Законодательство о браке, семье и опеке, трудовое законодательство, первые советские кодексы 1917 – 1920 гг.

Основной принцип общественного строя РСФСР в период установления советской власти: семья - ячейка общества. Нововведения в семейно-брачное право 1917-1918 гг.: 1) отменено обязательное согласие родителей на брак; 2) различие в вероисповедании или расовой принадлежности брачующихся перестало препятствовать заключению брака. Законная форма брака -гражданский. Была введена свобода развода.

1) брачный возраст: для мужчин - 18 лет, для женщин - 16; 2) впервые законодательно закреплено равенство женщин и мужчин в сфере брака и семьи; 3) установлен единственно допустимым моногамный брак; 4) уравнивались в правах дети, рожденные в браке и внебрачные. Декрет «О расторжении брака» ввел новый бракоразводный процесс. Развод осуществлялся по простой просьбе супругов. Развод по взаимному согласию супругов осуществлялся в органах загса. В случае спора при расторжении брака просьбы о разводе рассматривались судом, а потом развод регистрировался в органах загса. Декрет регулировал алиментные обязательства супругов по содержанию малолетних детей и мужа - по содержанию жены.

В сентябре 1918 г. был принят специальный Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве. Основные положения Кодекса: 1) церковный брак не порождает никаких юридических последствий; 2) уравнивались права полов; 3) отменялся принцип общности имущества супругов; 4) устанавливался принцип раздельности имущества родителей и детей; 5) запрещалось усыновление; 6) воспитание детей - общественная обязанность родителей, а не их частное дело.

Трудовое право впервые выделилось из гражданского права и стало самостоятельной отраслью. Первый Кодекс законов о труде РСФСР был принят в декабре 1918 г. Его разработкой занимались Наркомат труда и ВЦСПС. Принятию КЗоТ предшествовал ряд правовых актов советской власти (Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, Постановление СНК от 29 октября 1917 г. «О восьмичасовом рабочем дне, продолжительности и распределении рабочего времени»). КЗоТ воспринял все предшествующее законодательство и содержал разделы: 1) о трудовой повинности; 2) право на применение труда; 3) порядок предоставления труда; 4) о предварительном испытании; 5) о переводе и увольнении трудящихся; 6) о вознаграждении за труд; 7) о рабочем времени; 8) об

49 Гражданское право 1917-1920 гг. – его особенности.

Советское гражданское право формировалось в ходе национализации. В собственность государства перешли земля, недра, леса, воды, предприятия промышленности, транспорта и финансов. Национализация охватила и сферу жилья.Государство признавало и защищало такую частную собственность граждан, которая была основана на личном труде. Сокращались договорные отношения, так как отношения на национализированных предприятиях регулировались ад-министративно-правовыми методами.27 апреля 1918 г. ВЦИК принял Декрет «Об отмене наследования», по которому отменялись наследование и по закону, и по завещанию. После смерти владельца принадлежавшее ему движимое и недвижимое имущество становилось государственным достоянием. Имущество, не превышавшее 10 тыс. руб., поступало родственникам умершего в виде меры социального обеспечения.Декрет ВЦИК от 20 мая 1918 г. запретил дарение и иное безвозмездное предоставление имущества на сумму свыше 10 тыс. руб.Произошло сокращение торгового оборота.Вводятся гос.монополии на отдельные виды деятельности(размещение объявлений,торговля хлебом и сельскохозяйственными машинами,внешняя торговля) Денежные отношения вытеснялись натуральным продуктообменом.

50«Руководящие начала по уголовному праву» 1919г.

Систематизировав и обобщив судебную практику, Наркомюст в 1919 г. издал Руководящие начала по уголовному праву РСФСР. Руководящие начала представляли собой кодификацию норм Общей части уголовного права. Руководящие начала состояли из 8 разделов: об уголовном праве, об уголовном правосудии, о преступлении и наказании, о стадиях осуществления преступления, о соучастии, о видах наказания, об условном осуждении, о действии уголовного права в пространстве. Введение содержало классовую характеристику уголовного права, раскрывались его задачи - охрана общественных отношений в интересах трудящихся масс путем репрессий. Преступление понималось как нарушение порядка общественных отношений, охраняемого уголовным правом. Наказание трактовалось не как возмездие, а как оборонительная мера. При определении меры наказания суду предписывалось оценивать не только совершенное преступление, но и личность преступника. Насчитывалось 16 видов наказаний, причем меры общественного воздействия применялись в качестве уголовного наказания (общественное порицание, бойкот). Высшей мерой наказания был расстрел. Уголовная ответственность наступала с 14 лет. Широко применялось условное осуждение как имеющее воспитательное значение. Специфика Особенной части уголовного права состояла в наличии условного деления преступлений на «обычные», характерные для любой исторической обстановки, и «государственные, контрреволюционные преступления», направленные против правящего режима (вооруженные мятежи, шпионаж, теракты). Последние подлежали жестокому подавлению с применением крайних мер. Появление новых составов преступлений (объявление врагом народа, лишение свободы до победы мировой революции, объявление вне закона) являлось порождением революционного творчества и было спецификой отдельной страны.

51.Юридическое оформление образования СССР. Конституция СССР 1924.

29 декабря 1922 г. состоялась конференция полномочных представителей делегаций независимых республик (Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики, объединявшей Азербайджанскую ССР, Армянскую ССР, Грузинскую ССР), которая одобрила проекты Декларации и Договора об образовании СССР.30 декабря 1922 г. открылся I съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик, который юридически оформил образование СССР. Были утверждены: Декларация об образовании СССР и Договор об образовании СССР. Доклад о Декларации и Договоре об образовании СССР сделал на съезде И. В. Сталин.

Съездом были проведены выборы ЦИК СССР. Окончательное юридическое оформление образования СССР завершилось принятием Конституции Союза Советских Социалистических Республик - первой Конституции союзного государства. Конституция состояла из двух разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР. В ней более детально регламентировались система органов государства, предметы ведения органов власти и управления СССР и союзных республик.

52.СУДЕБНАЯ и военная РЕФОРМы 1922-1925 гг.

совокупность мероприятий Советского права и Коммунистич. партии в области правового строительства СССР. Суд. реформа. была обусловлена переходом страны к мирным условиям и введением нэпа. Осн. цель Суд. реформы. - укрепление социалистической законности . Осн. элементы Суд. реформы. РСФСР были восприняты с учетом местных условий др. Сов. республиками. Реорганизация суда, и кодификация законодательства, проведенные в 1922-23, обеспечили укрепление социалистической. законности и эффективное осуществление социалистического. правосудия.

Важнейшей сутью военной реформы являлось введение смешанной системы комплектования и подготовки Вооруженных Сил ,заключавшейся в сочетании территориально-милиционной системы с кадровой. В ходе военной реформы была произведена замена смешанной денежно-натуральной сметы чисто денежной, что переводило все содержание Красной Армии на платный принцип. Максимальное
сокращение армии позволило сэкономить значительные средства для восстановления и развития разрушенного войной хозяйства страны, и увеличить ассигнования на воссоздание оборонной промышленности. Декретом ВЦИК и СНК подтверждался принцип обязательной службы трудящихся, но в армию теперь стали призывать не с 18-ти, а с 21 года. В ходе реформы не нашла должного отражения такая проблема, как пенсионное обеспечение и трудоустройство комсостава, уволенного из рядов армии. Значительная часть из них оказалась безработными и без средств к существованию.

53. Кодификация Советского права 1922-1928гг.

Цель кодификации: создание прочной законодательной основы нэпа и рыночных отношений, становление единообразного законодательства и строгое исполнение законов, недопущение разрушительного влияние капиталистических отношений на политическую систему с помощью правовых ограничений. Уголовно-процессуальный кодекс, был четко урегулирован порядок уголовного судопроизводства. Закрепил демократические принципы процесса: неприкосновенность личности, гласность. Гражданский процессуальный кодекс, впервые законодательно устанавливался прядок разрешения гражданских дел, закрепил принципы устности, гласности, публичности судопроизводства. Змельный кодекс, отменялась навсегда ч/с на землю, недра, воды и леса. Вся земля объявлялась собственностью государства. Запрещались все виды сделок по отношению к земле. С переходом к новой экономической политике изменились условия и форма труда. Эти изменения необходимо было закрепить в новом трудовом законодательстве. Новый КЗоТ 1922 отменил трудовую повинность и уравнительную оплату труда. Основанием для трудовых отношений стал коллективный и трудовой договор. Введена систему обязательного социального страхования. Исправительно-трудовой кодекс устанавливал принципы организации мест лишения свободы и принудительных работ, определял виды мест заключения.

54. Гражданское право СССР, его особенности в 1930-х гг.

В сфере гражданского права большое внимание уделялось договорным отношениям. С 1931 г. все хозяйственные органы при поставке товаров, производстве работ и оказании услуг были обязаны оформлять письменные договоры. Усиливалась роль договора между предприятиями как средство выполнения плана.Устанавливалось два вида договоров: генеральные и локальные. Генеральные договоры заключались между центральными органами. На их основании заключались локальные договоры между конкретными хозяйственными субъектами. Развитие народного хозяйства сделало систему генеральных договоров неприемлемой. Это вызвало переход к системе прямых договоров. Прямые договоры заключались на основе протокольных соглашений. В 1937 г. протокольные соглашения были заменены основными условиями поставки. Существовала практика поставки продукции без заключения договоров. Постановлением Совета труда и обороны от 7 апреля 1935 г. был отменен договорный порядок поставки автомашин, отгрузка которых впредь должна была производиться по нарядам, выданным на основании плана, утвержденного правительством. В 1938 г. вводится бездоговорный по рядок поставки металлов и металлопродукции. Без договоров производилась поставка товаров на экспорт и т. д.

55.Уголовное право и процесс СССР, его особенности в 1930-х гг.

Основная цель уголовного права в 1930-е гг. - борьба против наиболее опасных государственных преступлений, совершенных
классовыми противниками советской власти, против преступлений, посягающих на социалистическую собственность, дезорганизующих нормальную работу промышленности и подрывающих трудовую дисциплину в СССР и т. д.Принципы уголовного процесса: 1) неприкосновенность личности; 2) гласность; 3) участие защитника и представителей общественности в судебном разбирательстве (только на стадии судебного разбирательства); 4) всестороннее и объективное исследование обстоятельств по делу; 5) свободная оценка судом доказательств. Стадии уголовного процесса: 1) возбуждение уголовного дела; 2) дознание и предварительное следствие; 3) предание суду;4) судебное разбирательство; 5) вынесение приговора; 6) кассационное рассмотрение; 7) исполнение приговора. Основания прекращения уголовного дела: 1) смерть обвиняемого; 2) примирение сторон (только по частным делам); 3) истечение срока давности. Особенность уголовно-процессуального законодательства в 1930-е гг. - возможность заочного рассмотрения уголовных дел.

56. Конституция СССР 1936г. – форма собственности, органы власти и центрального управления, избирательная система.

5 декабря 1936 г. VIII Чрезвычайным съездом Советов СССР была утверждена новая Конституция СССР. Конституция СССР 1936 г. преобразовала Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов в Советы депутатов трудящихся. В ней появились новые главы: об общественном устройстве, о местных органах государственной власти, о суде и прокуратуре, об основных правах и обязанностях граждан, об избирательной системе. Состояла из 13 глав, включающих 146 статей. В ней отражалось наличие в обществе дружественных классов рабочих и крестьян. Высшим органом государственной власти стал Верховный Совет СССР, избиравшийся на четыре года. Верховный Совет СССР состоял из двух палат: Совета Союза и Совета Национатьностей. Верховный Совет СССР избирал Президиум Верховного Совета СССР и Правительство СССР — Совет Народных Комиссаров. Совет Народных Комиссаров являлся высшим исполнительным и распорядительным органом СССР. Закреплялось всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании. Избирательное право предоставлялось гражданам СССР, достигшим 18-летнего возраста. Каждый гражданин имел один голос. Женщины пользовались правом избирать и быть избранными наравне с мужчинами. Конституция рассматривались основные права и свободы граждан СССР: право на труд; право на отдых; право на материальное обеспечение в старости; право на образование; равные права граждан СССР независимо от пола, национальности и расы; свобода совести, слова, печати, митингов и собраний, уличных шествий и демонстраций; неприкосновенность личности, жилища, тайна переписки; право граждан СССР на объединение в общественные организации. В Конституции также были закреплены и обязанности граждан СССР: соблюдать конституцию, исполнять законы, блюсти дисциплину труда, честно относится к общественному долгу, уважать правила социалистического общежития, беречь и укреплять общественную социалистическую собственность.

57. Изменения в государственном аппарате СССР в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Через неделю после начала Великой Отечественной войны в июне 1941 г. Президиум Верховного Совета, СНК и ЦК ВКП (б) приняли совместное постановление о создании высшего чрезвычайного органа — Государственного комитета обороны (ГКО), сосредоточившего в своих руках всю полноту власти. Возглавил Комитет И.В. Сталин. Все граждане и организации были обязаны выполнять решения и распоряжения ГКО. ГКО не имел своего аппарата и действовал через существующие государственные, партийные, общественные органы и своих уполномоченных. В некоторых городах создавались местные комитеты обороны, которые возглавлялись первыми секретарями обкомов или горкомов партии. В их состав также входили представители партийных органов, работники органов НКВД и военного командования и другие лица. Для эвакуации промышленных предприятий в восточные районы страны был создан Совет по делам эвакуации при ГКО. В октябре 1941 г. был образован Комитет по эвакуации продовольственных запасов, промышленных товаров и предприятий промышленности. В декабре 1941 г. оба этих органа сменило Управление по делам эвакуации. Эвакуацией людей занималось Управление по эвакуации населения. В июле 1941 г. Политбюро ЦК ВКП (б) приняло Постановление об организации партизанского движения на оккупированных территориях. Организация возлагалась на партийные органы, диверсионные военные группы и органы НКВД. Решением ГКО от 30 мая 1942 г. при Ставке главнокомандующего был создан Центральный штаб партизанского движения, в сентябре — Особое Главное командование партизанского движения.

Структура вооруженных сил включала фронты, армии, корпуса, дивизии, бригады, полки, батальоны, роты, взводы, отделения.Особая система военной юстиции регламентировалась Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и районах военных действий». Они рассматривали все преступления, совершенные военнослужащими, а также дела о преступлениях против обороны, общественного порядка, гос.безопасности.Надзорными инстанциями были Военная, Военно-железнодорожная, Военная воднотранспортная коллегии Верховного суда СССР и Пленум Верховного суда СССР.

58.Систематизациясоветского права в 50 – 70 гг., причины, результаты.

Изменения государственного строительства требовали и перестройки правовой системы. Действовавшие нормы устарели. Ключевые моменты кодификации: перестраивалась, обновлялась и кодифицировалась вся правовая доктрина и все отрасли права, а не отдельные правовые нормы; своеобразность советского государства исключала возможность использования зарубежной правовой теории и практики, что обусловило необходимость проведения собственных правовых разработок, основой которого было марксистско-ленинское учение о государстве и праве; длительная подготовка кодификации положительно отразилась на качестве вновь создаваемых правовых норм, которых отличала высокая юридическая техника, логичность построения; демократизация государственного управления положительно повлияла на условия кодификации - к обсуждению правовых проблем привлекались советские юристы, обществоведы и другие специалисты и практики, складывалась профессиональная юридическая школа. За рассматриваемый период Верховным Советом были приняты: Основы уголовного и гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик; Уголовный, уголовно-процессуальный, гражданский и гражданско-процессуальный кодексы. Существенные изменения были внесены в действующее законодательство. Особенностью советской кодификации было внедрение и отражение в праве основных принципов социалистического строя: распределения благ пропорционально затраченному труду; принцип демократической системы управления государством; Пр. взаимосвязи методов убеждения и принуждения в зависимости от правовой культуры гражданина.

59. Реформа отраслевого государственного управления СССР в 1957-1964 гг.

22 мая 1957 г. на собрании представителей колхозников Хрущев выдвинул знаменитый лозунг "Догнать и перегнать Америку!" по производству мяса и молочных продуктов. Выступление стало началом политики "прыжка вперед", выдвижения невыполнимых целей. В период 1957 — 1959 гг. были проведены административные реформы, большая часть которых не привела к успеху.В 1957 г. был принят закон о перестройке управления промышленностью, по которому вместо министерств в стране создавались Совнархозы. В сельском хозяйстве были проведены две административные реформы, цель которых— повышение эффективности сельского хозяйства. Первая заключалась в ликвидации МТС и передаче техники в собственность колхозов. Вторая реформа заключалась в новом укрупнении колхозов. После визита Н.С. Хрущева в США все хозяйства заставили переходить к посеву кукурузы. Стремление добиться как можно более весомых успехов в экономике нашло свое отражение и в ситуации с планом 6 пятилетки, когда через год после начала его осуществления, он был срочно пересмотрен, составлен переходный план на 1 — 2 года, а затем был принят "семилетний план" на период 1959 — 1965 гг. Курс на демократизацию включал в себя и гуманизацию социальной политики, ее поворот к нуждам и потребностям людей. Уже с лета 1953 г. Советское государство приступило к осуществлению целого комплекса мер, направленных на повышение благосостояния народа. К середине 50-х гг. они охватывали упорядочение системы и увеличение оплаты труда, снижение налогов, коренное улучшение пенсионного обеспечения, сокращение рабочей недели. Было положено начало становлению системы пенсионного обеспечения рабочих и служащих.

60.Изменение трудового законодательства во второй половине 1940-1950 гг.
В области трудового законодательства с окончанием войны были ликвидированы чрезвычайные меры, вызванные потребностями военного времени. С 1 июля 1945 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 июня 1945 г. восстанавливались отпуска и 8-часовой рабочий день, отменялись обязательные сверхурочные работы, прекращалась трудовая мобилизация граждан.

23 июня 1945 г. был принят Законе демобилизации, в соответствии с которым местные органы власти и руководители предприятий были обязаны предоставить работу демобилизованным военнослужащим в течение одного месяца.В феврале 1947 г. было возобновлено заключение коллективных договоров между администрацией предприятий и профсоюзами.Большое внимание уделялось охране труда и здоровья трудящихся. В соответствии с Инструкцией Министерства здравоохранения СССР и ВЦСПС, принятой 21 июня 1949 г., на предприятиях с вредными условиями труда устанавливался обязательный медицинский осмотр всех работающих. На сверхурочные работы не допускались беременные женщины, подростки и некоторые другие категории трудящихся.Для разрешения трудовых споров в соответствии с Положением о порядке разрешения трудовых споров, принятым в 1957 г., на предприятиях создавались комиссии по трудовым спорам. Решения комиссии могли быть обжалованы в фабрично-заводском комитете, а затем в суде.14 июля 1956 г. был принят Закон о государственных пенсиях, которым устанавливались единые критерии для назначения пенсий: возраст (60 лет для мужчин, 55 лет для женщин), трудовой стаж (25 лет для мужчин, 20 лет для женщин), среднемесячный размер заработной платы. Закон вводил минимум и максимум пенсионных выплат, для категорий низкооплачиваемых работников повышались пенсионные ставки.

Наши рекомендации