Возмещение убытков землепользователям при изъятии земель.

В соответствии с п. 3 ст. 35К РФ принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, включаются в плату за изымаемый земельный участок (выкупную цену).

При определении размера убытков, причиненных арендаторам земельных участков изъятием земельных участков для гос. или мун. нужд, учитываются убытки, которые арендаторы земельных участков несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, арендная плата, уплаченная по договору аренды за период после изъятия земельного участка, а также стоимость права на заключение договора аренды земельного участка в случае его заключения на торгах.

При расчетах размеров возмещения убытки собственников земельных участков определяются с учетом стоимости их имущества на день, предшествующий принятию решения об изъятии земельных участков.

Согласно ст. 281 ГК РФ плата за земельный участок, изымаемый для гос. или мун. нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка.

Согласно ст. 8 ФЗ от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ" проведение оценки объектов оценки является обязательным при возникновении спора о стоимости объекта оценки, в т.ч. при выкупе или ином предусмотренном зак-вом РФ изъятии имущества у собственников для гос. или мун. нужд.

Подписанное соглашение о выкупе недвижимого имущества для государственных нужд является подтверждением согласия участников указанного соглашения со всеми его условиями, в том числе с размером компенсации убытков, причиненных изъятием недвижимого имущества.

Споры, связанные с определением размера убытков, рассматриваются в судебном порядке.

В соответствии со ст. 166 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с иском о признании вышеуказанного соглашения недействительным. Срок исковой давности – 3 года. Течение срока иск давн по указанному треб-ю начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.

Возмещение убытков осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.

Размер возмещаемой суммы за изъятие земельного участка регламентирован ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ", а также ряда статей ЗК.

Что необходимо учесть при изъятии земельного участка:

· Размер рыночной стоимости участка, право на который будет прекращено, а также рыночную стоимость других объектов недвижимости расположенных на нем

· Оценить убытки, которые понесет собственник при изъятии участка, подсчитав при этом упущении выгоды собственником при изъятии.

· Возникшие убытки у собственника з/у, связанные с изъятием земельного участка, например если возникла невозможность им исполнения каких-либо обязательств перед третьими лицами, должны подтверждаться собственником документально тому лицу, которое проводит оценку з/у для его изъятия.

· Не позже чем за 60 дней исполняющий орган/ орг-я, осущ. мероприятия по изъятию з/у обязаны рассчитать и отправить его собственнику размер возмещения – до отправки соглашения об изъятии з/у.

При расчете размера возмещения не должно быть учтено:

· Находящиеся на земельном участке объекты недвижимого имущества, в том числе все произведенные улучшения таких объектов сделанные вопреки нормам зак-ва, либо не с условиями арендных условий.

· Произведенные улучшения земельного участка и объектов расположенных на нем у же после того, как его собственник был уведомлен о принятии решения по изъятию его участка. Исключением в этом случае будут улучшения, которые сделаны для безопасности использования объектов, в том числе по пожарной безопасности, предотвращению аварийности.

· Строительство объектов недвижимости, произведенное уже после того как собственник земельного участка получил уведомление о решении, принятом по изъятию его участка. Исключением в этом случае следует считать объекты недвижимости, которые были построены на основании выданного разрешения на строительство до принятия решения по изъятию данного участка.

· Построенные объекты недвижимости на земельном участке подлежащем изъятию, на которые в силу действующего законодательства не требуется получение разрешительных документов и они возводились уже после того, как было получено уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка.

· Заключенные собственником изымаемого земельного участка сделки после полученного им уведомлении о принятом решении об изъятии участка в случае того, если они могут увеличить размер убытков, которые будут включены в общий размер возмещения.

п.10 ст 56.8 ЗК: оценочный отчет, составляемый для расчета размера возмещения убытков, имеет свои сроки действия:

· Действителен до того, как будет подписано (заключено) сторонами соглашение по изъятию з/у

· Действует до того, как решение суда по принудительному изъятию з/у вступит в законную силу.

44. Понятие контроля (надзора) в сфере использования и охраны земель (земельный контроль) и его виды.

Осуществление земельного контроля предусмотрено ст. ст. 71 - 73 ЗК РФ.
Установлено несколько уровней земельного контроля: госуд, муниц, общественный. Указанные виды земельного контроля различаются как по охвату территорий и объему функций, так и по методике его проведения.

Наиболее значимым является госуд зем контроль (ст. 71 ЗК РФ) осуществляется специально уполномоченными государственными органами. Он является всеобщим, т.е. охватывает все категории земель на территории страны и касается всех собственников земли, землепользователей, землевладельцев, арендаторов и иных носителей земельных прав. Государственный земельный контроль является постоянным, т.е. его осуществление не ограничивается временными промежутками и не имеет разового характера.

Он осуществляется специальными государственными органами, специальными должностными лицами и по специальной, утверждаемой Правительством РФ методике.

Порядок осуществления муниципального земельного контроля устанавливается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Он осуществляется на территории муниципального образования самими органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами в рамках действующего законодательства Российской Федерации, но с учетом специфики рационального землепользования.

Законодательством (ст. 72 ЗК РФ) предусмотрен особый вид земельного контроля - общественный контроль, осуществляемый органами территориального общественного самоуправления, иными общественными организациями и отдельными гражданами. Особенность этого вида земельного контроля заключается в том, что он осуществляется не только за деятельностью земельных правообладателей, но и за деятельностью государственных и муниципальных органов в сфере регулирования земельных отношений. Таким образом, роль общественного земельного контроля имеет двоякий характер: с одной стороны, это помощь официальным органам контроля, с другой - деятельность, связанная с защитой земельных прав конкретных субъектов.

Наши рекомендации