Тема 10. «Население и международное право»
Цель:
- осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК–1);
- обладание культурой поведения, готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);
- способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);
- способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);
- способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10);
- способность обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);
- способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);
- способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);
- способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);
- владение навыками подготовки юридических документов (ПК-7);
- готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);
- способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);
- способность выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);
- способность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);
- способность выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);
- способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);
- способность преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);
- способность управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);
- способность эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).
Вопросы для обсуждения
1. Понятие населения.
1. Международно-правовые вопросы гражданства.
2. Дипломатическая защита граждан, находящихся за рубежом.
3. Способы получения и утраты гражданства. Реадмиссия. Безгражданство. Двойное гражданство.
4. Институт гражданства в РФ. Правовое положение иностранцев в РФ.
5. Вопрос о гражданстве в связи с правопреемством государств.
6. Правовое положение беженцев и вынужденных переселенцев.
Темы докладов/рефератов
1. Международно-правовая регламентация положения населения.
2. Правовой статус беженцев и перемещенных лиц в международном праве.
3. Право убежища понятие, возникновение и развитие.
4. Натурализация: понятие и значение.
5. Правовое положение иностранцев в России.
Образовательные технологии:методы обучения – объяснительно-иллюстративный, программированный, эвристический, проблемный, модельный, метод case study («разбор конкретных ситуаций»).
Литература по теме
1. Международное право: учебник/ отв. ред. А.Я. Капустин. М., 2008.
2. Международное право: учебник/ отв. ред. А.Н. Вылегжанин. М., 2009.
3. Международное право: учебник/ отв. ред. В.И. Кузнецов, Б.Р. Тузмухамедов. 2-е издание, перераб. и доп. М., 2007.
4. Галенская Л.Н. Право убежища. Международно-правовые вопросы. М., 1968.
5. Галенская Л.Н. Правовое положение иностранцев в СССР. М., 1982.
6. Действующее международное право. В трех томах. Т. 1. М., 1996. Разд. VI; Т. 2. Разд. XIV.
7. Потапов В.И. Беженцы и международное право. М., 1986.
8. Сборник законодательных актов государств СНГ и Балтии по вопросам миграции, гражданства и связанным с ними аспектам. М., 1996.
9. Черниченко С. В. Международно-правовые вопросы гражданства. М., 1968.
10. Басик В. П. Правовое положение гражданина Российской Федерации и иностранцев в России. М., 2004.
11. Иванов Д. В. Беженцы в современном международном праве. М., 2006.
Задания для самостоятельной работы студентов
1. Право убежища. Дипломатическое и территориальное убежище.
2. Правовое положение трудящихся-мигрантов и членов их семей.
Формы контроля самостоятельной работы студентов:письменная контрольная работа
Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: опросы,выступления, доклады, рефераты, обсуждение вопросов, письменные работы.