Предмет и метод административного права. Особенности админист-ративного права как отрасли права.

Административное право – отрасль права (система юридических норм), призванная регулировать общественные отношения в сфере государственного управления и отношения деятельности иных государст-венных органов, а также в процессе осуществления общественными организациями внешневластных управленческих функций. В юридической науке общепризнанным является мнение, что отрасли права отличаются одна от другой прежде всего предметом и методом правового регулирования.

Предмет данной отрасли права – это совокупность однородных общественных отношений, складывающихся и функционирующих в государственно-управленческой сфере, т. е. в процессе организации и деятельности органов исполнительной власти.

Признаки управленческих отношений:

Ø управление рассматривается как функция всех систем, в т.ч. и социальных;

Ø управление обеспечивает взаимодействие элементов в системе (оказывает упорядочивающее воздействие на эти элементы);

Ø наличие 2-х элементов – субъекта и объекта управления;

Ø управление может быть как внутрисистемным, так и внесистемным, различают внутри и внешнеорганизационные отношения в административном праве и, соответственно, в управлении (социальном управлении объект воздействия – поведение людей);

Ø властные полномочия субъекта управления;

Ø наличие специального субъекта – органа государства, осуществляющего управленческую деятельность.

Предмет административного права–это совокупность общественных отношений,

В зависимости от субъектов административных правоотношений выделяют следующие виды таких отношений:

Ø между вышестоящими и нижестоящими органами государственного управления (напр. СовМин и мин-во);

Ø между органами государственного управления, обладающими одинаковой компетенцией, т.е. не связанными отношениями подчиненности (между двумя министерствами);

Ø между органами государственного управления и подчиненными им предприятиями, учреждениями, организациями (МинПром и концерн Беллегпром);

Ø между органами государственного управления и не подчиненными им предприятиями, учреждениями, организациями (исполком и предприятие, осуществляющее свою деятельность на соответствующей административно-территориальной единице);

Ø между органами государственного управления и гражданами Республики Беларусь, иностранными гражданами, лицами без гражданства.

Предмет правового воздействия определяет специфику метода регулирования. Совместная деятельность предполагает управление. Управление предполагает доминирование, преобладание одной воли над другой, а часто и подчинение одного лица другому, юридически оформляется неравенство, этим объясняются особенности административно-правового метода.

Главные признаки метода административного права:

  • юридическое неравенство (линейное: «начальник и подчиненный»; функциональное: «инспектор и контролируемый)
  • Адм.правоотношения чаще всего возникают в связи с событиями, односторонними волеизъявлениями;
  • нормами точно определяются права и обязанности сторон;
  • споры решаются в административном или в судебном порядке.

То есть, под методом административно-правового регулирования понимают совокупность приемов и способов, посредством которых адми-нистративное право воздействует на общественные отношения, склады-вающиеся в сфере государственного управления, с целью их регуляции и охраны

Итак, в отличие от ГП, где характерно применение методов диспозитивности, автономии воли сторон, административно-правовому регулированию свойственен в основном императивныйметод. Он закрепляет юридическое неравенство сторон, субъектов административно-правовых отношений, что обусловлено необходимостью подчинения одной стороны другой. Однако использование императивного метода в административном праве не является исключительным, поскольку динамичное развитие данной отрасли позволяет также использовать в регулировании общественных отношений и другие методы, например рекомендаций, согласования, взаимной ответственности.


Наши рекомендации