Вопрос 23. Понятие вещи и классификация вещей по римскому праву

1. Понятие вещи

2. Вещи, изъятые из сферы частного права

3. Юридическая классификация вещей частного права

1. "Вещь - означает все то, что представляет собой некоторое единство и имеет имущественную ценность" (Д.50.16.1.23).

"Наименованием веши охватываются как нрава, так и юриди­ческие отношения" (Д.50,16.23).

2. "Наиболее общим образом вещи делятся на две части: одни являются вещами божественного права, другие человеческого" (Д. 1.8.1).

Веши божественного права находились вне частного права. Суще­ствовало три вида таких вещей: священные, святые и религиозные. Эти вещи не могли входить в состав чьего-либо имущества.

"Священные вещи — те, которые посвящены богам обществом" (Д.1.8.6.3). К этому виду вещей относятся прежде всего храмы. При этом, даже после разрушения священного здания, земля, на которой оно находилось, оставалась священной.

Место делает религиозным любое лицо, если хоронит умерше­го на своей земле К данному виду вещей относятся, кроме участков земли, также гробницы, домашние божки, изваяния предков и т. п.

Святым являлось то, что защищалось от противоправных дей­ствий людей. "В собственном смысле мы называем святым то, что защищено санкцией (неприкосновенно); так законы явля­ются святыми, так как защищены санкцией" (Д.1.8.9). В число таких вещей входят, например, городские стены.

Вещи человеческого права разделялись на публичные и частные.

Публичные вещи не входили в состав чьего-либо имущества, а при­надлежали некоей совокупности граждан. Публичными вещами являлись театры, стадионы; раб, принадлежавший общине; га­вани, реки и пользование их берегами. Совокупность граждан, которой могли принадлежать публичные вещи, была политиче­ской (муниципия), а не частной (товарищество, корпорация).

В соответствии с римским правом были также вещи общие для всех в силу их естественного права: воздух, текучая вода, море, его берега.

3. "Вещи частного права — это те, которые принадлежат отдель­ным .лицам" (Д.1.8.1).

Главным делением вещей по римскому праву было различение телесных и нетелесных вещей.

Нетыесные вещи - "те, которые не могут быть осязаемы; та­ковы те вещи, которые заключаются в праве (являются правом) такие как наследство, узуфрукт, обязательства, заключенные каким-либо образом" (Д. 1.8.1.1).

Телесные вещи — "те, которые могут быть осязаемы, как-то земля, раб, платье, золото, серебро, и, наконец, другие бесчислен­ные вещи" (Гай Инст.2.13). Телесная вещь может быть простой (плуг), может состоять из отдельных вещей, каждая из которые может являться отдельным объектом права (корабль), а может состоять из совокупности вещей (ожерелье).

Все остальные классификационные основания подразделяются на:

• движимые и недвижимые вещи;

• делимые и неделимые;

• потребляемые и непотребляемые;

• манципируемые и неманиипируемые;

• веши, находящиеся в обороте, и изъятые из оборота;

• главные вещи и их принадлежности;

• веши индивидуально-определенные и определяемые родовыми признаками;

• плоды.

Недвижимые вещи - земельные участки и все то, что с ними неразрывно связано и не может быть отделено без существен­ного повреждения. Сюда относятся здания, растения.

Движимыми вещами могут быть любые веши, не отнесенные к числу недвижимых. Среди них в римском праве выдел ял net вещи, осуществлявшие движение собственной силой.

К делимым вещам относятся те вещи, которые могут быть раз­делены без их уничтожения или существенного повреждения, приводящего к уменьшению ценности (значимости в обороте).

Неделимые вещи соответственно составляют целое, которое при разделении теряет все или большинство своих полезных свойств.

К потребляемым вещам относятся те, которые в процессе их использования исчезают. Непотребляемые вещи могут длительное время участвовать в гражданском обороте, а их износ происхо­дит постепенно, растягиваясь но времени.

К манципируемым вещам относилось наиболее ценное имуще­ство (земля, рабы, скот), и поэтому его отчуждение осуществ­лялось в усложненной форме - в виде манципации.

Манципиция проходила в строго установленной форме с обяза­тельным участием не менее пяти свидетелей. Пропуск какого-либо слова (детали), отсутствие одного из свидетелей и т. д. являлись достаточным основанием для признания сделки не­действительной, даже если она была уже исполнена.

Остальное имущество (вещи) относилось к разряду неманципируемого и могло отчуждаться без всяких формальностей пу­тем простого вручения приобретателю.

Вещи, находящиеся в обороте, могли принадлежать каждому и свободно отчуждались третьим липам.

Вещи, изъятые из оборота, не могли быть переданы в собст­венность других лиц или же вообще не могли быть объектом права собственности (например воздух).

Главная вещь самостоятельно участвует в обороте, принадлеж­ность же следует судьбе главной вещи; если последняя переда­ется, то вместе с ней передается и ее принадлежность.

Индивидуально-определенная вещь, в отличие от родовой, могла быть выделена из числа подобных ей вещей (например кон­кретное строение, животное и т. д.). Юридическое значение такого деления заключалось в том, что при гибели индивиду­ально-определенной вещи договор прекращался, так как дол­жник уже не имел возможности передать другую такую же вещь. Гибель же веши, определенной родовыми признаками (например зерна), не прекращала обязательства, так как долж­ник имел возможность поставить другую такую же вещь (то есть иную партию зерна). Вещные права возможны только на ин­дивидуально-определенные вещи.

"Естественные произведения веши, которые она дает согласно своему назначению, называются плодами" (Д.22.1).

"Проценты занимают место плодов и по справедливости не дол­жны быть отделяемы от плодов" (Д.22.1.34).

Плоды поступают в обладание того лица, которое обладает вещью, произведшей эти плоды.

Вопрос 24. Виды вещных прав

1. Виды вещных прав

2. Виды прав на чужие вещи

1. В Древнем Риме выделялись следующие виды вещных прав:

• право собственности как основное вещное право;

• владение (различие между владением и собственностью стало проводиться в римском праве лишь на позднем этапе его раз­вития);

• права на чужие вещи. В данном случае право собственности на вещь принадлежит другому лицу, однако не собственник имеет ряд прав в отношении данной вещи.

2. Права на чужие вещи включали:

а) вещное право на пользование чужой вещью - сервитут;

б) вещное право на пользование и распоряжение чужой вещью:

• залог;

• эмфитевзис;

• суперфиций.

Вопрос 25. Владение

1. Понятие владения

2. Виды владения

3. Установление и прекращение владения

4. Защита владения

1. Владение — это фактическое обладание вещью, соединенное с во­лей лица самостоятельно обладать вещью для себя. Римское право признавало владением не любое фактическое обладание вещью и различало в связи с этим собственно владение и дер­жание.

Для наличия владения необходимы были два элемента:

Ø фактическое обладание вещью;

Ø воля, намерение владеть вещью как своей собственной.

Фактическое обладание - это материальный признак владения. Он состоял в том, что лицо физически держало вещь у себя или находилось на ней.

Воля - объективный элемент владения. Воля как элемент вла­дении могла быть как у собственника, у другого законного владельца, так и у недобросовестного владельца.

Отсутствие последнего элемента означало, что нет владения, и есть держание вещи.

Держание чаще всего возникало на основе договора с собст­венником вещи (договор аренды, хранения и т. д.). Юридическое значение различия между владением и держанием заключалось в том, что владельцы могли самостоятельно (от своего имени) защищаться от всяких незаконных посягательств на вещь, в то время как держатель вещи (например арендатор) вынуж­ден был каждый раз обращаться за зашитой к собственнику и сам подавать иск не мог.

2. В римском праве различаются:

Ø законное владение;

Ø незаконное владение.

Законное владение означает, что лицо имеет право владеть ве­щью (например собственник).

Незаконное владение означает, что лицо, владеющее вещью, не име­ет права ею владеть.

Незаконное владение могло быть как добросовестным (владелец не знает и не должен был знать, что он не имеет права владеть вещью), так и недобросовестным (лицо знает или должно было знать, что незаконно владеет вещью, например похититель вещи).

Добросовестное и недобросовестное владение влекли разные юридические последствия (например, только добросовестный владелец мог приобрести право собственности на вещь в силу приобретательной давности).

Владение также различалось на цивильное, посредственное и пре­торское.

Цивильное владение — это владение в соответствии с цивильным правом. Наиболее ярким примером такого владения является владение домовладыки для себя и от своего имени; подвласт­ные владели от его имени.

Посредственное владение имело место, когда владельцем было одно лицо, а физически вещь находилась в обладании другого лица. "Мы считаемся владеющими не только тогда, когда владеем сами, но и когда кто-нибудь находится во владении от нашего имени, хотя бы он и не был подчинен нашей власти, каковы­ми являются арендатор и жилец, а также через тех. у кого мм сложили или ссудили (вещи) или кому безвозмездно предоставили жилище, мы считаемся владеющими лично сами так. что даже многие считают владение удерживаемым одним намере­нием" (Гай Инст.4.153).

Преторское владение - владение, которое признавалось и защи­щалось претором do истечении срока владельческой давности. Претор зашипит владение, в котором присутствовали необхо­димых оба элемента прогни любого лица, посягающего на вещь независимо от оснований приобретения владельцем этой вещи. Исключение составляли случаи неправомерного недобросове­стного владения.

Приведенные классификации выведены из содержания рим­ского права современными учеными; в Дигестах (Д.41.2,3.21) содержится отрывок, из которого можно заключить, что рим­ские юристы подразделяли владение на виды по-другому: "Родов владении имеется столько, сколько оснований приобретения того, что не является нашим — например (когда мы владеем), в качестве покупатели, в качестве дарения, в качестве легата, в качестве приданого, в качестве наследства, в качестве возме­щения вреда в отношении тех вещей, которые мы захватываем на земле или на море, или у врагов. В целом существует, ско­рее, один род владения, а число видов бесконечно".

3. Владение приобреталось с момента соединения двух элементов: фактического обладания вещью и намерения владеть ею как сво­ей. Например, арендатор договаривается с собственником о вы­купе арендуемого имущества до прекращения действия договора аренды, а также многими другими способами. Владение могло быть приобретено не только лично, но и через представителя.

Владение прекращалось с утратой хотя бы одного из двух эле­ментов падения, а также в результате гибели веши или изъятия ее из оборота.

4. Владение пользовалось самостоятельной владельческой защитой.

При защите владения не только не требовалось доказательств права владении вещью, но даже не допускалась сама ссылка на такое право. Римский юрист Павел говорил по этому поводу: "Доказательство владения состоит не столько в праве, сколько в факте, поэтому для его доказательства достаточно, если я ма­териально держу вещь" (Павел, Сентенции 5.11.2).

Таким образом, во владельческом процессе предметом доказы­вания были факты самого владения, но не вопрос о его право­мерности.

Владение, в отличие от права собственности, защищалось не ис­ками, а интердиктами.

Интердикт — это распоряжение претора о немедленном прекра­щении действий, нарушающих права граждан.

Интердикты могли быть:

Ø об удержании владения, то есть для зашиты владельца, кото­рый еще не утратил обладание вещью;

Ø о возврате владения.

Добросовестный владелец, помимо интердикта, мог защитить свое право и при помощи "иска с фикцией". Данный иск да­вался в том случае, если владение отвечало всем требованиям, необходимым для приобретения права собственности на вещь в силу приобретательной давности, за исключением лишь исте­чения срока давности (то есть срок владения был менее 10 лет).

Чтобы защитить подобного владельца, претор давал предписа­ние судье предположить, что срок приобретательной давности уже истек и, следовательно, владелец стал собственником вещи (то есть использовалась фикция).

Иск с фикцией давался владельцу только против недобросове­стных владельцев, но не против собственника веши.

Наши рекомендации