Вопрос 4. источники римского прав.

1. Понятие и виды источников римского права

2. Обычное право

3. Законы

4. Сенатусконсульты

5. Конституции императоров

6. Эдикты магистратов

7. Ответы юристов

8. Кодификация римского права.

1. Источники римского права – это формы закрепления и выражения правовых норм, имеющие общеобязательное значение.

Римскому частному праву известны следующие виды источников:

Ø Обычное право

Ø Законы

Ø Сенатусконсульты

Ø Конституции императоров

Ø Эдикты магистратов

Ø Ответы юристов

По кругу субъектов, на которых распространялось действие норм, можно выделить:

• источники цивильного права;

• источники преторского права.

Цивильное право было создано для граждан Рима и действова­ло только в отношении них.

С разрастанием Римской империи и развитием товарооборота, в который вступали лица, не имеющие римского гражданства, возникла необходимость и правовом оформлении данных отно­шений. Эта проблема была решена созданием должности пре­тора, в частности претора перегринов, который решал вопросы взаимоотношений римлян и чужестранцев. Совокупность правил и формул, созданных претором, образовывала преторское право

К концу III в. н.э. различие между цивильным и преторским правом практически исчезло.

2. Обычное право — совокупность общеобязательных правил по­ведения, сложившихся в Древнем Риме в результате их неод­нократного использования, санкционированных и защищае­мых государством, однако не зафиксированных в каком-либо формальном акте.

Римские юристы так говорили об обычае:

• "Прежний укоренившийся обычай заслуженно признается как закон, и это право называется правом, установленным нрава­ми" (Дигесты.1.3.32.1) - (далее по тексту - Д.);

• "Долго применявшийся обычай следует соблюдать как право и закон в тех случаях, когда не имеется писаного закона" (Д. 1.3.33);

• "Обычное право является самой древней формой образования и выражения римского частного права";

• "Закон есть общее для всех предписание общее обещание госу­дарства" (Д. 1.3.1).

3. Законы представляли собой решения народных собраний какого-либо вида (куриатного, трибутного, центуриатного). При издании закона магистрат, имевший право созывать народное собрание (консул, претор); разрабатывал проект, который затем прини­мался комициями целиком без обсуждения. После этого сенат одобрял этот закон.

По структуре закон можно разделить на три части: надпись (имена инициаторов закона, вид народного собрания, причины издания), собственно содержание закона и санкцию (гарантию его исполнения).

На собраниях плебеев принимались постановления (плебисци­ты). Сначала не имевшие общеобязательного значения, эти акты к концу предклассического периода приобрели силу за­кона: "Между плебисцитами и законами есть разница в спосо­бе установления, но сила их одинакова" (Д.1.2.2.8).

4. "Сенатское постановление есть то, что сенат повелевает и установляет; оно имеет силу закона, хотя это было спорно" (сочинения юриста Гая I.1.4) - далее - Гай.

Сенатусконсульты приобретают значение источника права со II в. н.э.

"Сенат начал таким образом воздействовать на дела, и то, что он постановлял, соблюдалось, и это право называлось сенатусконсультами" (Д. 1.2.2.9).

Сенатусконсульты назывались по имени лица, которое было их инициатором, и в них часто устанавливались нормы частного права или какие-либо общие положения, позволявшие влиять на преторские эдикты.

5. "Указ императора есть то, что постановил император пли дек­ретом, или эдиктом или рескриптом; и никогда не было со­мнения в том, что указ императора имеет силу настоящего за­кона, так как сам император приобретает власть на основании особого закона" (Гай 1.1.5).

Декреты — это решения по судебным делам.

Эдикты — постановления общего характера.

Рескрипты содержали в себе ответы на различные вопросы.

Существовали также мандаты, в которых были зафиксированы инструкции должностным лицам по судебным делам.

Указы (конституции) появились после 27 г. до н.э., с введени­ем принципата.

6. Эдикты магистратов - специальные акты, в которых должно­стное лицо излагало принципы своей деятельности или решения по каким-либо вопросам.

Эдикты могли издавать преторы, правители провинций, куруль­ные эдилы.

Эдикты претора развились из преторских формул. Первона­чально эдикты издавались на срок деятельности издавшего их магистрата, а поэтому новый магистрат мог продлить действие эдикта, а мог и отменить его. В начале II в. н.э. преторский эдикт был систематизирован и объявлен императором Адриа­ном вечным и неизменным.

Эдикт претора содержал в себе перечень условий (обстоятельств), при которых претор предоставлял судебную защиту. В эдикте были особенности и условия конкретных исков и типовые форму­лы исков.

Курульные эдилы - чиновники, призванные обеспечивать органи­зацию торговли на рынке. В процессе своей 'деятельности они могли издавать обязательные для -торгующих распоряжения. Эдикты содержали правила торговли, условия купли-продажи.

7. В древности юристами могли быть только жрецы. Они осуще­ствляли толкование закона, разрешали споры. Они никого не по­свящали в свои тайны.

В 308 г. до н.э. Гней Флавий сделал общеизвестными исковые формулы. С этого момента появилась возможность светского развития юриспруденции.

Деятельность римских юристов выражалась в следующем:

• консультирование;

• составление и оформление письменных документов;

• руководство процессуальными действиями сторон.

Ответы юристов представляли собой мнения их по тому или ино­му вопросу применения права. Данными мнениями часто пользо­вались в судах для подкрепления своих позиций.

До времен императора Августа указанные мнения имели част­ный характер. Август же дал право некоторым юристам давать толкование законов по запросам, поступавшим к нему. Эти акты толкования получили силу императорских толкований и были обя­зательны для судей. Поскольку разные юристы давали толкование со своих позиций, их мнения могли противоречить друг другу. Поэтому родился принцип: “Если мнения этих лиц сходятся, то приобретает силу закона то, в ,чем они согласны. Если же мнения юристов не согласны между собой, то судье предоставляется пра­во следовать тому мнению, которое он считает самым лучшим" (Гай 1.1.7).

В итоге правотворчество юристов получило официальное при -знание и стало одним из источников римского частного права.

8. Большой объем не систематизированного законодательства вы­явил потребность в кодификаций римского права.

Вначале были попытки частных лиц систематизировать импе­раторские конституции.

В первой половине V в. н.э. была предпринята попытка коди­фикации права императором Феодосией. Были собраны императорские конституции начиная с Константина. В результате был создан кодекс Феодосия, включавший 16 книг. '

При императоре Юстиниане была проведена новая масштабная и всеобъемлющая кодификация римского частного права.

В 528 г. н.э. была создана комиссия под руководством Трибониана, которая в 529 г. составила Кодекс в первой редакции, состо­явший из императорских конституций; в 533 г. были составлены Дигесты (Пандекты), включавшие, в себя отрывки из сочинений римских юристов, касавшихся определенных вопросов. Данный сборник состоял из 50 книг, разделенных на титулы и фрагмен­ты. В том же году был обнародован элементарный учебник по праву — Институции, который вместе с тем получил силу закона.

Параллельно с кодификационными работами Юстиниан раз­решал конкретные споры. Эти решения вошли в Кодекс второ­го издания.

По окончании кодификационных работ Юстинианом был из­дан еще ряд законодательных актов, которые затем были объе­динены в сборник под названием "Новеллы".

В итоге, по окончании царствования Юстиниана, появилось несколько произведений, которые в совокупности образовалиCorpus iuris civilis.

Вопрос 5. Рецепция римского права

1. Понятие рецепции римского права

2. Рецепция римского права в России

3. Факторы рецепции

1. Рецепция римского права — это восприятие (заимствование) его положений правовыми системами других государств более поздне­го периода. Рецепция выражает собой преемственность в праве. Рецепция римского частного права больше всего видна в фор­мировании германской и французской правовых систем, за­метна она и в российской правовой системе. Во Франции и Ге­рмании наблюдалась прямая рецепция, то есть заимствование правовых решений из положений римского права.

2. В России прямой рецепции не было, а воспринимались глав­ным образом идеи римского частного права.

Однако и в России, в ГК РФ, заметна рецепция римского ча­стного права. Вот несколько примеров. Условия ответственно­сти и освобождения от нее (вина, случай, непреодолимая сила). Степени ограничения дееспособности имеют .три возрастные категории. Институт эмансипации (ст. 27 ГК) — освобождение от опеки родителей или попечителя. Опека над умалишенным (ст. 29) и попечительство над расточителем (ст. 30). Контроль административных органов за деятельностью опекунов и попе­чителей (ст. 34). Институт товарищества (статьи 66 — 86) аналогичен римскому. Деление вещей (статьи 128 — 135), ипо­тека, сервитуты (статьи 131, 216). Институт приобретения по давности (ст. 234), оккупация, переработка, клад (статьи 220, 221, 233). Земельные сервитуты (статьи 274 - 276). Основания возникновения обязательств (ст. 307). Обеспечение исполнения обязательств (ст. 329). Классификация и понятие договоров. Обязательства из деликтов и неосновательного обогащения (статьи 1064 — 1109)- В действующем законодательстве в основном принят юстинианов порядок признания к наследству по закону. Рецепция касается также целого ряда принципов и положений процессуального права и т. д.

3. Рецепция римского права объясняется тем, что именно в Дре­внем Риме были впервые сформулированы основные понятия и положения правд; разработана стройная и логически выверенная система регулирования как вещных, гак и обязательственных пра­воотношений; существовала высокая юридическая техника зако­нов и эдиктов; имелась обширная юридическая практика и т. д.

Данные факторы и стали причиной, по которой римское право оказалось тем базисом, на котором веками формировались и про­должают формироваться правовые системы различных стран мира.

Наши рекомендации