Место, время и процедура проведения собственно таможенных операций

Таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру, совершаются в местах нахождения таможенных органов и во время их работы (ст. 175 ТК ТС). Такими местами исходя из законодательства РБ являются пункты таможенного оформления, открытые в соответствии с законодательством.

ТмК ТС не определены места нахождения таможенных органов. Такими местами исходя из законодательства Республики Беларусь являются пункты таможенного оформления, открытые в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Пунктом таможенного оформления является официально установленное место постоянного размещения должностных лиц таможенных органов, их структурных подразделений, предназначенное для осуществления таможенного контроля и таможенного оформления товаров.

Непосредственные пункты таможенного оформления установлены Указом Президента от 7 авг №373 «О пунктах ввоза и вывоза товаров, перемещаемых через таможенную границу РБ».

Время работы там органов определяется государственным таможенным комитетом.Так действует Постановление Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 30.05.2014 N 29 "О времени работы таможенных органов в республиканских пунктах таможенного оформления".

Пунктом 2 статьи 175 ТКТС закреплена возможность совершения отдельных таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру, вне места нахождения и вне времени работы таможенных органов.

Законодатель не конкретизировал, какие таможенные операции могут совершаться вне места нахождения и вне времени работы таможенных органов. Определено только, что для этого необходим мотивированный запрос декларанта либо таможенного представителя. Наличие запроса предполагает принятие по нему решения таможенного органа о возможности (невозможности) совершения таможенных операций вне места нахождения и вне времени работы таможенных органов. Например, речь может идти о таможенных операциях, связанных с проведением таможенного контроля в форме таможенного осмотра или досмотра, если товары не размещены в зоне таможенного контроля пункта таможенного оформления, в который представлены таможенные документы для помещения товаров под таможенную процедуру.

Документы и сведения необходимые для помещения товаров под там процедуру:

Перечень документов и сведений, необходимых для выпуска товаров устанавливаются там код там союза. При помещщении товаров под там прроцедуру лица ,определ ТК ТС обязаны предосталть там органам документы и сведения необходимые для выпуска товаров. Там органы впрае требовать предоставления только тех документов и сведений, которые необх для собл там законодательства. Документы, необх для выпуска моугт быть представлены в форме ЭлектрД. Формы там документов определены решением комиссии там союза от 20 мая №260 о форме там документов.

Товары, перемещаемые через там границу помещаются под определенную по выбору лица там процедуру в порядке и на условиях, котор предусмотрены там кодексом там союза и национзаконодгосуч там союза. Деаларант вправе изменить выбр там процедуру на другую в соответстии с там код ТС. В шир смысле там процедуру можно определить как правовй режим. Выражающийся в определенном сочетании административно-правовых и финансово правовых средств регулирования, установленный там законодат и имеющий целью регламентировать правоотношения, возникающий между там органами и лицами реализующими права владения, пользования и распоряжения товарами. В узко специальном значении, используемом в там код там союза там процедура - это совокупность норм, определ для там целей требования и условия пользования и ( или) распоряжение товарами на там территории там союза и за ее пределами (деклар как при ввозе так и при вывозе, ввоз товаров для переработки - ввозится с примененим определенной процедуры, если они не выпущены для внутренннего потребления…).

Там процедура определяет совоккпность требований и условий, включающих

1. Порядок применения в отношении товаров включая ТС, там пошлин, налогов, а также запретов и ограничений, установленных в соответсвии с там договорами госуарств - членов там собза, Иными актами законодательства ТС и нац законодательством о гос регулировании внешнеторговой деятельности

2. Статус товаров для там целей, в зависимости от целей перемещения, и использования на там тер там союза или за ее пределами. Под статусом товаров и ТС для там целей понимается наличие или отсутствие запретов и ограничений напользований и распоряжение товарами и ТС, установленных там законодательством.

Таможенные процедуры см кодекс.

Таможенные процедуры предназначены для определения статуса товаров и ТС . Их назначение заключается в определении действий совершаемых с товарами и ТС. Эти действия не должны противоречить целям там политики там союза.

Такими целями являются:

1. Обеспечение наиболее эффективного использования инструментов там контрлля

2. Регулирование товарообмена на там тер там собза

3. Стимулирование развития нац экономики

Днем помещ товаров под там процед считается день выпуска товаров там органом в порядке, установленным такм кодексом там союза. Обязанность подтверждения соблюдения условий помещения товаров под там процедурувозлагается на декларантов и он же несет ответственность за несоблюдение условий и требований там процедуры. Там контроль за соблюдением условий там процедур при помещении под которые товары не приобретстату товаров там собза провод там органами того государства члена там союза на тер которого товары выпущены в соответсии с там процедурой.

В случае изъятия товаров помещен под там процедуру либо наложения аретса на такие товары действие там процедуры в отношении этих товаров приостанавливается и возобновляется после принятия решения об отмене изъятия товаров илбо наложения на них ареста.

№ 18. ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ И ФОРМЫ ДЕКЛАРИРОВАНИЯ ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Таможенное декларирование - заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров.

Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.

Значение декларирования связано с тем, что:

1. Декларирование представляет собой процедуру юридического оформления перемещения товаров через таможенную границу;

2. Декларирование обеспечивает таможенные органы сведениями о товарах, необходимыми для последующего таможенного контроля.

3. Результаты декларирования товаров и транспортных средств могут быть использованы должностными лицами таможенного органа в различных целях: правоохранительных (для борьбы с контрабандой и иными нарушениями таможенных правил), налоговых (в качестве налоговой декларации), для административного регулирования внешнеэкономической деятельностити (в целях осуществления квотирования, лицензирования и т.д.), организации иных видов гос. контроля на таможенной границе (ветеринарного, фитосанитарного, экологического, радиоактивного и т.д.), ведения внешнеторговой (таможенной) статистики и т.д.

При таможенном декларировании товаров в зависимости от заявляемых таможенных процедур и лиц, перемещающих товары, в соответствии со статьей 180 ТК ТС применяются следующие виды таможенной декларации:

№ п/п Вид таможенной декларации Сфера применения
декларация на товары при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита
транзитная декларация при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита
пассажирская таможенная декларация при таможенном декларировании товаров для личного пользования
декларация на транспортное средство при таможенном декларировании транспортных средств международной перевозки

№ 19. ПРАВОВОЙ СТАТУС ДЕКЛАРАНТА, ТАМОЖЕННОГО ПЕРЕВОЗЧИКА И ВЛАДЕЛЬЦА ТАМОЖЕННОГО СКЛАДА

декларант - лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары;

Декларант – им могут быть:

1) лицо государствава - члена ТС: - заключившее внешнеэкономическую сделку либо от имени (по поручению) которого эта сделка заключена;

- имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, - при отсутствии внешнеэкономической сделки;

2) иностранные лица: а- ФЛ, перемещающее товары для личного пользования; б- лицо, пользующееся таможенными льготами; в- организация, имеющая представительство, созданное на территории государствава - члена ТС в уст-нном порядке, - при заявлении таможенных процедур временного ввоза, реэкспорта, а также таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления только в отношении товаров, ввозимых для собственных нужд таких представительств; г- лицо, имеющее право распоряжаться товарами не в рамках сделки, одной из сторон которой выступает лицо гос-ва - члена ТС;

3) для заявления таможенной процедуры таможенного транзита - лица, указанные ранее, а также + перевозчик, в т.ч. таможенный перевозчик; - экспедитор, если он является лицом гос-ва - члена ТС.

Права декларанта: 1) осматривать, измерять и выполнять грузовые операции с товарами, находящимися под таможенным контролем; 2) брать пробы и образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, с разрешения таможенного органа; 3) присутствовать при проведении таможенного осмотра и досмотра товаров; 4) представлять док-ты и сведения в виде электронных док-в; 5) обжаловать решения таможенных органов, их ДЛ; 6) привлекать экспертов для уточнения сведений о декларируемых им товарах; Обязанности декларанта:1) произвести таможенное декларирование товаров; 2) представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация; 3) предъявить декларируемые товары в случаях, установленных ТКТС, либо по требованию таможенного органа; 4) уплатить таможенные платежи и (или) обеспечить их уплату; 5) соблюдать требования и условия использования товаров в соответствующ таможенной процедуре; Отв-ть декларанта. Декларант несет ответственность за неисполнение обязанностей, а также за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации, в т.ч. при принятии таможенными органами решения о выпуске товаров с использованием системы управления рисками.

ТАМОЖЕННЫЙ ПЕРЕВОЗЧИК

Таможенный перевозчик - ЮЛ государства - члена ТС, отвечающее условиям, определенным ТК ТС.ЮЛ признается таможенным перевозчиком после включения в реестр таможенных перевозчиков.

Условиями включения ЮЛ в реестр таможенных перевозчиков являются: 1) осуществление этим лицом д-ти по перевозке грузов в течение не менее 2 лет на день обращения в таможенный орган; 2) предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную не менее чем 200 тыс. евро, по курсу валют; 3) наличие разрешительного документа на осуществление ддеятельностити по перевозке грузов, если такой вид ддеятельностити требует наличия указанного документа; 4) нахождение в собственности, хоз. ведении, оперативном управлении, аренде используемых для перевозки товаров транспортных средств, в т.ч. транспортных средств, пригодных для перевозки товаров под таможенными пломбами и печатями; 6) отсутствие на день обращения в таможенный орган неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей, пеней; 7) отсутствие фактов привлечения в течение 1 года до дня обращения в таможенный орган к административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела; 8) иные условия.Основаниями для исключения ЮЛ из реестра таможенных перевозчиков являются: 1) несоблюдение условий включения в реестр таможенных перевозчиков, 2) несоблюдение перевозчиком обязанностей, 3) заявление таможенного перевозчика об исключении его из реестра таможенных перевозчиков; 4) ликвидация ЮЛ, 5) реорганизация ЮЛ.

Обязанности таможенного перевозчика:1) соблюдать условия и выполнять требования, установленные ТК ТС, при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита; 2) вести учет товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита и представлять в таможенные органы отчетность о перевозке таких товаров, в т.ч. с использованием инф. технологий; 3) исполнить обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов; 4) не разглашать полученную от отправителя товаров информацию, составляющую гос., коммерческую, банковскую и иную тайну; 5) информировать таможенный орган об изменении сведений, заявленных им при включении в реестр таможенных перевозчиков, в течение 5 рабочих дней со дня изменения таких сведений.Отв-ть таможенного перевозчика. Несет ответственность за неисполнение своих обязанностей при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.

ВЛАДЕЛЕЦ ТАМОЖЕННОГО СКЛАДА

Владелец таможенного склада - ЮЛ государства - члена ТС, отвечающее условиям, определенным ТамК.ЮЛ признается владельцем таможенного склада после включения в реестр владельцев таможенных складов.

Условиями включения ЮЛ в реестр владельцев таможенных складов являются: 1) нахождение в собственности, хоз. ведении, оперативном управлении или аренде помещений и (или) открытых площадок, предназначенных для использования в качестве таможенного склада; 2) наличие договора страхования риска своей ГО, которая может наступить вследствие причинения вреда товарам др. лиц, находящимся на хранении, или нарушения иных условий договоров хранения с др. лицами; 3) отсутствие на день обращения в таможенный орган неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей, пеней; 4) отсутствие фактов привлечения в течение 1 года до дня обращения в таможенный орган к административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела; 5) иные условия.Основаниями для исключенияЮЛ из реестра владельцев таможенных складов являются:1) несоблюдение условий включения в реестр владельцев таможенных складов, 2) несоблюдение владельцем таможенного склада обязанностей, 3) заявление владельца таможенного склада об исключении его из реестра владельцев таможенных складов; 4) ликвидация ЮЛ, 5) реорганизация ЮЛ.

Обязанности владельца таможенного склада:1) обеспечивать сохранность товаров; 2) соблюдать условия и требования в отношении хранения товаров; 3) обеспечивать возможность проведения таможенного контроля; 4) вести учет товарови представлять таможенным органам отчетность о таких товарах; 5) не допускать посторонних лиц без разрешения таможенных органов; 6) выполнять требования таможенных органов в отношении доступа ДЛ таможенных органов к хранящимся товарам; 7) в случае прекращения функционирования таможенного склада в течение 3 (трех) рабочих дней со дня, следующего за днем принятия решения известить лиц, поместивших товары на таможенный склад, о таком решении; 8) в случае утраты товаров, за исключением их утраты вследствие уничтожения при аварии или действии непреодолимой силы, либо выдачи товаров без разрешения таможенного органа уплатить ввозные таможенные пошлины, налоги при возникновении такой обязанности; 9) информировать таможенный органоб изменении сведений, заявленных им при включении в реестр Отв-ть владельца таможенного склада. Несет отв-ть за неисполнение своих обязанностей при хранении товаров на таможенном складе.

№ 20. ПРАВОВАЯ ОСНОВА ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО И НЕТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Соглашения по вопросам таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, в соответствии с которыми утвержденыЕдиный таможенный тариф таможенного союза, Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической д-ти таможенного союза и Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз в торговле с третьими странами. Все эти документы применяются с 1 января 2010 г.

Основными из этих соглашений являются:

·Соглашение о едином таможенно-тарифном регулировании (заключено в г. Москве 25.01.2008);

·Соглашение об условиях и механизме применения тарифных квот (заключено в г. Москве 12.12.2008);

·Протокол о единой системе тарифных преференций таможенного союза (подписан в г. Москве 12.12.2008);

·Соглашение о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран (заключено в г. Москве 25.01.2008);

·Соглашение о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами (заключено в г. Москве 09.06.2009).

·Соглашение об условиях и применения тарифов 2008

·Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза

·"Решение комиссии ТС от 27.11.09 №130 «О едином таможенном тарифном регулировании»

·Ряд соглашений по таможенной стоимости в стране происхождения

ПОНЯТИЕ И КЛАС МЕР НЕТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Нетарифные меры регулирования или нетарифные огарничения наряду с валютным курсом и там тарифом относятся к важнейшим инструментам регулирования внешнеэкономической деятельности. Применение мер НР в международной торговле обусловлено тем, что на нацтер госуарство может в кротчайшие сроки устан спец порядок поступления в страну иностранных товаровЮ создавая тем самым благоприятные предпосылки для эффективного развития экспортных производств и спец условия направленные на защиту отчесевтенных производителей и потребителей.

1. Объем и методика применния мер НР полностью регулируется национальным законодательством

2. Позволяют оперативно и эффективно влиять на формирующиеся угрозы путем применения адекватных мер защиты нац рынка в рамках конретноопределнного времени

3. Не явл дополнительным налоговым бременем, поскольку лишь косвенно влияют на конечную стоимость товаров.

Меры нетарифного регулирования позволяют обеспечить регулирование перемещения через там границу товаров, направленное на обеспечение нац безопасности, засчиты культурных ценностей, охраны окр среды, здоровья и жизни человека.

В РБ нетарифное регулирование осуществляется в следующих формах:

1. Количественных ограничений внешнейторгволи товарами

2. Предоставление исключительного права на осуществление внешней торговли отдельными видами товаров

3. Лицензировании внешней торговли отдельными видами товаров

4. Автоматического лицензирования экспорта и импорта отдельных видов товаров

Таможенный тариф – инструмент таможенной политики в области таможенного регулирования экономики страны, использующийся для реализации целей торговой политики и представляющий собой свод ставок таможенных пошлин облагаемых товаров.

Наши рекомендации