Безвозмездное пользование земельными участками.

1. В безвозмездное пользование могут предоставляться земельные участки:

1) находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на условиях и в порядке, которые установлены статьей 39.10 настоящего Кодекса, в том числе в виде служебного надела;

2) находящиеся в собственности граждан или юридических лиц, иным гражданам или юридическим лицам на основании договора, в том числе в виде служебного надела.

1.1. Договор безвозмездного пользования земельным участком заключается в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом.

2. Служебные наделы предоставляются в безвозмездное пользование работникам организаций отдельных отраслей экономики, в том числе организаций транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, организаций, осуществляющих деятельность в сфере охотничьего хозяйства, федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление государственными природными заповедниками и национальными парками.

Категории работников организаций таких отраслей, имеющих право на получение служебных наделов, условия их предоставления устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Служебные наделы предоставляются работникам таких организаций на время установления трудовых отношений на основании заявлений работников по решению соответствующих организаций из числа принадлежащих им земельных участков.

Права и обязанности лиц, использующих служебные наделы, определяются в соответствии с правилами пункта 1 статьи 41 и абзацев второго - четвертого, седьмого - девятого статьи 42 настоящего Кодекса.

60. Аренда земельных участков.

Ст. 22. Аренда является срочным правом пользования землей, возникающим на основании договора.Правом сдачи ЗУ в аренду обладают все собственники ЗУ. Более того,для публичных собственников (т.е. органов государственной власти и органов местного самоуправления)передача земель в аренду является основным способом использования своей собственности.

ГК и ЗК устанавливают общиетребования к аренде ЗУ, однако в основном арендные отношения регулируются договором аренды, например, размер арендной платы.

Иностранные граждане, лица без гражданства могут иметь в пределах территории РФЗУ на праве аренды, за исключением случаев, предусмотренных Законом.

ЗУ, кроме указанных в п. 4 ст. 27 ЗК, могут предоставляться в аренду.

Арендатор ЗУ вправе передать свои права и обязанности по договору аренды ЗУтретьему лицу, в т.ч. отдать арендные права ЗУ в залог и внести их в качестве вклада в уставный капитал субъекта предпринимательской деятельности в пределах срока договора аренды ЗУ без согласия арендодателя при условии его уведомления, если договором аренды ЗУ не предусмотрено иное. В данном случае ответственным по договору аренды ЗУ становится новый арендатор ЗУ, за исключением передачи арендных прав в залог.

Арендатор ЗУ, за исключением резидентов особых экономических зон - арендаторов ЗУ, имеет право передать арендованный ЗУ в субаренду в пределах срока договора аренды ЗУ без согласия арендодателя при условии его уведомления, если договором аренды ЗУ не предусмотрено иное. На субарендаторов распространяются все права арендаторов ЗУ.

При аренде ЗУ, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более чем пять лет арендатор ЗУ имеет право в пределах срока договора аренды ЗУ передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу без согласия арендодателя при условии его уведомления. Изменение условий договора аренды ЗУ без согласия его арендатора и ограничение установленных договором аренды ЗУ прав его арендатора не допускаются. Досрочное расторжение договора аренды ЗУ, заключенного на срок более чем пять лет, по требованию арендодателя возможно только на основании решения суда при существенном нарушении договора аренды ЗУ его арендатором.

В случае наследованияЗУ лицами, не достигшими совершеннолетия, их законные представители могут передать эти ЗУв аренду на срок до достижения ими совершеннолетия.

Изъятые из оборота ЗУне могут быть переданы в аренду, за исключением случаев, установленных ФЗ-ми.Размер арендной платы - существенное условие договора аренды ЗУ.

61. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов.

Ст. 39.6. Договор арендыЗУ, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.Договор заключается без проведения торгов в случае предоставления:

1) ЗУ юр. лицам в соответствии с указом или распоряжением Президента РФ;

2) ЗУ юр. лицам в соответствии с распоряжением Правительства РФ для размещения объектов социально-культурного назначения, масштабных инвестиционных проектов;

3) ЗУ юр. лицам в соответствии с распоряжением высшего должностного лица субъекта РФ для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации инвестиционных проектов;

4) ЗУ для выполнения международных обязательств РФ, а также юр. лицам для размещения объектов электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, объектов федерального, регионального или местного значения;

5) ЗУ, образованного из ЗУ, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

6) ЗУ, образованного из ЗУ, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для комплексного освоения территории в целях ИЖС;

7) ЗУ, образованного из ЗУ, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, кромеЗУ, отнесенных к имуществу общего пользования;

8) ЗУ, образованного в результате раздела ограниченного в обороте ЗУ, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства или для комплексного освоения территории в целях ИЖС и отнесенного к имуществу общего пользования организации;

9) ЗУ, на котором расположены здания, сооружения, собственникам которых эти объекты предоставлены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

10) ЗУ, на котором расположены объекты незавершенного строительства;

11) ЗУ в постоянном (бессрочном) пользовании юр. лиц, этим землепользователям;

12) ЗУКФХ или с/х организации по ФЗ "Об обороте земель с/х назначения";

13) ЗУ, образованного в границах застроенной территории;

14) ЗУ гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение ЗУ;

15) ЗУ гражданам для ИЖС, ведения ЛПХ в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и КФХ;

16) ЗУ взамен ЗУ, предоставленного гражданину или юр. лицу на праве аренды и изымаемого для государственных или муниципальных нужд;

17) ЗУ религиозным организациям, казачьим обществам;

18) ЗУ лицу, имеющему право на приобретение в собственность ЗУ, из гос. или мун. собственности, без торгов или бесплатно, если он зарезервирован или ограничен в обороте

(всего 35 пунктов).

Если заявка на участие в аукционе на право заключения договора аренды ЗУ, находящегося в гос. или мун. собственности, единственная, договор аренды такого ЗУ заключается с указанным лицом.

62. Особенности определения размера арендной платы за земельный участок,
находящийся в государственной или муниципальной собственности

Ст. 39.7.Размер арендной платы за ЗУ, находящийся в гос. или мун. собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством РФ.

В случае заключения договора аренды размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа за ЗУ определяется по результатам этого аукциона.

В случае заключения договора аренды ЗУ с единственным лицом, принявшим участие в аукционе, размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа за такой ЗУ определяется в размере начальной цены предмета аукциона.

Порядок определения размера арендной платы за такие ЗУ устанавливается:

1) Правительством РФ в отношении ЗУ, находящихся в федеральной собственности;

2) органом государственной власти субъекта РФ в отношении ЗУ, находящихся в собственности субъекта РФ, и ЗУ, государственная собственность на которые не разграничена;

3) органом МСУ в отношении ЗУ, находящихся в мун. собственности.

Размер арендной платы за такой ЗУ определяется в размере не выше размера земельного налога, рассчитанного в отношении такого ЗУ, в случае заключения договора аренды ЗУ:

1) с лицом, которое имеет право на предоставление в собственность бесплатно ЗУ, если такой ЗУ зарезервирован для гос. или мун. нужд либо ограничен в обороте;

2) с лицом, с которым заключен договор о развитии застроенной территории;

3) с гражданами, имеющими право на первоочередное или внеочередное приобретение ЗУ;

4) с лицами, которым находящиеся на неделимом ЗУ здания, сооружения, помещения в них принадлежат на праве оперативного управления;

5) с юр. лицом, заключившим договор о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса.

63. Право ограниченного пользования чужим земельным участком.

Ст. 23. Сервитут - правоограниченного пользования чужим земельным участком.

Публичный сервитут устанавливается законом или иным НПАРФ, НПА субъекта РФ, НПА органа МСУ, если это необходимо для обеспечения интересов государства, МСУ или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

Могут устанавливаться публичные сервитуты для:

1) прохода или проезда через ЗУ, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;

2) использования ЗУ в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;

3) размещения на ЗУ межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;

4) проведения дренажных работ на ЗУ;

5) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

6) прогона с/х животных через ЗУ;

7) сенокошения, выпаса с/х животных;

8) использования ЗУ в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);

9) временного пользования ЗУ в целях проведения изыскательских и др. работ;

Сервитут может быть срочным или постоянным.

Срок установления публичного сервитута в отношении ЗУ, расположенного в границах земель, зарезервированных для гос. или мун. нужд, не может превышать срок резервирования.

Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для ЗУ.

СобственникЗУ, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут.

Если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использованииЗУ, его собственник вправе требовать от органа гос. власти или органа МСУ, установивших публичный сервитут, соразмерную плату.

Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии ФЗ "О гос. регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Наши рекомендации