В 1809 году Видок добровольно сдался полиции, предложив свои услуги в качестве осведомителя.
Там он и перешел Рубикон, отделявший преступника от слуги закона.
Несколько месяцев он переходил из камеры в камеру, без помех собирая материал об уголовном мире столицы. У воров и мошенников не было тайн от Короля, чем он умело пользовался.
Видок покинул Бисетр с полным списком особо опасных парижских преступников.
Ситуация сложилась крайне щекотливая.
Жизнь кандидата на пост инспектора противоречила всем представлениям об образе жизни полицейского служащего, не говоря уже о шефе криминальной полиции. Шеф Генри крепко задумался. В глубине души он, конечно же, радовался, что наконец-то в полиции появится человек, знающий преступный мир изнутри. Ведь полицейская служба Франции многие годы занималась выслеживанием и арестами политических противников французских королей, а не пресечением уголовных преступлений.
Однако с годами в стране росла преступность. Глухие улицы Парижа стали настоящим раем для многочисленных бандитов и воров, а профессиональных полицейских по борьбе с криминалом в городе не было.
И вот он пришел.
Шеф Генри чувствовал, что такой случай нельзя упускать. Но общественное мнение и всенародное возмущение, которое, как он предвидел, поступит после принятия им такого отчаянного решения, мешало ему тут же дать согласие.
Шеф полиции уже хотел было отклонить предложение Видока, при этом простив ему уголовное прошлое, но постоянно поступающие известия об очередных убийствах в Париже тут же вернули ему разум и шеф принял Видока на работу.
(слайд 6)
Так в 1810 году борьбой с преступностью в Париже стал заниматься бывший арестант Видок.
Собрав группу бывших преступников, он в скором времени возглавил сыскную полицию Франции (Сюрте).
Осенью 1811 года по его проекту при полицейском управлении была создана организация «Сюртэ» («Безопасность») — первый в мире уголовный розыск.
"Сюртэ" ("Безопасность") такое название получила организация Видока именно потому, что она одна обеспечила безопасность и защиту парижан от преступников.
Именно она так же явилась зародышем криминальной полиции Франции.
Ее возглавлял Анри, а Видок стал шефом сыскной бригады, которую сам набрал из проверенных кадров, в основном бывших уголовников.
План работы был продуман тщательнейшим образом. Этим занимались лично шеф Генри и префект парижской полиции барон Паскье.
В целях конспирации Видок был снова арестован, а последующее освобождение произошло под видом очередного успешного побега.
Свою резиденцию Видок расположил недалеко от полицейской префектуры в мрачном сером здании на улице Святой Анны.
Сотрудников он подбирал сам, используя принцип: клин клином вышибают. "Только преступник сможет побороть преступление", - так рассуждал мудрый Видок.
Шеф полиции, скрипя сердце, соглашался и с опаской вглядывался в лица новых сомнительных полицейских, личные дела и отпечатки пальцев которых уже многие годы хранились в полиции.
Сначала на Видока работали четверо, затем двенадцать, а со временем двадцать бывших арестантов, которым он платил зарплату из особого тайного фонда и которые прошли у него железную выучку.
Под его началом работали 12 человек, которые вместе со своим неутомимым шефом достигли в короткий срок неслыханных успехов.
(слайд 7)
Из Видока получился отменный начальник и зоркий полицейский, о чем свидетельствуют результаты его работы.
За год он с двенадцатью сотрудниками арестовал 812 убийц, воров, взломщиков, грабителей и мошенников, ликвидировал притоны, в которые до него не рискнул сунуться ни один мировой судья, ни один инспектор.
Если верить цифрам, то за год он задержал 15 убийц, 120 домушников, 73 карманника, 38 скупщиков краденого, 227 бродяг.
За тот же срок им было раскрыто 811 преступлений и предотвращено около сотни.
(слайд 8)
Видок нанес ощутимый удар по французскому криминалу, и в этом ему помогло не только знание многих тайных убежищ и воровских притонов, но и подлинная научная организация полицейской работы.
В роли полицейского бывший артист Видок выглядел настоящим мастером. Его фантазия не знала границ. Его сотрудники ради дела шли на любые жертвы.
Многим пришлось идти на мнимые аресты и вновь попадать в тюрьмы, здесь они сближались с преступниками, получали от них нужную информацию, затем совершали мнимые побеги, а в случае необходимости даже инсценировали собственную смерть после того, как выполнили задание.
Многие проникали в районы, где проживают преступники, шли на мистификацию, использовали и многие другие изощренные методы борьбы с преступностью, закрепившиеся в последствии во французской полиции.
Близкое знакомство с преступным миром, методами работы и привычками бандитов, ум, терпение, интуиция, умение вживаться в образ, редкая зрительная память, а также созданный архив, в котором были помещены сведения обо всех уголовниках, с которыми так или иначе был знаком Видок - все это давало положительные результаты и обеспечивало небывалый успех в работе полиции.
Слухи о том, что бывший арестант Видок стал полицейским, скоро распространились среди обычных людей и докатились до преступного мира.
Когда уже не имело смысла скрывать свою новую должность, Видок стал появляться в тюрьмах, где осматривал заключенных, запоминая их лица и внешность.
Развития фотографической памяти он требовал и от своих сотрудников.
(слайд 9)
Детективы должны были запечатлевать в своей памяти как можно больше лиц уголовников: день за днем ходили пни в тюрьмы на «парады заключенных – ( сверху слева ).
(слайд 10)
Зная преступников в лицо, легко выявить заключенных, имевших ранее судимость или идентифицировать разыскиваемых преступников, отбывающих срок по другому делу.
(слайд 11)
В несколько измененной форме парад сохранился до наших дней. ( внизу, США. 1951 г.).
C того момента, как Эжен Франсуа Видок ( вверху слева), в прошлом заключенный. основал в 1810 г. французскую уголовную полицию — Сюртэ, главной проблемой криминалистики стала идентификации преступников.
(слайд 12)
На каждого преступника Видок заводил карточку, в которой подробно описывалась внешность, имя, количество судимостей.
В архиве насчитывалось около пяти миллионов подобных карточек. И число их увеличивалось.
В то время еще не делали фотографий заключенных, они появились чуть позже, в 40-е годы в одной из брюссельских тюрем. Но Видок не зря использовал "фотографический метод" внешности. Каждый преступник зрительно стоял перед его глазами, ведь память его была уникальна.
В 1827 году префектом полиции был назначен Делаво, сразу невзлюбивший Видока.
Несмотря на большие успехи Видока в работе, новый префект полиции возражал против того, чтобы вся криминальная полиция состояла из бывших заключенных.
На его бригаду обрушились бесконечные проверки и придирки, Короля обвиняли в том, что его подчиненные ведут себя аморально, например не посещают церковь.
Недальновидное руководство полицейского департамента отстранило Видока от работы (существует несколько версий его увольнения: от простейшего - преступник не должен возглавлять криминальную полицию, до романтического - несговорчивый Видок арестовал слишком влиятельное лицо).
Расчет Делаво оправдался — взбешенный этой чушью, Видок подал в отставку.
Чтобы доказать свою правоту, Видок открыл в парижском пригороде Сен-Манде бумажную фабрику, где работали бывшие зэки.
Но в 1832 году этот полезный для общества труд пришлось прервать.
В Париже вспыхнуло республиканское восстание, и Видока вновь призвали в шефы «Сюртэ» для борьбы с повстанцами.
Он быстро создал «летучие отряды», проникавшие в тыл бунтовщикам по тайным ходам, известным только ему. Восстание было подавлено, и бывший каторжник удостоился личной благодарности короля Луи Филиппа, назвавшего его «спасителем трона».
Но его враги не успокоились — уже в сентябре Видока отдали под суд, обвинив в том, что он спровоцировал воровскую шайку на совершение преступления. Сыщик был в недоумении — он всегда пользовался этим методом, за что же его судят? Так или иначе, вор должен сидеть в тюрьме, и почему бы не ускорить его отправку туда?
В этот раз Видок ушел от правосудия, но скоро его все равно отправили в отставку.
(слайд 13)
И в 1833 году Видок был вынужден выйти в отставку.
Через некоторое время Видок организовал первое во Франции (вполне вероятно и в мире) частное детективное агентство.
Но и оно также было впоследствии закрыто полицией.
В 1833 году неутомимый Эжен Франсуа открыл собственное Бюро расследований — первое во Франции, да, пожалуй, и во всей Европе, частное детективное агентство.
Он не сложил руки и создал свое собственное сыскное бюро, и руководил им до самой смерти, которая настигла его в 1857 году.
Оно занималось не только поиском преступников, но и, так сказать, консалтингом: здесь за плату в 20 франков коммерсанты могли навести справки о своих деловых партнерах, чтобы выяснить степень их честности.
За год число клиентов Видока дошло до 4 000, в деловых кругах стало хорошим тоном при совершении сделки предъявлять справку из Бюро.
Сначала они устроили в его конторе обыск, конфисковав несколько тысяч дел. Видок не опустил рук — со своей феноменальной памятью он хранил самые важные факты в голове. Потом его снова попытались отдать под суд, но тут власть в очередной раз сменилась — монархия на республику, потом на троне оказался император Наполеон III. Со всей этой чехардой полиция забыла про конкурента.
Но недруги из полиции не успокаивались, выдвигая против Короля — теперь уже сыщиков — одно обвинение за другим.
Клиентура Видока год от года росла, у Бюро появились отделения в провинции. Теперь помимо уголовной и экономической преступности оно занималось доказательством супружеских измен — у Эжена Франсуа и в этом вопросе был немалый опыт.
Он трудился до самой смерти, которая настигла его 11 мая 1857 года, незадолго до 82-летия.
Остаток жизни он прожил интересно: был зажиточным коммерсантом, начал писать книги, благо имел большой жизненный опыт и обилие интересного материала и, кроме того, он стал другом великого Бальзака, которому не раз подсказывал темы будущих романов.
Наследников у Короля риска не было, и немалое состояние, на которое тщетно претендовали двое или трое внебрачных сыновей, досталось его детищу — сыскному агентству.
Перед смертью Видок с сожалением сказал: «Я мог бы стать маршалом, если бы не любил так женщин и дуэли».
Бывший вор, полицейский, частный детектив и писатель Эжен Видок умер в бедности, получая от правительства нищенскую пенсию.
Соотечественники Видока долгие годы испытывали неловкость, когда речь заходила о возникновении криминальной полиции Франции и о ее первых сотрудниках. Но ничего не сделаешь, историю не изменишь!
На своей родине, во Франции, Эжен Франсуа Видок был известен гораздо шире. И немудрено — будучи приговоренным к смертной казни за множество преступлений, он создал первое в мире
- сыскное агентство,
- разработал многие методы уголовного расследования и
-основал жанр детективной литературы.
В 1990 году в Филадельфии трое криминалистов (скульптор и специалист по восстановлению облика умерших по останкам Фрэнк Бендер, судебный психолог Ричард Уолтер, бывший полицейский и агент ФБР Билл Флейшер) основали необычную криминалистическую организацию. В ее задачи входит анализ нераскрытых преступлений и помощь полицейским и судебным органам в их раскрытии.
В память об известном французском детективе и писателе организация была названа "Общество Видока". В настоящее время в ее состав входит уже около сотни профессионалов в различных областях криминалистики и медицины.
Всего за 18 лет по его наводке было арестовано 17 тысяч человек, из которых больше 400 отправили на гильотину.
Эжен Видок внедрил в практику расследования
- систематизированную картотеку преступников,
- баллистическую экспертизу,
- снятие отпечатков обуви с места преступления,
- оформление документов специальными несмываемыми чернилами и многое другое.
Как и Сюртэ, Скотланд-Ярд в начале своей деятельности производил идентификацию каждого преступника по его внешности.
Первые лондонские дедективы, боу-стритбаннеры, использовали все возможные способы маскировки, чтобы проникнуть в среду преступников.
Еще одну возможность идентификации открывало сотрудничество с теми преступниками, которые, подобно Джонатану Уайлду (вверху), вели двойную игру, оказывая услуги и полиции, и своим собратьям по преступному ремеслу.
Внизу изображен дедектив Чарлз Прайс (слева), великий мастер переодевания с целью маскировки (справа).
(слайд 14)
До Видока сыскной службы фактически не существовало, хотя было немало попыток ее создать (одну из них предпринял в Англии знаменитый писатель Генри Филдинг).
Практически сразу за французской «Сюртэ» такие службы появились и в других странах.
В Лондоне в 1842 году был создан отдел расследований при Скотленд-Ярде, где работали 12 человек. Его штат не увеличивался многие годы, поэтому на помощь государству пришли частные сыщики наподобие выдуманного Шерлока Холмса — в 1895 году их в Англии было более 600.
В Америке сын шотландского ткача Алан Пинкертон (1819—1884) в 1850 году открыл в Чикаго детективное агентство. Его 11 сотрудников не только раскрыли сотни преступлений, но и занимались охраной президента Линкольна и боролись со шпионажем южан в годы войны Севера и Юга. До сих пор 250 филиалов агентства Пинкертона работают в 22 странах мира.
«Русским Видоком» называли Ивана Дмитриевича Путилина (1830—1893), ставшего в 1867 году первым начальником сыскной полиции Петербурга. Ему удалось раскрыть громкие дела «банды душителей» и «парголовских чертей», найти убийцу австрийского атташе князя фон Аренсберга, поймать «короля воров» Домбровского…
Подобно Видоку, Путилин описал свои подвиги в увлекательных мемуарах. Он и подобные ему детективы работали по старинке, полагаясь на свою смекалку и опыт.
(слайд 15)
C того момента, как Эжен Франсуа Видок, в прошлом заключенный. основал в 1810 г. французскую уголовную полицию — Сюртэ, главной проблемой криминалистики стала идентификации преступников.