Формирование государственности у восточных славян. «Норманская теория».

Областью расселения славян считают Полесье, междуречье запад. Буга и Днестра с сев.на юг.В 6-8вв вост. славяне находились на стадии перехода от первобытнообщинного состояния к формированию государственности. Основным письменным источником исследования истории возникновения государственности у вост.славян является «Повесть временных лет»Нестора. Вост. Славя не занимались охотой, рыболовством, бортничеством, но основным занятием было земледелие. Подсечное земледелие (рубка,сжигание леса)сохраняло значение коллективного труда, патриархального уклада семьи.

В 7-9вв.произошла эволюция родовой общины в соседско-территориальную общину(вервь),но пережитки родственных связей оставались еще долго. Из родовой. общины выделились семьи. Соседская община состояла из малых семей, ведущих собственное хоз-во. Развитие орудий труда и улучшение земледельческой техники ,развитие торговли и ремесла привело к разделению труда и углубило процесс развития соц.неравенства. Имело место частное присвоение, постепенное накопление движимого имущества (скота, денег, рабов) обусловило формирование родовой верхушки, дружины, купцов, рабовладельцев, стремившихся подчинить себе свободных общинников. Большое значение имели воины и военная добыча. выделились воины-дружинники, служивших у племенных вождей, публичная власть отделилась от народа, т.е произошло перераспреде -ление властных функций от общинных собраний в пользу совета при князе, состоявщего из родовых старейшин и знатных воинов-дружинников. Формируется раннеклассовое общ-во и первые гос. образования. Государственность у восточных славян сложилась в первой половине IX века.

Норманская теория -«Норманнская теория»- это концепция образования Русского государства, основанная на отрывке из «Повести временных лет» содержащая рассказ о призвании в 862г. новгородцами варягов из-за моря во главе с князем Рюриком. Авторы норманнской теории немецкие ученые Байер, Шлецер, Миллер. Сторонники норманнской теории считали что государственность на Руси создана норманнами, т.к. славяне являлись дикими племенами и находились на очень низком уровне развития.

Первым «антинорманнистом»стал Ломоносов, он отрицал идею низкого уровня развития славян и неспособность создать гос-во. Русские князья, цари, импереторы поддерживали идею о своем норманнском происхождении. Основными доводами против норман.теории у славян стали:1)идея завоевания норманнами славян не нашла подтверждения.2)

легенда о 3х братьях очень распространенный эпический мотив, а «призвание»-выдумка летописца, рукой которого управляли полит. интерерсы. 3)процесс формирования гос-нности у славян-результат соц-эконом.и политич.развития общества.

3. Общественный строй и правовой статус отдельных групп населения Киевской Руси.Большая часть населения была лично свободной, но существовали категории экономически зависимого населения, в первую очередь рядовичи и закупы. Рядовичи брали взаймы чаще всего с/х продукцию (зерно) под небольшой процент. После того как рядович отдавал свой долг + проценты, он считался свободным от своих обязательств от кредитора. Более тяжелой формой экономической зависимости являлось закупничество. Закуп брал у кредитора деньги, серебро под очень высокий процент (до 50% годовых). Если долг и проценты не возвращались, то обязательства переходили на следующий год. Таким образом, закуп был привязан к личности кредитора. В полной зависимости, экономической и юридической, находились холопы (рабы). Основным источником холопства было пленение. Однако, холопы не играли значительной роли в хозяйственной жизни страны - чаще всего они выполняли роль домашних слуг в хозяйстве феодалов. Феодалы делились на крупных, средних и мелких, в зависимости от количества земли, которой они владели. С принятием христианства на Руси появляется социальная группа - духовенство. Церковь была крупным землевладельцем. Боярство - класс крупных землевладельцев. 2 пути формирования боярства: превращение старших дружинников великого князя в бояр и превращение в бояр старой родоплеменной знати. Дружина состояла из 3 частей: старшей, средней и младшей. За долгую службу старшие дружинники получали от князя земельные пожалования и становились феодалами.

Наши рекомендации