С юридической точки зрения административный процесс обеспечивает правовую реализацию материальных норм административного права.
В этом понимании он обеспечивает применение материальных норм в сфере исполнительной власти, государственного управления.
Административно-процессуальные нормыимеют двойное предназначение.
С одной стороны, они реализуют правоприменительные функции, так как обеспечивают материальные нормы, а с другой – играют роль правоохранительную, так как регламентируют порядок реализации этих норм, закрепленных процессуально.
Административно-правовые отношения часто воспринимаются как процессуальные, отодвигая материальные нормы на второй план. Порядок рассмотрения административных дел включает определенные гарантии законности, обеспечивая при этом права граждан на защиту.
Общим объектом административного процесса являются общественные отношения, регулируемые различными отраслями права, кроме уголовного. Это дает возможность представить административный процесс как совокупность различных видов административных производств по реализации отношений, возникающих при осуществлении индивидуальных дел независимо от того, к какой отрасли права относятся регулируемые общественные отношения.
Виды производства:
· юрисдикционное производство;
· процедурное производство
К административно-юрисдикционным производствам относят — производство по делам об административных правонарушениях, дисциплинарное производство и производство по жалобам.
К административно-процедурным производствам ученые относят — лицензионно-разрешительное производство; регистрационное производство; производство по принятию правовых актов управления.
Основные принципы административного процесса: законность, равенство сторон перед законом, объективность, гласность, открытость, ведение дел на национальном языке, право пользоваться услугам адвоката, экономичность процесса, ответственность должностных лиц за правильность разрешения дел, право обжалования решений.
68. Понятие и задачи производства по делам об административных правонарушениях. Обстоятельства, исключающие производство.
Производство по делам об административных правонарушениях является составной частью административного процесса. Вместе с тем оно является самостоятельным институтом административно-процессуального права, призванным осуществлять специфические задачи юрисдикционного характера.
Производство по делам об административных правонарушениях - это основанная на законе и облеченная в форму правовых отношений деятельность государственных органов и должностных лиц, направленная на рассмотрение дел об административных правонарушениях, осуществляемая в особом административно-процессуальном порядке и применение в необходимых случаях административных взысканий. Административно-процессуальные нормы, регламентирующие порядок рассмотрения и разрешения дел об административных проступках, направлены на то, чтобы обеспечить правильное применение государственными органами мер административного воздействия и в то же время создать необходимые условия для защиты прав гражданина, привлеченного к административной ответственности.
Задачами производствапо делам об административных правонарушениях являются:
· своевременное, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела;
· разрешение его в точном соответствии с законодательством;
· обеспечение исполнения вынесенного постановления;
· выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений;
· предупреждение правонарушений, воспитание граждан в духе соблюдения законов, укрепление законности.
Каждая из перечисленных задач конкретизирована в административно-процессуальных нормах, которые содержатся в КоАП.
В целях обеспечения законности в КоАП Республики Беларусь исчерпывающе перечислены обстоятельства, исключающие производство по делу.
К ним отнесены:
· отсутствие события и состава административного правонарушения;
· не достижение лицом на момент совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста;
· невменяемость лица, совершившего противоправное действие или бездействие;
· действие лица в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны;
· издание акта амнистии, если он устраняет применение административного взыскания;
· отмена акта, устанавливающего административную ответственность;
· истечение к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении процессуальных сроков и ряд других обстоятельств.