Право на митинги, демонстрации, шествия и пикетирования
(ст. 31). Мирные публичные мероприятия и встречи позволяют публично выразить гражданам требования и интересы, осуществить свободу мысли и слова. Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, помимо тех, которые устанавливаются v законом в интересах государственной и общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения и защиты прав и свобод других лиц. Собираться можно лишь при условии предварительного уведомления соответствующих органов исполнительной власти. Проводить мероприятия разрешается без оружия. Запрещается использовать это право для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти, пропаганды насилия и войны.
3. Экономические права и свободы.В своей основе они связаны с правом собственности, охватывают свободу человеческой деятельности в сфере производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг.
Право на предпринимательскую деятельность(ст. 34). Всоветские времена предпринимательская деятельность была запрещена, и лишь в настоящее время Конституция установила возможность свободно использовать свои способности и имущество в
§ 4. Классификация конституционных прав и с в о б о д 1 4 3
целях регулярного получения прибыли (именно такая деятельность, согласно ГК РФ, и называется предпринимательской).
Переход к рынку невозможен без развития конкуренции и ограничения монополистической деятельности. Но конкуренция должна быть добросовестной, т. е. вестись честными и законными методами. В противном случае она приводит к тем же негативным последствиям, что и злоупотребление монопольным положением.
Право на частную собственность(ст. 35). Это новое для нас право. Ранее за гражданином признавалось лишь право на личную собственность, т. е. собственность на вещи, приобретенные на трудовые доходы и используемые для домашнего обихода и личного потребления (дом, подсобное домашнее хозяйство, мебель и т. п.). Сегодня все ограничения по объектам собственности и по возможностям использования имущества отменены.
Право частной собственности лежит в основе предпринимательской деятельности и предполагает право индивида использовать свое имущество для любых, не запрещенных законом целей, например, для создания юридического лица. Как правило, имущество юридического лица является его собственностью, а, значит, также относится к частной форме собственности.
Каждый может иметь на праве частной собственности любое имущество, в отношении оборотоспособностй которого государством не установлены ограничения. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение возможно лишь по решению суда и только в предусмотренных законом случаях (например, в случае конфискации за совершенное преступление, реквизиции для государственных нужд). Собственность наследуется, и это право гарантируется государством.
Право иметь в частной собственности землю и иные природные ресурсыспециально оговорено в Конституции. Статья 36 не устанавливает каких-либо предварительных условий для его осуществления. Учитывая важность данного права для граждан, Конституция не допускает установления каких-либо условий для его возникновения, например условий его сельскохозяйственного использования. Другое дело, что последующее использование земли должно соответствовать ее категории и целевому назначению. Так, не допускается строительство промышленных предприятий на землях сельскохозяйственного назначения.
Возможности собственника земли и других природных ресурсов не безграничны. Статья 36 предусматривает два сущест-
144 Глава 3. Конституционное право
венных условия, хотя и не ущемляющих хозяйственной свободы собственников земли, но ограничивающих их деятельность: они не должны наносить ущерб окружающей среде и нарушать, права и законные интересы иных лиц.
4. Социальные права.Эти права сформировались позже других — в течение XX в. — и, как правило, затрагивают область наемного труда. К ним можно причислить следующие.
Право натруд (ст. 37). Это довольно многогранное право, включающее несколько элементов, к числу которых относятся:
а) право свободно распоряжаться своими способностями к
труду, выбирать род деятельности и профессию^ Здесь речь идет
главным образом о реализации права на труд по найму, т. е. на
работу, выполняемую на основании трудового договора между
работником и предприятием. Право свободно распоряжаться
своими способностями к труду означает и право вообще не за
ниматься трудовой деятельностью. В Конституции нет указания
на всеобщую обязанность граждан трудиться, из УК РФ давно
исключена статья об ответственности за так называемое туне
ядство. Принудительный труд запрещен;
б) право трудиться в условиях, отвечающих требованиям
безопасности и гигиены;
в) право получать вознаграждение за труд без какой-либо дис
криминации и не ниже установленного федеральным законом ми
нимального размера оплаты труда;
г) право на защиту от безработицы (бесплатное содействие в
подборе подходящей работы и трудоустройстве Федеральной
службы занятости России, бесплатное обучение новой профес
сии, получение пособия по безработице и др.);
д) право на индивидуальные и коллективные трудовые споры,
включая право на забастовку с использованием установленных
федеральным законом способов их разрешения.
Право на отдых(ч. 6 ст. 37). Это право тесно связано с правом на труд. Право на отдых позволяет работнику восстановить затраченные в труде усилия и сохранить здоровье, которое является социальной ценностью. Кроме того, здесь большую роль играет и деятельность самого работника, который должен рационально и грамотно использовать время отдыха и совершенствовать свои физические, интеллектуальные, организаторские и деловые качества. Функции же государства в этой сфере заключаются в установлении в законодательстве разумной продолжительности рабочего времени, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска.
§ 4. Классификация конституционных п р а в и с в о б о д 1 4 5
Право на материнство и детство(ст. 38). Посуществу, в данной статье сформировано два права, но одно касается родителей, а другое — детей. Обеспечивается это право развитой системой гарантий, предусмотренных в федеральном законодательстве: пособия, денежные и другие выплаты, связанные с беременностью, родами, воспитанием детей, потерей кормильца, многодетностью и др. Конституция определяет и взаимные права родителей и детей. Забота о детях, их воспитание возлагаются на обоих родителей, но и трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
Право на социальное обеспечение(ст. 39). Оно возникает при достижении определенного возраста, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, рождения детей и др. Формы осуществления данного права разнообразны: получение пособий, пенсий, добровольное социальное страхование и др.
Право на жилище(ст. 40). Это одно из фундаментальных прав. Это право может быть сведено к трем юридическим возможностям:
а) стабильное постоянное пользование жилым помещением;
б) улучшение жилищных условий;
в) обеспечение здоровой жилой среды, достойной цивилизо
ванного человека.
В настоящее время государство играет в этой области принципиально иную роль, чем раньше. Оно, как правило, не обеспечивает (не наделяет) жилой площадью (исключение сделано лишь в отношении малоимущих), а лишь в различных формах содействует гражданам в осуществлении их права на жилище (например, поощряет жилищное строительство, выделяет кредиты, компенсации и др.).
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь(ст. 41). Под охраной здоровья понимается совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, медицинского, санитарно-гигиенического характера, направленных на сохранение и укрепление здоровья каждого человека, под-Удержание его долголетней активной жизни, предоставление ему 'медицинской помощи в случае утраты здоровья. Медицинская помощь включает профилактическую, лечебную, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособий по временной нетрудоспособности. Помощь в государственных и муниципальных учреждениях
146 Глава 3. Конституционное право
оказывается бесплатно за счет средств госбюджета. Но дополнительно существует частная система здравоохранения, развитию которой способствует государство.
Право на образование(ст. 43). Под этим правом понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, обществам государства. Образование у нас общедоступно, бесплатно (дошкольное, основное общешкольное и среднее профессиональное). Бесплатно, но на конкурсной основе и высшее образование. В настоящее время параллельно развивается сеть платных учебных заведений (частные школы, колледжи, университеты, институты, академии). Помимо этого образование может иметь форму семейного самообразования, экстерната. Однако для всех форм получения образования в рамках общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действуют единые государственные образовательные стандарты.
5. Культурные права и свободы.Культурные права и свободы связаны с доступом гражданина к духовным и материальным ценностям, созданным человеческим сообществом.
Свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания(ст. 44). Государство не вмешивается в творческую деятельность, за исключением случаев, когда такая деятельность ведет к пропаганде войны, насилия, жестокости, порнографии, национальной, религиозной исключительности и нетерпимости. Право человека заниматься творчеством может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной (любительской) основе. Творческий работник имеет исключительное право на результаты своей деятельности, которое защищается государством.
Право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ч.2 ст. 44). Это право обеспечивается доступностью учреждений культуры (библиотек, музеев, архивов, концертных залов, театров, картинных галерей и т. п.). В этом отношении важное значение имеет рациональное размещение этих учреждений, с тем чтобы они были удобными и доступными. Посещение некоторых культурных учреждений бесплатно (библиотеки, архивы и др.), а в других устанавливаются доступные цены на билет, предусматриваются льготы для детей дошкольного возраста, учащихся, пенсионеров и инвалидов, военнослужащих срочной службы.
§ 5. Конституционные обязанности 147
Конституционные обязанности
Новая Конституция устанавливает значительно меньше обязанностей, нежели прежняя. В ней сознательно сделан акцент на права и свободы граждан. И вместе с тем обойтись без закрепления основных обязанностей индивидов не представляется возможным, поскольку их реализация обеспечивает нормальное функционирование самого государства. В них обобщены те наиболее концентрированно выраженные требования, в исполнении которых проявляется ответственность личности перед обществом, гражданина перед государством, надлежащее отношение его к государственным и общественным интересам.
Особенностью конституционных обязанностей является то, что ответственность за их неисполнение предусмотрена не Конституцией, а целой системой норм, относящихся к различным отраслям законодательства (налогового, уголовного и т. п.).
В Конституции зафиксированы следующие основные обязанности.
Обязанность соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации(ст. 15). Эта обязанность возлагается не только на граждан, но и на иностранцев и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации. Исполнение этой обязанности заключается как в соблюдении требования не нарушать законы, так и в том, чтобы своей деятельностью, образом жизни стараться содействовать претворению в жизнь принципов, основ,-норм жизни, заложенных в Конституции и других законах.
Обязанность платить налоги и сборы(ст. 57). Это сравнительно новая для нас обязанность, поскольку при советской власти налоговая система не использовалась, а применялась система индивидуальных, а затем нормативных (постоянно изменяемых госорганами) платежей в бюджет. В конечном счете государство брало платежей столько, сколько считало нужным. Налоги существуют в любом государстве, вопрос только в их размере. Они используются для содержания госаппарата, армии, на нужды образования, культуры, медицины, на обеспечение социальной защищенности пенсионеров, детей, студентов и т. п. И поэтому индивида, уклоняющегося от уплаты налогов, можно рассматривать как человека, желающего поживиться за чужой, счет. Вполне обоснованно к нему, согласно действующему законодательству, применяются санкции.
6 Основы российского права
148 Глава 3. Конституционное право
Обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам(ст. 58). Установление указанной обязанности — это результат недавнего осознания того, что деградация природы в связи с хозяйственной деятельностью человека может сделать жизнь на Земле невозможной. Эта обязанность направлена на то, чтобы прекратить дальнейшее разрушение природы. В последнее время принят ряд законов об охране природы, атмосферного воздуха, животного мира. Исполнение данной конституционной обязанности состоит в соблюдении установленных законодательством правил, активном противодействии их нарушению со стороны других лиц.
Обязанность получения детьми основного общего образования
(ч. 4 ст. 43). Получение основного общего образования (девятилетнего) и государственная аттестация по его завершении признаются необходимыми потому, что человек, не имеющий основного образования, выпадает из современной жизни, его возможности обеспечить себя и свою семью резко снижаются. Как правило, он не может выполнять никакую работу, кроме самой простой. Это вызывает напряженность в обществе, рост преступности. Поэтому государство возлагает на родителей обязанность обеспечить получение их детьми основного общего образования. Обязательность основного общего образования относится лишь к детям, не достигшим 15 лет. Получение общего образования взрослым человеком — дело добровольное.
Обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры(ч. 3 ст. 44). Культурное наследие народов России богато. Это материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, памятники и историко-культурные территории и объекты, которые важны для сохранения и развития самобытности всех народов России.
Обязанность защищать Отечество(ст. 59). Более детально эта обязанность регулируется Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и другими законами. За ее неисполнение предусматривается уголовная ответственность.
Избирательная система
Выборы — это способ формирования органов государственной власти и местного самоуправления, а также занятия отдельных государственных должностей, обеспечивающих представительный характер соответствующих органов.
§ 6. Избирательная система 149
Выборы имеют очень важное социально-политическое значение, ведь они одновременно выполняют сразу несколько функций:
а) выборы — форма непосредственной демократии;
б) выборы — способ определения состава государственных
органов;
в) выборы — это форма политической борьбы;
г) выборы осуществляют воспитательную роль, способству
ют развитию политического сознания людей.
Избирательная система— это совокупность общественных отношений, возникающих по поводу выборов.
Поскольку эти отношения с точки зрения государства весьма значимы, они регулируются правовыми нормами, система которых и составляет избирательное право (подотрасль конституционного права). Основные вопросы организации и проведения выборов регулируются в Законе «О выборах в Государственную Думу» (1995 г.), Законе «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» (1997 г.), Законе «О выборах Президента Российской Федерации» (1999 г.), Законе «О порядке формирования Совета Федерации» (2000 г.) и др.
Принципы избирательного права.Граждане Российской Федерации участвуют в выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Всеобщее избирательное право означает, что к выборам допускается практически все взрослое население и каждому дается возможность реализовать свое избирательное право независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Но есть определенные ограничения:
а) возрастные. Так, кандидат в Президенты должен быть не
моложе 35 лет, депутатом Государственной Думы может стать
человек, достигший 21 года, а главой исполнительного органа
субъекта РФ — 30 лет. Правом участвовать в голосовании обла
дают граждане, достигшие 18 лет;
б) общая недееспособность, если таковая установлена судом;
в) нахождение в местах лишения свободы;
г) нахождение на государственной должности, несовмести
мой со статусом депутата Государственной Думы.
150 Глава 3. Конституционное право
Равнымизбирательное право считается тогда, когда все избиратели и кандидаты участвуют в выборах на равных основа^ ниях. Это означает, во-первых, что значение голосов всех избирателей одинаково, что достигается предоставлением каждому избирателю одинакового количества голосов, образованием одинаковых по численности избирателей избирательных округов. Во-вторых, равное право быть избранным проявляется в предоставлении равных возможностей состязаться в предвыборной борьбе (финансовых, информационных, организационных), существование контроля государства за расходами кандидатов и т. п.
Прямоеизбирательное право предполагает, что избиратели голосуют на выборах за или против кандидатов (списка кандидатов) непосредственно и лично.
Тайноеголосование исключает возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателей. В Российской Федерации тайна голосования обеспечивается предоставлением возможности использовать закрытую кабину для заполнения бюллетеней. В некоторых европейских странах тайна голосования обеспечивается предоставлением возможности каждому нажать кнопку ЭВМ так, чтобы это было сокрыто от глаз окружающих.
Добровольность(свобода) участия гражданина в выборах означает, что никто не вправе его к этому принуждать и влиять на его свободное волеизъявление.
Виды избирательных систем.Существуют два основных вида избирательных систем.
1. Мажоритарная избирательная системапредполагает подведение итогов выборов по большинству поданных за кандидата голосов. Она в свою очередь различается на:
а) систему абсолютного большинства, при которой для из
брания кандидата требуется подача голосов более половины
лиц списочного состава или лиц, пришедших на выборы;
б) систему относительного большинства, при которой для из
брания кандидату требуется набрать голосов больше, чем дру
гим кандидатам.
Мажоритарная система имеет несомненные достоинства: она проста и позволяет создать прочное большинство в представительном органе власти. Парламент становится работоспособным органом, что в свою очередь стабилизирует общество. Кроме того, избиратели при такой системе голосуют за кон-
§ 6. Избирательная система 151
кретного человека, а не за список кандидатов от партии, со многими из которых они, бывает, совершенно незнакомы.
Однако мажоритарной системе свойственны и недостатки. При ее использовании меньшинство граждан, исповедующее иные политические взгляды, оказывается никем в парламенте не представленным. Следовательно, демократия в данном случае получается какой-то урезанной. Вполне может случиться так, что созданный таким путем парламент не будет отражать реальное соотношение сил в стране. Нельзя сбрасывать со счетов и то, что мажоритарная система относительно дорога, так как часто нужно проводить второй тур голосования для выявления победителя, а это требует немалых финансовых затрат.
2. Пропорциональная системаоснована на подаче голосов за список кандидатов, принадлежащих какой-либо политической партии. Количество мест в парламенте, занимаемых депутатами определенной партии, определяется прямо пропорционально количеству (процентам) голосов, набранных данной партией на выборах.
Достоинства пропорциональной системы — это недостатки мажоритарной системы. Пропорциональная система отражает интересы также и меньшинства населения, которое представляют в парламенте партии, получившие небольшой процент голосов избирателей. Парламент, в котором представлены различные партии, но в разном объеме, отражает расстановку сил в стране. Но она довольно сложна, и ее применение предполагает наличие относительно высокого уровня политической грамотности населения. Оно должно уметь разбираться в партиях всего политического спектра, притом что их различия зачастую трудноуловимы. Труден и подсчет голосов при пропорциональной системе.
Во многих странах, для того чтобы обеспечить эффективное использование этой системы, устанавливается заградительный барьер, лишающий малые партии, набравшие слишком мало голосов, возможности участвовать в распределении депутатских мандатов. В нашей стране он равен 5% (в других встречается и несколько меньший).
В Российской Федерации при формировании представительного законодательного органа используется смешанная избирательная система.Из 450 мест в Государственной Думе 225 заполняется по мажоритарной системе (одномандатные округа) и 225 — по пропорциональной.
152 Глава 3. Конституционное право
Избирательный процесс
Избирательный процесс, т. е: деятельность по подготовке и проведению выборов, проходит несколько стадий.
1. Составление списков избирателей.Все граждане, достигшие 18 лет, включаются в списки избирателей. Списки избирателей составляются участковой избирательной комиссией на основании сведений, получаемых из жилищных органов. Гражданин может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке. Список избирателей представляется для всеобщего ознакомления не позднее чем за 15 днейдо выборов. Каждый гражданин вправе заявить в избирательную комиссию о невключении его в список избирателей, а также о любой ошибке или неточности в списке избирателей, но только до начала подсчета голосов.
2. Образование и утверждение избирательных округов и избирательных участков.Границы избирательных округов и число избирателей в каждом избирательном округе определяются соответствующей избирательной комиссией и утверждаются соответствующим представительным органом не позднее чем за60 днейдо дня выборов.
Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются избирательные участки. Они формируются главой местной администрации по согласованию с соответствующими избирательными комиссиями не позднее чем за30 дней до дня выборов. Участки образуются с учетом местных и иных условий в целях создания максимальных удобств для избирателей из расчета неболее 3000 избирателейна каждом участке.
3. Формирование избирательных комиссий.Существует целая
система избирательных комиссий:'
• Центральная избирательная комиссия РФ;
• избирательные комиссии субъектов РФ;
• окружные избирательные комиссии;
• территориальные избирательные комиссии (районные, городские и др.);
• избирательные комиссии муниципальных образований;
• участковые избирательные комиссии.
Порядок формирования избирательных комиссий определен законодательством.
Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто. На заседаниях могут присутствовать кандидаты и их доверенные лица, представители избирательных объединений и средств массовой информации. Решения избирательных
§ 7. Избирательный процесс 153
комиссий публикуются в печати. В день голосования на избирательных участках вправе присутствовать наблюдатели от общественных объединений, кандидатов, прессы. Избирательные комиссии — это коллегиальные органы, и все их решения принимаются большинством голосов и подписываются председателем и секретарем комиссии. Избирательные комиссии независимы в своей деятельности от государственных органов и органов местного самоуправления, несмотря на то что те оказывают избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий (предоставляют помещения, транспорт, средства связи, оборудование, сведения и т. п.).
Решения и действия (или бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы ввышестоящую избирательную комиссию или в суд.
4. Выдвижение, регистрация кандидатов.Это наиболее важ
ная стадия, на которой определяется круг лиц, из числа кото
рых будут избраны Президент, депутаты.
Существуют следующие способы выдвижения кандидатов:
1) выдвижение избирательными объединениями. Оно производится на съезде (конференции) партии (блока партий);
2) выдвижение непосредственно избирателями. Оно предполагает сбор подписей под заявлением кандидата о его выдвижении. Сбор подписей производится по месту работы, службы, учебы и жительства;
3) самовыдвижение (происходит так же, как и в предыдущем случае).
Таким образом, кандидат должен продемонстрировать, что он располагает определенной общественной поддержкой.
Кандидаты регистрируются соответствующей избирательной комиссией при условии предоставления ей не менее установленного законом количества подписей избирателей в поддержку кадидата (списка кандидатов).
5. Предвыборная агитация.Это деятельность граждан, обще
ственных объединений по подготовке и распространению ин
формации, имеющей целью побудить избирателей принять уча
стие в голосовании за или против тех или иных кандидатов (спи
ска кандидатов). Она может осуществляться через средства
массовой информации, путем проведения предвыборных меро
приятий (собраний, встреч с избирателями), публичных предвы
борных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий,
выпуска и распространения агитационных печатных материа-
154 Глава 3. Конституционное право
лов. Кандидат, избирательное объединение имеют право на бесплатное предоставление им эфирного времени по каналам государственных и муниципальных телекомпаний, а также вправе получить за плату эфирное время сверх предоставленного бесплатно.
Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и прекращается за один день до выборов.
Предвыборная агитация — это, пожалуй, одна из самых капиталоемких стадий избирательного процесса. Государство финансирует работу избирательных комиссий и частично предвыборную агитацию. Кандидаты и избирательные фонды создают собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной кампании.
Избирательные фонды могут создаваться за счет:
• средств, выделенных кандидатам в равных размерах соответствующей избирательной комиссией;
• собственных средств избирательного объединения или кандидата, за иключением случаев, когда указанные средства имеют иностранные источники;
• средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением;
• добровольных пожертвований физических и юридических лиц.
Законодательством устанавливаются предельные размеры перечисляемых в избирательные фонды собственных средств кандидата или избирательного объединения, а также добровольных пожертвований.
6. Голосование.Без сомнения, это действительно самая главная стадия избирательного процесса, в результате которого часть кандидатов получает право на выборный мандат либо на участие во втором туре. Оно проводится в один из выходных дней, о чем избиратели оповещаются через средства массовой информации не позднее чем за 20 дней. Избирательная комиссия обязана обеспечить тайну голосования, сохранность избирательных бюллетеней и учет голосов избирателей при подведении итогов.
Голосование производится путем нанесения избирателем в бюллетене какого-либо знака в квадрате (квадратах), относящемся к кандидату (кандидатам) или списку кандидатов, в пользу которых сделан выбор, либо к позиции «против всех кандидатов (списка кандидатов)». Избирательные бюллетени заполняются в специально оборудованных кабинах (или комнате). Бюллетень должен содержать печать участковой комиссии или подписи не менее двух ее членов. Получение бюллетеня гражда-
§ 8. Президент Российской Федерации
нин удостоверяет своей подписью в списке избирателей. Заполненные бюллетени опускаются в избирательные ящики.
7. Подсчет голосов и установление результатов выборов.Поданные голоса подсчитываются сначала на избирательных участках, причем подсчет ведется гласно, начинается немедленно после окончания голосования (в 22 часа) и проводится без перерыва. Сначала устанавливается общее число голосов, поданных по избирательному участку, затем определяется число действительных и недействительных бюллетеней, о чем сообщается наблюдателям.
На основании протоколов участковых, территориальных (районных, городских и др.) избирательных комиссий путем сложения содержащихся в них данных окружная избирательная комиссия устанавливает результаты выборов по избирательному округу. Аккумулирует же все данные Центральная избирательная комиссия. Она объявляет итоги выборов и публикует их в печати.