Результаты рассмотрения возражений и жалоб налогоплательщиков.
За 9 месяцев 2013 г. налогоплательщиками представлено 52 возражения на акты налоговых проверок. Рассмотрено – 48 возражений налогоплательщиков. По результатам рассмотрения возражений из 48 было принято полностью – 22 возражения, частично – 16 возражений, не принято – 10 возражений. За 9 месяцев 2012 г. налогоплательщиками было представлено 66 возражений, по результатам рассмотрения которых, из 66 возражений было принято полностью – 13, частично – 30, не принято – 23.
Таким образом, количество поступивших и рассмотренных возражений налогоплательщиков за 9 месяцев 2013 года в сравнении с аналогичным периодом 2012 года уменьшилось на 18 возражений, количество удовлетворенных в полном объеме возражений увеличилось на 9 возражений, количество частично удовлетворенных возражений уменьшилось на 14 возражений, а количество не принятых возражений уменьшилось на 13 возражений.
Основными причинами возникновения налоговых споров, выявленных на стадии рассмотрения материалов проверок, являются:
- представление налогоплательщиками дополнительных документов, подтверждающих расходы, не представленных и не исследованных в ходе налоговой проверки, а также дополнительных пояснений;
- несогласие налогоплательщиков с привлечением к налоговой ответственности, предусмотренной ст. ст. 122, 123, 119, 126 Налогового кодекса РФ;
- заявления смягчающих ответственность обстоятельств, не предусмотренных ст. 112 Налогового кодекса РФ;
- несогласие налогоплательщиков с отказом в предоставлении вычетов по налогу на добавленную стоимость при приобретении товаров (работ, услуг), а так же имущественных прав на территории Российской Федерации;
- отсутствие четкой и единообразной правоприменительной практики рассмотрения налоговых споров, наличие в законодательных актах, касающихся вопросов налогообложения юридических лиц, неустранимых сомнений, противоречий и неясностей.
- споры по порядку определения расходов, уменьшающих полученные налогоплательщиком доходы, в целях исчисления налога на прибыль организаций.
Подтверждение расходов налогоплательщика в ходе рассмотрения материалов проверок, по дополнительно представленным документам, оформленным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, является основной причиной принятия возражений налогоплательщика, а так же отсутствие правовых оснований для привлечения к налоговой ответственности в связи с отсутствием события налогового правонарушения.
Удовлетворение возражений налогоплательщиков обусловлено и такими обстоятельствами, как необоснованное, в ряде случаев, привлечение налогоплательщиков к ответственности в результате неверного толкования норм части первой НК РФ, представление налогоплательщиками дополнительных доказательств, подтверждающих отсутствие нарушений налогового законодательства.
За 9 месяцев 2013 г. от налогоплательщиков поступило26 жалоб, в том числе 21 жалоба – от юридических лиц, 4жалобы – от индивидуальных предпринимателей, 1 жалоба от физического лица. На решения выездных налоговых проверок от налогоплательщиков поступило 11 жалоб, на решения камеральных налоговых проверок от налогоплательщиков поступило – 12 жалоб, на иные акты налоговых органов от налогоплательщиков поступило – 1 жалоба, на действия (бездействия) должностных лиц Инспекции поступило – 2 жалобы. За 9 месяцев 2013 г. от налогоплательщиков поступило 35 жалоб.
Таким образом, за 9 месяцев 2013 года количество поданных жалоб в вышестоящий налоговый орган в сравнении с 9 месяцами 2012 года уменьшилось на 9 жалоб,количество рассмотренных жалоб уменьшилось на 8 жалоб, количество жалоб, оставленных без рассмотрения, увеличилось на 1 жалобу.
Количество удовлетворенных жалоб в полном объеме и частично за 9 месяцев 2013 года в сравнении с 9 месяцами 2012 года увеличилось на 6 жалоб, а количество жалоб налогоплательщиков, по результатам рассмотрения которых в удовлетворении требований было отказано, за 9 месяцев 2013 года в сравнении с 9 месяцами 2012 года уменьшилось на 14 жалоб. В отчетном периоде, вышестоящим налоговым органом рассмотрено 24 жалобы налогоплательщиков.
Основные причины представления жалоб за 9 месяцев 2013 г. следующие:
- несогласие налогоплательщиков с отказами в предоставлении вычетов по налогу на добавленную стоимость при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
- несогласие с доначислением налога на доходы физических лиц, налога на добавленную стоимость, налога на прибыль организаций по результатам выездных налоговых проверок.
- несогласие с уменьшением убытков по результатам выездных налоговых проверок.
- споры по порядку определения расходов, уменьшающих полученные налогоплательщиком доходы, в целях исчисления налога на прибыль организаций и налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения;
- несогласие налогоплательщиков с привлечением к налоговой ответственности (основные составы налоговых правонарушений: ст.ст. 122, 119 НК РФ).
Камеральные проверки
За 9 месяцев 2013 года количество камеральных проверок 8083, в том числе с истребованием документов 1150. За 9 месяцев 2012 года количество камеральных проверок 10203, в том числе с истребованием документов 1385. Снижение обусловлено следующими причинами: представлением налоговых деклараций по налогу на имущество в г. Томск ( при этом обеспечено 100% проведение КНП в установленные сроки).
Уровень результативности камеральных проверок составил 3,09 %, в том числе с истребованием документов- 5,5% (в 2012 году -4,2 % и 6,5 % соответственно). Снижение обусловлено тем, что налоговым органом направляются сообщения о внесении изменений в налоговую отчетность и налогоплательщиками используется право, предусмотренное п3 ст.88 НК РФ на представление уточненных деклараций.
Количество сотрудников, осуществляющих камеральные проверки - 7 (в 2012 году – 8 челочек). Нагрузка на одного сотрудника камеральных проверок – 1155 проверок (в том числе с ИД 164 проверок), 352 тыс. рублей (в 2012 году – всего 1275 проверок (в том числе с ИД 173 тыс. руб.) 1895 тыс. руб. Снижение нагрузки связано с уменьшением общего количества деклараций (расчетов), в связи с представлением уточненных деклараций и продлением сроков проведения КНП; осуществлением контрольных мероприятий по правомерности применения вычетов по НДФЛ, Анализ справок 2-НДФЛ, участие в работе комиссии по легализации объектов налогообложении (определение расчетной и фактической задолженнности по НДФЛ с учетом уплаты по КРСБ); проведение идентификации сведений. Кроме того, использование программного комплекса ФИР при истребовании документов влияет на скорость обработки данных.
Сумма доначислений в расчете на одну камеральную проверку организации 178 рублей и физического лица 603 руб. (в 2012 году - 2256 руб. и 53 руб. соответственно)
Сумма доначислений на одну камеральную проверку с истребованием документов-1,8 тыс. руб., сумма доначислений на одну результативную проверку с истребованием документов - 32,6 тыс. руб. (в 2012 году - 10,6 тыс. руб. и 163 тыс. руб. соответственно). Минимальная сумма, доначисленная на одну камеральную проверку организации - 200 руб. по ст. 126 НК РФ, максимальная сумма, доначисленная на одну камеральную проверку организации - доначислено всего 81 тыс. руб. и отказано в возмещение налога в размере 112351 руб., минимальная сумма, доначисленная на одну камеральную проверку физического лица - по ст122 НК РФ по земельному налогу 10,6 рублей., макимальная сумма, доначисленная на одну камеральную проверку физического лица - по УСН по уточненной декларации -1 651 350 руб.
Выездные проверки.
Вотчетном периоде завершено 16 выездных налоговых проверок, в том числе 3 проверки ИП и 13 проверок ЮЛ. В аналогичном периоде 2012 года было завершено 33 ВНП, в т.ч. 14 проверок ЮЛ, 18 проверок ИП и 1 проверка ФЛ. Количество проверок снизилось на 17 или на 51%.
Межрайонной ИФНС России № 6 по Томской области принимались все меры для достижения показателей работы в части завершения выездных проверок к уровню прошлого года. Следует учесть сложность проводимых инспекцией проверок с высоким уровнем доначисления.
Снижение количества проведенных выездных налоговых проверок к уровню аналогичного отчетного периода 2012 года было допущено по следующим причинам:
Во-первых, в виду значительной продолжительности проведения проверок по таким причинам как: уклонение налогоплательщиков от выполнения процессуальных обязанностей относительно представления налоговому органу документов (неисполнение требований о представлении документов, подтверждающих расходы в ходе проверки с их последующем преставлением при рассмотрении акта проверки и ее материалов); проведение мероприятий по истребованию документов у контрагентов (в целях подтверждения доходов и расходов при непредставлении документов самим налогоплательщиком); установление «схем» уклонения от уплаты налога и подкрепление их доказательной базой.
Во-вторых, ввиду необходимости проведения дополнительных мероприятий налогового контроля в целях подтверждения фактов совершения налогоплательщиками налогового правонарушения (представление дополнительных документов, представление после проверки уточненных деклараций).
В-третьих, в работе находятся проверки 7 организаций, которые занимаются добычей нефти, проверяется период финансово-хозяйственной деятельности 4 года при численности инспекторов, проводящих выездные проверки, в количестве 10 человек.
Уровень охвата выездными налоговыми проверками налогоплательщиков в отчетном периоде 2011 года составил 1% (16/1579), в том числе уровень охвата организаций 2,4% (13/547) и индивидуальных предпринимателей 0,3% (3/1032). Уровень охвата выездными налоговыми проверками налогоплательщиков в аналогичном периоде 2012 года составил 2% (33/1632), в том числе уровень охвата организаций 2,4% (14/572) и индивидуальных предпринимателей 1,8% (19/1060). Причины снижения описаны ранее.
В отделе выездных налоговых проверок 10 человек занимаются проведением ВНП. Нагрузка на одного сотрудника составила 1,8 проверки (16/9). Кроме завершенных проверок в работе находятся 27 проверок. В 2012 году в среднем на одного инспектора нагрузка составила 3,3 ВНП (33/10). Причины снижения нагрузки описаны ранее
Нарушения налогового законодательства установлены по всем проверкам. Уровень результативности составил 100 %. В 2012 году уровень результативности составлял 100%.
Все организации были целенаправленно отобраны для включения в план работы отдела в связи с выявлением у них повышенного риска совершения налогового правонарушения, что соответствует показателям 2012 года.
В отчетном периоде 2011 года завершено 16 проверок, в том числе 15 комплексных (94%) и 1 тематическая проверка юридического лица (6%) по налогу на доходы физических лиц. В2012 году завершено 33 выездных налоговых проверок, в том числе 29 проверок комплексных (87,8%) и 4 тематические проверки (12,2%), в ходе которых проверялся только налог на доходы физических лиц (налоговый агент). Данные тематические проверки были включены в план в целях мобилизации уплаты налога на доходы физических лиц в бюджет.
В ходе проведения выездных налоговых проверок дополнительно начислено 29987 тыс. руб. (2012 – 136947 тыс. руб.), в том числе по результатам выездных налоговых проверок организаций 29600 тыс. руб. (2012 – 124940 тыс. руб.), индивидуальных предпринимателей – 387 тыс. руб. (2012 – 11871 тыс. руб.), физических лиц – проверок не проводилось (2012 – 136 тыс. руб.). Снижение доначислений на 106960 тыс. руб. или 78 % меньше доначислений по ВНП за 9 месяцев 2012 года.
Минимальная сумма, доначисленная по ВНП организаций составила 4 тыс. руб., максимальная сумма доначисления по ВНП организации составила 12536 тыс. руб. максимальная сумма доначисления по ВНП индивидуального предпринимателя составила 183 тыс. руб., минимальная сумма, доначисленная по ВНП индивидуального предпринимателя составила 39 тыс. руб.
Результаты выездных проверок в разрезе налогов.
Налог на добавленную стоимость
Проведено 14 проверок, из которых 9 результативных, результативность 64% (2012г. – 22, из них результативных 17, результативность 77,3%). В результате контрольной работы дополнительно начислено 19726 тыс. руб. (в 2012г. – 56651 тыс. руб.), удельный вес которых составляет 65,8% (2012 – 41,4 %) от всех начислений в результате ВНП. Доначисления по НДС снизились по сравнению с аналогичным периодом 2012 года на 36925 тыс. руб. (65%).
Налог на прибыль организаций
Проведено 10 проверок, в результате 7 проверок доначислено 6938 тыс. руб., уменьшены заявленные налогоплательщиком убытки на сумму 75568 тыс. руб., результативность 70% (2012г. – 64518 тыс. руб., проверок – 9, с нарушением - 7, результативность 77,7%). Удельный вес доначислений составляет 23% (2012 год – 47%). Доначисления снизились по сравнению с аналогичным периодом 2012 года на 57580 тыс. руб. (53,7%).
НДФЛ
Проведено 16 проверок, из которых 14 результативных, результативность 87,5% (2012г. – 31, из них результативных 25, результативность 80,6%). В результате контрольной работы дополнительно начислено 2311 тыс. руб. (в 2012г. – 5052 тыс. руб.), удельный вес которых составляет 7,7 % от всех начислений в результате ВНП (2012 год – 3,7%). Доначисления по НДФЛ снизились на 2741 тыс. руб. (54%).
Акцизы
Проверка акцизов по подакцизным товарам в отчетном периоде 2011 года не проводилась. В 2012 году проведена 1 проверка, в результате которой доначислено 164 тыс. руб.
Налог на имущество организаций
Проведено 9 проверок (2012 – 10), в ходе 2 (2012 – 1проверка) доначислено 326 тыс. руб. (2012 год – 2 тыс. руб.) Результативность 22,2% (2012 – 0,1%). Удельный вес доначислений составил 1,1% (2012 – 0,001%).
НДПИ
Проведено 3 проверки, в ходе которых нарушений не установлено. В 2012 году проведено 2 проверки, в результате которых нарушений не установлено.
УСН
Проведено 5 проверок, из которых 3 результативных проверки, результативность 60% (2012г. – 12, из них результативных 11, результативность 92%). В результате контрольной работы дополнительно начислено 366 тыс. руб. (в 2012г. – 9646 тыс. руб.), удельный вес которых составляет 1,2 % от всех начислений в результате ВНП (2012 – 7%). Суммы доначислений снизились по сравнению с аналогичным периодом 2012 года на 9280 тыс. руб. (96,2%).
Заключение.
Подводя итог, можно сказать, что одним из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства, в том числе и российского, является обеспечение устойчивого сбора налогов.
Соблюдение этих условий предопределяется единой системой контроля за правовыми нормами налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и современностью поступления налогов в бюджетную систему РФ и платежей в государственные внебюджетные фонды.
Посредством налоговой проверки устанавливается достоверность данных о полноте, своевременности и эффективности выполняемого задания, а также законность операций и действий, осуществленных должностными лицами при выполнении задания, выявление внутренних резервов улучшения деятельности и устранения допущенных нарушений и недостатков в работе, включая привлечение к ответственности соответствующих должностных лиц за нарушение законности, допущенную халатность при выполнении установленных заданий.
Следует отметить, что за последнее время налоговым органам удалось добиться позитивных результатов в деле повышения эффективности форм и методов работы всей налоговой системы, следствием чего стало увеличение сумм, дополнительно мобилизованных в бюджет по результатам контрольных мероприятий.
Однако общий уровень налоговой дисциплины в стране, характер применяемых недобросовестными налогоплательщиками схем уклонения от уплаты налогов, становящихся из года в год все более масштабными и изощренными, заставляют задуматься о необходимости использования новых резервов повышения эффективности налогового контроля.
Таким образом, в настоящее время необходимо проводить совершенствование системы налогового контроля. И лишь в этом случае будет достигнут баланс в бюджете и российская экономика сможет подняться на более высокий уровень. Следовательно, будет достигнута стабильность финансовой системы.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)// Система Гарант
2. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ // Система Гарант
3. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 14.11.2013), часть вторая от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 01.09.2013) , часть третья от 26.11.2001 N 146-ФЗ (ред. от 01.11.2013), часть четвертая от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 01.09.2013) // Система Гарант
4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 01.09.2013) // Система Гарант
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 14.11.2013) // Система Гарант
6. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"// Система Гарант
7. Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 01.09.2013) "О системе государственной службы Российской Федерации" //Система Гарант
8. ОК 009-2003. Общероссийский классификатор специальностей по образованию (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 30.09.2003 N 276-ст) (дата введения 01.01.2004) //Система Гарант
9. Приказ Минобрнауки РФ от 12.01.2005 N 4 (ред. от 27.09.2007) "Об утверждении Перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования" //Система Гарант