Предмет, метод, система и принципы земельного права
Возникновение земельного участка как объекта права.
Земельный участок как объект права и, соответственно, как объект для совершения сделок (от сделки приобретения до сделок по отчуждению земельного участка) возникает только после того, как определены его границы.
До определения границ земельного участка как объекта права не существует. Соответственно, возникновение участка как объекта права включает в себя следующие стадии:
• образование участка, включающее определение его границ;
• кадастровый учет участка;
• регистрация права на участок.
Описание границ земельного участка проводится путем осуществления кадастровых работ по определению границ земельного участка на местности (работы по межеванию земельных участков, в ходе которых определяются и согласовываются границы земельных участков с закреплением их на местности межевыми знаками и определением координат).
Удостоверение границ и индивидуализация земельных участков, которая в настоящее время должна проводиться в рамках подготовки земельного участка как объекта недвижимости к кадастровому учету, который регулируется Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»
По определению Закона, к государственному кадастровому учету относятся действия, подтверждающие существование индивидуально-определенного объекта недвижимости, в том числе земельного участка, или прекращение такого существования.
В результате кадастрового учета каждому земельному участку присваивается свой кадастровый номер, что облегчает получение объективной (официальной) информации об участке и находящихся на нем объектах недвижимости.
Результатом кадастрового учета участка является выдача заинтересованному лицу кадастрового паспорта объекта недвижимости. Отсутствие указанных документов, в свою очередь, свидетельствует о том, что земельный участок не сформирован в качестве объекта земельных отношений и гражданского оборота.
Земельные участки характеризуются размером, местом расположения, целевым назначением, качественными показателями, кадастровой оценкой, объемом прав. Все это находит свое отражение при государственной регистрации прав на землю.
Основные признаки земельного участка:
Земельный участок обладает количественными (площадь, протяженность) и качественными (местоположение, бонитет, уровень обустройства) характеристиками, которые можно подвергнуть оценке и учету. Земельный участок является сложным структурированным объектом недвижимости. В нем выделяются «территориальные границы», «поверхностный (почвенный) слой». На земельном участке могут быть расположены здания, строения и сооружения, а также иные объекты.
Ценность земельного участка напрямую зависит от ценности расположенного на нем объекта недвижимости или возможности его расположить. Такими объектами могут быть не только здания и сооружения, но и леса, водные объекты и т. д.
Образование земельного участка
В новой главе 1.1 ЗК РФ предусмотрены четыре способа образования земельных участков, к которым относятся:
• раздел;
• объединение;
• перераспределение;
• выдел.
Раздел земельных участков- способ образования, при котором из одного участка образуются несколько, при этом разделенный участок прекращает существование в качестве объекта права.
Исключение составляют случаи раздела земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному объединению граждан, в результате которого образуются участки, предназначенные для граждан, а также участки (участок), относящиеся к имуществу общего пользования. После раздела прежний участок в указанном случае сохраняется в измененных размерах. Кроме того, в Федеральный закон от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса" Российской Федерации» включена норма о том, что до 1 января 2015 г. возможен раздел земельного участка, предоставленного из публичной собственности гражданину или юридическому лицу, при этом прежний участок сохраняется в измененных границах.
Образующиеся при разделе садовые, огородные или дачные земельные участки не могут быть меньше минимального размера земельного участка, установленного нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Не подлежат разделу земельные участки с расположенным на них прудом или обводненным карьером в случае, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера
Выдел земельного участкапредусмотрен только в виде выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности. После выдела прежний участок сохраняется в измененных границах. Участник общей долевой собственности, по требованию которого произведен выдел, приобретая право собственности на вновь образованный участок, одновременно утрачивает право общей долевой собственности на измененный участок. Остальные участники общей долевой собственности сохраняют свое право с учетом изменившегося размера долей. Следует отметить, что выдел участка из общей долевой собственности не всегда возможен.
Земельный участок, на котором находятся здания, строения, сооружения, принадлежащие нескольким собственникам, всегда признается неделимым в соответствии со статьями 22 ЗК РФ, статьями 128,133, 244, 261, 607 ГК РФ, рассматриваемыми в нормативном единстве.
Невозможно выделить участок из участка под многоквартирным домом, поскольку доля в праве собственности на него, принадлежащая каждому собственнику в доме, не существует отдельно от права этого собственника на помещение в доме.
При объединении смежных участковв один их существование прекращается. Здесь действуют правила перехода прав, аналогичные тем, что предусмотрены при разделе. Если у объединяемых земельных участков один собственник, он же становится собственником образованного участка. Если объединяемые участки в общей долевой собственности, вновь образованный участок также поступает в их общую долевую собственность. Если же несколько собственников объединяют свои участки, то новый участок становится общей собственностью. Закон предусматривает возможность объединения разных участков, обремененных правами постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного владения или безвозмездного срочного пользования, только если все они предоставлены на этих правах одному лицу. Наличие обременения в виде залога не препятствует объединению участков, при этом залог будет распространен на весь образованный вновь участок, если иное не предусмотрено соглашением сторон.
Перераспределением является образование нескольких смежных участков из прежних смежных участков. Б основном закон допускает перераспределениелишь частных земельных участков по соглашению их собственников. Перераспределение участков, находящихся в публичной собственности, возможно лишь в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, а также при образовании участков для размещения объектов, предусмотренных частью 1 статьи 49 ЗК РФ, то есть тех объектов, для размещения которых могут быть изъяты земельные участки для государственных и муниципальных нужд.
При осуществлении указанных способов образования новых участков должны соблюдаться следующие правила.
Границы участков не должны пересекать границ муниципальных образований и населенных пунктов. Образование новых участков не должно приводить к невозможности разрешенного использования самих участков или расположенных на них объектов недвижимости, а также к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим, препятствующим использованию и охране земель, недостаткам. Например, нельзя разделить земельный участок сельскохозяйственного назначения на два участка, один из которых предполагается сохранить в статусе земель сельскохозяйственного назначения, а другой выделить для строительства дома. Дома не могут возводиться на землях сельскохозяйственного назначения, следовательно, участок не может быть разделен, так как требуется перевод из одной категории в другую.
На вновь образуемых участках сохраняют действие сервитуты, установленные на прежних участках (в прежних границах). Также сохраняют свое действие в прежних границах имеющиеся обременения (ограничения), при этом в отношении тех из них, что установлены по договорам, действуют правила договоров. Вторичные права на участки (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения или безвозмездного срочного пользования) переходят на вновь образованные участки, при этом принятие дополнительных решений о представлении участков на этих правах не требуется. Обременение в виде аренды также переходит на вновь образованные участки, если иное не предусмотрено договором аренды.
При образовании участков должны соблюдаться требования градостроительных регламентов как в отношении сохранения разрешенного использования участков и объектов на них, так и в отношении установленных такими регламентами предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков. Если в отношении конкретных земельных участков градостроительные регламенты не распространяются или не действуют в силу статьи 36 ГСК РФ, предельные размеры образуемых участков определяются в соответствии с земельным законодательством и соответствующими специальными законами. Нарушение этих правил влечет отказ в кадастровом учете образуемых земельных участков и, соответственно, невозможность регистрации прав на них.
Образованные вновь участки имеют то же разрешенное использование и целевое назначение, что и прежние. Для образования участков (кроме образования их из публичных земель, предоставленных унитарным предприятиям и публичным учреждениям) необходимо письменное согласие всех правообладателей прежних участков (кроме владельцев сервитута).
3. Источник права – это форма выражения правовых норм.
Источники земельного права - это нормативные правовые акты, которые содержат нормы земельного права. Источники земельного права образуют земельное законодательство.
Все нормативные правовые акты в зависимости от юридической силы расположены по строго иерархической системе и делятся на законы (законодательные акты) и подзаконные нормативные акты. Законы, как нормативные акты высших органов государственной власти, обладают большей юридической силой по отношению к подзаконным нормативным актам.
Законы РФ принимаются в особом порядке, который установлен Конституцией РФ. Законодательным органом является Федеральное Собрание (Парламент России), состоящее из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.
Государственная Дума рассматривает законопроект в трех чтениях, при каждом из которых проводится голосование депутатов, представителей народа. Другая палата – Совет Федерации либо одобряет, либо отклоняет принятый Государственной Думой федеральный закон. Принятый закон направляется Президенту Российской Федерации, который в течение четырнадцати дней подписывает и обнародует закон или отклоняет его. Многоступенчатая процедура принятия федерального закона служит гарантией предупреждения, исключения непродуманных решений на законодательном уровне, обеспечивает профессиональное и квалифицированное их рассмотрение как важнейшего источника права.
Конституция РФ - основной закон государства, устанавливает основные начала гражданского права (свобода экономической деятельности, многообразие и равенство форм собственности, неприкосновенность права собственности), обладает прямым действием на территории РФ.
Гражданское законодательство состоит из Гражданского кодекса РФ, а также иных принятых в соответствии с ним федеральных законов. Гражданское законодательство, согласно Конституции РФ, находится в исключительной компетенции РФ.
Особое место в земельном законодательстве занимает кодифицированный нормативный акт - Земельный кодекс РФ.ЗК РФ является базой для развития всего текущего земельного законодательства на территории РФ. Отдельные сферы общественных отношений, входящих в предмет земельного права, регулируются специальными законами. Например, ФЗ «О ГКН», «О землеустройстве», ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», и др. Лесной, Водный кодекс, законодательство о недрах, законы об охране окружающей среды применяются к земельным отношениям, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.
Земельное законодательство в соответствии с Конституцией РФ находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Поэтому субъекты РФ вправе принимать законы, которые регулируют земельные отношения в пределах территории этого субъекта. Законы субъекта РФ должны соответствовать Земельному кодексу и другим федеральным законам.
К подзаконным нормативным правовым актам относятся правовые акты, издаваемые Президентом и Правительством РФ. Указы Президента РФ не должны противоречить федеральным законам.
Правительство РФ вправе принимать постановления в пределах полномочий, определенных ЗК и иными законами, указами Президента РФ. В случае противоречия их Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ, постановление Правительства может быть отменено Президентом РФ (п.3 ст.115 Конституции РФ).
К подзаконным нормативным актам министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (ведомственные правовые акты), органов исполнительной власти субъектов РФ относятся приказы, инструкции, правила. Федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы земельного права, на основании и во исполнение ЗК РФ, федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов субъектов РФ в пределах своих полномочий.
На таких же условиях могут издавать свои акты, содержащие нормы земельного права и органы местного самоуправления.
Пунктом 4 статьи 15 Конституция РФ устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.
Статьей 4 Земельным Кодексом РФ предусмотрено, что если международным договором РФ, ратифицированным в установленном порядке, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Кодексом, применяются правила международного договора.
В статье 5 ГК РФ предусмотрен обычаи делового оборота - это сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренные законодательством, но не противоречащие установленным им обязательным положениям, независимо зафиксировано ли оно в каком либо документе. Обычай, противоречащий положением законодательства или договора, не применяется.
Федеральные законы, по общему правилу, вступают в силу по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самим законом не установлен иной порядок вступления их в силу.
Официальным опубликованием федерального конституционного закона и федерального закона считается первая публикация полного его текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации».
Датой принятия закона считается день его принятия Государственной думой в окончательной редакции. Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией. Все законы подлежат обязательному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ.
Законы и иные нормативные правовые акты не имеют обратной силы. По общему правилу они могут применяться только к тем правоотношениям, которые возникли после вступления их в законную силу; вступают в действие одновременно на всей территории РФ и распространяются на всех лиц, находящихся на территории РФ. К указанным лицам относятся граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.
Невостребованные доли.
Земельные доли, собственники которых не распоряжались ими в течение 3 и более лет с момента приобретения прав, подлежат выделению в земельный участок, в состав которого включаются в первую очередь неиспользуемые земельные участки и земельные участки худшего качества. Общее собрание вправе принять решение об определении местоположения данного земельного участка. Специально уполномоченный орган принимает решение об образовании этого земельного участка и публикует сообщение с указанием собственников невостребованных земельных долей. Если в течение 90 дней они не заявят о своем желании воспользоваться правами, устанавливаются границы этого земельного участка. После этого специально уполномоченный орган обращается в суд с заявлением о признании права собственности Республики Бурятия.
Аренда земельных участков
Право аренды возникает на основании договора аренды, по которому арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (ст. 606 ГК РФ).
Плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного земельного участка являются его собственностью.
Договор аренды земельного участка, заключенный на год и более подлежит государственной регистрации, право аренды возникает с момента государственной регистрации договора. В статье 26 ЗК РФ установлено, что договоры аренды, заключенные на срок до одного года, не подлежат государственной регистрации.
Арендатор по истечении срока договора имеет преимущественное право перед другими лицами на заключение договора аренды на новый срок. Однако ст.22 ЗК РФ устанавливает следующие исключении из этого правила:
1. преимущественное право аренды земельного участка имеют собственники зданий,
строений, сооружений, находящихся на данном земельном участке;
2. ненадлежащее использование земельного участка арендатором.
При продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендатор данного земельного участка имеет преимущественное право его покупки в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей долевой собственности постороннему лицу. Земельным кодексом предусмотрены следующие исключения:
1. исключительное право приобретения земельного участка собственников
зданий, строений, сооружений, находящихся на данном земельном участке;
2. недобросовестное использование земельного участка арендатором.
В соответствии с ст. 22 ЗК РФ, арендатор вправе сдать земельный участок в субаренду без согласия арендодателя - собственника земельного участка при условии его уведомления, если договором не предусмотрено иное. Арендатор земельного участка вправе отдать арендные права в залог или внести их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в производственный кооператив в пределах срока договора аренды земельного участка. Распоряжаться земельным участком путем его отчуждения (продажи, дарения, мены) арендатор не имеет право.
Существенными условиями договора аренды земельных участков являются предмет договора и размер арендной платы
По общему правилу, земельные участки, изъятые из оборота, не могут быть предоставлены по договору аренды.
Аренда является обременением прав собственника земельного участка. В случае распоряжения арендованным имуществом арендодатель обязан предупредить сторону по договору о наличии арендатора.
Возможно заключение договора аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора. Такой договор может быть заключен: а) если в здании, находящемся на неделимом земельном участке, помещения принадлежат одним лицам на праве собственности, другим — на праве хозяйственного ведения или всем — на праве хозяйственного ведения; б) если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности. Пленум ВАС в постановлении от 24.03.2005г. №11 разъяснил, чтодоговор аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора может быть заключен при условии участия в нем какнескольких владельцев помещений, так и одного из них.
Заключение договора аренды с одним лицом на стороне арендатора производится с учетом потенциальной возможности вступления в него иных лиц на стороне арендатора в соответствии с положениями пункта 3 статьи 36 ЗК РФ.
Понуждение к заключению договора аренды земельного участка в отношении
отдельных владельцев помещений не допускается (пункт 1 статьи 421 ГК РФ). Договор
аренды с множественностью лиц на стороне арендатора подлежит государственной
регистрации после подачи в регистрирующий орган заявления лицами, подписавшими
такой договор.
Согласно пункту 2 статьи 322 ГК РФ обязанности нескольких должников по обязательству, связанному с предпринимательской деятельностью, являются солидарными, если законом, другими правовыми актами или условиями обязательства не предусмотрено иное.
Поэтому в случаях, когда все соарендаторы по договору аренды земельного участка используют находящиеся на нем здания (помещения в здании) в предпринимательских целях, обязательства таких арендаторов считаются солидарными, если иное не установлено договором аренды.
Если хотя бы один из соарендаторов земельного участка использует принадлежащее ему здание (помещение), находящееся на этом участке, в иных целях, обязательства всех соарендаторов по договору аренды носят долевой характер.
При определении размера обязательства каждого из соарендаторов земельного участка судам следует исходить из размера площади здания (помещения), принадлежащего каждому из соарендаторов.
Поскольку лица, указанные в пункте 3 статьи 36 ЗК РФ, могут заключить договор аренды с множественностью лиц на стороне арендатора при участии в нем одного или нескольких владельцев помещений в здании, находящемся на неделимом земельном участке, надлежащим образом оформленный договор, заключенный на один год и более, подлежит государственной регистрации после подачи в регистрирующий орган заявления лицами, подписавшими такой договор.
Плата за землю
Земельный кодекс Российской Федерации в ст. 1 установил в числе прочих принципов, принцип платности использования земли. Согласно данному принципу любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Основными формами платы за землю выступают:
• земельный налог (статья 65 ЗК РФ, глава 31 НК РФ);
• арендная плата (статья 22 ЗК РФ).
Кроме того, в практике реализации земельных отношений также используются следующие виды платежей:
• плата за установление сервитута (статья 23 ЗК РФ);
• плата за предоставление земли (статья 28 ЗК РФ);
• плата за выкуп земельного участка (статья 2 Вводного закона к ЗК РФ).
Дополнительно устанавливаются платежи за проведение землеустроительных работ по формированию земельных участков и иные платежи, сопряженные с учетом земельных участков и его регистрацией.
В соответствии с частями 1, 4, 5 статьи 42 ЗК РФ землепользователи обязаны своевременно вносить земельный налог, платежи за землю. В противном случае законодательством Российской Федерации предусмотрены меры ответственности за неуплату установленных законодательством платежей.
Вопросы установления и взимания земельного налога регулируются главой 31 НК РФ, которая вступила в силу с 1 января 2006 г. на всей территории Российской Федерации взамен ранее действовавшего Закона Российской Федерации от 11.10.1991 №1738-1 «О плате за землю». Согласно пункту 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен земельный налог. Согласно положениям главы 31 НК РФ земельный налог является местным налогом, формирующим доходную базу местных бюджетов. Налог уплачивается в бюджет муниципального образования по местонахождению земельных участков.
Устанавливаются НК РФ и нормативными правовыми актами
органов муниципальных образований о налогах;
Таким образом, органы местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится земельный участок, своими нормативными правовыми актами вправе устанавливать:
- ставки земельного налога для земель различного использования;
- сроки уплаты земельного налога, например, ежеквартально или два раза в год, в том числе и возможность внесения авансовых платежей;
- категории землепользователей, освобождаемых от уплаты земельного налога (помимо установленных НК РФ категорий).
Органы местного самоуправления должны не позднее 1 марта доводить до сведения налогоплательщиков кадастровую стоимость земельных участков по состоянию на 1 января каждого календарного года, которая не может быть изменена в течение года.
Налогоплательщиками земелъного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на следующем праве:
собственности
постоянного (бессрочного) пользования;
пожизненного наследуемого владения.
При этом налогоплательщиками не признаются организации в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
Налоговая база, представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения, и порядок ее определения по местным налогам устанавливаются исключительно НК РФ. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности (например, земельных долей в сельском хозяйстве), определяется для каждого сособственника пропорционально его доле.
Налоговые ставки устанавливаются органами местного самоуправления в процентах от утвержденной для земельного участка кадастровой стоимости и не могут превышать следующие показатели:
• 0,3 % кадастровой стоимости в отношении земель сельскохозяйственного назначения, земель поселений в составе зон сельскохозяйственного использования, а также земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или предоставленных для жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и животноводства;
• 1,5 % кадастровой стоимости в отношении прочих земельных участков.
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и разрешенного использования земельного участка.
Не взимается налог за земельные участки изъятые из оборота или ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации;
Арендная плата
Размер арендной платы согласно части 4 статьи 22 ЗК РФ, определяется договором аренды, кроме случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 30 ЗК РФ. В последнем случае земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, или земельный участок, государственная собственность на который не разграничена и который не предоставлен в пользование и (или) во владение гражданам или юридическим лицам, предоставляется для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, без проведения торгов лицу, с которым в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, заключен договор о развитии застроенной территории. Указанный земельный участок по выбору лица, с которым заключен договор о развитии застроенной территории, предоставляется бесплатно в собственность или в аренду.
Предмет, метод, система и принципы земельного права
Земельное право - отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в сфере предоставления, использования и охраны земель. Регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшем составной части природы, основы жизни и деятельности народов.
Предмет земельного права составляют земельные правоотношения. Земельные отношения в соответствии с п.1 ст.3 Земельного Кодекса РФ - это общественные отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов РФ. В предмет земельного права входят элементы административных, имущественных, финансовых и других отношений. Земельные отношения регулируются как нормами земельного, так и нормами гражданского законодательства. К земельным отношениям применяется также законодательство по использованию и охране недр, вод, лесов, животного мира и иных природных объектов, охране окружающей среды, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации
Под методом отрасли права понимается способ, при помощи которого государство обеспечивает нужное ему поведение. Метод земельного права - совокупность способов, средств, приемов воздействия норм данной отрасли права на поведение участников общественных отношений. Способы могут быть запрещающими, обязывающими, разрешающими, т.е. дозволительными.
Нормы, которыми устанавливаются запреты или должное поведение (обязанности), называются императивными.
Диспозитивные нормы предполагают предоставление свободы субъектам правоотношений, субъекты могут сами устанавливать границы своего поведения. Для метода земельного права характерно сочетание императивных и диспозитивных норм. При этом императивные нормы занимают значительный удельный вес в содержании земельно-правовых норм.
Следует обратить внимание на то, что природа земельных отношений в процессе проведения земельной реформы существенно изменилась: в значительной своей части эти отношения стали имущественными, что связано с включением земель в перечень объектов недвижимого имущества. В частности, это относится к большой группе земельных отношений, где земля выступает в качестве объекта гражданско-правовых сделок.
Указанные выше обстоятельства служат основанием и для соответствующих изменений в методе регулирования земельных отношений: наряду с императивным методом всё более значение играет диспозитивный метод.
Системой отрасли земельного права является объективно существующее упорядоченное единство земельно-правовых институтов, последовательно расположенных в соответствии с их значимостью в регулировании земельных отношений и содержанием этих отношений. Система земельного права состоит из двух частей: общей части, содержащей правовые нормы и положения, относящиеся ко всей отрасли в целом, и особенной части, охватывающей нормы об особенностях правового регулирования отдельных категории земель.
Земельное право имеет два уровня: уровень федеральный и уровень субъектов Федерации (региональный), что основано на принципе совместного ведения земельным законодательством со стороны Российской Федерации и её субъектов. Двухуровневая система земельного законодательства - специфика его современной системы.
Земельное право может быть рассмотрено не только в качестве отрасли права, но и в отрасли законодательства (система законов и иных нормативных правовых актов), правовой науки (совокупность суждений, знаний, теорий, взглядов, идей о земельном праве) и учебной дисциплины (курс лекций, семинарских занятий).
Принципами земельного права являются объективно обусловленные характером земельных отношений основополагающие, руководящие положения, отражающие сущность земельного права. Статья 1 Земельного кодекса РФ формулирует основные принципы.
1) учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;
2) приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;
3) приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат;
4) участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством;
5) единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами;
6) приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий;
7) платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
8) деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их