Порядок проведения камеральных налоговых проверок налоговой отчетности.

По истечении 10 рабочих дней после установленного законодательством о налогах и сборах срока представления в налоговый орган налоговых деклараций отдел камеральных проверок в течение 10 рабочих дней осуществляет с использованием программного комплекса сверку списка состоящих на учете налогоплательщиков, обязанных представить налоговые декларации в соответствующий срок, с данными об их фактическом представлении. По результатам указанной сверки на основании пункта 3 статьи 76 Налогового кодекса руководитель (заместитель руководителя) налогового органа принимает решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке. Решение о приостановлении операций налогоплательщика по его счетам в банке передается налоговым органом в банк на бумажном носителе или в электронном виде. Одновременно копия решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке передается налогоплательщику под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком копии соответствующего решения.

После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган не позднее одного операционного дня, следующего за днем её представления, принимает решение об отмене приостановления операций по его счетам в банке, которое направляется в банк. Копия указанного решения одновременно передается налогоплательщику под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком копии соответствующего решения.

При представлении налогоплательщиком налоговой декларации после установленного законодательством срока должностное лицо отдела камеральных проверок, установившее данный факт привлекает налогоплательщика к налоговой ответственности по статье 119 Налогового кодекса. Должностное лицо налогоплательщика – организации привлекается к административной ответственности согласно статьи 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).

По истечении 20 рабочих дней после установленного статьёй 15 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» срока представления в налоговый орган бухгалтерской отчетности отдел камеральных проверок осуществляет с использованием программного комплекса сверку списка состоящих на учете налогоплательщиков, обязанный представить бухгалтерскую отчетность в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса, с данными об их фактическом представлении.

По результатам сверки налоговый орган привлекает:

- налогоплательщиков, не представивших бухгалтерскую отчетность в установленный законодательством срок, к ответственности, предусмотренной статьёй 126 Налогового кодекса;

- должностных лиц налогоплательщиков – организаций, не представивших бухгалтерскую отчетность в установленный законодательством срок, к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 15.6 КоАП РФ.

Если, несмотря на принятые налоговым органом меры, налоговая отчетность налогоплательщиком не была представлена, отделом камеральных проверок средствами программного комплекса проводится сверка списка не отчитывающихся налогоплательщиков с имеющейся о них в базах данных информацией из внешних источников, а также анализируется отчетность (при наличии), представленная за предыдущие налоговые периоды.

В отношении налогоплательщиков-организаций, не представивших отчетность более двух отчетных периодов (но менее года) и у которых были приостановлены операции по счетам в банках, отдел камеральных проверок вправе запросить в банках выписки по операциям на счетах за период, предшествующий их приостановлению.

По результатам аналитической работы в отношении налогоплательщиков, в деятельности которых предполагаются нарушения законодательства о налогах и сборах, отделом камеральных проверок составляется заключение о целесообразности проведения выездной налоговой проверки (далее - Заключение), которое направляется в отдел, ответственный за планирование выездных налоговых проверок. Форма Заключения приведена в приложении №1.

Налоговый орган при проведении камеральной проверки на этапе контроля правильности исчисления налоговой базы в обязательном порядке проводит:

а) проверку сопоставимости показателей налоговой отчетности текущего периода с аналогичными показателями налоговой отчетности предыдущего отчетного (налогового) периода;

б) взаимоувязку показателей проверяемой налоговой декларации (расчета) с показателями налоговых деклараций (расчетов) по другим видам налогов и бухгалтерской отчетностью;

в) достоверность показателей налоговой отчетности на основе анализа всей имеющейся в налоговом органе информации.

Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениями, содержащимися в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти рабочих дней необходимые пояснения или внести в установленный срок соответствующие исправления (на основании статьи 88 Налогового кодекса).

При предоставлении налогоплательщиком в налоговый орган пояснений относительно выявленных в налоговой декларации (расчете) ошибок и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, он вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, отраженных в налоговой декларации (расчете).

Сообщение о представлении необходимых пояснений или о внесении соответствующих исправлений вручается налогоплательщику (его представителю) под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Форма сообщения приведена в приложении №2.

При проведении камеральной налоговой проверки налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, заявивших право на возмещение налога на добавленную стоимость, а также представивших декларации по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, налоговый орган вправе на основании статьи 31 и пунктов 6, 8, 9 статьи 88, статьи 93 Налогового кодекса истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (сборов).

Документы (информация), представленные налогоплательщиком в ходе камеральной проверки деклараций по одному налогу могут быть использованы при проверке деклараций по другим налогам, в том случае если указанные документы (информация) могут обосновать правильность исчисления налоговой базы по указанным налогам. Форма требования о представлении документов проверяемым налогоплательщиком приведена в приложении №3.

Требование о представлении документов составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр требования вручается налогоплательщику (его представителю) под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Второй экземпляр вместе с полученными от налогоплательщика документами хранится в налоговом органе.

Отказ налогоплательщика от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную статьей 126 Налогового кодекса и частью 1 статьи 15.6 КоАП РФ.

При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган в целях подтверждения факта государственной регистрации контрагентов проверяемого налогоплательщика, выявления взаимосвязи между проверяемым налогоплательщиком и его контрагентами (совпадение учредителей, должностных лиц, регистрация по одному адресу и т.д.), а также получения иных сведений использует информацию из базы данных ЕГРН местного, регионального и федерального уровней. При отсутствии доступа к базам данных ЕГРН регионального и федерального уровней налоговый орган направляет запрос в управление ФНС России по субъекту Российской Федерации.

При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган с целью подтверждения фактического осуществления деятельности контрагентами проверяемого лица использует информацию баз данных местного, регионального и федерального уровней, содержащую сведения о совокупном доходе физических лиц (информационный ресурс «Сведения о физических лицах») и фактах не представления отчетности (представления «нулевой» отчетности) юридическими лицами (информационный ресурс «Однодневка»). При отсутствии доступа к соответствующим базам данных регионального и федерального уровней налоговый орган направляет запрос в управление ФНС России по субъекту Российской Федерации.

В случаях если при камеральной налоговой проверке:

  • налоговым органом выявлены расхождения между сведениями, отраженными в

представленной налоговой отчетности и содержащимися в информационных ресурсах, которыми располагает налоговый орган, и имеются основания предполагать наличие нарушения законодательства о налогах и сборах полагать налоговый орган в соответствии со ст. 31 и 93.1 Налогового кодекса вправе направить запрос в соответствующие организации – источники информации, с целью подтверждения представленных сведений;

· у налогового органа возникает необходимость получения документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика, у иных лиц, налоговым органом в соответствии со статьей 93.1 Налогового кодекса могут быть истребованы у этих лиц документы (информация), касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика.

При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган при необходимости может направить в соответствии со статьей 86 Налогового кодекса мотивированный запрос в банк о представлении справки о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств на счетах, а также выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей).

Непредставление банками по мотивированному запросу налогового органа справки о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств на счетах, а также выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в установленный срок является нарушением банком обязанности, предусмотренной законодательством о налогах и сборах и влечет ответственность, установленную статьей 135.1 Налогового кодекса и частью 1 статьи 15.6. КоАП РФ.

Запросы налогового органа, проводящего камеральную налоговую проверку, должны быть направлены до окончания срока камеральной проверки. В случае получения ответов на запросы налогового органа после окончания срока камеральной проверки, они используются для дальнейших мероприятий налогового контроля.

При обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 Налогового кодекса), выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля составляется акт о нарушении законодательства о налогах и сборах.

Акт вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Если указанное лицо уклоняется от получения указанного акта, должностным лицом налогового органа делается соответствующая отметка в акте и акт направляется этому лицу по почте заказным письмом. В случае направления акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой рабочий день, с даты его отправки.

Лицо, совершившее налоговое правонарушение, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт налогового правонарушения, в течение 10 рабочих дней со дня получения акта вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом указанное лицо вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений.

По истечении 10 рабочих дней со дня получения лицом, совершившим налоговое правонарушение акту о нарушении законодательства о налогах и сборах, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа в течение 10 рабочих дней рассматривает акт, в котором зафиксированы факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также документы и материалы, представленные указанным лицом и выносит по ним решение.

В случае если в сроки, установленные для проведения камеральной налоговой проверки, у налогового органа отсутствовала возможность проверить имеющихся информацию о деятельности налогоплательщика, свидетельствующую о наличии нарушений законодательства о налогах и сборах (истребуемые пояснения и (или) документы налогоплательщиком не представлены, и (или) иные лица не представили истребуемые сведения (документы), место нахождения налогоплательщика неизвестно, объем истребуемых документов значителен и т.п.) отдел камеральных проверок направляет Заключение в отдел, ответственный за планирование выездных налоговых проверок.

Наши рекомендации