Правовые акты в сфере управления

Понятие правовых актов управления.Правовым актам управ­ления присущи следующие признаки:

правовой акт является подзаконным актом, т. е. издается на основе и во исполнение Конституции РФ, законов, а кроме то­го, любых других актов, обладающих более высокой юридиче­ской силой;

правовой акт управления опирается на властные полномочия органов государственного управления, а потому предстает в виде одностороннего юридически властного волеизъявления, а точ­нее — предписания, носит императивный и обязательный харак­тер, определяет правила должного поведения людей. При несо­блюдении этого акта применяются меры государственного прину­ждения (например, меры административной ответственности);

§ 5. Правовые акты в сфере управления 207

правовой акт управления издается только полномочным орга­ном государственного управления и от имени государства, а пото­му носит официальный характер;

правовой акт управления оформляется установленным спо­собом. По форме акты могут быть письменные (большинство), устные, в форме конклюдентных действий (например, жест ин­спектора ГИБДД). Кроме того, для правовых актов характерно соблюдение определенной процедуры принятия;

основной конституирующей чертой правового акта является его правовой характер, т. е. направленность на достижение юри­дических последствий. Такими юридическими последствиями могут быть создание общеобязательных правил поведения (юридических норм), возникновение, изменение, прекращение административных правоотношений, а кроме того, правовой акт может выступать основанием издания другого акта управле­ния, может играть роль доказательства при рассмотрении дел в судах, устанавливать порядок заключения гражданско-правовых сделок и т. д.

Правовой акт управления — это основанное на законе одно­стороннее юридически властное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти по вопросам компетенции данно­го органа, направленное на установление правовых норм или воз­никновение, изменение или прекращение административных пра­воотношений в целях реализации задач и функций государствен­ного управления.

Виды правовых актов управления.Основанием для классифи­кации являются юридические свойства актов, в соответствии с которыми все правовые акты можно разделить на норматив­ные, индивидуальные и смешанные.

Нормативные акты управленияустанавливают правила пове­дения, рассчитанные на длительное применение, регулируют однотипные отношения и имеют общий характер, т. е. ориенти­рованы на неопределенный круг лиц. Такие акты, во-первых, издаются в развитие законов, во-вторых, могут устанавливать типовые правила в сфере государственного управления (напри­мер, таможенные правила), а также определять статус органов исполнительной власти, быть направленными на охрану отно­шений в сфере государственного управления, т. е. иметь право­охранительный характер.




Правовые акты в сфере управления - student2.ru

2 0 8 Глава 4. Административное право

Рис.4.7. В и д ы нормативных актов

Нормативные акты могут издавать органы исполнительной власти различного уровня, применительно к конкретному орга­ну это чаще всего регулируется положением об этом органе. Каждый вид органа исполнительной власти издает акты опре­деленного вида (рис. 4.7).

Индивидуальные акты управлениятакже являются юридиче­скими актами, но они направлены на возникновение, измене­ние и прекращение административных правоотношений. Дан­ные акты носят правоприменительный характер и издаются в отношении определенных, указанных в акте лиц, разрешая конкретные административные дела (например, приказ о на­значении на должность, постановление о наложении админист­ративного взыскания и т. п.).

Смешанные акты управления— это такие акты, в которых пе­реплетаются нормы и индивидуальные установления (например, - акт устанавливает статус какого-либо государственного органа, и в нем же назначается руководитель этого органа).

Действие правовых актов управления.Действующим является такой правовой акт, который обладает юридической силой, т. е. способностью вызывать правовые последствия. Поэтому всегда весьма важным является момент вступления акта в силу. Этот момент может быть определен в самом акте: акт может вступать в силу с момента опубликования, принятия, подписания, через некоторое время после опубликования и др>




§ 5. Правовые акты в сфере управления 209

В сфере государственного управления действует презумпция действительности правовых актов управления. Это означает, что правовой акт предполагается имеющим юридическую силу до того момента, пока он не будет отменен в установленном зако­ном порядке. Сомнение в законности акта не является основа­нием для его неисполнения. Правовые актыдолжны отвечать определенным требованиям,при несоблюдении которых акт не может иметь юридическую силу.

1. Основное требование, которому должен удовлетворять
акт, — это требование законности, содержание которого состав­
ляют следующие моменты:

• акт должен соответствовать Конституции РФ, законам, другим актам, обладающим большей юридической силой, при­чем как по существу, так и по целям. Например, нельзя при­знать законным акт, вводящий карантин на определенной тер­ритории для ограничения вывоза сельскохозяйственной про­дукции (несоответствие цели);

• акт должен быть принят в пределах компетенции органа, его издавшего;

• акт не должен нарушать законодательно закрепленные права и законные интересы граждан и организаций.

2. Правовой акт управления должен быть принят в установ­ленном законом порядке, при его принятии должны быть соблю­дены процессуальные правила издания акта.

3. Правовой акт управления должен быть принят в установ­ленной законом форме (акт должен иметь официальное наимено­вание, обязательные реквизиты — печати, подписи и т. п.).

В том случае, если акт не удовлетворяет перечисленным тре­бованиям, он должен быть отменен либо тем органом, который его принял, либо вышестоящим органом, либо судом по жалобе заинтересованных лиц. Возможен косвенный вариант отме­ны — путем принятия нового правового акта, регулирующего те же вопросы. Кроме того, для устранения недостатков акта воз­можна не полная его отмена, а лишь изменение, которое проис­ходит, как правило, в форме нового решения, принятого тем же субъектом управления.

В некоторых случаях при оспаривании правовых актов (об­жаловании или опротестовании) возможно приостановление их действия или исполнения. Приостановление акта возможно в форме принятия акта о приостановлении (например, решение Президента РФ о приостановлении актов органов исполнитель­ной власти субъектов РФ по мотивам противоречия Конститу-

210 Глава 4. Административное право

ции РФ), а также в результате действия правового автоматизма (например, протест прокурора автоматически приостанавливает решение начальника уголовно-исправительного учреждения — колонии, тюрьмы и др.).

Наши рекомендации