Предмет система учебного курса.
Предмет система учебного курса.
Любое государственно организованное общество не может обойтись без государственного управления и государственного аппарата, т.е. корпуса служащих профессионально занимающихся трудом. Государственная служба – институт публичной власти представляет собой профессиональную деятельность, по средствам которой реализуются задачи и функции государства либо обеспечивающих исполнение полномочий государственных органов лиц замещающих государственные должности органов местного самоуправления лиц занимающих муниципальные должности.
Государственная и муниципальная служба могут быть исследованы: как общественно политическая социологическая организационно-управленческая правовая категория.
В науке трудового права, предметом исследования которой являются проблемы правового регулирования общественного труда ГС и МС рассматриваются как специфические разновидности трудовой и профессиональной деятельности
В науке конституционного права их рассматривают как одну из форм осуществления публичной власти
Все это говорит о том, что ГС и МС – комплексный институт, самостоятельная многофункциональная система, полностью обеспечивающей функционирование публичного сектора и выполняет 2 задачи:
- организационная
- социальная по обеспечению полномочий ГО и ОМС
Т.О. весь комплекс вопросов связанных с регулированием государственной и муниципальной службы относится к важному разделу АП и других отраслей права.
Право ГС и МС представляет собой совокупность взаимосвязанных правовых институтов, норм, которые регулируют однородные общественные отношения, входящие в предмет учебного курса и соответствующей отрасли права.
общая часть (институты: предмет и система ГС и МС, понятие сущность и принципы ГС и МС, виды государственной службы, взаимосвязь ГС с другими видами служб и МС, источники права ГС и МС, правовое положение государственных служащих, конфликт интересов на службе, должности ГС и МС реестры классификация и требования).
особенная часть ( институты: поступление на ГМС, конкурс на замещение вакантной должности, служебный контракт на ГС и трудовой договор на МС, прохождение ГМС: должностной регламент должностная инструкция аттестация классные чины аттестационный экзамен, служебное(трудовое) время, время отдыха, оплата труда, государственные гарантии (основные и дополнительные), служебная (трудовая) дисциплина, прекращение службы, повышение квалификации профессиональная подготовка переподготовка, кадровая работа на ГМС, Перечисленные институты особенной части имеют самостоятельный предмет регулирования, который связан с решением отдельных задач:
· поступление
· прекращение
· прохождение
· прохождение аттестаций и т.д.
3 элемент системы - нормы права о государственной и муниципальной службе.
Предмет курса – правовые отношения, складывающиеся меж различными субъектами этих отношений при поступлении прохождении и прекращении ГМС
Цель учебного курса – изучение комплекса теоретических и практических вопросов, правовое регулирование ГМС, формирование у обучающихся на основе законодательства учебной научной литературы системы знаний по проблемам правового регулирования ГМС. Задача – получение студентами сведений и современном состоянии ГМС, основных направлениях развития.
Предмет и метод правового регулирования ГГС, МС
Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (далее также - гражданский служащий).
Должности ГГС, МС
Должность– учрежденная в установленном порядке первичная структурная единица (составная часть) государственного или общественного органа.
Должность в социальном аспекте – элемент организации, общественной, производственной или управленческой деятельности, основанной на разделении и последующей кооперации труда личности, реализующей определенные социальные цели.
Правовой статус должности содержит перечень функций по конкретной должности с указанием конкретного круга (объема) обязанностей.
Должность определяет:
· объем и структуру функций – содержание деятельности
· цели и результаты деятельности, ее задачи, которые осуществляются государственными муниципальными служащими при замещении соответствующей должности
Все государственные должности принято делить на 2 группы:
· государственные должности РФ, устанавливаемые К РФ или ФЗ для непосредственного исполнения полномочий государственного органа. Перечень этих должностей установлен у Указе Президента РФ от 11.01.1995 г. № 32. Всего здесь 48 должностей. К ним относятся должности, которые замещаются в особом порядке и на них не распространяется законодательство о госслужбе.
· государственные должности субъектов РФ, учреждаемые К и Уставами субъектов. Эти должности замещаются лицами, на которых законодательство о госслужбе не распространяется.
· государственные должности государственной службы:
1.военные государственные должности. Учреждаются в Вооруженных силах и иных воинских образованиях для непосредственного исполнения задач и функций государства.
2.правоохранительные государственные должности. Учреждаются в Правоохранительных органах для обеспечения задач и функций государства по охране общественного порядка, для защиты прав человека и гражданина
3.должности государственной гражданской службы. Учреждаются в государственных органах З, И, С ветвей власти для обеспечения исполнения полномочий государственных органов и лиц, замещающих государственные должности РФ и государственные должности субъектов РФ.
Государственная должность принадлежит государству, а не лицу, ее замещающему для реализации полномочия государства и его органов.
Различие между должностями ГМС и государственными и муниципальными должностями:
· Акты: Гос. должности учреждаются К и ФЗ. Муниципальные должности учреждаются К (уставами субъектов, Законами субъектов) + Закон о Муниципальной службе. Должности ГМС учреждаются ФЗ, НПА, Законы субъектов + НПА ОМСУ в соответствие с Уставом и реестром.
· по характеру полномочий: гос должности непосредственно обеспечивают полномочия РФ, субъектов РФ, ОГВ; должности гос (муниципальной) службы опосредованно; они обеспечивают полномочия лиц, замещающих гос должности
· По реестрам должностей: гос (муницип) должности – реестр государственных должностей (Указ Президента – он носит информационный характер), Закон о Муниципальной службе; Должности гос (муницип) службы – Указ Президента № 1574
Впервые установление государственных должностей было в К РФ 1993 г.
Указ Президента № 1381 от 4.12.2009 – типовые государственные должности субъекта РФ. Сегодня в этом перечне 17 типовых должностей.
Государственная должность госслужбы –должность федеральных ОГВ, ОГВ субъекта РФ, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствие с К РФ, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению исполнения полномочий данного государственного органа денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.
Признаки государственных должностей:
· первичный элемент, единица государственного органа
· должность учреждается в установленном порядке НПА соответствующего гос органа
· должность учреждается в законных, легитимных государственных органах
· должности включаются в реестр должностей и классифицируются там по государственным органам, по категориям должностей, по группам должностей, по функциональному назначению должностей.
· должность всегда имеет установленный определенный круг полномочий
· содержится за счет средств соответствующего бюджета
Должности федеральной государственной службы учреждаются 2 типов:
· должности, ведающие вопросами федерального значения
· должности, которые создаются в субъектах РФ по территориальному принципу
С понятием должности связаны такие институты, как квалификационные требования к должности; классные чины, воинские звания, дипломатические ранги, воинские звания; денежное содержание и его размер; социальные гарантии (в т.ч. пенсия за выслугу лет).
Должности государственной службы устанавливаются с двойной целью:
· для обеспечения исполнения полномочий государственных органов и лиц, замещающих государственные должности (гражданская служба)
· должности для непосредственного решения задач и функций государства (военная и ПО служба)
ФЗ от 2.03.2007 «О муниципальной службе» : предусмотрено учреждение должностей муниципальной службы.
Муниципальные должности:
· замещаемые на основании выборов (депутаты, глава МО и члены иных выборных органов) – не распространяется на них действие закона о муниципальной службе.
· должности муниципальной службы – они являются муниципальными служащими.
Должность муниципальной службы –должность, учрежденная в установленном порядке в ОМСУ, в аппаратах избирательной комиссии МО с установленным кругом полномочий по обеспечению исполнения полномочий ОМСУ, избирательной комиссии МО или должностного лица, замещающего муниципальную должность.
По сфере действия
· универсальные (регулирующие все виды служб)
· специальные (регулирующие однородные группы общественных отношений)
6.по субъекту принятия НПА
7.по порядку вступления в силу
· вступающие в силу по истечении определенного срока после официального опубликования
· вступающие в силу по истечении срока, указанного в акте
8.по времени действия
· принимаются на неопределенное время действия
· принимаются на определенное время действия (указывается срок или дата)
9. по объекту воздействия
· граждане РФ
· граждане иностранных государств
· государственные служащие
· муниципальные служащие
· государственные органы и ОМСУ
· иные муниципальные органы
Особенности источников, регулирующих ГМС:
- комплексное, многоотраслевое содержание (включает нормы конституционного, административного, муниципального, трудового права, ПСО, ФП)
- многоуровневый характер источников; это порождает проблему согласования НПА различного уровня. Особенно остро в части разграничения регулятивных полномочий федерации, субъектов федерации, муниципальных образований.
- отсутствует комплексная нормативная правовая база, позволяющая регулировать в полной мере отношения на государственной и муниципальной службах
В систему источников права, регулирующих отношения на ГГС включены:
- К РФ
- ФЗ от 27.05.2003 № 58 –ФЗ «О системе госслужбы РФ»
- Закон о ГГС
- другие ФЗ, регулирующие особенности прохождения ГГС
- Указы Президента РФ
- Постановления Правительства РФ
- НПА ФОИВ
- Конституции (Уставы), законы, иные НПА субъектов РФ
- НПА иных государственных органов
При этом предусмотрена ч. 4 ст. 15 К РФ. В случаях, особо не оговоренных специальными НПА, на гражданских служащих и иных распространяются общие нормы законодательства о труде. В отношении норм публичного и трудового частного права, применительно к отношениям на ГМС, устанавливается в законах о видах службы.
На муниципальной службе приоритет отдается нормам трудового права над специальными. Отношения на военной службе регулируются исключительно нормами АП. То же самое о правоохранительной службе, но в отдельных случаях там применяются нормы ТП.
Если один и тот же вопрос в регулировании труда должны применяться нормы административного законодательства, нормы ТП в этом случае применяются, если законодательство о государственной службе вообще не регулирует данный вопрос.
ФЗ и иные НПА ФОГВ
ФЗ от 27.05.98г. О системе госслужбы РФ.Содержит 20 статей. Предметом регулирования данного закона являются правовые организационные основы систему управления госслужбы РФ. Данный закон рамочный, содержит комплексные нормы, регулирующие отношения во всех видах госслужбы РФ.
Основные положения закона:
· Дано определение государственной службы РФ
· Определено, что нанимателем государственного служащего является государство – РФ или субъект РФ
· Закреплены 3 вида государственной службы: военная, гражданская, правоохранительная
· отказ от использования на госслужбе ТД и замена их служебными контрактами
· регулируются вопросы поступления на службу, ее прохождения и прекращения
· устанавливаются должности госслужбы, реестры должностей, классные чины, дипломатические ранги
· стаж государственной службы
· кадровый езерв и управление службой
ФЗ от 27.07.04 «о ГГС»
Право ГС и МС представляет собой совокупность взаимосвязанных правовых институтов, норм, которые регулируют однородные общественные отношения, входящие в предмет учебного курса и соответствующей отрасли права.
общая часть (институты: предмет и система ГС и МС, понятие сущность и принципы ГС и МС, виды государственной службы, взаимосвязь ГС с другими видами служб и МС, источники права ГС и МС, правовое положение государственных служащих, конфликт интересов на службе, должности ГС и МС реестры классификация и требования).
особенная часть ( институты: поступление на ГМС, конкурс на замещение вакантной должности, служебный контракт на ГС и трудовой договор на МС, прохождение ГМС: должностной регламент должностная инструкция аттестация классные чины аттестационный экзамен, служебное(трудовое) время, время отдыха, оплата труда, государственные гарантии (основные и дополнительные), служебная (трудовая) дисциплина, прекращение службы, повышение квалификации профессиональная подготовка переподготовка, кадровая работа на ГМС,
Требования к служебному поведению гражданского служащего
1. Гражданский служащий обязан:
1) исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;
2) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности;
3) осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством Российской Федерации компетенции государственного органа;
4) не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам;
5) не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;
6) соблюдать ограничения, установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами для гражданских служащих;
7) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций;
8) не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство;
9) проявлять корректность в обращении с гражданами;
10) проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации;
11) учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий;
12) способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;
13) не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа;
14) соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации.
2. Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории "руководители", обязан не допускать случаи принуждения гражданских служащих к участию в деятельности политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.
Кадровая работа
Кадровая работа включает в себя:
1) формирование кадрового состава для замещения должностей гражданской службы;
2) подготовку предложений о реализации положений настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов о гражданской службе и внесение указанных предложений представителю нанимателя;
3) организацию подготовки проектов актов государственного органа, связанных с поступлением на гражданскую службу, ее прохождением, заключением служебного контракта, назначением на должность гражданской службы, освобождением от замещаемой должности гражданской службы, увольнением гражданского служащего с гражданской службы и выходом его на пенсию за выслугу лет, и оформление соответствующих решений государственного органа;
4) ведение трудовых книжек гражданских служащих;
5) ведение личных дел гражданских служащих;
6) ведение реестра гражданских служащих в государственном органе;
7) оформление и выдачу служебных удостоверений гражданских служащих;
8) обеспечение деятельности комиссии по урегулированию конфликтов интересов;
9) организацию и обеспечение проведения конкурсов на замещение вакантных должностей гражданской службы и включение гражданских служащих в кадровый резерв;
10) организацию и обеспечение проведения аттестации гражданских служащих;
11) организацию и обеспечение проведения квалификационных экзаменов гражданских служащих;
12) организацию заключения договоров с гражданами на время их обучения в образовательном учреждении профессионального образования с последующим прохождением гражданской службы;
13) организацию профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировки гражданских служащих;
14) формирование кадрового резерва, организацию работы с кадровым резервом и его эффективное использование;
15) обеспечение должностного роста гражданских служащих;
16) организацию проверки достоверности представляемых гражданином персональных данных и иных сведений при поступлении на гражданскую службу, а также оформление допуска установленной формы к сведениям, составляющим государственную тайну;
17) организацию проведения служебных проверок;
18) организацию проверки сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также соблюдения гражданскими служащими ограничений, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;
19) консультирование гражданских служащих по правовым и иным вопросам гражданской службы.
2. Положение о подразделении государственного органа по вопросам государственной службы и кадров утверждается руководителем государственного органа.
Должностной регламент
Профессиональная служебная деятельность осуществляется в соответствии должностным регламентом, утверждаемым на основе примерного должностного регламента представителем нанимателя
Граждане, поступающие на ГМС еще до издания акта о назначении на должность, должны быть ознакомлены с должностным регламентом, должностной инструкцией.
Должностной регламент – правовой акт, устанавливающий правовой статус должности, в том числе права, обязанности и ответственность, условия и основание замещения должности, квалификационные требования по должности, правила и процедуры юридически значимых действий, совершаемых по должности, а также перечни вопросов, рассматриваемых, согласовываемых или разрешаемых лицом, замещающим должности.
Должностной регламент |
1. общие положения 2. статус должности, ее место в структуре органа 3. квалификационные и иные требования 4. должностные права, обязанности, ответственность служащего 5. государственные услуги, оказываемые служащим 6. перечень вопросов, по которым служащий в праве или обязан самостоятельно принимать решения или участвовать в подготовке их проектов 7. порядок подготовки проектов решений 8. порядок служебного взаимодействия служащего с другими служащими, иными государственными органами, организациями 9. критерии и правила оценки служебной деятельности 10. показатели эффективности и результативности служебной деятельности |
Положения должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, аттестации, квалификационного экзамена, планировании профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.
4. Результаты исполнения гражданским служащим должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы или включении гражданского служащего в кадровый резерв, оценке его профессиональной служебной деятельности при проведении аттестации, квалификационного экзамена либо поощрении гражданского служащего.
5. Примерные должностные регламенты утверждаются соответствующим органом по управлению государственной службой.
Стаж гражданской службы
1. В стаж (общую продолжительность) гражданской службы для установления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную гражданскую службу включаются периоды замещения:
1) должностей гражданской службы, воинских должностей и должностей правоохранительной службы;
2) государственных должностей;
3) должностей муниципальной службы;
4) выборных должностей в органах местного самоуправления;
5) иных должностей в соответствии с федеральными законами.
2. Порядок исчисления стажа государственной гражданской службы Российской Федерации и зачета в него иных периодов замещения должностей устанавливается указом Президента Российской Федерации.
3. Стаж государственной гражданской службы Российской Федерации для назначения пенсии за выслугу лет гражданским служащим устанавливается в соответствии с федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей.
39. Служебная дисциплина.
- это соблюдение гос и мун служащим обязательных правил поведения в процессе службы, выполнении возложенных на него служебных обязанностей. Т.е. под служебной дисциплиной понимается фактическое поведение служащего и надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.
Данное понятие имеет внешний и внутренний аспекты:
- Внешний – заключается в подчинении служебному или трудовому распорядку установленном в гос или мун органе, в котором служащий состоит в служебном или трудовом отношении.
- Внутренний – совокупность правил, регулирующих служебную, трудовую функцию гос или мун служащего.
Т.о. служебная дисциплина на гос и мун службе это обязательное для служащих соблюдение служебного распорядка гос органа, ПВТР, должностного регламента, установленных федеральным законодательством, законодательством субъектов федерации, муниципальными ПА, служебным контрактом и ТД.
Представитель нанимателя в соответствии с перечисленными ПА обязан создавать условия необходимые для соблюдения гос и мун служащими служебной дисциплины.
49.
Управление ГГС,МС
О необходимости создания системы управления ГМС было предусмотрено в концепции реформирования системы, утвержденной Президентом РФ 15.08.2001 г. № 1496.
Система управления ГМС создается на федеральном уровне, на уровне субъектов РФ и на уровне государственных органов. Дальнейшее развитие положений концепции о системе управления государственной службой получило развитие в Указе Президента РФ от 19. 11. 2002 г. № 1336, которым была утверждена программа реформирования ГМС.
Указ Президента РФ от 10.03.2010 г. № 261 «О федеральной программе реформирования и развития системы государственной службы РФ 2009-2013 гг». Основными направлениями реформирования и развития системы являются создание системы управления ГМС.
В широком смысле управление – руководство чем-либо, кем-либо. Управление ГМС можно рассматривать с двух сторон:
1. управление, как организующая деятельность, имеющая определенное административное содержание, особый предмет и осуществляемая в установленных организационно-правовых формах.
2. управление как деятельность специально-созданных органов.
Управление ГМС осуществляется с целью обеспечения деятельности государственных служащих в государственных органах, муниципальных служащих в ОМСУ, проведения единой государственной кадровой политики, создание гарантий деятельности государственных органов, ОМСУ в соответствие с публичными интересами на основе установленных К РФ, ФЗ, Уставами (конституциями) и законами субъектов.
Признаки управления ГМС:
· практическая деятельность по определению основных направлений развития и реального функционирования всех элементов правового института ГМС
· это функция государственных органов, которая реализуется специально созданными органами, осуществляется в пределах установленных организационно-правовых форм
· основной целью управления является удовлетворение интересов государства, МО и у публичных интересов в целом
· управление основывается на принципах законности, подчиненности вышестоящим государственным органам и должностным лицам, единство основных требований, предъявляемых к службе
· признак стабильности ГМС
Органы управления ГМС осуществляют следующие задачи:
- обоснование предложений по развитию аппарата государственных органов РФ И субъектов РФ
- практическое осуществление положения законодательных актов в сфере организаций и деятельности государственной службы
- анализ, исследование и оценка деятельности ГМ служащих
- контроль за реализацией кадровой политики ГМ органов
- прогнозирование и планирование развития персонала ГМ органов
- организационно-методическое руководство и координация деятельности
- управление системой переподготовки и квалификации служащих
- разработка проектов штатов государственных органов, фондов заработной платы, требований к должностям и методических рекомендаций по организации труда служащих
- координация работы по проведению аттестаций, сдачи квалификационных экзаменов и присвоению классных чинов служащим
- организационное и методическое руководство системой испытания служащих
- организация и координация научных исследований в области ГМС, а также внедрение их результатов в практическую деятельность органов государства и МСУ
- ведение реестров государственных и муниципальных служащих, создание на этой основе информационных систем банка служащих для ГМС
Непосредственное управление службой осуществляют государственные органы и ОМСУ через образуемые ими кадровые службы, которые непосредственно подчиняются руководителю органа или находятся в двойном подчинении: непосредственно руководителю государственного органа, а функционально соответствующему управлению государственной службой.
Органы, созданные для управления службой:
· совет при президенте по кадровой политике
· департамент государственной службы в аппарате правительства
· главное управление по вопросам государственной службе и кадрам
На уровне субъектов РФ предусмотрено создание государственных органов по управлению ГГС субъекта РФ.
Предмет система учебного курса.
Любое государственно организованное общество не может обойтись без государственного управления и государственного аппарата, т.е. корпуса служащих профессионально занимающихся трудом. Государственная служба – институт публичной власти представляет собой профессиональную деятельность, по средствам которой реализуются задачи и функции государства либо обеспечивающих исполнение полномочий государственных органов лиц замещающих государственные должности органов местного самоуправления лиц занимающих муниципальные должности.
Государственная и муниципальная служба могут быть исследованы: как общественно политическая социологическая организационно-управленческая правовая категория.
В науке трудового права, предметом исследования которой являются проблемы правового регулирования общественного труда ГС и МС рассматриваются как специфические разновидности трудовой и профессиональной деятельности
В науке конституционного права их рассматривают как одну из форм осуществления публичной власти
Все это говорит о том, что ГС и МС – комплексный институт, самостоятельная многофункциональная система, полностью обеспечивающей функционирование публичного сектора и выполняет 2 задачи:
- организационная
- социальная по обеспечению полномочий ГО и ОМС
Т.О. весь комплекс вопросов связанных с регулированием государственной и муниципальной службы относится к важному разделу АП и других отраслей права.
Право ГС и МС представляет собой совокупность взаимосвязанных правовых институтов, норм, которые регулируют однородные общественные отношения, входящие в предмет учебного курса и соответствующей отрасли права.
общая часть (институты: предмет и система ГС и МС, понятие сущность и принципы ГС и МС, виды государственной службы, взаимосвязь ГС с другими видами служб и МС, источники права ГС и МС, правовое положение государственных служащих, конфликт интересов на службе, должности ГС и МС реестры классификация и требования).
особенная часть ( институты: поступление на ГМС, конкурс на замещение вакантной должности, служебный контракт на ГС и трудовой договор на МС, прохождение ГМС: должностной регламент должностная инструкция аттестация классные чины аттестационный экзамен, служебное(трудовое) время, время отдыха, оплата труда, государственные гарантии (основные и дополнительные), служебная (трудовая) дисциплина, прекращение службы, повышение квалификации профессиональная подготовка переподготовка, кадровая работа на ГМС, Перечисленные институты особенной части имеют самостоятельный предмет регулирования, который связан с решением отдельных задач:
· поступление
· прекращение
· прохождение
· прохождение аттестаций и т.д.
3 элемент системы - нормы права о государственной и муниципальной службе.
Предмет курса – правовые отношения, складывающиеся меж различными субъектами этих отношений при поступлении прохождении и прекращении ГМС
Цель учебного курса – изучение комплекса теоретических и практических вопросов, правовое регулирование ГМС, формирование у обучающихся на основе законодательства учебной научной литературы системы знаний по проблемам правового регулирования ГМС. Задача – получение студентами сведений и современном состоянии ГМС, основных направлениях развития.