Тема 16. «Международное гуманитарное право»
Цель:
- осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК–1);
- стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
- способность обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);
- способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);
- владение навыками подготовки юридических документов (ПК-7);
- готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);
- способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);
- способность выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);
- способность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);
- способность выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);
- способность правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);
- способность преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);
- способность управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);
- способность эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).
Вопросы для обсуждения
1. Понятие, источники и принципы международного права вооруженных конфликтов. Международное право вооруженных конфликтов и международное гуманитарное право, применяемое в период вооруженных конфликтов.
2. Правовое регулирование начала военных действий. Театр войны. Нейтралитет.
3. Правовой статус участников вооруженного конфликта.
4. Защита жертв вооруженных конфликтов.
5. Запрещенные методы и средства ведения войны.
6. Правовое регулирование окончания военных действий и состояния войны.
Темы докладов/рефератов
1. Соотношение международного гуманитарного права и права разоружения и международной безопасности.
2. Международно-правовой статус участников международных вооруженных конфликтов.
3. Защита раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение.
4. Гуманитарные организации и их правовой статус.
5. Международно-правовой статус и защита военнопленных.
6. Определение гражданского населения и гражданских объектов.
7. Международно-правовая защита гражданского населения в условиях международного вооруженного конфликта.
Образовательные технологии: методы обучения – объяснительно-иллюстративный, программированный, эвристический, проблемный, модельный, метод case study («разбор конкретных ситуаций»).
Литература по теме
1. Арцибасов И.Н. Международное право (законы и обычаи войны). -М., 1975.
2. Блищенко И.П. Обычное оружие и международное права.
- М., 1984.
3. Блищенко И.П., Гринь В.А. Международное гуманитарное право и Красный Крест. - М., 1983.
4. Богуславский М.М. Международная охрана культурных ценностей. -М., 1979.
5. Бурдин П.К., Арцибасов И.Н. Международное право и война: учебное пособие. - М., 1972.
6. Василенко В.А. Ответственность государств за международные правонарушения. - Киев, 1976.
7. Калядин А.Н. Проблемы запрещения и нераспространения ядерного оружия. - М., 1976.
8. Капустин А.Я., Мартыненко Е.В. Международное гуманитарное право. - М., 1991.
9. Полторак А.И., Савинский Л.И. Вооруженные конфликты и международное право. - М., 1976.
10. Семенов B.C. Вооруженные силы ООН. - М. 1976.
11. Фуркало В.В. Международно-правовая защита гражданского населения в условиях вооруженного конфликта. - Киев, 1986.
12. Хлестов О.Н., Блищенко И.П. Красный Крест и международное гуманитарное право. - М., 1977.
13. Гай С. Гудвин-Гилл. Статус беженца в международном праве. -М., Будапешт, 1997.
Задания для самостоятельной работы студентов
1. Международно-правовая защита культурных ценностей.
2. Международно-правовая защита жертв немеждународного вооруженного конфликта.
3. Проблема запрещения применения ядерного оружия.
4. Проблема запрещения применения противопехотных мин.
Формы контроля самостоятельной работы студентов:письменная контрольная работа
Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: опросы,выступления, доклады, рефераты, обсуждение вопросов, письменные работы.
II. «КРУГЛЫЙ СТОЛ»