Задачи, полномочия и система налоговых органов
Основной объем работ по надзору за соблюдением налогового законодательства налогоплательщиками исполняют государственные органы, относящиеся к различным ветвям власти. Они бывают трех видов.
1. Налоговые инспекции.Они входят в единую государственную систему налоговых органов Российской Федерации, деятельность которой регулируется Налоговым кодексом РФ.
Единая независимая централизованная система налоговых органов РФ состоит из трех звеньев:
1) Министерство РФ по налогам и сборам;
2) государственные налоговые инспекции республик, краев, областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга;
3) налоговые инспекции городов, районов, районов в городах.
Основное назначение этих органов заключается в осуществлении контроля за налогоплательщиками. Функции налоговых инспекций довольно обширны. Налоговые инспекции:
а) обеспечивают учет налогоплательщиков;
б) контролируют своевременность представления налого
плательщиками необходимых финансовых документов и опре
деляют их достоверность;
в) обеспечивают правильность применения финансовых
санкций;
г) осуществляют осмотр, фиксацию содержания и изъятие
необходимых документов;
§ 1, Задачи, полномочия и система налоговых органов 6 6 5
д) получают от предприятий, банков необходимые финансо
вые доказательства;
е) приостанавливают операции организаций по расчетным и
другим счетам и осуществляют другие функции.
Как видим, налоговые инспекции являются самостоятельным государственным органом, который может проводить необходимые процессуальные действия и налагать меры налоговой ответственности.
2. О р г а н ы налоговой полиции.Согласно Закону РФ от 24 июня 1993 г. «О федеральных органах налоговой полиции»1 они призваны обеспечить экономическую безопасность России.
Систему федеральных органов налоговой полиции составляют:
• Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации (далее — ФСНП РФ);
• органы налоговой полиции в республиках, автономных краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге (управления, отделы) — территориальные органы налоговой полиции;
• органы налоговой полиции городов, районов, а" также межрайонные отделы управлений ФСНП (местные органы налоговой полиции).
В федеральных органах налоговой полиции в пределах выделенных средств могут создаваться строительные, автотранспортные, медицинские и другие подразделения для обеспечения их деятельности.
Задачами органов налоговой полиции являются выявление, предупреждение и пресечение налоговых правонарушений, и преж-• де всего налоговых преступлений.
Для выполнения этой очень важной задачи органы налоговой полиции наделяются большими полномочиями, к числу которых, в частности, относятся:
1) проводить оперативно-розыскные мероприятия, дознание и предварительное следствие с целью выявления, предупреждения преступлений и пресечения фактов сокрытия доходов от налогообложения;
2) осуществлять проверки налогоплательщиков и применять соответствующие санкции;
3) приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках на срок до одного месяца в случаях непредстав-
См.: Ведомости Верховного Совета РФ. 1993. № 29. Ст. 1 1 1 4 .
Глава 1 6 . Налогово-процессуальное право
ления документов, связанных с исчислением и уплатой налогов;
4) беспрепятственно входить в помещения, используемые в целях извлечения доходов, и обследовать их;
5) выносить письменные предостережения с требованиями устранения нарушений налогового законодательства;
6) осуществлять административное задержание;
7) налагать административный арест на имущество организаций и граждан.
3. О р г а н ы Федерального казначейства.Эти органы находятся в подчинении Министерства финансов РФ. В их систему входят:
• Главное управление Федерального казначейства;
• федеральные казначейства республик, краев, областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга;
• казначейства районов в городах.
Эти органы созданы в целях проведения государственной бюджетной политики, эффективного управления доходами и расходами в процессе исполнения федерального бюджета.
Среди прав, которыми наделены органы Федерального казначейства Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г. и Положением о Федеральном казначействе РФ от 27 августа 1993 г.1, имеется и право применять меры принудительного воздействия:
• требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых органов государственной власти и предприятий, организаций и учреждений установления выявленных нарушений;
• приостанавливать операции по их счетам;
• выдавать предписания о взыскании с предприятий в бесспорном порядке бюджетных или внебюджетных средств, используемых не по целевому назначению;
• налагать на предприятия штрафы в размере действующей учетной ставки Центрального банка РФ;
• налагать штрафы на банки в случаях несвоевременного зачисления ими средств, поступивших в бюджет.
Автономное существование налогового законодательства, особенности, присущие налоговому праву, как представляется, заставляют думать о возникновении и особой процессуальной
'См.: Ведомости Верховного Совета РФ. 1 9 9 2 . № 50. Ст. 2978; Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1 9 9 3 . № 35. Ст. 3320.
§ 2. Санкции за нарушение налогового законодательства 6 6 7
отрасли — налогово-процессуального права. Об этом свидетельствует появление не только специальных финансовых органов, имеющих право налагать санкции за нарушение налогового законодательства, но и особого процессуального порядка наложения финансовых санкций. К сожалению, далеко не все, касающееся процесса наложения санкций, нашло отражение в законодательстве. Это и понятно. Финансовое право существовало ранее в сублимированном, неразвитом виде. Налоговая система в нашей стране практически отсутствовала, и налоговое законодательство в том числе. В настоящее время в связи с введением налогов развитие получает прежде всего материальное финансовое право и налоговое право в его составе. Налого-во-процессуальные нормы в небольшом количестве разбросаны в различных недавно изданных нормативных актах. Поскольку далеко не все, касающееся налогово-процессуального права, нашло отражение в законодательстве, приходится субсидиарно, т. е. дополнительно, применять нормы права, регулирующие сходные общественные отношения, и прежде всего нормы административно-процессуального права. Многие ученые, основываясь на этом, считают финансовые санкции разновидностью административных взысканий (только непонятно, почему же они не отражены в Кодексе об административных правонарушениях), а процесс их наложения — разновидностью административно-процессуального права. Думается, что они не правы, поскольку финансовые санкции имеют большую специфику, но еще более специфичны процессуальные действия финансовых органов, налагающих эти санкции.