Что нам известно про бертильонаж?
Весь процесс создания антропометрического метода занял у него месяцы, под удивление и насмешки других писарей, когда он взялся сравнивать фотографии преступников, форму ушей и носов, с разрешения начальства взялся подробно обмерять арестованных, что вызвало лишь смех его коллег.
Затем решил начать обмерять регистрируемых заключенных.
1879 г.Так, Альфонс Бертильон (чиновник французской полиции) первый предложил (разработал) и внедрил в практику научно обоснованный метод идентификации преступников по измерениям размеров всех частей тела - антропометрический метод регистрации преступников (криминалистической регистрации) (метод антропометрической регистрации).
Теперь надо было решить вопрос с систематизацией картотеки. В своих докладах, подаваемых руководству, Бертильон говорил, что надо разделить, например, 90000 различных карточек так, что любую из них можно будет легко найти.
Если на первом месте в картотеке обозначена длина головы и эти данные подразделены на большие, средние и мелкие, то в каждой группе будет по 30000 карточек.
Если на втором месте в картотеке обозначена ширина головы, то согласно того же метода, будет уже девять групп по 10000 карточек.
При учёте одиннадцати данных в картотечном ящике окажется от трёх до двенадцати карточек.
Бертильон пришел к выводу, Что для сочетания 14 единиц измерения (рост, длина верхней части туловища, окружность и длина головы, длина ступней, рук, пальцев и ушей и т.д.) взрослого человека шанс совпадения по теории вероятности равен 1 : 286 435 456.
Если производить тщательный обмер каждого преступника и аккуратно заносить результаты в личные карточки, станет возможна безошибочная идентификация.[12]
Свои первые "сеансы измерения" он стал проводить: в тюрьме Сантэ.
"Этот малый - настоящий маньяк. Его надо запереть от греха подальше, а не впускать к порядочным людям:" - ворчали уголовники, с неохотой позволявшие себя измерять маленькому суетливому человечку, увешенному сантиметровыми лентами.[13]
Получив от подчиненного невнятную докладную, префект французской уголовной полиции Сюртэ не смог разобраться в бесконечных столбцах цифр, вызвал Бертильона и предложил ему не беспокоить префектуру своими идеями и крепче держаться за свое место.
Способ этот был неудобным (хлопотлив), требовал измерений с точностью до миллиметра, но он был надежнее, чем все ранее известные способы идентификации.
Далеко не сразу Бертильон получил возможность доказать полноценность своего метода.
Ему был дан срок в три месяца, в течение которого он должен был идентифицировать уголовника.
Успех был возможен, только если один из тех преступников, которых "новатор" успеет за это время измерить и занести в картотеку, будет задержан, его осудят, он отбудет наказание, выйдет на свободу, опять совершит преступление и его вновь арестуют.
И такой случай представился! За 10 дней до окончания контрольного срока Бертильон таки опознал по своей картотеке какого-то неудачливого парижского воришку.[14]
На "антропометрию" обратили внимание. Вскоре Бертильон был назначен "директором полицейской службы идентификации". Благодаря его системе удалось избежать тысяч судебных ошибок и сотен смертей.
Однако для того чтобы привлечь внимание европейской общественности, необходимо было по-настоящему громкое дело.[15]
11 марта 1892 года взрыв потряс бульвар Сен-Жермен. Под развалинами дома, в котором проживал председатель суда Бенуа, нашли остатки бомбы. Заказчиком теракта оказался некий Шомартен, фанатик и анархист. Его арестовали, и он открыл Сюртэ имя исполнителя. Им оказался легендарный парижский грабитель, убийца и террорист, называвший себя "Равашоль".
Он был неуловим, европейская пресса обвинила Сюртэ в беспомощности. Префект полиции призвал на помощь Бертильона. Тот получил из архива карточку с антропометрическими данными некоего Франсуа Кенигштейна, некогда проживавшего под именем "Равашоль", и поместил его описание в газеты.
Кенигштейна уже около года разыскивала полиция за несколько зверских убийств и ряд ограблений.[16]
Следующая бомба взорвалась в доме на Рю-де-Клиши. Там жил прокурор Бюло, выступавший против анархистов.
Париж запаниковал.
На следующий день "Равашоль" тайно встретился с журналистом из "Ле Голуа" и посоветовал полиции оставить надежды на его поимку.
Однако вскоре в Сюртэ обратился владелец парижского ресторана, узнавший в одном из своих посетителей человека, описанного в газетах.
30 марта подозреваемого схватили и привели к Бертильону, который немедленно занялся подробнейшим измерением.[17]
Бертильон сравнил данные, полученные из архива, со своими результатами и с уверенностью передал Кенигштейна-Равашоля в руки правосудия. Взойдя на эшафот, "Равашоль" прокричал: "Вы свиньи - да здравствует революция!"[18]
В 1891 -1892 годах анархист, действовавший под псевдонимом Равашоль, держал в страхе весь Париж.
Когда он был арестован (вверху), Бертильон идентифицировал его с помощью воей картотеки как опасного преступника Кенигштейна.
С этого началось победное шествие бертильонажа по всей Европе.
Теперь его систему назвали гениальной, а сам он стал своего рода национальным героем: Он так глубоко погрузился в работу, что совсем перестал замечать окружавших его людей. Подчиненные ненавидели его за приказной тон, чрезмерную требовательность и скрупулезность.[19]
Кроме вышерассмотренной деятельности Бертильон начал заниматься разработкой другой области криминалистики - полицейской фотографии.
В дополнение к приметоописательному методу (способу измерения) он в 1885 г. (предложил)разработал и ввел в практику
методы идентификации преступников по сигналетической (опознавательной) фотографии (основы сигналетической фотосъемки - определенные средства и правила фотографирования преступников.
Бертильон разработал
- основы получения точных фотографий преступников, которые он приклеивал к карточкам измерений,
- а также основы фотографирования места преступления.
В конце XIX века фотография была сугубо творческой акцией, и полицейские фотографы творили, что было сил:
- арестантов снимали в разных масштабах,
- с разных точек и
- через разную оптику.
Арестованные зачастую настолько противились фотографированию, что их приходилось силой удерживать перед фотографической камерой, как это видно на снимке, сделанном в присутствии инспектора нью-йоркской полиции Бирнса.
Бертильон заметил, что узнать преступника по таким снимкам практически невозможно.
В результате собственных фотоопытов он пришел к выводу, что каждого арестованного необходимо фотографировать дважды - анфас и в профиль.
Полицейское фото шпионки Маты Хари
Причем снимать следовало
- с одинакового расстояния,
- при одинаковом освещении и так,
- чтобы голова преступника была зафиксирована в одном и том же положении.
Он даже разработал специальное вращающееся кресло.[20]
Полицейские фотографы всячески противились нововведениям. Подумать только, обращаться с художниками как с какими-нибудь техническими исполнителями!
Но своим тихим, полным самого оскорбительного сарказма голосом, Бертильон быстро поставил их на место.
Многие изобретения Бертильона, в частности «бертильонаж» теперь существует лишь в учебниках по истории криминалистики. Но разработанная им система полицейской фотографии живет и сегодня, правда, отдельно от его имени.
Теперь к личной карточке уголовника прилагались две четкие фотографии (это делается и по сей день).[21]
Эти фотоснимки были точнее самого точного описания, сделанного полицейскими.
Значительным изобретением А. Бертильономбыла разработанная в 1885 г. система описания признаков внешности человека по методу словесного портрета («словесный портрет преступника») - прообраз фоторобота.
С педантичностью ботаника, собирающего гербарий, он рассмотрел каждый человеческий типаж, классифицируя его по отдельным мельчайшим признакам.
Составив специальный словарь, неутомимый Бертильон присовокупил словесный портрет к архивной карточке.
Усовершенствована Р.А. Рейссом
С небольшими усовершенствованиями метод «словесного портрета» сохранился до настоящего времени.[22]
Альфонс Бертильон также разработал, предложил и внедрил в практику методы идентификации преступников по метрической фотосъёмки на месте происшествия (основы фотографирования места преступления).
и методику исследования рукописей.[23]
В 1893 г. А. Бертильон издал книгу, которую назвал “Инструкцией по сигналетике”. В ней он дал чертежи и схемы всех необходимых инструментов, а также рисунки, показывающие приемы измерений частей тела человека.
Для того чтобы работа шла единообразно у всех полицейских регистраторов, в книге А. Бертильона был приведен образец заполненной каллиграфическим почерком регистрационной карты с наклеенным на нее фотоснимком мужчины анфас и в профиль.
Т.О. Бертильон – основоположник
- антропометрической системы уголовной регистрации, включавшей 14 параметров измерения (рост, длина рук, пальцев и ступней, объём черепа и др.), - антропометрический метод криминалистической регистрации, (1853—1914) изобрел «антропометрию» — опознание преступника по его физическим параметрам.
Так ему удалось в 1890 году поймать неуловимого террориста-убийцу Равашоля.
- систематизированного описания внешности человека по методу словесного портрета (словесный портрет),[24] т.е. системного описания внешности человека с помощью специальной терминологии («словесный портрет»).[25]
- основ сигналетической фотосъемки,
- метрической фотосъемки на месте происшествия,
Успехи Бертильона и его системы регистрации преступников в целях их последующего распознавания, названной бертильонажем, были настолько впечатляющими, что Париж превратился в мировую столицу передового опыта уголовной регистрации.
К Бертильону приезжали криминалисты из многих стран мира, в том числе и из России, чтобы перенять опыт Франции. Везде организовывались антропометрические бюро.
Трудно себе представить, что именно этот человек открыл новую эру в криминалистике.
"Благодаря французскому гению во всем мире не будет судебных ошибок из-за идентификации. Да здравствует бертильонаж, величайшее открытие XIX века!" - писали газеты. Он с упоением слушал пение медных труб, поверив, что наука криминалистика достигла в его лице наивысшей точки.[26]
В определенной мере продолжателем заложенных Бертильоном основ во Франции явился Э. Локар, в трудах которого нашли особенно полное и яркое выражение его обширные знания и многолетний опыт практической работы в качестве эксперта и руководителя Лионской криминалистической лаборатории (20-30-е гг. XX в.).
Такое направление в развитии криминалистики, как видно, ориентировано в основном на использование данных естественно-технических наук, необходимых для обнаружения и, главным образом, исследования вещественных доказательств.[27]
Бертильон, при всех своих заслугах, не уделял должного внимания разработкам других криминалистов, считая свой метод наиболее удачным.
Поэтому на заре ХХ века он не обратил внимания на появление четкой классификации отпечатков пальцев, которую предложил англичанин Эдвард Генри.
Начиная с середины 1880-х годов и вплоть до начала XX века «бертильонаж» применялся в полициях всех стран (в том числе в России), но затем постепенно был вытеснен новой системой идентификации – дактилоскопией (см. 28 октября 1880 г., 25 мая 1888 г., 12 июля 1897 г.).
Фотография сохранила свое значение как средство идентификации, но более полную надежность идентификации обеспечили лишь отпечатки пальцев.
Давно было известно, что у каждого человека есть свой индивидуальный "знак" - отпечатки пальцев.
Первые шаги дактилоскопии: китайская квитанция от 1839 г. (вверху слева) с оттиском большого пальца вместо подписи.