Принципы государственной и муниципальной службы

Принципы – центральное понятие основание системы, представляющее обобщение или распространение какого либо положения на все явления той области на которую данный принцип абстрагирован.правовое регулирование на основе системы принципов из действующего законодательства. все принципы отражают сущность содержание формы осуществления ГМС. Закрепление единых принципов является важной теоретической основой соединяющей виды государственной службы в стройную и связанную систему

Принципы выражающие предназначение ГМС

  • верховенство К и законов над иными НПА
  • приоритет П-О обязанность служащих соблюдать и признавать их
  • непартийность
  • открытость службы
  • доступность общественному контролю объективное информирование общества о состоянии ГМС

Принципы в основе правового статуса служащих и их деятельности

  • равный доступ граждан к ГМС
  • профессионализм и компетентность ГМС
  • ответственность служащих перед гражданами
  • обязательность принятых решений ГМС
  • стабильность ГМС

Принципы организационные

  • федерализм
  • единство системы
  • разграничение на МС и ГС
  • разделение государственной власти на ветви власти (законодательную исполнительную судебную)
  • единство правовых организационных основ предполагающих их законодательное закрепление

Роль принципов заключается в том, что на их основе определяется общая целевая направленность идеология правовых норм.

Предмет и метод правового регулирования ГГС, МС

Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (далее также - гражданский служащий).

Должности ГГС, МС

Должность– учрежденная в установленном порядке первичная структурная единица (составная часть) государственного или общественного органа.

Должность в социальном аспекте – элемент организации, общественной, производственной или управленческой деятельности, основанной на разделении и последующей кооперации труда личности, реализующей определенные социальные цели.

Правовой статус должности содержит перечень функций по конкретной должности с указанием конкретного круга (объема) обязанностей.

Должность определяет:

· объем и структуру функций – содержание деятельности

· цели и результаты деятельности, ее задачи, которые осуществляются государственными муниципальными служащими при замещении соответствующей должности

Все государственные должности принято делить на 2 группы:

· государственные должности РФ, устанавливаемые К РФ или ФЗ для непосредственного исполнения полномочий государственного органа. Перечень этих должностей установлен у Указе Президента РФ от 11.01.1995 г. № 32. Всего здесь 48 должностей. К ним относятся должности, которые замещаются в особом порядке и на них не распространяется законодательство о госслужбе.

· государственные должности субъектов РФ, учреждаемые К и Уставами субъектов. Эти должности замещаются лицами, на которых законодательство о госслужбе не распространяется.

· государственные должности государственной службы:

1.военные государственные должности. Учреждаются в Вооруженных силах и иных воинских образованиях для непосредственного исполнения задач и функций государства.

2.правоохранительные государственные должности. Учреждаются в Правоохранительных органах для обеспечения задач и функций государства по охране общественного порядка, для защиты прав человека и гражданина

3.должности государственной гражданской службы. Учреждаются в государственных органах З, И, С ветвей власти для обеспечения исполнения полномочий государственных органов и лиц, замещающих государственные должности РФ и государственные должности субъектов РФ.

Государственная должность принадлежит государству, а не лицу, ее замещающему для реализации полномочия государства и его органов.

Различие между должностями ГМС и государственными и муниципальными должностями:

· Акты: Гос. должности учреждаются К и ФЗ. Муниципальные должности учреждаются К (уставами субъектов, Законами субъектов) + Закон о Муниципальной службе. Должности ГМС учреждаются ФЗ, НПА, Законы субъектов + НПА ОМСУ в соответствие с Уставом и реестром.

· по характеру полномочий: гос должности непосредственно обеспечивают полномочия РФ, субъектов РФ, ОГВ; должности гос (муниципальной) службы опосредованно; они обеспечивают полномочия лиц, замещающих гос должности

· По реестрам должностей: гос (муницип) должности – реестр государственных должностей (Указ Президента – он носит информационный характер), Закон о Муниципальной службе; Должности гос (муницип) службы – Указ Президента № 1574

Впервые установление государственных должностей было в К РФ 1993 г.

Указ Президента № 1381 от 4.12.2009 – типовые государственные должности субъекта РФ. Сегодня в этом перечне 17 типовых должностей.

Государственная должность госслужбы –должность федеральных ОГВ, ОГВ субъекта РФ, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствие с К РФ, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению исполнения полномочий данного государственного органа денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

Признаки государственных должностей:

· первичный элемент, единица государственного органа

· должность учреждается в установленном порядке НПА соответствующего гос органа

· должность учреждается в законных, легитимных государственных органах

· должности включаются в реестр должностей и классифицируются там по государственным органам, по категориям должностей, по группам должностей, по функциональному назначению должностей.

· должность всегда имеет установленный определенный круг полномочий

· содержится за счет средств соответствующего бюджета

Должности федеральной государственной службы учреждаются 2 типов:

· должности, ведающие вопросами федерального значения

· должности, которые создаются в субъектах РФ по территориальному принципу

С понятием должности связаны такие институты, как квалификационные требования к должности; классные чины, воинские звания, дипломатические ранги, воинские звания; денежное содержание и его размер; социальные гарантии (в т.ч. пенсия за выслугу лет).

Должности государственной службы устанавливаются с двойной целью:

· для обеспечения исполнения полномочий государственных органов и лиц, замещающих государственные должности (гражданская служба)

· должности для непосредственного решения задач и функций государства (военная и ПО служба)

ФЗ от 2.03.2007 «О муниципальной службе» : предусмотрено учреждение должностей муниципальной службы.

Муниципальные должности:

· замещаемые на основании выборов (депутаты, глава МО и члены иных выборных органов) – не распространяется на них действие закона о муниципальной службе.

· должности муниципальной службы – они являются муниципальными служащими.

Должность муниципальной службы –должность, учрежденная в установленном порядке в ОМСУ, в аппаратах избирательной комиссии МО с установленным кругом полномочий по обеспечению исполнения полномочий ОМСУ, избирательной комиссии МО или должностного лица, замещающего муниципальную должность.

Наши рекомендации