Органы, осуществляющие земельный контроль (надзор) и их компетенция.
Органы осуществляющие контроль можно разделить на 2 группы:
1 органы общей компетенции – прав-во РФ, органы государственной власти субъектов РФ и ОСМУ
Они определяют задачи контроля, порядок его проведения, организацию контрольной деятельности и принимает решение по результатам земельного контроля.
2 К органам специальной компетенции государственного земельного контроля относится – департамент земельного контроля федеральной службы гос регистрации, кадастра и картографии, федеральная служба по надзору в сфере природопользования при министерстве природных ресурсов и экологии РФ ( Росприроднадзор) и ее органы на местах, ветеринарная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору при министерстве с.х.РФ. эти органы осуществляют контрольные функции в пределах их компетенции.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографиии ее территориальные органыосуществляют контроль за соблюдением:
а) выполнения требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, самовольного обмена земельными участками и использования земельных участков без оформленных на них в установленном порядке правоустанавливающих документов, а также без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности; б) порядка переуступки права пользования землей; в) выполнения требований земельного законодательства об использовании земель по целевому назначению в соответствии с принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, а также о выполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению; г) выполнения требований о наличии и сохранности межевых знаков границ земельных участков; д) порядка предоставления сведений о состоянии земель; е) исполнения предписаний по вопросам соблюдения земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений; ж) выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности.
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы осуществляют контроль за соблюдением:
а) выполнения обязанностей по рекультивации земель после завершения разработки месторождений ПИ, строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей;
б) выполнения требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель;
в) выполнения требований законодательства РФ о недопущении использования участков лесного фонда для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков;
г) режима использования з/у и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов;
д) выполнения иных требований ЗЗ по вопросам использования и охраны земель.
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы осуществляют на землях сельскохозяйственного назначения и земельных участках сельскохозяйственного использования в составе земель поселений контроль за соблюдением:
а) выполнения в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, включая мелиорированные земли;
б) выполнения требований по предотвращению самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;
в) выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности.
Должностные лица РОСРЕЕСТРа, осуществляющие государственный земельный контроль, одновременно по должности являются инспекторами различного уровня по использованию и охране земель.Должностные лица РОСПРИРОДНАДЗОРа, являются гос. инспекторами, осуществляющими гос. геологический контроль, контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов, за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов.
Должностные лица Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальных органов, осуществляют государственный контроль за химизацией и использованием химических веществ в сельском хозяйстве, контроль в области мелиорации земель и защиты растений.
46. Правовое регулирование отношений по осуществлению земельного контроля (надзора)
Правовое обеспечение контрольно-надзорной деятельности в сфере земельных отношений осуществляется на различных уровнях – федеральном, региональном и муниципальном.
Правовое регулирование проведения государственного земельного надзора обеспечивается на уровне законодательства РФ.
Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством РФ и в порядке,установленном нормативными правовыми актами субъектов РФ, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Общественный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством РФ.
Правовые основы контрольно-надзорной деятельности в сфере земельных отношений заложены в главе XII Земельного кодекса РФ, в которой, имеются самостоятельные статьи, в которых содержатся понятие и правовое регулирование государственного земельного надзора, муниципального земельного контроля и общественного земельного контроля.
Наряду с этими правовыми нормами регулирование надзорной деятельности в сфере земельных отношений осуществляется в соответствии с Положением о государственном земельном надзоре утв. Постановлением Правительства РФ от 2 января 2015 г. № 1. В Положении указаны федеральные органы исполнительной власти (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра картографии (Росреестр), Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор), Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и их территориальные органы), осуществляющие функции по государственному земельному надзору с уточнением перечня требований земельного законодательства, соблюдение которых проверяется данными службами, определены полномочия их должностных лиц. При этом, в отличие от Положения о государственном земельном надзоре (2006), действующим Положением предусмотрен порядок проведения плановых проверок, в том числе составления ежегодных планов их проведения с учетом результатов проведения административного обследования объектов земельных отношений и других требований, а также внеплановых проверок. + ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении контроля (надзора) и муниципального контроля». ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Органы, осуществляющие государственный земельный контроль (Постановление Правительства РФ от 02.01.2015 N 1 "Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре"):
1. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии;
2. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору;
3. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и их территориальными органами.