Федеральная служба безопасности РФ
Федеральная служба безопасности РФ - это орган исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере обеспечения безопасности России и координирующий контрразведывательную деятельности. Основана в 1993. В декабре 1993 -- июне 1995 называлась Федеральная служба контрразведки (ФСК).
Правовую основу деятельности органов ФСБ составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон об органах ФСБ в Российской Федерации, другие федеральные законы и иные нормативные акты федеральных органов государственной власти. Деятельность органов ФСБ осуществляется также в соответствии с международными правовыми договорами России.
Правовое регулирование деятельности органов ФСБ Российской Федерации осуществляется также указами Президента Российской Федерации- Так, Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 1995г №633 было утверждено ”Положение о ФСБ России”, в котором определяется статус, структура и основные функции Федеральной службы безопасности. Положение определяет, что ФСБ является федеральньш органом исполнителъной власти, осуществляющгш в пределах своих полномочий государственное управление в сфере обеспечения безопасности Российской Федерации и непосредственно реализующим основные направления деятельности органов ФСБ.
Принципы деятельности и структура органов ФСБ
принцип законности;
принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина;
принцип гуманизма;
принцип единства системы органов ФСБ и централизации управления ими;
принцип конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности.
Органы ФСБ Российской Федерации представляют единую централизованную систему, в которую входят:
- Федеральная служба безопасности Российской Федерации;
- управления (отделы) ФСБ Российской Федерации по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопасности);
- управления (отделы) ФСБ Российской Федерации в Вооруженных Силах Российской Федерации, войсках и иных воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках).
ФСБ Российской Федерации, являясь федеральным органом исполнительной власти, создает территориальные органы безопасности и органы безопасности в войсках, осуществляет руководство ими и организует их деятельность, издает в пределах своих полномочий нормативные акты и непосредственно реализует основные направления деятельности органов ФСБ.
Функции ФСБ России, полномочия директора ФСБ Российской Федерации и коллегии ФСБ Российской Федерации определяются Положением о ФСБ Российской Федерации, утвержденным Президентом России.
Указом Президента РФ от 22 мая 1997 года №515 "0 структуре ФСБ Российской Федерации утверждена новая структура ФСБ Российской Федерации, которая дается в приложении к диссертации. Данная структура была утверждена в целях совершенствования системы обеспечения безопасности России.
3. Основные направления органов ФСБ
Согласно Федеральному закону Российской Федерации "Об органах ФСБ в Российской Федерации” деятельность органов ФСБ осуществляется по следующим основным направлениям:
- контрразведывательная деятельностъ;
- боръба с преступностъю;
- разведывательная деятелъностъ.
В Федеральном законе «О внешней разведке» ч.2 ст.11 говорится, что разведывательная деятельность органов ФСБ Российской Федерации осуществляется во взаимодействии с органами внешней разведки Российской Федерации в соответствии с Федеральным Законом "Об органах ФСБ в Российской Федерации".
3.1 Контрразведывательная деятельность
служба безопасность разведывательный борьба преступность
Контрразведывательная деятельность - это деятельность органов ФСБ в пределах своих полномочий по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленных на нанесение ущерба безопасности России (ст.9 Ф3 «Об органах ФСБ в Российской Федерации»).
Суть контрразведывательной деятельности заключается в противодействии разведывательно-подрывной деятельности спецслужб иностранных государств, иностранных организаций и их представителей (как правило, конспиративными средствами и приемами) с целью обеспечения безопасности России.
Под «специальной службой иностранного государства» понимается министерство, департамент или иное ведомство (включая его органы и представительства) какого-либо государства, в соответствии с национальным законодательством предназначенное проводить разведывательную или контрразведывательную деятельность, а также осуществлять иные специальные функции.
Осуществление контрразведывательной деятельности предполагает также «выявление, предупреждение, пресечение деятельности отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности России» (ч.1 ст.9). К таким лицам можно отнести граждан Российской Федерации, а равно иностранных граждан и лиц без гражданства, которые являются представителями спецслужб или организаций иностранных государств (завербованные иностранными разведками лица, эмиссары иностранных экстремистских и террористических организаций и т.д.). Представляется неправомерным включать в круг указанных лиц против которых направлена контррразведывательная деятельность, тех отдельных лиц, чьи действия наносят (или могут нанести) ущерб безопасности России, но совершаются не в связи с разведывательной или иной подрывной деятельностью спецслужб либо организаций иностранных государств-Борьба с такой деятельностью ведется органами ФСБ Российской Федерации в рамках и по правилам оперативно-розыскной деятельности.
Основаниями для осуществления органами ФСБ контрразведывательной деятельности являются:
а) наличие данных о признаках разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленных на нанесение ущерба безопасности России;
б) необходимость обеспечения защиты сведений, составляющих государственную тайну;
в) необходимость изучения (проверки) лиц, оказывающих или оказывавших содействие органам ФСБ на конфиденциальной основе;
г) необходимость обеспечения собственной безопасности
Перечень оснований для осуществления контрразведывательной деятельности является исчерпывающим и может быть изменен или дополнен только федеральными законами, В процессе контрразведывательной деятельности органы ФСБ могут использовать гласные и негласные методы и средства, особый характер которых определяется условиями этой деятельности. Сведения об организации, тактике, методах и средствах осуществления контрразведывательной деятельности составляют государственную тайну.
Контрразведывательная деятельность органов ФСБ имеет двоякое назначение. Во-первых, она подчинена задаче систематического информирования Президента Российской Федерации об угрозах безопасности страны наряду с информацией, поступающей к главе государства от других государственных органов, которая учитывается при выработке и принятии государственных решений, нормативных актов и т.п. Во-вторых, эта деятельность предназначена для определения первоочередных задач и приоритетных направлений деятельности органов ФСБ, разработки и осуществления упреждающих контрразведывательных программ на данных направленияx. В контрразведывательной деятельности органами ФСБ также определяется порядок осуществления проникновения этих органов в специальные службы и организации иностранных государств.
В Концепции национальной безопасности Российской Федерации указывается, что в современных условиях значение контрразведывательной деятельности в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации возрастает.
3.2 Борьба с преступностью
Наряду с контрразведывательной деятельностью одним из основных направлений деятельности ФСБ Российской Федерации является борьба с преступностью, что предполагает совокупность мер экономического, политико-правового, психологического, организационно-технического характера, направленных на:
устранение либо ослабление факторов, способствующих совершению преступлений;
предупреждение, пресечение, раскрытие, расследование и регистрацию преступлений;
предотвращение негативных последствий совершенных преступлений и др.
Органы ФСБ ведут борьбу с преступностью по составам преступлений, определенным законом. Статья 126 УПК РСФСР (новая редакция) дает перечень преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены к ведению органов ФСБ Российской Федерации.
В этот круг преступлений входят: шпионаж, террористическая деятельность, организованная преступность, коррупция, незаконный оборот оружия и наркотических средств, контрабанда, деятельность незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя России и некоторые другие.
На органы ФСБ федеральными законами и иными нормативными актами федеральных органов государственной власти могут возлагаться и другие задачи в сфере борьбы с преступностью.
В целях повышения эффективности борьбы с преступностью, быстрого и полного раскрытия преступлений, отнесенных законодательством Российской Федерации к ведению органов безопасности, Указом Президента Российской Федерации от 22 ноября 1994 года №21061 было создано Следственное управление ФСК Российской Федерации (сейчас ФСБ РФ); а также созданы следственные подразделения в органах контрразведки Российской Федерации (ФСБ РФ), на которые были возложены организация и производство предварительного следствия по делам о вышеуказанных преступленияx.
В целях борьбы с преступностью органы ФСБ имеют право осуществлять оперативно-розыскные мероприятия по предупреждению, пресечению и раскрытию вышеуказанных преступлений, осуществлять дознание и предварительное следствие по этим преступлениям, иметь и использовать следственные изоляторы, беспрепятственно входить в жилые помещения и в помещения учреждений, предприятий, организаций при пресечении преступлений или преследовании подозреваемых лиц, проверять у граждан документы при наличии оснований подозревать их в совершении преступлений и т.д. (ст. 13 Ф3 «Об органах ФСБ в РФ»).
Борьба с преступностью проводится путем осуществления оперативно-розыскных мероприятий в рамках оперативно-розыскной деятельности в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности», уголовным и уголовно процессуальным законодательством Российской Федерации, а также Федеральным законом «Об органах ФСБ в РФ».
3.3 Разведывательная деятельность
Одним из направлений деятельности Федеральной службы безопасности Российской Федерации является разведывательная деятельность.
Под разведывательной деятельностью понимается совершение гласных и конспиративных действий, применение специальных сил, средств и методов, направленных на получение информации, способствующей обеспечению безопасности страны. Как уже отмечалось, разведывательная деятельность - необходимое средство защиты государства и общества. Она осуществляется при условии невозможности или нецелесообразности обеспечения безопасности Российской Федерации иными способами (ч.2 с.2 Ф3 «О внешней разведке»).
Разведывательная деятельность осуществляется органами ФСБ в пределах своих полномочий и во взаимодействии с органами внешней разведки Российской Федерации в целях получения информации об угрозах безопасности страны. Порядок проведения разведывательных мероприятий, использования негласных методов и средств при осуществлении разведывательной деятельности определяются нормативными актами ФСБ Российской Федерации. Сведения об организации, тактике, методах, средствах осуществления разведывательной деятельности составляют государственную тайну.
4. Обеспечение собственной безопасности ФСБ
В условиях тайного противоборства противостоящих сторон (иностранных разведок и используемых ими организаций и лиц, с одной стороны, и органов безопасности Российской Федерации - с другой) существенное значение приобретает обеспечение собственной безопасности ФСБ.
Обеспечение собственной безопасности осуществляется органами ФСБ в соответствии с Федеральным Законом «Об оперативно-розыскной деятельности». Законодательство Российской Федерации непосредственно не раскрывает значение термина «собственная безопасность». Исходя из смысла положений Федерального закона «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации» и, ориентируясь на накопленный опыт работы в области обеспечения собственной безопасности, последнюю можно определить как степень защищенности органов, осуществляющих разведывательную и контрразведывательную деятельность, от внешних и внутренних угроз, минимальный уровень которой позволяет данным органам эффективно функционировать в сфере обеспечения национальной безопасности России.
Собственная безопасность применительно к деятельности спецслжуб вообще и органов ФСБ в частности, становится все более актуальной, Проблема обеспечения собственной безопасности носит практический характер, а усиление ее актуальности в современных условиях вызвано рядом внешних и внутренних факторов. Так, например, в результате распада СССР и смены политических режимов в странах Восточной Европы масштабы деятельности иностранных спецслужб против России значительно возросли, в том числе и за счет переориентации спецорганами этих государств и некоторыми из стран бывшего СССР своих разведывательных усилий в направлении России и ее органов контрразведки как объекта первоочередных устремлений. Последнее объясняется тем, что в этих органах сосредоточивается ценная информация, раскрывающая не только профессиональную деятельность этого органа, но и отдельные детали военно-политических планов и замыслов Российского руководства, перспективные направления научно-технического и внешнеэкономического сотрудничества с различными странами и т.п. В последние годы фиксируется значительное усиление разведывательно-подрывной деятельности спецслужб ряда государств. Это обусловило необходимость создания подразделений собственной безопасности в органах ФСБ Российской Федерации. На данный момент в структуре ФСБ Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 мая 1997 года №515, существует управление собственной безопасности.
5. Полномочия и права органов ФСБ
Успешное осуществление деятельности органов безопасности по основным направлениям предполагает наличие у них соответствующих полномочий. Следует заметить, что в настоящее время вопрос о полномочиях органов ФСБ на законодательном уровне решен основательно. Этому вопросу посвящена глава Ш Федерального закона «Об органах ФСБ в Российской Федерации». Она содержит полный перечень обязанностей и прав органов ФСБ. К обязанностям органов безопасности отнесено (ст-12):
информировать Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и по их поручениям федеральные органы государственной власти, а также органы государственной власти субъектов Российской Федерации об угрозах безопасности Российской Федерации;
выявлять, предупреждать, пресекать разведывательную и иную деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленную на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации;
добывать разведывательную информацию в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, повышения ее экономического, научно-технического и оборонного потенциала;
выявлять, предупреждать и пресекать преступления, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности; осуществлять розыск лиц, совершивших указанные преступления или подозреваемых в их совершении;
выявлять, предупреждать и пресекать акты терроризма;
разрабатывать и осуществлять во взаимодействии с другими государственными органами меры по борьбе с коррупцией, незаконным оборотом оружия и наркотических средств, контрабандой, деятельностью незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации;
обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность в Вооруженных Силах Российской Федерации, Пограничных войсках Российской Федерации, внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, Войсках Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, Железнодорожных войсках Российской Федерации, Войсках гражданской обороны Российской Федерации, иных воинских формированиях и в их органах управления, а также в органах внутренних дел, федеральных органах налоговой полиции, федеральных органах правительственной связи и информации, таможенных органах Российской Федерации;
обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность объектов оборонного комплекса, атомной энергетики, транспорта и связи жизнеобеспечения крупных городов и промышленных центров, других стратегических объектов, а также безопасность в сфере космических исследований, приоритетных научных разработок;
обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
участвовать в разработке и реализации мер по защите сведений, составляющих государственную тайну; осуществлять контроль за обеспечением сохранности сведений, составляющих государственную тайну в государственных органах, воинских формированиях, на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности; в установленном порядке осуществлять меры, связанные с допуском граждан к сведениям, составляющим государственную тайну;
проводить во взаимодействии со Службой внешней разведки Российской Федерации мероприятия по обеспечению безопасности учреждений и граждан Российской Федерации за ее пределами;
осуществлять в пределах своих полномочий и во взаимодействии с Пограничными войсками Российской Федерации меры по обеспечению охраны Государственной границы Российской Федерации;
обеспечивать во взаимодействии с органами внутренних дел безопасность представительств иностранных государств на территории Российской Федерации;
участвовать в пределах своих полномочий совместно с другими государственньши органами в обеспечении безопасности проводимых на территории Российской Федерации общественно-политических, религиозных и иных массовых мероприятий;
осуществлять регистрацию и централизованный учет радиоданных и радиоизлучений передающих радиоэлектронных средств;
выявлять на территории Российской Федерации радиоизлучения передающих радиоэлектронных средств, работа которых представляет угрозу безопасности Российской Федерации, а также радиоизлучения передающих радиоэлектронных средств, используемых в противоправных целях;
участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в решении вопросов, касающихся приема в гражданство Российской Федерации и выхода из него, въезда на территорию Российской Федерации и выезда за ее пределы граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации;
поддерживать мобилизационную готовность органов ФСБ;
осуществлять подготовку кадров для органов ФСБ, их переподготовку и повышение их квалификации.
Для исполнения этих обязанностей органы ФСБ наделены следующими правами (ст.13);
а) устанавливать на конфиденциальной основе отношения сотрудничества с лицами, давшими на то согласие;
б) осуществлять оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством Российской Федерации к сведению органов ФСБ, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации;
в) осуществлять проникновение в специальные службы и организации иностранных государств, проводящие разведывательную и иную деятельность, направленную на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации, а также в преступные группы;
г) осуществлять дознание и предварительное следствие по делам о преступлениях, отнесенных законодательством Российской Федерации к ведению органов ФСБ; иметь и использовать в соответствии с законодательством Российской Федерации следственные изоляторы;
д) осуществлять шифровальные работы в органах ФСБ, а также контроль за соблюдением режима секретности при обращении с шифрованной информацией в шифровальных подразделениях государственных органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности (за исключением учреждений Российской Федерации, находящихся за ее пределами);
е) использовать в служебных целях средства связи, принадлежащие государственным предприятиям, учреждениям и организациям, а в неотложных случаях - негосударственным предприятиям, учреждениям и организациям, а также общественным объединениям и гражданам Российской Федерации;
ж) использовать в случаях, не терпящих отлагательства, транспортные средства, принадлежащие предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности или общественным объединениям (за исключением транспортных средств, которые законодательством Российской Федерации освобождены от такого использования), для предотвращения преступлений, преследования и задержания лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, доставления граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения, а также для проезда к месту происшествия- По требованию владельцев транспортных средств органы ФСБ в установленном законом порядке возмещают им расходы либо причиненный ущерб;
з) беспрепятственно входить в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения, на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности в случае, если имеются достаточные данные полагать, что там совершается или совершено преступление, дознание и предварительное следствие по которому отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов ФСБ, а также в случае преследования лиц, подозреваемых в совершении указанных преступлений, если промедление может поставить под угрозу жизнь и здоровье граждан- Обо всех таких случаях вхождения в жилых и иные принадлежащие гражданам помещения органы ФСБ уведомляют прокурора в течение двадцати четырех часов;
и) проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления;
к) осуществлять административное задержание лиц, совершивших правонарушения, связанные с попытками проникновения и проникновением на специально охраняемые территории особорежимных объектов, закрытых административно-территориальных образований и иных охраняемых объектов, а также проверять у этих лиц документы, удостоверяющие их личность, получать от них объяснения, осуществлять их личный досмотр, досмотр и изъятие их вещей и документов;
л) вносить в государственные органы, администрации предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также в общественные объединения обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации, совершению преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов ФСБ;
м) получать безвозмездно от государственных органов предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности информацию, необходимую для выполнения возложенных на органы федеральной службы безопасности обязанностей за исключением случаев, когда федеральными законами установлен специальный порядок получения информации;
н) создавать в установленном законодательством Российской Федерации порядке предприятия, учреждения, организации и подразделения, необходимые для выполнения обязанностей, возложенных на органы ФСБ, и обеспечения деятельности указанных органов;
о) создавать подразделения специального назначения ддя вьшолнения обязанностей, возложенных на органы федеральной службы безопасности;
п) проводить криминалистические и другие экспертизы и исследования;
р) осуществлять внешние сношения со специальными службами и правоохранительными органами иностранных государств, обмениваться с ними на взаимной основе оперативной информацией, специальными техническими и иными средствами в пределах полномочий органов ФСБ и порядке, установленном нормативными актами ФСБ Российской Федерации; заключать в установленном порядке и пределах своих полномочий международные договоры Российской Федерации;
с) направлять официальных представителей органов ФСБ в иностранные государства по согласованию со специальными службами или с правоохранительными органами этих государств в целях повышения эффективности борьбы с преступлениями международного характера;
т) осуществлять меры по обеспечению собственной безопасности, в том числе по предотвращению проникновения специальных служб и организаций иностранных государств, преступных групп и отдельных лиц с использованием технических средств к защищаемым органами ФСБ сведениям, составляющим государственную тайну;
у) разрешать сотрудникам органов ФСБ хранение и ношение табельного оружия и специальных средств;
ф) использовать в целях зашифровки личности сотрудников органов ФСБ, ведомственной принадлежности их подразделений, помещений и транспортных средств документы других министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций;
х) проводить научные исследования проблем безопасности Российской Федерации;
ц) оказывать содействие предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности в разработке мер по защите коммерческой тайны;
ч) осуществлять на компенсационной или безвозмездной основе подготовку кадров для специальных служб иностранных государств, служб безопасности предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, если это не противоречит принципам деятельности органов ФСБ.