е. деятельность в виде дачи советов, предполагает, что юрист должен уметь анализировать фактический материал, работать с правовым массивом (нормами, правоприменительными актами, юридической литературой и т.д., - при этом важно уметь пользоваться справочными правовыми системами), прогнозировать последствия тех или иных действий.

В принципе, окончательный вариант действий должно определить обратившееся лицо (клиент). Юрист не должен принимать на свои плечи весь «груз ответственности» за выбор тех или иных способов разрешения проблемы. Тем не менее, существуют два основных способа взаимодействия с обратившимся лицом (клиентом): «опора на юриста» и «опора на клиента». В первом случае итоговое решение принимает юрист, так как обратившееся лицо просит его принять решение самому как специалисту, во втором – клиент самостоятельно определяет схему дальнейших действий. При всех обстоятельствах ответственность юриста чрезвычайно велика, так как от его советов зависят судьбы людей, и в этом смысле юридическую деятельность также можно сравнить с медицинской.

Как и интервьюирование, собственно консультирование включает ряд стадий, которые важно учитывать и строить работу по ним. Выделяют следующие стадии.

Первая стадия – подготовка к консультации.

Юрист изучает результаты интервьюирования, собственные записи, соответствующие правовые источники, подготавливает советы, вырабатывает формы, при помощи которых он будет доводить информацию до обратившегося лица.

Вторая стадия – встреча с обратившимся лицом и разъяснение порядка проведения консультации. Как правило, юрист сообщает обратившемуся к нему лицу, что в начале изложит суть совета, а потом предложит задать вопросы, интересующие клиента.

Третья стадия – разъяснение обратившемуся лицу вариантов решения его проблемы и соответствующих последствий. Это центральная стадия дачи консультации. Разъяснения юриста должны быть ясными и понятными, снабжёнными ссылками на конкретные нормы законодательства. Предметом консультации должны быть не только варианты решения проблемы, но и прогноз возможных последствий соответствующих юридических действий. Юрист также должен разъяснить способы и возможные временные и материальные затраты для осуществления соответствующих действий, роль самого клиента в реализации избранного варианта.

Эта стадия является итогом работы юриста с правовым материалом, причём предпочтение, в нашей, романо-германской (континентальной) правовой системе надо отдавать законодательству, а не судебной практике. Во всяком случае, именно с изучения законодательства следует начинать, так как именно в нём уже могут быть найдены ответы на все основные вопросы по проблеме обратившегося.

Четвёртая стадия – оказание помощи обратившемуся лицу в выборе оптимального решения. Не всегда легко принять то или иное юридически значимое решение, не будучи специалистом. Юрист должен уметь оказать содействие в данном вопросе. Для этого ещё раз разъясняются основные моменты данного совета; проверяется, правильно ли клиент понял суть консультации, в том числе с помощью так называемого «теста на реальность» (постановка перед обратившимся лицом контрольных вопросов на предмет понимания).

Часто юристы приводят примеры из своей практики успешного решения тех или иных проблем, данные статистики по той или иной юридической ситуации, проводят аналогии между данной ситуацией (делом) и другими, сходными, по которым уже состоялись судебные и иные решения.

Естественно, в данном случае надо изучить соответствующую практику.

Пятая стадия – выработка стратегии и тактики осуществления избранного решения. Эта стадия завершает консультацию. При этом решается вопрос, будут ли юрист и обратившееся лицо (клиент) сотрудничать в дальнейшем по реализации избранной линии поведения (действий). Если будут, то составляется соответствующее соглашение об оказании юридической помощи в дальнейшем, обговариваются условия такого соглашения.

Нелишне напомнить, что всё связанное с интервьюированием и консультированием должно быть конфиденциальным. Конфиденциальность – это требование и ко всем видам работы юриста, особенно адвоката.

Наши рекомендации