Порядок и критерии отбора налогоплательщиков для проведения камеральных налоговых проверок.
Обязательная камеральная налоговая проверка налоговых деклараций (расчетов) с истребованием документов проводится в отношении следующих категорий налогоплательщиков:
- заявляющих право на возмещение сумм налога на добавленную стоимость;
- представивших налоговые декларации (расчеты), с которыми предусмотрено Налоговым кодексом одновременное представление сведений и документов (например, по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, при проверке обоснованности применения налоговой ставки «0» процентов по налогу на добавленную стоимость, при проверке обоснованности освобождения от уплаты акциза или возмещения путем зачёта (возврата) сумм акциза);
- использующих налоговые льготы, в случае если:
- данная льгота применяется налогоплательщиком впервые;
- у налогового органа имеются основания предполагать неправомерность применения льготы;
- сумма применяемой льготы значительно увеличилась по сравнению с заявленной в налоговой декларации (расчёте) за предыдущий (аналогичный) налоговый (отчетный) период;
- выявлено значительное уменьшение исчисленного к уплате налога в результате применения льготы.
Независимо от вышеперечисленных случаев камеральная налоговая проверка налоговых деклараций (расчетов) с истребованием документов у налогоплательщиков, применяющих льготы, проводится не реже одного раза в год.
В случае если Налоговым кодексом не предусмотрено представление сведений и документов одновременно с налоговыми декларациями (расчетами) камеральная налоговая проверка с истребованием документов проводится в следующем порядке.
Налоговый орган выполняет:
а) отбор налогоплательщиков, результаты анализа налоговой отчетности которых указывают на наличие нарушений законодательства о налогах и сборах.
Анализ налоговой отчетности выполняется с использованием аналитических выборок программного комплекса и включает:
- проверку сопоставимости показателей налоговых деклараций (расчетов) текущего периода с аналогичными показателями налоговых деклараций (расчетов) предыдущего отчетного (налогового) периода;
- сопоставление показателей анализируемых налоговых деклараций (расчетов) с взаимоувязанными показателями налоговых деклараций (расчетов) по другим видам налогов и бухгалтерской отчетностью. Данный анализ проводится налоговым органом с использованием внутридокументных и междокументных контрольных соотношений, разрабатываемых ФНС России по налоговым декларациям (расчетам) по федеральным, региональным и местным налогам.
б) отбор организаций, представивших «нулевые балансы», в отношении которых у налогового органа имеется информация об осуществлении ими финансово- хозяйственной деятельности;
в) отбор налогоплательщиков, сверка показателей налоговой отчетности которых с данными внешних источников выявила несоответствия между ними.
Сверка данных, отраженных в налоговой отчетности, проводится с информацией, полученной из следующих внешних источников:
Федеральной таможенной службы;
Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору и её территориальных органов;
Федеральной регистрационной службы и её территориальных органов;
Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и его территориальных органов;
Министерства природных ресурсов Российской Федерации и его территориальных органов;
Министерства транспорта Российской Федерации и его территориальных органов;
Федеральной службы страхового надзора;
Федерального агентства водных ресурсов;
Федерального агентства лесного хозяйства;
Государственных инспекций по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники;
Внебюджетных фондов Российской Федерации и их территориальных органов;
Лицензирующих органов;
Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) МВД России (о зарегистрированных транспортных средствах и их владельцах);
правоохранительных и иных контролирующих органов;
органов местного самоуправления;
иных источников.
Сверка выполняется как с использованием программного комплекса при наличии информации в электронном виде, так и с использованием сведений, предоставляемых на бумажных носителях.
г) отбор налогоплательщиков, представивших налоговую отчетность, в отношении которых имеются сведения в следующих информационных ресурсах (при их наличии):
базах данных «Участники схем ухода от налогообложения», «Участники притворных (мнимых) сделках», «Недобросовестные контрагенты», «Налогоплательщики, зарегистрированные на «подставных» лиц», «Налогоплательщики, зарегистрированные на недействительные паспорта».
При отсутствии указанных баз данных, необходимый анализ проводится с использованием соответствующей информации, сведений и документов, доведенных ФНС России, управлением ФНС России по Томской области, а также полученные их иных источников.
В случае обнаружения фактов участия налогоплательщиков в схеме ухода от налогообложения, в притворных, мнимых сделках (выявленных в ходе уже проведенных мероприятий налогового контроля); несоответствия данных налоговой отчетности налогоплательщика документам (информации), поступившим из других налоговых органов для выполнения поручений по истребованию документов (информации); регистрации на «подставных» лиц или на лиц с недействительными паспортами – камеральные налоговые проверки налоговой отчетности указанных налогоплательщиков проводятся с учетом имеющейся у налогового органа информации.
Конкретные формы и методы анализа налоговой и бухгалтерской отчетности, проводимого с целью отбора налоговых деклараций (расчетов) для проведения камеральных налоговых проверок с истребованием документов, определяются налоговыми органами, исходя из имеющейся в налоговом органе информации. При этом отдел руководствуется методическими указаниями и рекомендациями ФНС России, регламентирующими вопросы анализа конкретных форм налоговой и бухгалтерской отчетности налогоплательщиков.
В случае равноценности объектов выбора для камеральных налоговых проверок с точки зрения вероятности выявления нарушений законодательства о налогах и сборах, предпочтение отдается проверке налоговых деклараций (расчетов) налогоплательщиков с наибольшими суммами предполагаемых доначислений и возможности взыскания доначисленных сумм.