Эволюция сословно-представительной монархии в Московском государстве в ХVI-ХVII веках.

К середине XVI века Русь, преодолев феодальную раздробленность, превратилось в единое Московское государство, ставшее одним из самых крупных государств Европы.

При всей обширности своей территории Московское государство в середине XVI в. имело сравнительно малочисленное население, не более 6-7 млн. человек (для сравнения: Франция в это же время имела 17-18 млн. человек). Из русских городов только Москва и Новгород Великий насчитывали по несколько десятков тысяч жителей, удельный вес городского населения не превышал 2% от общей массы населения страны. Подавляющее большинство русских людей жили в небольших (по несколько дворов) деревнях, раскинувшихся на необъятных просторах Среднерусской равнины.

Образование единого централизованного государства ускорило социально-экономическое развитие страны. Возникали новые города, развивались ремесло и торговля. Шла специализация отдельных районов. Так, Поморье поставляло рыбу и икру, Устюжна — металлические изделия, из Соли Камской везли соль, из заокских земель - зерно, продукты животноводства. В разных районах страны шел процесс складывания местных рынков. Начался и процесс формирования единого общероссийского рынка, но он растянулся на длительное время и в основных чертах сложился лишь к концу XVII в. Окончательное его завершение относится ко второй половине XVIII в., когда при Елизавете Петровне были отменены еще сохранявшиеся внутренние таможенные пошлины.

Таким образом, в отличие от Запада, где образование централизованных государств (во Франции, Англии) шло параллельно складыванию единого общенационального рынка и как бы увенчивало его формирование, на Руси образование единого централизованного государства произошло раньше, чем сложился единый общероссийский рынок. И это ускорение объяснялось потребностью в военном и политическом объединении русских земель для освобождения от иноземного порабощения и достижения своей независимости.

Другой особенностью образования русского централизованного государства по сравнению с западноевропейскими государствами было то, что оно с самого начала возникало как многонациональное государство.

Отставание Руси в своем развитии— прежде всего экономическом, объяснялось несколькими неблагоприятными для нее историческими условиями. Во-первых, в результате губительного монголо-татарского нашествия были уничтожены накопленные веками материальные ценности, сожжено большинство русских городов и погибла или была уведена в плен и продана на невольничьих рынках большая часть населения страны. Более столетия понадобилось только для того, чтобы восстановилась численность населения, существовавшая до нашествия хана Батыя. Русь более чем на два с половиной столетия утратила национальную независимость и попала под власть иноземных завоевателей. Во-вторых, отставание объяснялось тем, что Московское государство было отрезано от мировых торговых путей и прежде всего морских. Соседние державы, особенно на западе (Ливонский орден, Великое княжество Литовское) практически осуществляли экономическую блокаду Московского государства, не допуская его участия в экономическом и культурном сотрудничестве с европейскими державами. Отсутствие экономического и культурного обмена, замкнутость в рамках своего узкого внутреннего рынка таили опасность нарастания отставания от европейских государств, что чревато было возможностью превращения в полуколонию и утраты своей национальной независимости.

Сказанное выше предопределяло основные направления внешней и внутренней политики Московского государства.Во-первых, это прорыв к мировым торговым путям и прежде всего к незамерзающим морским портам, а также овладение волжским торговым путем с выходом к Каспийскому морю и далее к “великому шелковому пути” в Персию, Индию и Китай. Если волжским торговым путем Московское государство овладело в XVI в., окончательно завоевав Казань и Астрахань, то прорыв к морским торговым путям растянулся более, чем на столетие и завершен был лишь в XVIII в. с возвращением в русское владение устья Невы и присоединением Прибалтики.

Следующей по важности задачей было освоение плодородного чернозема в Южнорусских степях (“Дикого поля”). Эти степи были практически необитаемыми, так как там хозяйничали конные разъезды крымских татар. Каждую весну многочисленная конная орда вторгалась в южные пределы Московского государства и Речи Посполитой (на Украину). Иногда крымчаки прорывались вплоть до Москвы как это было в 1571 и 1597 гг., захватывали иногда до десятка тысяч пленных.

Московское государство заслонялось от крымчаков линиями пограничных укреплений— “засечными полосами”. Они состояли из отдельных опорных пунктов крепостей (позже превращавшихся в торгово-ремесленные города), между которыми делали “засеки” — искусственные заграждения из поваленных деревьев. За “засеками” были сторожевые посты с наблюдательными вышками, и засеки объезжали конные патрули. “Засечные линии” обслуживались поселенными в пограничных городах служилыми людьми (которых наделяли землей) и казаками. Такими пограничными крепостями были Орел, Кромы, Курск, Борисоглебск. В течение XVII в. линии пограничных городов неуклонно передвигались к югу. Под прикрытием пограничных крепостей и засечных линий заселялись плодородные черноземные земли. Содержание пограничной “засечной черты” требовало от Московского государства огромных усилий. Окончательно безопасность юга России и заселение плодородных южнорусских земель были обеспечены только после завоевания Крыма русскими войсками в 1783 г.

Следующее важнейшее направление внешней политики Московского государства в XVI-XVII вв. — воссоединение в рамках единой государственности трех ветвей (великорусской, украинской и белорусской) некогда единой восточно-славянской народности, населявшей Киевское государство. Исходным событием, повлекшим за собой разделение единой восточнославянской народности на три ветви и формирование трех народностей: великорусской, украинской, и белорусской, явилось, в конечном счете, нашествие монголо-татарских завоевателей.

Владимирское великое княжество и другие русские княжества на среднерусской равнине почти на 250 лет оказались в составе Золотой Орды. А территория западно-русских княжеств (бывшего Киевского государства, Галицко-Волынская Русь, Смоленская, Черниговская, Турово-Пинская, Полоцкая земли),хотя и не вошли в состав Золотой Орды, но были чрезвычайно ослаблены и обезлюдели.

Наши рекомендации