Законодательные основы правового положения религиозных организаций.
Правовое положение религиозных организаций определено Законом РБ «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях» и другими нормативными правовыми актами.
Содержание Закона соответствует Конституции РБ, иным законам и общепризнанным принципам и нормам по вопросам защиты прав и свобод человека, а также взаимоотношений государства и религиозных организаций.
В Законе подтверждаются конституционные положения о том, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Поэтому государство не вмешивается в законную деятельность религиозных объединений. Но и они в свою очередь не имеют права вмешиваться в дела государства, участвовать в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, в деятельность политических партий и политических движений, а также оказывать им материальную и иную помощь.
Религиозное объединение создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно своим собственным установлениям.
В Законе дается четкое юридическое определение религиозным объединениям, группам и организациям. Так, религиозным объединением признается добровольное объединение граждан, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на ее территории, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.
Религиозные организации подлежат государственной регистрации органом юстиции. Отказано в государственной регистрации может быть в случаях, если: цели и деятельность религиозной организации противоречат законодательству Республики Беларусь; организация не признана в качестве религиозной; устав и другие представленные документы не соответствуют требованиям законодательства и др.
1. Религиозные организации могут быть ликвидированы по решению их учредителей или суда. Список оснований для ликвидации и запрета деятельности религиозного объединения в судебном порядке составлен с учетом печального опыта последних лет. Кроме нарушения общественной безопасности и действий, направленных на насильственное изменение основ конституционного строя, сюда включены: принуждение к разрушению семьи, посягательство на личность, права и свободы граждан, нанесение ущерба нравственности и здоровью граждан, воспрепятствование получению обязательного образования, склонение к самоубийству или отказа от получения медицинской помощи, принуждение к отчуждению имущества в пользу религиозного объединения, побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом обязанностей.
23. Понятие, основы правового статуса органа исполнительной власти и государственного управления. Виды органов исполнительной власти.
24. Система и структура республиканских органов государственного управления в Республике Беларусь.
В систему республиканских органов государственного управления, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, входят: 1) министерства, 2) государственные комитеты, 3) Концерны, 4) объединения юридических лиц.
Министерство Республики Беларусь -республиканский орган государственного управления (функциональный или отраслевой), проводящий государственную политику, осуществляющий регулирование и управление в установленной сфере деятельности и координирующий деятельность в этой сфере других республиканских органов государственного управления.
Перечень министерств, назначение на должность и освобождение от должности министров устанавливается указом Президента Республики Беларусь.
Министром может быть гражданин Республики Беларусь, имеющий профессиональную подготовку, отвечающую квалификационным требова-ниям, и опыт работы в области государственного управления. Правовой статус конкретного министерства закрепляется в Положении, которое утверждается Советом Министров Республики Беларусь, если иное не предусмотрено актами Президента Республики Беларусь.
Министр входит в состав Правительства, осуществляет государственное управление и координацию деятельности в подчиненной отрасли или сфере деятельности на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него задач и функций. В своей деятельности Министр руководствуется Конституцией, законами, декретами и указами Президента Республики Беларусь, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь. Правовыми формами деятельности министерств являются приказы и инструкции. На практике все инструкции проводятся в жизнь приказами министра.
В министерстве в качестве совещательного органа образуется коллегия в составе: министра (председатель коллегии), его заместителей по должности, руководящих работников и специалистов министерства, ученых, представителей других организаций. Решения коллегии проводятся в жизнь, как правило, приказами министра. Структура министерства и положения о структурных подразделениях утверждаются министром.
В структуре министерств могут быть департаменты, которые являются структурными подразделениями.
Функции департамента: контрольная; исполнительная, регулирующая.
Департаменты не обладают правами юридического лица, если иное не установлено указами Президента.
По состоянию на октябрь 2010 г. В РБ 25 Министерства (Архитектуры и строительства, ЖКХ, Здравоохранения, иностранных дел, культуры и т.д.)
Государственный комитет Республики Беларусь -это республиканский орган государственного управления, проводящий государственную политику, осуществляющий регулирование и управление в конкретной сфере деятельности.
Государственные комитеты образуются на основании указа Президента Республики Беларусь.
Функции ГК: межотраслевое управление, внутриведомственное управление.
Возглавляет государственный комитет председатель, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Беларусь.
Председатель государственного комитета издает приказы, инструкции по вопросам, отнесенным к компетенции соответствующего государственного комитета.
В целях всестороннего рассмотрения основных отраслевых вопросов в государственном комитете образуется коллегия. Количество членов комитета и коллегии комитета определяется, как правило, Советом Министров Республики Беларусь, если иное не предусмотрено актами Президента Республики Беларусь.
В РБ 7 Государственных комитетов (КГБ, гос. военно-промышленный комитет, по имуществу, по науке и технологиям, по стандартизации, таможенный комитет, государственный пограничный комитет)
Концерны – объединение хозяйственных субъектов, базирующихся на государственной собственности.
Белорусские государственные концерны (БГК) - Всего 8:
- Белпищепром;
- Белнефтехим;
- Беллегпром (БГК по производству и реализации товаров легкой промышленности)
- Белбиофарм (фармацевтическая и микробиологическая продукция)
- и другие.