Резервирование земель по действующему законодательству.

Резервирование земель -вид ограничения их использования в случаях, указанных в законе. Оно предусматривает изъятие в будущем зарезервированных земельных участков в публичных целях, т.е. для государственных и муниципальных нужд. Резервирование должно действовать только в определенный период времени. За это время пользователь земли должен воздерживаться от капитальных вложений при использовании земли под угрозой отказа их возмещения в случаях изъятия зарезервированного земельного участка. Таким образом, резервирование земель является экономически полезным мероприятием, так как оно позволяет избежать напрасных затрат при использовании земли, о которой заранее известно, что она будет изъята.

1)Ст.70 Это исключительные случаи, названные в ст. 49 ЗК РФ, редусматривающей изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд:

- выполнение международных обязательств РФ;

- размещение объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов (например, объектов федеральных энергетических систем и объектов энергетических систем регионального значения; объектов использования атомной энергии; объектов обороны и безопасности; объектов федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объектов транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения и др.);

- иными основаниями, предусмотренными федеральными законами.

Для земель государственной или муниципальной собственности, не предоставленных гражданам и юридическим лицам, основаниями резервирования являются также случаи, связанные с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории, для целей недропользования.

2) Резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов.

3) Земли для государственных или муниципальных нужд - на срок не более чем три года,

на создание особой экономической зоны в соответствии - не более чем два года. находящихся в гос или мун собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, - до двадцати лет.

4). Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации. (перечень документов, в соответствии с которыми принимается такое решение: документы территориального планирования; решения об утверждении границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства; государственные программы геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр. Подготовка решения осуществляется на основании сведений государственного кадастра недвижимости. К решению прилагается схема резервируемых земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.Решение о резервировании земель вступает в силу не ранее его опубликования в официальных СМИ. Орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения и прилагаемую к нему схему в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости.)

Вопрос 114. Право граждан на земельную долю (пай) и ее использование

Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"Земельная доля (или земельный пай) представляет собой рассчитанное в гектарах или балло-гектарах количество земельной площади, приходящееся на одного члена (участника) сельскохозяйственной организации (предприятия). Земельные доли на местности не отграничиваются и существуют в документальном выражении до тех пор, пока в установленных законом случаях и порядке не будет произведено выделение в натуре земельного участка, равного по размеру установленной земельной доле. Земельные доли определяются в процессе реорганизации сельскохозяйственных предприятий, которая включает и приватизацию их земель как неотъемлемую часть такой реорганизации Размер индивидуальной земельной доли (пая) устанавливается независимо от трудового вклада и стажа работы и определяется в натуральном и стоимостном выражении. При этом стоимость земли оценивается в размере 5-кратного налога на землю. Размер земельной доли в гектарах рассчитывается путем деления

общей площади сельскохозяйственных угодий, переданных в общую собственность участников (членов) сельскохозяйственной коммерческой организации (предприятия), на число лиц, имеющих право на получение в собственность земельных долей. Общая площадь сельскохозяйственных угодий определяется по данным инвентаризации, а при их отсутствии - по государственному акту (свидетельству). Размер земельной доли в баллогектарах рассчитывается путем деления суммы балло-гектаров всех сельскохозяйственных угодий, переданных в общую собственность участников, (членов) указанной организации (предприятия), начисло лиц, имеющих право на получение земельной доли.

Согласно ст. 15 ФЗ об обороте земель земельная доля, полученная при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу данного закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Согласно данному закону владение, пользование и распоряжение земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, находящимся в долевой собственности более чем пяти лиц, осуществляются в соответствии с решением участников долевой собственности, которое принимается на общем собрании участников долевой собственности. Без выделения земельного участка в счет земельной доли такой участник долевой собственности по своему усмотрению вправе завещать свою земельную долю, отказаться от права собственности на земельную долю, внести ее в уставный (складочный) капитал сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, находящийся в долевой собственности, или передать свою земельную долю в доверительное управление либо продать или подарить ее другому участнику долевой собственности, а также сельскохозяйственной организации или гражданину - члену крестьянского (фермерского) хозяйства, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности. Участник долевой собственности вправе распорядиться земельной долей по своему усмотрению иным образом только после выделения земельного участка в счет земельной доли. Участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным ЗК РФ и Законом об обороте земель.

Отдельно Законом об обороте земель регламентируется правовой режим невостребованной земельной доли. Невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Законом о регистрации прав на недвижимость, не могут быть признаны невостребованными земельными долями по этому основанию.

Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Закона о регистрации прав на недвижимость решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследиика. Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном порядке невостребованными

Вопрос 115. Упрощенный порядок оформления прав граждан за землю

Для упорядочения прав граждан на землю был принят Федеральный закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» от 30.06.2006 № 93-ФЗ – так называемый закон о «дачной амнистии».

Закон вступил в силу с 1 сентября 2006 года.

Закон предусматривает упрощенную процедуру регистрации прав на земельные участки, предназначенные для:

ведения личного подсобного и дачного хозяйства;

для огородничества, садоводства;

индивидуального гаражного строительства;

индивидуального жилищного строительства;

в случае получения земельного участка на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации;

а также объектов дачного, индивидуального, гаражного строительства, созданных на таких участках, включая самовольно построенные (то есть без получения разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию).

Действие закона распространяется на земельные участки, полученные гражданами до 30.10.2001 г., причем эти участки должны быть предоставлены для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, за исключением случаев, когда эти участки были предоставлены во временное владение и пользование (аренду).

Для регистрации права собственности на земельный участок в порядке «дачной амнистии» необходим документ, устанавливающий или удостоверяющий право гражданина на данный земельный участок. Это может быть:

акт о предоставлении гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания акта на момент его издания;

акт (свидетельство) о праве гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;

выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);

иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право гражданина на данный земельный участок.

Обязательным приложением к таким документам является кадастровый план соответствующего земельного участка.

Закон о № 93-ФЗ установил три процедуры оформления земельных участков в собственность в упрощенном порядке.

1 процедура - заявительный порядок государственной регистрации права собственности в отношении граждан, имеющих документы на землю: документ о том, что земельный участок принадлежит заявителю на праве пожизненного наследуемого владения или на праве постоянного (бессрочного) пользования, либо документ, в котором право на участок конкретно не названо или невозможно определить вид этого права ("неопределенное" право).

Наличие перечисленных документов автоматически наделяет граждан правом собственности на земельный участок. Принятие решений о предоставлении указанным гражданам в собственность таких земельных участков в этом случае не требуется. С момента государственной регистрации права собственности указанного гражданина на земельный участок право пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования прекращается.

2 процедура - разрешительный порядок государственной регистрации права собственности в отношении граждан, имеющих документы, подтверждающие членство в садоводческом, огородническом, дачном объединении, но не имеющих документов на земельный участок, который расположен на территории данного объединения.
Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающим правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. К данному заявлению должны прилагаться следующие документы:

- описание местоположения границ такого земельного участка, подготовленное этим гражданином;

- заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения границ такого земельного участка местоположению границ земельного участка, фактически используемого гражданином.

3 процедура - возможность бесплатного приобретения в собственность садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями земельных участков, относящихся к имуществу общего пользования. Закон №93-ФЗ отнес земельные участки общего пользования в состав имущества общего пользования.

Вопрос 116. Образование земельных участков

Статья 11.2 ЗК РФ Земельные участки (ЗУ) образуются: 1.при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из ЗУ, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности; 2.при создании искусственных земельных участков в порядке, установленном ФЗ"Об искус зем уч, создан на водных объектах, нах-ся в фед. Соб-сти». Исходные земельные участки прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки. Целевым назначением вновь образуемых земельных участков признается целевое значение тех участков, из которых они образованы (есть исключения)

Образование ЗУ допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков. Согласие не требуется:

1) образование ЗУ из ЗУ, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям:

2) образование ЗУ на основании решения суда, предусматривающего раздел, объединение, перераспределение или выдел земельных участков в обязательном порядке;

3) образование ЗУ в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд.

Образование ЗУ из ЗУ находящихся в частной собственности и принадлежащих нескольким собственникам, осуществляется по соглашению между ними, за исключением выдела земельных участков в счет доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

Споры об образовании земельных участков рассматриваются в судебном порядке.

Образование ЗУ из земель или ЗУ, находящихся в государственной или муниципальной собственности осущ-с на основании: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроит код РФ; либо проектная документация лесных участков; либо утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (при отсутствии утвержденного проекта межевания территории).

Исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование ЗУ:

¾ из ЗУ, предоставленного для комплексного освоения территории;

¾ из ЗУ, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам;

¾ в границах территории, в отношении которой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности заключен договор о ее развитии;

¾ в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами;

¾ для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения.

РАЗДЕЛ ЗУ. При разделе ЗУ образуются несколько ЗУ, а исходный прекращает свое существование. ИСКЛЮЧЕНИЕ: При разделе ЗУ, наход в гос или муниц собст-сти, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах. То же самое и для ЗУ, предоставленного некомерч организацией для садоводства, огородничества и т.п. Может быть разделен на один или несколько, в соответствии с планом межевания, но при этом исходный ЗУ сохраняется в измененных границах. Раздел ЗУ, находящегося в общей собственности: участники сохраняют право общей собственности на все образуемые в результате такого раздела земельные участки, если иное не установлено соглашением между ними.

ВЫДЕЛ ЗУ. – т.е. выдел доли или долей из ЗУ, находящегося в долевой собственности;Þ образуются один или несколько ЗУ. Исходный ЗУ сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).У участника долевой собственности, по заявлению которого осуществляется выдел земельного участка, возникает право собственности на образуемый земельный участок у остальных участников долевой собственности сохраняется право долевой собственности на измененный земельный участок с учетом изменившегося размера их долей в праве долевой собственности.

ОБЪДИНЕНИЕ ЗУ. - ИЗ смежных ЗУ образуется один, а существование смежных прекращается. Если несколько собственников было, то возникает право общей собственности на образуемые земельные участки. Не допускается объединение земельных участков, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения или праве безвозмездного пользования, за исключением случаев, если все указанные земельные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения или праве безвозмездного пользования одному лицу. Допускается объединение земельного участка, обремененного залогом, с земельным участком, не обремененным залогом. При этом право залога распространяется на весь образуемый земельный участок, если иное не предусмотрено соглашением сторон.

ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗУ из нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.

Сервитуты сохраняются в отношении образуемых земельных участков в прежних границах.

Не допускается образование земельных участков, если: - их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости; - если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием; - если его границы пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.

Вопрос 117. Требования к образуемым и измененным ЗУ

Ст. 11.9 Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, определяются либо градостроительными регламентами, если действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим ЗК РФ и др. ФЗ. Границы ЗУ не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.

Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.

Наши рекомендации