ТЕМА №2 ЗНАЧЕНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ
Квалификация преступления имеет общесоциальное и уголовно-правовое значение. Общесоциальное значение квалификации преступлений заключается в том, что она, характеризуя состояние социально-правовой системы, с одной стороны, составляет фундамент обеспечения законности в государстве в целом и, с другой — занимает центральное место в формировании правового государства в нашей стране. То и другое обусловлены ролью уголовного права в государстве и обществе, суть которой — определение наиболее важных и ценных общественных отношений, олицетворяющих сущность социально экономической формации и нравственные и моральные устои в обществе, и охрана этих отношений путем применения репрессии к их нарушителям.
В общесоциальном плане о законности в государстве в целом, ее соблюдении и обеспечении, судят в первую очередь по тому, насколько применяемые репрессии соответствуют уголовному закону и, в частности, насколько точно и непредвзято квалифицируются совершаемые общественно опасные деяния.
Формирование правового государства — как процесс, степень реализации и конечный результат — оценивается по двум составляющим. Первая из них заключается в содержании и форме закона, причем применительно к рассматриваемой проблеме прежде всего уголовного. Содержание закона состоит главным образом в том, в какой мере государственная воля, выражающая по своей сути волю правящей бюрократии и крупного капитала, соответствует воле народа, то есть подавляющего большинства населения страны; насколько обоснованно взяты под охрану уголовного закона общественные отношения как наиболее важные и ценные и выделены из всех правонарушений и аморальных проступков преступления как общественно опасные деяния; как фактически, а не декларативно, преступления дифференцированы по степени общественной опасности, отраженной в санкциях статей Особенной части УК РК. Форма закона —это выражение его содержания в описании уголовно-правовых норм в УК РК, в основном в статьях его Особенной части. Такое описание может быть, в частности, точным или казуистичным. Степень точности описания в уголовном законе его содержания заведомо предопределяет как применимость данного закона в социальной — следственной и судебной — практике, так и точность квалификации преступлений.
Вторая составляющая выражается в фактической применимости и применяемости уголовного закона на практике, то есть в какой степени его содержание и форма обеспечивают точную квалификацию преступлений.
Уголовно-правовое значение квалификации преступлений многообразно и проявляется в ряде моментов. Выделяя основные и определяющие из них, необходимо констатировать, что правильная и точная квалификация преступлений: 1) обеспечивает соблюдение законности при осуществлении правосудия; 2) выражает социально-политическую и юридическую оценку совершенного деяния; 3) гарантирует права и законные интересы виновного, способствуя индивидуализации уголовной ответственности и наказания в точном соответствии с нормами Особенной и Общей частей УК РК; 4) предопределяет законное и обоснованное применение институтов и норм Общей части уголовного законодательства регламентирующих освобождение от уголовной ответственности и от наказания, погашение судимости; 5) обусловливает процессуальный порядок расследования преступлений, установленный уголовно-процессуальным законодательством и 6) позволяет правильно охарактеризовать состояние, структуру и динамику преступности и выработать эффективные меры борьбы с ней.
Точная квалификация преступлений обеспечивает соблюдение правоохранительными органами исполнительной власти и судом законности как конституционного принципа и вытекающих из него принципов уголовного права. В качестве конституционного принципа законность провозглашена в Конституции РК, где закреплено, что «органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Республики Казахстан и законы».
В уголовном законе определены принципы и другие общие и конкретные положения уголовного права, точное соблюдение которых при квалификации преступлений в следственной и судебной практике обеспечивает реализацию названного конституционного принципа. Так, согласно принципу законности, закрепленному в Уголовном кодексе, соответственно «преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только настоящим Кодексом» и «применение уголовного закона по аналогии не допускается». На основании принципа равенства граждан перед законом, установленного Уголовным кодексом, «лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств». В соответствии с принципом вины, определенном в Уголовном кодексе, предусмотрено, что «лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина, «объективное вменение, то есть уголовная ответственность за невиновное причинение вреда, не допускается».
Важнейшее общее положение, в котором наиболее ярко и рельефно высвечивается уголовно-правовое значение точной квалификации преступлений, где предусмотрено, что «основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного настоящим Кодексом». Обеспечение законности предполагает, естественно, соблюдение при квалификации преступлений всех уголовно-правовых норм, определяющих конкретные составы преступлений и их признаки.
Выражая социально-политическую и юридическую оценку совершенного деяния, точная квалификация преступления является основанием для отрицательной оценки государством и обществом совершенного деяния как преступного с учетом его тяжести и степени общественной опасности; фиксирует содержание нарушенных общественных отношений и причинение вреда обеспечиваемым ими социальным ценностям, характер и направленность содеянного, форму вины и т. д.; определяет соответствие фактических признаков совершенного преступления признакам состава преступления, предусмотренного конкретной статьей Особенной части УК РК, а при неоконченном преступлении или преступлении, совершенном в соучастии не исполнителем — еще и соответствующими статьями УК.
При точной квалификации преступления гарантируются права и законные интересы виновного посредством индивидуализации уголовной ответственности и наказания, а также вытекающих из этого правовых последствий, поскольку обеспечивается применение, во-первых, той статьи Особенной части УК РК, которая соответствует совершенному деянию, во-вторых, норм Общей части этого УК, регламентирующих возможность привлечения к уголовной ответственности за приготовление к преступлению, назначение наказания с учетом степени общественной опасности конкретно содеянного и личности виновного, в частности, более мягкого наказания, чем предусмотрено законом за данное преступление, условного осуждения и т. д.
Точной квалификацией преступлений предопределяется законное и обоснованное освобождение от уголовной ответственности и от наказания и погашение судимости, предусмотренные статьями Общей части УК РК. В зависимости от квалификации преступления оно согласно ст. 10 этого УК относится к одной из четырех категорий: небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкому или особо тяжкому.
Правильная квалификация преступления обусловливает процессуальный порядок расследования преступлений, предусмотренный уголовно-процессуальным законом, то есть форму расследования или производства по уголовному делу, подсудность, порядок судопроизводства, объем прав обвиняемого и иные процессуальные последствия. Причем квалификация преступления, с одной стороны, и процессуальный порядок расследования преступлений — с другой, взаимосвязаны, взаимообусловлены и оказывают взаимное влияние друг на друга. Так, если содеянное содержит признаки двух или более составов преступлений, предусмотренных соответственно двумя или более уголовно-правовыми нормами, одна из которых охватывает содеянное в целом, а другая (другие) его часть (части), то совершенное деяние квалифицируется только по одной более полной норме лишь тогда, когда подобная квалификация не упрощает процессуальный порядок расследования.
Уголовно-правовое значение точной квалификации преступлений состоит и в том, что она позволяет правильно отразить в статистической отчетности состояние, структуру и динамику преступности, создает предпосылки для выявления тенденций последней и разработки наиболее эффективных мер борьбы с ней и с отдельными видами преступлений, в частности, посредством совершенствования уголовного законодательства.
В понятие правильной квалификации входит:
а) установить тот факт, что конкретное рассматриваемое общественно опасное деяние содержит в себе все те особенности, которые указал законодатель в определённой статье Особенной части уголовного кодекса в качестве типовых и существенных признаков всех преступлений данного вида;
б) применить уголовный кодекс именно той страны, на территории которой было совершено преступление;
в) применить именно ту статью, пункт и часть статьи или совокупности статей, которые охватывают совершённое преступление.
В случае отсутствия одного из этих требований есть ошибочная квалификация.
Уголовно-правовая квалификация выявляет и фиксирует в уголовно-процессуальных документах определённый вид уголовно-правового отношения.
Правильная, полная уголовно-правовая квалификация является основой объективной и точной судебной статистики.
Установление фактических обстоятельств совершённого преступления означает выявление объективной истины по уголовному делу. Это самостоятельный процесс, это процесс доказывания. Его нельзя отождествлять с уголовно-правовой квалификацией. Процесс доказывания фактических обстоятельств, установление объективной истины имеют значение предпосылки.
До 1958 года в уголовном законодательстве действовал институт аналогии (на данном этапе развития законодательства его заменяет распространительное толкование).
В англо-американском праве (как признают английские юристы) многие уголовно-правовые нормы по своей форме и по своей цели являются дополнением к прецедентному праву, то есть к правотворчеству суда.
В Китае: право не есть нормальная основа правильно организованного общества, так как оно не может учесть бесконечного разнообразия возможных конкретных ситуаций и грозит тем самым нарушением у людей врождённого чувства справедливости. (Основа - «правила приличия» - пример поведения властелина, народная мораль).
В отечественном законодательстве правильная квалификация - есть гарантия осуществления правосудия в соответствии с законом; она исключает неосновательное осуждение лица, действия которого не представляют общественной опасности и не являются противоправными, и создаёт правовые предпосылки для наказания действительного преступника.
Квалификация преступления влечёт процессуальные последствия: форму предварительного расследования, подсудность, порядок судопроизводства.
Она существенно с точки зрения криминологии и судебной статистики, которые, обобщая данные о состоянии и динамике преступности, служат исходным материалом при формировании социальных выводов о мерах борьбы с преступностью.
Ежегодно около 8-10 % приговоров изменяются или отменяются по причине неправильной квалификации.
2. Процесс квалификации преступлений состоит из сопоставления и сравнения, установленных фактических обстоятельств преступления с признаками, содержащимися в уголовном законе.
Этот процесс состоит из трех этапов:
1) Первоначально выявляются наиболее общие признаки деяния, то есть устанавливается тип правоотношения (преступление или проступок).
2) В случае обнаружения уголовно-правового отношения - наличие в деянии виновного признаков преступления, процесс квалификации вступает во второй этап.
Выявляются родовые признаки преступного деяния, то есть устанавливается какой главой Уголовного Кодекса охватывается рассматриваемое преступление (16 глав в Особенной части УК РК классифицированный по родовому объекту).
3) Третий этап заключается в выяснении и сопоставлении видовых признаков преступления. На этой же стадии происходит дальнейшая идентификация преступления в пределах избранной статьи (простои, квалифицированный состав).
Все три этапа взаимосвязанные действия
Процесс поиска уголовно-правовой нормы проходит четыре стадии:
а) состоит в упорядочении установленных данных и выделении из них юридически значимых признаков (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона).
б) состоит в выявлении всех возможных законодательных конструкций, моделей, которым соответствует имеющийся фактический материал;
в) выявление группы смежных составов преступлений;
г) выбор из этой группы одного состава, соответствующего совершенному преступлению.
Схема: Процесс квалификации преступления, поиска уголовно-правовой нормы.
|
1. Теория квалификации преступлений может рассматриваться в рамках проблемы применения правовых норм.
В большей же степени теория квалификации преступления относится к предмету уголовного права, раздел «Уголовный Закон».
Научные основы квалификации преступлений по своему содержанию несомненно являются проблемой Общей части уголовно-правовой теории.
Систему курса «Основы квалификации преступлений» образуют следующие темы: Понятие квалификации преступлений; Значение правильной квалификации; Методологические основы и основные приемы квалификации преступлений; Уголовный закон - юридическая основа квалификации преступлений; Квалификация и состав преступления; Квалификация неоконченной преступной деятельности; Квалификация преступлений, совершенных в соучастии; Квалификация при множественности преступлений; Конкуренция уголовно-правовых норм, коллизия.
Источники
1. Ашитов З.О. Социалистическая законность и квалификация преступлений. Алма-Ата., 1983;
2. Куринов Б.А. Научные основы квалификации преступлений. М., 1984;
3. Онгарбаев Е.А. Классификация преступлений и правовое значение. Караганда., 1996;
4. Исаев А.А. Теоретические и правовые проблемы применения специальных познаний для квалификации преступлений. Алматы., 1999;
5. Кудрявцев В.Н. Общая теория квалификации преступлений. М., 2001.