Производства по делам об административном
НАДЗОРЕ
Из положений ст. 246 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации следует, что дела, возникающие из публичных правоотношений,
рассматриваются и разрешаются судьей единолично, а в случаях,
предусмотренных федеральным законом, коллегиально по общим правилам
искового производства с особенностями, установленными гл. 23, гл. 24 - 26.2
указанного Кодекса и другими федеральными законами.
Суд обязан установить обстоятельства, являющиеся основаниями для
установления, продления, изменения или прекращения административного
надзора, вне зависимости от того, ссылается ли на них заявитель или
заинтересованное лицо. Неполнота таких обстоятельств должна быть
восполнена судом путем реализации своих полномочий в получении
доказательств по делу (ч. 6 ст. 261.6 ГПК). Если субъекты производства по делу
об административном надзоре не ссылаются на юридически значимые
обстоятельства дела, суд должен поставить такие обстоятельства на
обсуждение и принять меры к их установлению.
Заявление по делу об административном надзоре должно отвечать
требованиям статьи 261.6, статей 131 и 132 ГПК РФ.
В частности, в заявлении об установлении, о продлении, досрочном
прекращении административного надзора, частичной отмене либо о
дополнении ранее установленных административных ограничений должны
быть указаны наименование суда, в который подается заявление; наименование
органа, подающего заявление, его место нахождения либо лицо, подающее
заявление, его место жительства (пребывания) или указан его представитель;
фамилия, имя, отчество лица, в отношении которого подается заявление, его
место пребывания или жительства; основания подачи такого заявления и 5
обстоятельства, имеющие значение для принятия решения по делу;
предлагаемые к отмене или установлению виды административных
ограничений; перечень прилагаемых к заявлению документов.
К заявлению должны быть приложены имеющие значение для правильного
рассмотрения и разрешения дела документы и материалы, а также копии
заявления и документов для участвующих в деле лиц.
В заявлении исправительного учреждения об установлении
административного надзора за лицом, освобождаемым из мест лишения
свободы, указываются сведения о его поведении в период отбывания наказания
в исправительном учреждении (в том числе приобщается характеристика лица,
справка об имеющихся поощрениях и взысканиях). К заявлению прилагаются
копия приговора суда и копии иных судебных постановлений о приведении
приговора в соответствие с действующим законодательством, а также
постановление начальника исправительного учреждения о признании
осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания
наказания.
В заявлении органа внутренних дел об установлении, о продлении
административного надзора или дополнении ранее установленных
административных ограничений в отношении лица, освобожденного из мест
лишения свободы, указываются также сведения о его поведении (в частности,
приобщается характеристика лица). К заявлению прилагаются копия приговора
и копии иных судебных постановлений о приведении приговора в соответствие
с действующим законодательством, документы и материалы,
свидетельствующие о совершении данным лицом административных
правонарушений.
К заявлению органа внутренних дел либо поднадзорного лица о досрочном
прекращении административного надзора или о частичной отмене ранее
установленных административных ограничений прилагаются документы и
материалы, содержащие сведения, характеризующие лицо, в отношении
которого установлен административный надзор.
Заявление исправительного учреждения или органа внутренних дел
должно быть подписано его начальником или руководителем либо иным
уполномоченным лицом.
Заявление поднадзорного лица о досрочном прекращении
административного надзора или о частичной отмене административных
ограничений подписывается этим лицом либо его представителем при наличии
у него полномочий на подписание заявления, оформленных в соответствии с
требованиями статей 53, 54 ГПК РФ.
Согласно частям 1 и 2 статьи 136 ГПК РФ судья, установив, что заявление
подано без соблюдения требований, предусмотренных статьями 131, 132, 261.6
ГПК РФ, выносит определение об оставлении заявления без движения, о чем
извещает лицо, подавшее заявление, и предоставляет ему разумный срок для
исправления недостатков. В случае, если заявитель в установленный срок
выполнит указания судьи, перечисленные в определении, заявление считается
поданным в день первоначального представления его в суд. В противном 6
случае заявление считается неподанным и возвращается заявителю
определением судьи со всеми приложенными к нему документами.
Вместе с тем, при изучении дел, представленных на обобщение,
установлено, что судьи не всегда уделяют должного внимания качеству
оформления материалов по заявлениям об административном надзоре, не
проверяют его соответствие требованиям ст.ст.261.6 131, 132 ГПК РФ.
В частности, к производству суда принимаются заявления органов
внутренних дел об административном надзоре, в которых не указаны
основания установления надзора, не указаны обстоятельства, являющиеся
основанием к установлению административного надзора, что в будущем
приводит к затягиванию рассмотрения дела и нередко к неправильному его
разрешению. Также, в результате анализа представленных гражданских дел,
установлено, что суды не всегда проверяют наличие в материалах по заявлению
об административном надзоре, необходимых документов, перечень которых
содержится в ст. 261.6 ГПК РФ.