Вопрос 4. источники римского прав.
1. Понятие и виды источников римского права
2. Обычное право
3. Законы
4. Сенатусконсульты
5. Конституции императоров
6. Эдикты магистратов
7. Ответы юристов
8. Кодификация римского права.
1. Источники римского права – это формы закрепления и выражения правовых норм, имеющие общеобязательное значение.
Римскому частному праву известны следующие виды источников:
Ø Обычное право
Ø Законы
Ø Сенатусконсульты
Ø Конституции императоров
Ø Эдикты магистратов
Ø Ответы юристов
По кругу субъектов, на которых распространялось действие норм, можно выделить:
• источники цивильного права;
• источники преторского права.
Цивильное право было создано для граждан Рима и действовало только в отношении них.
С разрастанием Римской империи и развитием товарооборота, в который вступали лица, не имеющие римского гражданства, возникла необходимость и правовом оформлении данных отношений. Эта проблема была решена созданием должности претора, в частности претора перегринов, который решал вопросы взаимоотношений римлян и чужестранцев. Совокупность правил и формул, созданных претором, образовывала преторское право
К концу III в. н.э. различие между цивильным и преторским правом практически исчезло.
2. Обычное право — совокупность общеобязательных правил поведения, сложившихся в Древнем Риме в результате их неоднократного использования, санкционированных и защищаемых государством, однако не зафиксированных в каком-либо формальном акте.
Римские юристы так говорили об обычае:
• "Прежний укоренившийся обычай заслуженно признается как закон, и это право называется правом, установленным нравами" (Дигесты.1.3.32.1) - (далее по тексту - Д.);
• "Долго применявшийся обычай следует соблюдать как право и закон в тех случаях, когда не имеется писаного закона" (Д. 1.3.33);
• "Обычное право является самой древней формой образования и выражения римского частного права";
• "Закон есть общее для всех предписание общее обещание государства" (Д. 1.3.1).
3. Законы представляли собой решения народных собраний какого-либо вида (куриатного, трибутного, центуриатного). При издании закона магистрат, имевший право созывать народное собрание (консул, претор); разрабатывал проект, который затем принимался комициями целиком без обсуждения. После этого сенат одобрял этот закон.
По структуре закон можно разделить на три части: надпись (имена инициаторов закона, вид народного собрания, причины издания), собственно содержание закона и санкцию (гарантию его исполнения).
На собраниях плебеев принимались постановления (плебисциты). Сначала не имевшие общеобязательного значения, эти акты к концу предклассического периода приобрели силу закона: "Между плебисцитами и законами есть разница в способе установления, но сила их одинакова" (Д.1.2.2.8).
4. "Сенатское постановление есть то, что сенат повелевает и установляет; оно имеет силу закона, хотя это было спорно" (сочинения юриста Гая I.1.4) - далее - Гай.
Сенатусконсульты приобретают значение источника права со II в. н.э.
"Сенат начал таким образом воздействовать на дела, и то, что он постановлял, соблюдалось, и это право называлось сенатусконсультами" (Д. 1.2.2.9).
Сенатусконсульты назывались по имени лица, которое было их инициатором, и в них часто устанавливались нормы частного права или какие-либо общие положения, позволявшие влиять на преторские эдикты.
5. "Указ императора есть то, что постановил император пли декретом, или эдиктом или рескриптом; и никогда не было сомнения в том, что указ императора имеет силу настоящего закона, так как сам император приобретает власть на основании особого закона" (Гай 1.1.5).
Декреты — это решения по судебным делам.
Эдикты — постановления общего характера.
Рескрипты содержали в себе ответы на различные вопросы.
Существовали также мандаты, в которых были зафиксированы инструкции должностным лицам по судебным делам.
Указы (конституции) появились после 27 г. до н.э., с введением принципата.
6. Эдикты магистратов - специальные акты, в которых должностное лицо излагало принципы своей деятельности или решения по каким-либо вопросам.
Эдикты могли издавать преторы, правители провинций, курульные эдилы.
Эдикты претора развились из преторских формул. Первоначально эдикты издавались на срок деятельности издавшего их магистрата, а поэтому новый магистрат мог продлить действие эдикта, а мог и отменить его. В начале II в. н.э. преторский эдикт был систематизирован и объявлен императором Адрианом вечным и неизменным.
Эдикт претора содержал в себе перечень условий (обстоятельств), при которых претор предоставлял судебную защиту. В эдикте были особенности и условия конкретных исков и типовые формулы исков.
Курульные эдилы - чиновники, призванные обеспечивать организацию торговли на рынке. В процессе своей 'деятельности они могли издавать обязательные для -торгующих распоряжения. Эдикты содержали правила торговли, условия купли-продажи.
7. В древности юристами могли быть только жрецы. Они осуществляли толкование закона, разрешали споры. Они никого не посвящали в свои тайны.
В 308 г. до н.э. Гней Флавий сделал общеизвестными исковые формулы. С этого момента появилась возможность светского развития юриспруденции.
Деятельность римских юристов выражалась в следующем:
• консультирование;
• составление и оформление письменных документов;
• руководство процессуальными действиями сторон.
Ответы юристов представляли собой мнения их по тому или иному вопросу применения права. Данными мнениями часто пользовались в судах для подкрепления своих позиций.
До времен императора Августа указанные мнения имели частный характер. Август же дал право некоторым юристам давать толкование законов по запросам, поступавшим к нему. Эти акты толкования получили силу императорских толкований и были обязательны для судей. Поскольку разные юристы давали толкование со своих позиций, их мнения могли противоречить друг другу. Поэтому родился принцип: “Если мнения этих лиц сходятся, то приобретает силу закона то, в ,чем они согласны. Если же мнения юристов не согласны между собой, то судье предоставляется право следовать тому мнению, которое он считает самым лучшим" (Гай 1.1.7).
В итоге правотворчество юристов получило официальное при -знание и стало одним из источников римского частного права.
8. Большой объем не систематизированного законодательства выявил потребность в кодификаций римского права.
Вначале были попытки частных лиц систематизировать императорские конституции.
В первой половине V в. н.э. была предпринята попытка кодификации права императором Феодосией. Были собраны императорские конституции начиная с Константина. В результате был создан кодекс Феодосия, включавший 16 книг. '
При императоре Юстиниане была проведена новая масштабная и всеобъемлющая кодификация римского частного права.
В 528 г. н.э. была создана комиссия под руководством Трибониана, которая в 529 г. составила Кодекс в первой редакции, состоявший из императорских конституций; в 533 г. были составлены Дигесты (Пандекты), включавшие, в себя отрывки из сочинений римских юристов, касавшихся определенных вопросов. Данный сборник состоял из 50 книг, разделенных на титулы и фрагменты. В том же году был обнародован элементарный учебник по праву — Институции, который вместе с тем получил силу закона.
Параллельно с кодификационными работами Юстиниан разрешал конкретные споры. Эти решения вошли в Кодекс второго издания.
По окончании кодификационных работ Юстинианом был издан еще ряд законодательных актов, которые затем были объединены в сборник под названием "Новеллы".
В итоге, по окончании царствования Юстиниана, появилось несколько произведений, которые в совокупности образовалиCorpus iuris civilis.
Вопрос 5. Рецепция римского права
1. Понятие рецепции римского права
2. Рецепция римского права в России
3. Факторы рецепции
1. Рецепция римского права — это восприятие (заимствование) его положений правовыми системами других государств более позднего периода. Рецепция выражает собой преемственность в праве. Рецепция римского частного права больше всего видна в формировании германской и французской правовых систем, заметна она и в российской правовой системе. Во Франции и Германии наблюдалась прямая рецепция, то есть заимствование правовых решений из положений римского права.
2. В России прямой рецепции не было, а воспринимались главным образом идеи римского частного права.
Однако и в России, в ГК РФ, заметна рецепция римского частного права. Вот несколько примеров. Условия ответственности и освобождения от нее (вина, случай, непреодолимая сила). Степени ограничения дееспособности имеют .три возрастные категории. Институт эмансипации (ст. 27 ГК) — освобождение от опеки родителей или попечителя. Опека над умалишенным (ст. 29) и попечительство над расточителем (ст. 30). Контроль административных органов за деятельностью опекунов и попечителей (ст. 34). Институт товарищества (статьи 66 — 86) аналогичен римскому. Деление вещей (статьи 128 — 135), ипотека, сервитуты (статьи 131, 216). Институт приобретения по давности (ст. 234), оккупация, переработка, клад (статьи 220, 221, 233). Земельные сервитуты (статьи 274 - 276). Основания возникновения обязательств (ст. 307). Обеспечение исполнения обязательств (ст. 329). Классификация и понятие договоров. Обязательства из деликтов и неосновательного обогащения (статьи 1064 — 1109)- В действующем законодательстве в основном принят юстинианов порядок признания к наследству по закону. Рецепция касается также целого ряда принципов и положений процессуального права и т. д.
3. Рецепция римского права объясняется тем, что именно в Древнем Риме были впервые сформулированы основные понятия и положения правд; разработана стройная и логически выверенная система регулирования как вещных, гак и обязательственных правоотношений; существовала высокая юридическая техника законов и эдиктов; имелась обширная юридическая практика и т. д.
Данные факторы и стали причиной, по которой римское право оказалось тем базисом, на котором веками формировались и продолжают формироваться правовые системы различных стран мира.