Право на митинги, демонстрации, шествия и пикетирования

(ст. 31). Мирные публичные мероприятия и встречи позволяют публично выразить гражданам требования и интересы, осущест­вить свободу мысли и слова. Пользование этим правом не подле­жит никаким ограничениям, помимо тех, которые устанавлива­ются v законом в интересах государственной и общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нрав­ственности населения и защиты прав и свобод других лиц. Соби­раться можно лишь при условии предварительного уведомления соответствующих органов исполнительной власти. Проводить мероприятия разрешается без оружия. Запрещается использовать это право для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, классовой, религи­озной ненависти, пропаганды насилия и войны.

3. Экономические права и свободы.В своей основе они связа­ны с правом собственности, охватывают свободу человеческой деятельности в сфере производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг.

Право на предпринимательскую деятельность(ст. 34). Всовет­ские времена предпринимательская деятельность была запреще­на, и лишь в настоящее время Конституция установила возмож­ность свободно использовать свои способности и имущество в

§ 4. Классификация конституционных прав и с в о б о д 1 4 3

целях регулярного получения прибыли (именно такая деятельность, согласно ГК РФ, и называется предпринимательской).

Переход к рынку невозможен без развития конкуренции и ограничения монополистической деятельности. Но конкуренция должна быть добросовестной, т. е. вестись честными и законны­ми методами. В противном случае она приводит к тем же нега­тивным последствиям, что и злоупотребление монопольным положением.

Право на частную собственность(ст. 35). Это новое для нас право. Ранее за гражданином признавалось лишь право на лич­ную собственность, т. е. собственность на вещи, приобретенные на трудовые доходы и используемые для домашнего обихода и личного потребления (дом, подсобное домашнее хозяйство, ме­бель и т. п.). Сегодня все ограничения по объектам собственно­сти и по возможностям использования имущества отменены.

Право частной собственности лежит в основе предпринима­тельской деятельности и предполагает право индивида исполь­зовать свое имущество для любых, не запрещенных законом целей, например, для создания юридического лица. Как правило, иму­щество юридического лица является его собственностью, а, значит, также относится к частной форме собственности.

Каждый может иметь на праве частной собственности любое имущество, в отношении оборотоспособностй которого госу­дарством не установлены ограничения. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принуди­тельное отчуждение возможно лишь по решению суда и только в предусмотренных законом случаях (например, в случае конфи­скации за совершенное преступление, реквизиции для государ­ственных нужд). Собственность наследуется, и это право гаран­тируется государством.

Право иметь в частной собственности землю и иные природные ресурсыспециально оговорено в Конституции. Статья 36 не ус­танавливает каких-либо предварительных условий для его осу­ществления. Учитывая важность данного права для граждан, Конституция не допускает установления каких-либо условий для его возникновения, например условий его сельскохозяйст­венного использования. Другое дело, что последующее исполь­зование земли должно соответствовать ее категории и целево­му назначению. Так, не допускается строительство промышлен­ных предприятий на землях сельскохозяйственного назначения.

Возможности собственника земли и других природных ре­сурсов не безграничны. Статья 36 предусматривает два сущест-

144 Глава 3. Конституционное право

венных условия, хотя и не ущемляющих хозяйственной свобо­ды собственников земли, но ограничивающих их деятельность: они не должны наносить ущерб окружающей среде и нарушать, права и законные интересы иных лиц.

4. Социальные права.Эти права сформировались позже дру­гих — в течение XX в. — и, как правило, затрагивают область наемного труда. К ним можно причислить следующие.

Право натруд (ст. 37). Это довольно многогранное право, включающее несколько элементов, к числу которых относятся:

а) право свободно распоряжаться своими способностями к
труду, выбирать род деятельности и профессию^ Здесь речь идет
главным образом о реализации права на труд по найму, т. е. на
работу, выполняемую на основании трудового договора между
работником и предприятием. Право свободно распоряжаться
своими способностями к труду означает и право вообще не за­
ниматься трудовой деятельностью. В Конституции нет указания
на всеобщую обязанность граждан трудиться, из УК РФ давно
исключена статья об ответственности за так называемое туне­
ядство. Принудительный труд запрещен;

б) право трудиться в условиях, отвечающих требованиям
безопасности и гигиены;

в) право получать вознаграждение за труд без какой-либо дис­
криминации и не ниже установленного федеральным законом ми­
нимального размера оплаты труда;

г) право на защиту от безработицы (бесплатное содействие в
подборе подходящей работы и трудоустройстве Федеральной
службы занятости России, бесплатное обучение новой профес­
сии, получение пособия по безработице и др.);

д) право на индивидуальные и коллективные трудовые споры,
включая право на забастовку с использованием установленных
федеральным законом способов их разрешения.

Право на отдых(ч. 6 ст. 37). Это право тесно связано с пра­вом на труд. Право на отдых позволяет работнику восстановить затраченные в труде усилия и сохранить здоровье, которое явля­ется социальной ценностью. Кроме того, здесь большую роль играет и деятельность самого работника, который должен ра­ционально и грамотно использовать время отдыха и совершен­ствовать свои физические, интеллектуальные, организаторские и деловые качества. Функции же государства в этой сфере за­ключаются в установлении в законодательстве разумной про­должительности рабочего времени, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска.

§ 4. Классификация конституционных п р а в и с в о б о д 1 4 5

Право на материнство и детство(ст. 38). Посуществу, в дан­ной статье сформировано два права, но одно касается родите­лей, а другое — детей. Обеспечивается это право развитой сис­темой гарантий, предусмотренных в федеральном законода­тельстве: пособия, денежные и другие выплаты, связанные с беременностью, родами, воспитанием детей, потерей кормиль­ца, многодетностью и др. Конституция определяет и взаимные права родителей и детей. Забота о детях, их воспитание возла­гаются на обоих родителей, но и трудоспособные дети, достиг­шие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Право на социальное обеспечение(ст. 39). Оно возникает при достижении определенного возраста, в случае болезни, инвалидно­сти, потери кормильца, рождения детей и др. Формы осуществ­ления данного права разнообразны: получение пособий, пен­сий, добровольное социальное страхование и др.

Право на жилище(ст. 40). Это одно из фундаментальных прав. Это право может быть сведено к трем юридическим воз­можностям:

а) стабильное постоянное пользование жилым помещением;

б) улучшение жилищных условий;

в) обеспечение здоровой жилой среды, достойной цивилизо­
ванного человека.

В настоящее время государство играет в этой области прин­ципиально иную роль, чем раньше. Оно, как правило, не обес­печивает (не наделяет) жилой площадью (исключение сделано лишь в отношении малоимущих), а лишь в различных формах содействует гражданам в осуществлении их права на жилище (например, поощряет жилищное строительство, выделяет кре­диты, компенсации и др.).

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь(ст. 41). Под охраной здоровья понимается совокупность мер политическо­го, экономического, правового, социального, культурного, ме­дицинского, санитарно-гигиенического характера, направлен­ных на сохранение и укрепление здоровья каждого человека, под-Удержание его долголетней активной жизни, предоставление ему 'медицинской помощи в случае утраты здоровья. Медицинская помощь включает профилактическую, лечебную, лечебно-диаг­ностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособий по временной нетрудоспособности. Помощь в государственных и муниципальных учреждениях

146 Глава 3. Конституционное право

оказывается бесплатно за счет средств госбюджета. Но допол­нительно существует частная система здравоохранения, разви­тию которой способствует государство.

Право на образование(ст. 43). Под этим правом понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах лич­ности, обществам государства. Образование у нас общедоступ­но, бесплатно (дошкольное, основное общешкольное и среднее профессиональное). Бесплатно, но на конкурсной основе и высшее образование. В настоящее время параллельно развива­ется сеть платных учебных заведений (частные школы, коллед­жи, университеты, институты, академии). Помимо этого обра­зование может иметь форму семейного самообразования, экс­терната. Однако для всех форм получения образования в рамках общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действуют единые государствен­ные образовательные стандарты.

5. Культурные права и свободы.Культурные права и свободы связаны с доступом гражданина к духовным и материальным ценностям, созданным человеческим сообществом.

Свобода литературного, художественного, научного, техниче­ского и других видов творчества, преподавания(ст. 44). Государ­ство не вмешивается в творческую деятельность, за исключени­ем случаев, когда такая деятельность ведет к пропаганде войны, насилия, жестокости, порнографии, национальной, религиоз­ной исключительности и нетерпимости. Право человека зани­маться творчеством может осуществляться как на профессио­нальной, так и на непрофессиональной (любительской) основе. Творческий работник имеет исключительное право на результа­ты своей деятельности, которое защищается государством.

Право на участие в культурной жизни и пользование учрежде­ниями культуры, на доступ к культурным ценностям (ч.2 ст. 44). Это право обеспечивается доступностью учреждений культуры (библиотек, музеев, архивов, концертных залов, театров, кар­тинных галерей и т. п.). В этом отношении важное значение имеет рациональное размещение этих учреждений, с тем что­бы они были удобными и доступными. Посещение некоторых культурных учреждений бесплатно (библиотеки, архивы и др.), а в других устанавливаются доступные цены на билет, преду­сматриваются льготы для детей дошкольного возраста, уча­щихся, пенсионеров и инвалидов, военнослужащих срочной службы.

§ 5. Конституционные обязанности 147

Конституционные обязанности

Новая Конституция устанавливает значительно меньше обя­занностей, нежели прежняя. В ней сознательно сделан акцент на права и свободы граждан. И вместе с тем обойтись без за­крепления основных обязанностей индивидов не представляет­ся возможным, поскольку их реализация обеспечивает нор­мальное функционирование самого государства. В них обобще­ны те наиболее концентрированно выраженные требования, в исполнении которых проявляется ответственность личности перед обществом, гражданина перед государством, надлежащее отношение его к государственным и общественным интересам.

Особенностью конституционных обязанностей является то, что ответственность за их неисполнение предусмотрена не Кон­ституцией, а целой системой норм, относящихся к различным от­раслям законодательства (налогового, уголовного и т. п.).

В Конституции зафиксированы следующие основные обя­занности.

Обязанность соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации(ст. 15). Эта обязанность возлагается не только на граждан, но и на иностранцев и лиц без гражданства, находя­щихся на территории Российской Федерации. Исполнение этой обязанности заключается как в соблюдении требования не нарушать законы, так и в том, чтобы своей деятельностью, об­разом жизни стараться содействовать претворению в жизнь принципов, основ,-норм жизни, заложенных в Конституции и других законах.

Обязанность платить налоги и сборы(ст. 57). Это сравнитель­но новая для нас обязанность, поскольку при советской власти налоговая система не использовалась, а применялась система индивидуальных, а затем нормативных (постоянно изменяемых госорганами) платежей в бюджет. В конечном счете государство брало платежей столько, сколько считало нужным. Налоги су­ществуют в любом государстве, вопрос только в их размере. Они используются для содержания госаппарата, армии, на нуж­ды образования, культуры, медицины, на обеспечение социаль­ной защищенности пенсионеров, детей, студентов и т. п. И по­этому индивида, уклоняющегося от уплаты налогов, можно рассматривать как человека, желающего поживиться за чужой, счет. Вполне обоснованно к нему, согласно действующему за­конодательству, применяются санкции.

6 Основы российского права

148 Глава 3. Конституционное право

Обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам(ст. 58). Установление ука­занной обязанности — это результат недавнего осознания того, что деградация природы в связи с хозяйственной деятельно­стью человека может сделать жизнь на Земле невозможной. Эта обязанность направлена на то, чтобы прекратить дальнейшее разрушение природы. В последнее время принят ряд законов об охране природы, атмосферного воздуха, животного мира. Исполнение данной конституционной обязанности состоит в соблюдении установленных законодательством правил, актив­ном противодействии их нарушению со стороны других лиц.

Обязанность получения детьми основного общего образования

(ч. 4 ст. 43). Получение основного общего образования (девяти­летнего) и государственная аттестация по его завершении при­знаются необходимыми потому, что человек, не имеющий ос­новного образования, выпадает из современной жизни, его воз­можности обеспечить себя и свою семью резко снижаются. Как правило, он не может выполнять никакую работу, кроме самой простой. Это вызывает напряженность в обществе, рост пре­ступности. Поэтому государство возлагает на родителей обязан­ность обеспечить получение их детьми основного общего обра­зования. Обязательность основного общего образования относит­ся лишь к детям, не достигшим 15 лет. Получение общего образования взрослым человеком — дело добровольное.

Обязанность заботиться о сохранении исторического и культур­ного наследия, беречь памятники истории и культуры(ч. 3 ст. 44). Культурное наследие народов России богато. Это материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, памятники и исто­рико-культурные территории и объекты, которые важны для со­хранения и развития самобытности всех народов России.

Обязанность защищать Отечество(ст. 59). Более детально эта обязанность регулируется Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и другими законами. За ее не­исполнение предусматривается уголовная ответственность.

Избирательная система

Выборы — это способ формирования органов государствен­ной власти и местного самоуправления, а также занятия от­дельных государственных должностей, обеспечивающих пред­ставительный характер соответствующих органов.

§ 6. Избирательная система 149

Выборы имеют очень важное социально-политическое зна­чение, ведь они одновременно выполняют сразу несколько функций:

а) выборы — форма непосредственной демократии;

б) выборы — способ определения состава государственных
органов;

в) выборы — это форма политической борьбы;

г) выборы осуществляют воспитательную роль, способству­
ют развитию политического сознания людей.

Избирательная система— это совокупность общественных от­ношений, возникающих по поводу выборов.

Поскольку эти отношения с точки зрения государства весьма значимы, они регулируются правовыми нормами, система кото­рых и составляет избирательное право (подотрасль конституци­онного права). Основные вопросы организации и проведения выборов регулируются в Законе «О выборах в Государственную Думу» (1995 г.), Законе «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» (1997 г.), Законе «О вы­борах Президента Российской Федерации» (1999 г.), Законе «О порядке формирования Совета Федерации» (2000 г.) и др.

Принципы избирательного права.Граждане Российской Фе­дерации участвуют в выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Всеобщее избирательное право означает, что к выборам до­пускается практически все взрослое население и каждому дает­ся возможность реализовать свое избирательное право незави­симо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общест­венным объединениям. Но есть определенные ограничения:

а) возрастные. Так, кандидат в Президенты должен быть не
моложе 35 лет, депутатом Государственной Думы может стать
человек, достигший 21 года, а главой исполнительного органа
субъекта РФ — 30 лет. Правом участвовать в голосовании обла­
дают граждане, достигшие 18 лет;

б) общая недееспособность, если таковая установлена судом;

в) нахождение в местах лишения свободы;

г) нахождение на государственной должности, несовмести­
мой со статусом депутата Государственной Думы.

150 Глава 3. Конституционное право

Равнымизбирательное право считается тогда, когда все из­биратели и кандидаты участвуют в выборах на равных основа^ ниях. Это означает, во-первых, что значение голосов всех изби­рателей одинаково, что достигается предоставлением каждому избирателю одинакового количества голосов, образованием одинаковых по численности избирателей избирательных округов. Во-вторых, равное право быть избранным проявляется в пре­доставлении равных возможностей состязаться в предвыборной борьбе (финансовых, информационных, организационных), су­ществование контроля государства за расходами кандидатов и т. п.

Прямоеизбирательное право предполагает, что избиратели голосуют на выборах за или против кандидатов (списка канди­датов) непосредственно и лично.

Тайноеголосование исключает возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателей. В Российской Фе­дерации тайна голосования обеспечивается предоставлением возможности использовать закрытую кабину для заполнения бюллетеней. В некоторых европейских странах тайна голосова­ния обеспечивается предоставлением возможности каждому на­жать кнопку ЭВМ так, чтобы это было сокрыто от глаз окру­жающих.

Добровольность(свобода) участия гражданина в выборах оз­начает, что никто не вправе его к этому принуждать и влиять на его свободное волеизъявление.

Виды избирательных систем.Существуют два основных вида избирательных систем.

1. Мажоритарная избирательная системапредполагает подве­дение итогов выборов по большинству поданных за кандидата голосов. Она в свою очередь различается на:

а) систему абсолютного большинства, при которой для из­
брания кандидата требуется подача голосов более половины
лиц списочного состава или лиц, пришедших на выборы;

б) систему относительного большинства, при которой для из­
брания кандидату требуется набрать голосов больше, чем дру­
гим кандидатам.

Мажоритарная система имеет несомненные достоинства: она проста и позволяет создать прочное большинство в пред­ставительном органе власти. Парламент становится работоспо­собным органом, что в свою очередь стабилизирует общество. Кроме того, избиратели при такой системе голосуют за кон-

§ 6. Избирательная система 151

кретного человека, а не за список кандидатов от партии, со многими из которых они, бывает, совершенно незнакомы.

Однако мажоритарной системе свойственны и недостатки. При ее использовании меньшинство граждан, исповедующее иные политические взгляды, оказывается никем в парламенте не представленным. Следовательно, демократия в данном слу­чае получается какой-то урезанной. Вполне может случиться так, что созданный таким путем парламент не будет отражать реальное соотношение сил в стране. Нельзя сбрасывать со сче­тов и то, что мажоритарная система относительно дорога, так как часто нужно проводить второй тур голосования для выявле­ния победителя, а это требует немалых финансовых затрат.

2. Пропорциональная системаоснована на подаче голосов за список кандидатов, принадлежащих какой-либо политической партии. Количество мест в парламенте, занимаемых депутатами определенной партии, определяется прямо пропорционально ко­личеству (процентам) голосов, набранных данной партией на вы­борах.

Достоинства пропорциональной системы — это недостатки мажоритарной системы. Пропорциональная система отражает интересы также и меньшинства населения, которое представля­ют в парламенте партии, получившие небольшой процент голо­сов избирателей. Парламент, в котором представлены различ­ные партии, но в разном объеме, отражает расстановку сил в стране. Но она довольно сложна, и ее применение предполага­ет наличие относительно высокого уровня политической гра­мотности населения. Оно должно уметь разбираться в партиях всего политического спектра, притом что их различия зачастую трудноуловимы. Труден и подсчет голосов при пропорциональ­ной системе.

Во многих странах, для того чтобы обеспечить эффективное использование этой системы, устанавливается заградительный барьер, лишающий малые партии, набравшие слишком мало го­лосов, возможности участвовать в распределении депутатских мандатов. В нашей стране он равен 5% (в других встречается и несколько меньший).

В Российской Федерации при формировании представи­тельного законодательного органа используется смешанная из­бирательная система.Из 450 мест в Государственной Думе 225 заполняется по мажоритарной системе (одномандатные округа) и 225 — по пропорциональной.

152 Глава 3. Конституционное право

Избирательный процесс

Избирательный процесс, т. е: деятельность по подготовке и проведению выборов, проходит несколько стадий.

1. Составление списков избирателей.Все граждане, достигшие 18 лет, включаются в списки избирателей. Списки избирателей составляются участковой избирательной комиссией на основании сведений, получаемых из жилищных органов. Гражданин может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке. Список избирателей представляется для всеобщего озна­комления не позднее чем за 15 днейдо выборов. Каждый гражда­нин вправе заявить в избирательную комиссию о невключении его в список избирателей, а также о любой ошибке или неточно­сти в списке избирателей, но только до начала подсчета голосов.

2. Образование и утверждение избирательных округов и изби­рательных участков.Границы избирательных округов и число избирателей в каждом избирательном округе определяются со­ответствующей избирательной комиссией и утверждаются соот­ветствующим представительным органом не позднее чем за60 днейдо дня выборов.

Для проведения голосования и подсчета голосов избирате­лей образуются избирательные участки. Они формируются гла­вой местной администрации по согласованию с соответствую­щими избирательными комиссиями не позднее чем за30 дней до дня выборов. Участки образуются с учетом местных и иных условий в целях создания максимальных удобств для избирате­лей из расчета неболее 3000 избирателейна каждом участке.

3. Формирование избирательных комиссий.Существует целая
система избирательных комиссий:'

• Центральная избирательная комиссия РФ;

• избирательные комиссии субъектов РФ;

• окружные избирательные комиссии;

• территориальные избирательные комиссии (районные, го­родские и др.);

• избирательные комиссии муниципальных образований;

• участковые избирательные комиссии.

Порядок формирования избирательных комиссий определен законодательством.

Деятельность избирательных комиссий осуществляется глас­но и открыто. На заседаниях могут присутствовать кандидаты и их доверенные лица, представители избирательных объедине­ний и средств массовой информации. Решения избирательных

§ 7. Избирательный процесс 153

комиссий публикуются в печати. В день голосования на изби­рательных участках вправе присутствовать наблюдатели от об­щественных объединений, кандидатов, прессы. Избирательные комиссии — это коллегиальные органы, и все их решения при­нимаются большинством голосов и подписываются председате­лем и секретарем комиссии. Избирательные комиссии незави­симы в своей деятельности от государственных органов и органов местного самоуправления, несмотря на то что те оказывают из­бирательным комиссиям содействие в реализации их полномо­чий (предоставляют помещения, транспорт, средства связи, оборудование, сведения и т. п.).

Решения и действия (или бездействие) избирательных ко­миссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы ввышестоящую изби­рательную комиссию или в суд.

4. Выдвижение, регистрация кандидатов.Это наиболее важ­
ная стадия, на которой определяется круг лиц, из числа кото­
рых будут избраны Президент, депутаты.

Существуют следующие способы выдвижения кандидатов:

1) выдвижение избирательными объединениями. Оно произво­дится на съезде (конференции) партии (блока партий);

2) выдвижение непосредственно избирателями. Оно предпола­гает сбор подписей под заявлением кандидата о его выдвиже­нии. Сбор подписей производится по месту работы, службы, учебы и жительства;

3) самовыдвижение (происходит так же, как и в предыдущем случае).

Таким образом, кандидат должен продемонстрировать, что он располагает определенной общественной поддержкой.

Кандидаты регистрируются соответствующей избирательной комиссией при условии предоставления ей не менее установ­ленного законом количества подписей избирателей в поддерж­ку кадидата (списка кандидатов).

5. Предвыборная агитация.Это деятельность граждан, обще­
ственных объединений по подготовке и распространению ин­
формации, имеющей целью побудить избирателей принять уча­
стие в голосовании за или против тех или иных кандидатов (спи­
ска кандидатов). Она может осуществляться через средства
массовой информации, путем проведения предвыборных меро­
приятий (собраний, встреч с избирателями), публичных предвы­
борных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий,
выпуска и распространения агитационных печатных материа-

154 Глава 3. Конституционное право

лов. Кандидат, избирательное объединение имеют право на бес­платное предоставление им эфирного времени по каналам государ­ственных и муниципальных телекомпаний, а также вправе полу­чить за плату эфирное время сверх предоставленного бесплатно.

Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и прекращается за один день до выборов.

Предвыборная агитация — это, пожалуй, одна из самых ка­питалоемких стадий избирательного процесса. Государство фи­нансирует работу избирательных комиссий и частично предвы­борную агитацию. Кандидаты и избирательные фонды создают собственные избирательные фонды для финансирования пред­выборной кампании.

Избирательные фонды могут создаваться за счет:

• средств, выделенных кандидатам в равных размерах соот­ветствующей избирательной комиссией;

• собственных средств избирательного объединения или кандидата, за иключением случаев, когда указанные средства имеют иностранные источники;

• средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избира­тельным объединением;

• добровольных пожертвований физических и юридических лиц.

Законодательством устанавливаются предельные размеры пе­речисляемых в избирательные фонды собственных средств кан­дидата или избирательного объединения, а также добровольных пожертвований.

6. Голосование.Без сомнения, это действительно самая глав­ная стадия избирательного процесса, в результате которого часть кандидатов получает право на выборный мандат либо на участие во втором туре. Оно проводится в один из выходных дней, о чем избиратели оповещаются через средства массовой инфор­мации не позднее чем за 20 дней. Избирательная комиссия обя­зана обеспечить тайну голосования, сохранность избирательных бюллетеней и учет голосов избирателей при подведении итогов.

Голосование производится путем нанесения избирателем в бюллетене какого-либо знака в квадрате (квадратах), относя­щемся к кандидату (кандидатам) или списку кандидатов, в пользу которых сделан выбор, либо к позиции «против всех кандидатов (списка кандидатов)». Избирательные бюллетени заполняются в специально оборудованных кабинах (или комнате). Бюллетень должен содержать печать участковой комиссии или подписи не менее двух ее членов. Получение бюллетеня гражда-

§ 8. Президент Российской Федерации



нин удостоверяет своей подписью в списке избирателей. Запол­ненные бюллетени опускаются в избирательные ящики.

7. Подсчет голосов и установление результатов выборов.Подан­ные голоса подсчитываются сначала на избирательных участках, причем подсчет ведется гласно, начинается немедленно после окончания голосования (в 22 часа) и проводится без перерыва. Сна­чала устанавливается общее число голосов, поданных по избира­тельному участку, затем определяется число действительных и недействительных бюллетеней, о чем сообщается наблюдателям.

На основании протоколов участковых, территориальных (районных, городских и др.) избирательных комиссий путем сло­жения содержащихся в них данных окружная избирательная ко­миссия устанавливает результаты выборов по избирательному округу. Аккумулирует же все данные Центральная избирательная комиссия. Она объявляет итоги выборов и публикует их в печати.

Наши рекомендации