Структура права — это строение права, выступающее как единство устойчивых его элементов, частей.
Право каждой страны, будучи единым по своему содержанию, характеризуется внутренней расчлененностью, дифференциацией на относительно автономные и в то же время связанные между собой части. Говоря о строении права, обычно выделяют нормы, институты, субинституты, отрасли, подотрасли, которые в свою очередь объединяются в ассоциации, группы, объединения норм или даже отраслей, например регулятивные и охранительные отрасли. В данном случае, конечно, речь идет лишь о праве, формируемом государством.
Вместе с тем более общий взгляд на право позволяет обнаружить в его структуре целые пласты, части и представить его в виде «многослойного пирога». Таких «слоев» в структуре права насчитывается шесть (рис. 2.3).
1. Права человека (естественные права).Это глубинный слой права, содержащий его «гены», «ДНК» и являющийся основой права позитивного, исходящего от государства. Права человека — это возможности человека, позволяющие ему достойно жить и работать. Предполагается, что ими обладают все люди независимо от своего имущественного, социального положения
64 Глава 2. Теория права |
Рис.2.3. Структура права
с момента рождения, и поэтому эти права называют естественными, природными, прирожденными, абсолютными, неизменными. Они вытекают как бы из естественного порядка вещей, • из самой жизни, из существующих в обществе социально-экономических условий и даже из естественно-природных факторов (право на жизнь, на свободу, на счастливое детство и т. п.). На сегодняшний день их насчитывается более пятидесяти.
Ранее права человека существовали в виде идей, представлений. Теперь же большинство из них закрепляется в медународ-но-правовых документах (например, во Всеобщей декларации прав человека, документах СБСЕ), а также находит отражение во внутреннем законодательстве многих государств (в России — в Конституции, Декларации прав человека и гражданина). Система прав человека постоянно и непрерывно развивается, что обусловлено ростом социальных притязаний, постоянным изменением представлений о качестве жизни в сознании все большего числа людей.
2. Принципы права.Это основные идеи, начала, руководящие положения, закрепленные в правовых нормах и выражающие сущность права. Они верны лишь тогда, когда отражают объективные законы общественного развития. В законодательстве принципы права могут выражаться либо прямо, либо косвенно.
§ 4. Структура права 65
Принципы права являются основой правотворческой деятельности государства, ориентиром для законодателя, организаций, граждан. Но зачастую они сами приобретают самостоятельное регулирующее значение, а именно: когда суд, не найдя нормы для разрешения конкретного дела, формирует свое решение на основе принципов права применительно к рассматриваемому казусу. В этом случае мы ведем речь об аналогии права. К числу основополагающих принципов права относятся принцип демократизма (народовластия), принцип равенства всех перед законом и судом, принцип социальной справедливости, принцип гуманизма, справедливости и т. д.
Правовые принципы вместе с правами человека занимают в структуре права первое место и имеют абсолютный приоритет перед всеми другими нормативными положениями.
3. Нормы, принятые на референдуме («референдумное право»).
Эти нормы относятся к нормам позитивного права и регулиру
ют наиболее важные принципиальные вопросы общественной жиз
ни, вопросы, по которым воля народа должна быть выражена
непосредственно, без каких-либо изменений и тем более без
искажений, допускаемых иногда парламентом. Как правило, во
всех государствах этот слой права по своему объему незначите
лен, тонок, что, однако, отнюдь не умаляет его значимость. Ре-
ферендумные нормы имеют более высокую юридическую силу
по сравнению с законодательными актами и зачастую являются
основой для разработки и принятия последних.
«Референдумное право» — новое правовое явление для России. Но, начав с нуля, Россия уже имеет довольно большой массив референдумных норм, и костяк его составляет Конституция Российской Федерации.
4. Нормы, изданные государством, или законодательные.Эти
нормы разрабатываются и принимаются различными федераль
ными государственными органами (Госдумой, Президентом,
Правительством, министерствами и ведомствами); Норматив
ные акты, в которых они содержатся, имеют соответствующие
наименования (законы, указы, постановления, инструкции).
Субъекты Федерации также могут создавать нормы права, кото
рые вместе с общефедеральными образуют единую иерархиче
скую систему. Программа, содержание всех этих юридических
норм задаются центром. Эта заданность осуществляется на ос
нове принципа непротиворечивости норм, принятых нижестоя
щим органом, нормам, изданным органом вышестоящим и по
этому имеющим высшую юридическую силу.
66 Глава 2. Теория права
В нашем государстве законодательные нормы весьма многочисленны, что в определенной мере есть наследие авторитарной системы, стремящейся урегулировать все и вся и не предоставляющей человеку свободы в выборе своего поведения. В либеральных государствах их доля значительно меньше, поскольку государство стремится урегулировать лишь наиболее важные аспекты общественной жизни, предоставляя гражданам и организациям возможность решать многие интересующие их вопросы самостоятельно.
5. Корпоративные нормы.Это правила поведения, вырабаты
ваемые организациями и распространяющиеся на их коллективы.
Эти нормы еще называют нормами внутриорганизационными,
внутрифирменными. Используется по-прежнему и такое их на
именование, как нормы локальные (местные), хотя этот тер
мин неточен и, кроме того, таит в себе опасность смешения их
с нормами, принимаемыми органами местного самоуправле
ния.
Корпоративные нормы могут касаться различных сторон деятельности организаций. На их основе могут быть урегулированы финансовые, управленческие, трудовые и другие вопросы.
Характеризуя корпоративные нормы, можно указать на сле
дующую закономерность: чем выше уровень экономики той
или иной страны, тем выше степень свободы субъектов (инди
видуальных или коллективных), проживающих или находящих
ся на ее территории, и, следовательно, тем большее распро
странение получают нормы корпоративные, позволяющие ор
ганизациям самостоятельно определять параметры своего
поведения. В промышленно развитых странах доля корпоратив
ных норм в общем массиве норм права весьма значительна, и
по своему объему они существенно опережают нормы законо
дательные. '
6. Договорные нормы.Римские юристы говорили: «Дого
вор — это закон для двоих». Этим они хотели подчеркнуть, что
договоры имеют нормативный характер, поскольку в процессе
их заключения также вырабатываются и правила поведения.
Нормативность регулирования в данном случае носит усечен
ный характер: договорные нормы не применяются в отноше
нии всех и каждого, а касаются лишь участников договора. Нор
мативность правил поведения, установленных в договоре, осо
бенно ясно просматривается в долгосрочных договорах.
Правила, определенные в договоре, носят обязательный характер: в случае спора между субъектами договора суд, рас-
§ 4. Структура права 67
сматривающий его, будет исходить из условий договора как неопровержимых данных, если они не противоречат закону, и встанет на их защиту с той же энергией, как и на охрану норм общегосударственных. Этот признак свидетельствует о нормативно-правовом характере договоров.
Договоры распространены во многих сферах жизни. С демократизацией общественной жизни конструкция договора может стать всеобщей. В развитом, истинно демократическом обществе решения по большей части принимаются на основе консенсуса (договора). Давление извне, пусть даже в виде принятия законодательных норм, применяется в минимальной степени. Следовательно, сфера договорного права может существенно расшириться. Уже на сегодняшний день можно отметить появление таких нетрадиционных договоров, как учредительные договоры, управленческие договоры, договоры о творческом сотрудничестве, договоры о совместной деятельности, договоры на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, лицензионные договоры и др.
В нашей стране договоры используются пока недостаточно. В период господства тоталитарной, а затем авторитарной системы развитие договорных связей не поощрялось. Договоры были в основном средством реализации планов. В обществе, основанном на рыночной экономике, договоры будут играть значительную роль. По крайней мере предпринимательская деятельность без них практически невозможна.
Рассмотренные выше шесть элементов, «слоев», права могут быть в свою очередь сгруппированы.
Права человека и принципы правасоставляют в структуре права правовую основу, базис права.Их назначение в основном состоит в обеспечении правотворческой деятельности государственных органов, организаций, граждан, хотя нельзя сбрасывать со счетов и непосредственно регулирующую роль, которую они способны выполнять и которая особенно усиливается на переломных этапах общественного развития.
Нормы, принятые на референдуме, и нормы законодательные, т. е. изданные государственными органами,объединяет то, что они регулируют вопросы, затрагивающие интересы сразу многих лиц (общие интересы), и поэтому они должны выражать волю общества (всей публики). Отсюда оказывается вполне правомерным назвать референдумное и «законное» право правом публичным.Общие интересы всех членов общества сосредоточиваются в основном на вопросах структуры, формирования
68 Глава 2. Теория права
и осуществления государственной власти, налогообложения, обеспечения правопорядка, экологии, осуществления правосудия и других важных вопросах (вертикальные отношения, т. е. отношения, основанные на власти и подчинении).
Есть основания объединить в одну группу корпоративные и договорные нормы: они выражают всего лишь отдельные (частные) интересы субъектов (организаций, граждан), строящих отношения между собой (горизонтальные отношения). В них заложена их собственная воля, и эти нормы распространяются только в отношении этих лиц (физических, юридических). Применительно к нормам корпоративным и договорным употребление термина «частное право» совершенно справедливо.
Система права
Как уже отмечалось, одним из необходимых признаков права является его системность. В самом общем виде под системой понимается совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную функциональную целостность, единство. При системном подходе к изучению явления акцент делается не столько на описании самих элементов системы, сколько на анализе их связей, поиске функций каждого элемента во всей системе, ведь именно самостоятельная функция элемента является основанием для его выделения в системе.
Система права(рис. 2.4)отражает взаимосвязь между действующими в государстве правовыми нормами, а также разделение н о р м права на относительно самостоятельные г р у п п ы (их специализацию).
Для того чтобы в полной мере обозреть право как социальное явление, следует исследовать его вглубь (вертикальный срез) и вширь (горизонтальный срез). При этом появляется возможность получить представление как о видах подсистем права, так и об их соотношениях.
А. Вертикальное строение права.В праве выделяют следующие элементы:
]) отрасль права— это совокупность правовых норм, регулирующих какую-либо сферу общественных отношений (отноше-
§ 5. Система права
Система права
Материальное право
Процессуальное право
• 1} конституционное
■2) гуманитарное
■3) избирательное
■4) парламентское
■5) административное
■6) финансовое 7}налоговое 8) бюджетное 9} банковское
■ 10) предпринимательское
■11) гражданское
12) торговое (коммерческое)
■ 13) жилищное
14)авторское
15) патентное
16)наследственное
17)семейное
18)природоресурсное
19)аграрное
20)экологическое 21)трудовое
22) право социального обеспечения 23)уголовное
-» 1} конституционный процесс
2)избирательный процесс
3)администратмвно-процессуальное право
4)бюджетный процесс
5)налогово-процессуальное право
6)дисциплинарный процесс
7)гражданский процесс
8)арбитражный процесс
9)уголовный процесс
10) гражданеко-исполнмтельное
право
11)уголовно-исполнительное право
Рис. 2.4. Система права
ния землепользования — земельное право, имущественные отношения — гражданское право, управленческие отношения — административное право, отношения, связанные с совершением преступлений, — уголовное право и т. п.);
2) подотрасль права — это совокупность правовых норм, регулирующих определенную область общественных отношений.
70Глава 2. Теория права
Многие отрасли права имеют подотрасли. Обычно это отрасли
«старые», где накоплен значительный массив правовых норм.
Так, в финансовом праве выделяется подотрасль — банковское
право. Военно-уголовное право — это подотрасль уголовного
права; ^
3) институт права— это совокупность правовых норм, регулирующих какой-либо вид общественных отношений. В каждой отрасли права можно выделить множество институтов. Так, в уголовное право включаются институты преступлений против жизни, здоровья, достоинства личности, институт преступлений против собственности, институт должностных преступлений и др. В трудовом праве можно увидеть институты коллективного договора, трудового договора, дисциплины труда, материальной ответственности, охраны труда и др.;
4) субинститут права— это совокупность правовых норм, регулирующих разновидность общественных отношений. Далеко не каждый институт права имеет хотя бы один субинститут. Но можно привести пример, когда таковых несколько. Институт преступлений против жизни, здоровья, достоинства личности делится на субинституты преступлений против жизни (его составляют различные виды убийств), против здоровья (здесь сосредоточены нормы, касающиеся различных видов телесных повреждений) и преступлений против достоинства личности (клевета, оскорбление);
5) норма права— обязательное правило поведения, охраняемое силой государственного принуждения, является самым дробным элементом системы права, так как только правовая норма, а не отдельные ее составляющие (гипотеза, диспозиция, санкция), может самостоятельно обеспечить выполнение основной функции права — правовое регулирование общественных отношений.
Таков вертикальный срез права. Каждая подсистема выполняет свою самостоятельную по значению функцию. Так, если норма права обеспечивает регулирование отдельного вопроса, отношения, то институт права предполагает комплексное урегулирование определенной целостной группы отношений, а отрасль права — целой сферы, отделенной от других сфер. Комплексность и логическая взаимоувязанность регулирования на каждом новом уровне — вот признак, качественно отличающий функции подсистемы более высокого уровня от более низкой.
Б. Горизонтальное строение права.Оно позволяет нам увидеть все отрасли (и подотрасли), составляющие право. Их клас-
§ 5. Система права 71
сификация позволяет выделить две части права: материальное и процессуальное.
Материальное право — это совокупность отраслей (и подотраслей) права, в которых основной упор делается на установление прав и обязанностей субъектов.
К отраслям материального права относятся:
конституционное право— закрепляет основы конституционного строя страны, правового положения личности, систему государственных органов и их основные полномочия. Главным нормативным актом этой отрасли является Конституция РФ. Конституционное право в последние годы получило бурное развитие. Вот почему в его составе начинают просматриваться такие подотрасли, как гуманитарное право(основные права и свободы человека), избирательное право, парламентское право;
административное праворегулирует общественные отношения, возникающие в процессе деятельности исполнительных органов государства. Основной нормативный акт — Кодекс РФоб административных правонарушениях (КоАП);
финансовое право,которое в своем составе имеет три подотрасли (бюджетное, налоговое, банковское право),регулирует доходы и расходы государства (источники и порядок получения доходов, направления их использования). Основные нормативные акты — Бюджетный кодекс РФ (БК), Налоговый кодекс РФ (НК); Закон о банковской деятельности;
предпринимательское право— это система норм, регулирующих экономические рыночные отношения, среди которых наиболее значимыми по содержанию являются корпоративные (внутрифирменные) отношения, а также отношения по управлению хозяйственным комплексом. Если в основе первых лежит принцип автономии, то вторые регулируют отношения предпринимателей с органами управления и основаны на началах подчиненности. Основные нормативные акты — Закон об ограничении монополистической деятельности, Закон об акционерных обществах и др.;
гражданское право— наиболее объемная отрасль системы права. Оно регулирует разнообразные имущественные отношения. Гражданским правом охраняются и такие личные неимущественные права, как честь и достоинство гражданина. Гражданский кодекс РФ (ГК) — основной нормативный акт. Граж-
72Глава 2. Теория права
данское право имеет подотрасли: авторское право, патентное право, наследственное право, торговое право. Некоторые ученые склонны считать их самостоятельными отраслями права;
жилищное право,являясь пока в основном подотраслью гражданского права, регулирует порядок предоставления и использования жилья. Основной нормативный акт —- Жилищный кодекс РСФСР;
семейное праворегулирует брачно-семейные отношения. Основной нормативный акт — Семейный кодекс РФ;
природоресурсное правоопределяет порядок владения, пользования и распоряжения природными ресурсами — землей {Земельный кодекс РФ), недрами (Закон о недрах), водой {Водный кодекс РФ), воздухом (Воздушный кодекс РФ), лесными богатствами (Лесной кодекс РФ);
экологическое правовыделяется в самостоятельную отрасль, но этот процесс практически уже завершен. Оно регулирует защиту природных объектов и всей окружающей среды. Закон об охране окружающей среды — основной нормативный акт. Охранительные нормы экологического права имеются также во многих нормативных актах (УК, КоАП, ГКи др.);
трудовое праворегулирует общественные отношения, свяг занные с применением наемного труда. Основной нормативный акт — Трудовой кодекс РФ (ТК).
Право социального обеспечения — подотрасль трудового права, главным нормативным актом которого является Закон о государственных пенсиях;
уголовное право— система норм, которые устанавливают, какие деяния являются общественно опасными, т. е. преступлениями, и какое наказание за их совершение применяется. Основной нормативный акт — Уголовный кодекс РФ(УК).
Процессуальное право — это совокупность отраслей, основная задача которых — установление порядка осуществленияи защиты прави обязанностей субъектов.
Кчислу наиболее «старых» процессуальных отраслей относятся:
уголовно-процессуальное право(уголовный процесс) объединяет нормы, определяющие порядок назначения наказания. Основной нормативный акт — Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК);
§ 5. Система права 73
гражданско-процессуальное право(гражданский процесс) регулирует порядок рассмотрения споров, в которых хотя бы одной из сторон выступает гражданин (споры трудовые, жилищные, имущественные, семейные, наследственные и др.). Основной нормативный акт — Гражданский процессуальный кодекс РФ (ГПК);
арбитражно-процессуальное право(арбитражный процесс) регулирует порядок рассмотрения споров между организациями, организациями и государственными органами. Основной нормативный акт — Арбитражный процессуальный кодекс РФ (ЛПК).
В процессе становления находятся и некоторые другие отрасли процессуального права: конституционный процесс, административно-процессуальное право, налогово-процессуалъное право, бюджетный процесс, избирательный процесс, дисциплинарный процесс и др.
Особую группу отраслей процессуального права составляют отрасли, регулирующие процесс исполнения решений юрис-дикционных органов:
уголовно-исполнительное праворегулирует процесс исполнения мер уголовного наказания в связи с исправительно-трудовым воздействием. Основной нормативный акт — Уголовно-исполнительный кодекс РФ (УИК);
гражданско-исполнительное праворегулирует вопросы принудительного исполнения решений судов в части имущественных взысканий, а также совершения в пользу граждан, юридических лиц определенных действий. Основные нормативные акты — Закон «Об исполнительном производстве», Закон «О судебных приставах».
Особое положение занимает международное право— система норм, регулирующих отношения между государствами в процессе их борьбы и сотрудничества. Оно делится на международное публичноеи международное частное право.Вопрос о правовой природе норм международного права является спорным, так как им не свойственен основной системообразующий признак права — обеспечение норм права государственным принуждением. Исполнение же норм международного права, как правило, зависит от доброй воли самих государств (рис. 2.5).
С возникновением новых, прогрессивных отношений, требующих правового регулирования, система права пополняется новыми нормами, институтами, подотраслями, отраслями, становится более совершенной и эффективной.
Глава 2. Теория права
тбсвнВот
-* 1) права человека
-* 2) право высших сношений
(дипломатическое и консульское право)
-* 3) право международных организаций -* 4) право международных договоров -* 5) финансовое право -* 6) инвестиционное право -•• 7) торговое право 8) морское право — 9) воздушное право
10)космическое право
11)экологическое право 12)информационное право
13)уголовное право
14)гуманитарное право
15)процессуальное право
(право мирного разрешения споров)
1) права человека
2)право высших сношений (дипломатическое и консульское право)
3)право международных организаций
4)право международных договоров
5)финансовое право
6)инвестиционное право
7)торговое право
8)морское право
9)воздушное право
10)космическое право
11)экологическое право
12)информационное право
13)уголовное право
14)гуманитарное право
15)процессуальное право
~г
оьср писевр. на тбрепдавФвнажерно.вхт нао е миеоДвынрлевд ил
;
§ 6. Формы (источники) права 75
жит охране со стороны государства. Поэтому функции формы права может выполнять не любая форма выражения правовых норм, а только та, которая обладает свойством официальности.
Очень часто понятия «форма права» и «источник права» отождествляются. Строго говоря, это все же разные понятия.
Источники п р а в а— это обстоятельства, вызывающие появление права, его действие. В этом смысле «источник» —- это как бы корень, из которого растет могучее дерево, называемое правом. Источником права являются объективная реальность, т. е. развивающиеся общественные отношения (способ производства, существующие формы собственности, хозяйственные, политические, культурные, социальные связи и т. п.), воля народа (в основе рефе-рендумных норм), воля государства (в основе законодательных норм), воля граждан (в основе корпоративных и договорных норм).