Конституция 24 июня 1793 г. декларация прав человека и гражданина

Народ французский, убежденный в том, что забвение есте­ственных прав человека и пренебрежение к ним — единственные причины бедствий человечества, принял решение изложить в тор­жественной декларации эти права, священные и неотъемлемые, дабы все граждане, имея возможность постоянно сравнивать дей­ствия правительства с целями всякого общественного учрежде­ния, никогда не допускали угнетать и унижать себя тиранией, дабы народ всегда имел перед глазами основы своей свободы и своего счастья, должностные лица — правила выполнения своих обязанностей, законодатель — предмет своего назначения. Вслед­ствие этого он провозглашает перед лицом верховного существа следующую декларацию прав человека и гражданина:

1. Целью общества является общее счастье. Правительством
установлено, чтобы обеспечить человеку пользование его естественными и неотъемлемыми правами.

2. Эти права суть "равенство, свобода, безопасность, собст­венность.

3. Все люди равны по природе и перед законом.

4. Закон есть свободное и торжественное выражение общей воли; он один и тот же для всех как в том случае, когда оказы­вает покровительство, так и в том случае, когда карает; он мо-

жет предписывать лишь то, что справедливо и полезно общест­ву; он может воспрещать лишь то, что приносит обществу вред.

5. Все граждане на равных правах имеют доступ к общест­венным должностям. Свободные народы не знают иных основа­ний для предпочтения при избрании, кроме добродетелей и спо­собностей.

6. Свобода есть присущая человеку возможность делать все, что не причиняет ущерба правам другого; ее основу составляет природа, а ее правило — справедливость; обеспечение свободы есть закон. Нравственную границу свободы составляет следую­щее правило: «Не причиняй другому того, что нежелательно те­бе самому от других».

7. Право выражать свои мысли и свои мнения как посредст­вом печати, так и любым иным способом, право собираться вме­сте, соблюдая спокойствие, и свободное отправление религиоз­ных обрядов не могут быть воспрещены. Необходимость провоз­глашения этих прав предполагает наличие деспотизма или жи­вое воспоминание о нем...

9. Закон должен охранять общественную и индивидуальную
свободу против угнетения со стороны правящих.

10. Никто не должен быть обвинен, задержан или подвергнут заключению иначе, как в случаях, предусмотренных законом, и с соблюдением порядка, предписанного им же. Каждый гражда­нин, вызванный или задержанный именем закона, обязан немед­ленно повиноваться; в случае сопротивления он подлежит ответ­ственности.

11. Всякий акт, направленный против лица, когда он не предусмотрен законом или когда он совершен с нарушением установленных законом форм, есть акт произвольный и тирани­ческий; лицо, против которого такой акт пожелали бы осущест­вить насильственным образом, имеет право оказать сопротивле­ние силой...

16. Право собственности состоит в принадлежащей каждому гражданину возможности пользоваться и располагать по усмот­рению своим имуществом, своими доходами, плодами своего тру­да и своего промысла...

19. Никто не может быть лишен ни малейшей части своей собственности без его согласия, кроме случаев, когда этого тре­бует установленная законом необходимость, и лишь под услови­ем справедливого и предварительного возмещения...

22. Образование составляет общую потребность. Общество должно всеми своими средствами способствовать успехам народ­ного просвещения и делать образование достоянием всех граж­дан...

25. Суверенитет зиждется в народе; он един, неделим, не погашается давностью и неотчуждаем.

26. Ни одна часть народа не может осуществлять власть, принадлежащую всему народу, но каждая часть верховного

собрания должна пользоваться правом выражать свою волю со­вершенно свободно.

27. Каждый, кто присвоит себе принадлежащий народу су­веренитет, да будет немедленно предан смерти свободными гражданами.

28. Народ всегда сохраняет за собой право пересмотра, пре­образования и изменения своей конституции. Ни одно поколение не может подчинить своим законам поколения будущие.

29. Каждый гражданин имеет равное право участвовать в образовании закона и в назначении своих представителей и сво­их агентов.

30. Государственные должности по существу временны; их нельзя рассматривать ни как отличия, ни как награду, но лишь как обязанности...

33. Сопротивление угнетению есть следствие, вытекающее из прочих прав человека.

34. Угнетение хотя бы одного только члена общества есть тем самым угнетение всего общественного союза. Угнетение все­го общественного союза есть тем самым угнетение каждого чле­на в отдельности.

35. Когда правительство нарушает права народа, восстание для народа и для каждой его части есть его священнейшее пра­во и неотложнейшая обязанность.

Конституционный акт

О республике

1. Французская республика едина и неделима.

О распределении населения

2. В целях осуществления суверенитета народ французский распределяется на первичные собрания по кантонам.

3. В целях осуществления управления и отправления право­судия он распределяется по департаментам, округам, муниципа­литетам.

О состоянии гражданства

4. Каждый родившийся и имеющий местожительство во
Франции, достигший 21 года; каждый иностранец, достигший 21
года, проживающий во Франции в продолжение одного года, жи­
вущий во Франции своим трудом, приобретший собственность
или женившийся на француженке, или усыновивший ребенка,
или принявший на иждивение старика; наконец, каждый иност­
ранец, имеющий, по мнениюзаконодательного корпуса, доста­
точные заслуги перед человечеством, допускается косуществле­
нию прав французского гражданина...

9 Заказ 703 129

О верховенстве народа

7. Суверенный народ есть совокупность всех французских
граждан.

8. Народ непосредственно избирает представителен.

9. Он поручает выборщикам избрание органов управления, общественных третейских посредников, судей, уголовных и граж­данских.

10. Народ обсуждает и постановляет законы.

О первичных собраниях

11. Первичные собрания образуются в составе граждан, имеющих местожительство в течение шести месяцев в данном кантоне1.

12. Первичные собрания образуются в составе не менее 200 и не свыше 600 граждан, призванных участвовать в голосовании.

13. Первичные собрания выбирают председателя, секретарей и счетчиков.

14. Поддержание внутреннего порядка осуществляется са­мими собраниями.

15. Никто не может являться в собрание вооруженным...

О народном представительстве

21. Народонаселение есть единственная основа народного представительства.

22. На каждые 40 000 человек населения приходится один представитель.

23. Каждое первичное собрание, объединяющее население от 39000 до 41000 человек, выбирает непосредственно по одному представителю.

24. Избрание производится абсолютным большинством голо­сов...

28. Каждый француз, пользующийся правами гражданства, может быть избран на всем пространстве республики.

29. Каждый представитель принадлежит (является предста­вителем) всей нации в целом.

30. В случае отказа от избрания, отставки, утраты право­способности или смерти представителя его замещение обеспечи­вается первичным собранием, избравшим его.

31. Представитель, подавший в отставку, может покинуть свой пост лишь по вступлении в исполнение своих обязанностей его преемника.

32. Для производства выборов народ французский собирает­ся ежегодно первого мая.

1 Статья исключала из числа активных граждан большое количество ра­бочих, вынужденных в поисках заработка часто менять местожительство.

33. Он приступает к выборам при наличии любого числа граждан, имеющих право голоса.

34. В чрезвычайном порядке первичные собрания созывают­ся по требованию одной пятой граждан, имеющих право голоса.

35. Созыв в таком случае производится муниципалитетом обычного места созыва собрания.

36. Такого рода чрезвычайные собрания приступают к об­суждению не иначе, как при наличии половины плюс один всего числа граждан, имеющих право голоса.

О собраниях выборщиков

37. Граждане, явившиеся на первичные собрания, выбирают
одного выборщика на каждые 200 граждан наличных или отсут­
ствующих: они выбирают двух — на каждые 301—400; трех —
на каждые 501—600...

О законодательном корпусе

39. Законодательный корпус един, неделим и действует по­стоянно.

40. Его сессия длится один год.

41. Законодательный корпус собирается первого июля.

42. Национальное собрание не может образоваться, если налицо не имеется по крайней мере половины представителей плюс один.

43. Представители ни в каком случае не могут подвергнуться преследованию, обвинению или суду за мнения, высказанные ими в пределах законодательного корпуса...

О ведении заседаний законодательного корпуса

45. Заседания Национального собрания публичны.

46. Протоколы его заседаний печатаются.

47. Национальное собрание не может приступить к прениям, если налицо нет по крайней мере 200 человек.

48. Собрание не может не предоставить слова своим членам в порядке поданных последними записок.

49. Национальное собрание выносит постановления большин­ством голосов присутствующих членов.

50. 50 членов Собрания имеют право потребовать поименно­го голосования.

51. Национальное собрание имеет право контроля над пове­дением своих членов.

52. Ему принадлежит поддержание установленного им по­
рядка в месте его собраний и в пределах внешней ограды.

9*



О функциях законодательного корпуса

53. Законодательный корпус предлагает законы и издает декреты.

54. Общим названием законов обозначаются акты зако­нодательного корпуса, имеющие своим предметом:

гражданское и уголовное законодательство; общее заведование текущими доходами и расходами респуб­лики;

национальные недвижимые имущества;

пробу, вес, чекан и наименование монет;

род, размер и порядок взимания налогов;

объявление войны;

каждое новое общее деление французской территории;

народное просвещение;

государственные чествования памяти великих людей.

55. Особым названием декрета обозначаются акты зако­
нодательного корпуса, имеющие предметом:

ежегодный контингент сухопутных и морских сил;

разрешение и воспрещение прохода иностранных войск по французской территории;

ввод иностранных морских сил в порты республики;

мероприятия по охране общественной безопасности и спо­койствия;

ежегодное и текущее распределение пособий и обществен-ных работ;

мероприятия по изготовлению всех видов денежных знаков;

непредвиденные и чрезвычайные расходы;

местные и частные мероприятия по отдельным предметам управления, по отдельным коммунам, по отдельным родам об­щественных работ;

защиту территории;

ратификацию договоров;

назначение и смещение главнокомандующих армий;

возбуждение преследования против членов исполнительного совета и государственных должностных лиц;

обвинение подозреваемых в организации заговора против общей безопасности республики;

всякое изменение в распределении французской территории по административным делениям;

национальные награды...

Об исполнительном совете

62. Исполнительный совет образуется в составе двадцати че­тырех членов.

63. Собрание выборщиков каждого департамента выбирает одного кандидата. Законодательный корпус выбирает членов совета по общему списку.

64. Исполнительный совет обновляется наполовину в послед­ние месяцы сессии каждого законодательного периода.

65. На исполнительный совет возлагается руководство об­щим управлением и наблюдение за ним; он может действовать лишь во исполнение законов и декретов законодательного кор­пуса.

66. Исполнительный совет назначает начальников общего управления республики из числа лиц, неуходящих в его состав.

67. Законодательный корпус определяет число и обязанности этих агентов.

68. Эти агенты отнюдь не образуют совета; они действуют отдельно и не связаны между собой непосредственно; они не пользуются никакой личной властью.

69. Исполнительный совет назначает агентов внешних сно­шений республики из числа лиц, не входящих в его состав.

70. Исполнительный совет ведет предварительные перегово­ры о заключении международных соглашений.

71. В случае совершения преступления по должности обви­нение против членов исполнительного совета возбуждается за­конодательным корпусом.

72. Исполнительный совет ответствен в случае неисполнения законов и декретов, а также в случае недонесения о злоупотреб­лениях.

73. Исполнительный совет смещает и замещает назначаемые им исполнительные органы.

74. Исполнительный совет обязан доносить на них в случае необходимости органам судебной власти.

Об отношениях исполнительного совета и законодательного

корпуса

75. Исполнительный совет заседает при законодательном
корпусе; он имеет право присутствовать и занимать особое ме­
сто в помещении для заседаний последнего.

76. Исполнительный совет должен быть выслушан всякий раз, когда ему необходимо дать отчет.

77. Законодательный корпус приглашает исполнительный совет на свое заседание в целом составе или частично, когда сочтет это необходимым.

Об административных органах управления и муниципальных собраниях

78. В каждой коммуне республики имеется муниципальное управление (администрация), в каждом дистрикте — промежу­точное управление (администрация), в каждом департаменте — центральное управление (администрация).

79. Муниципальные должностные лица избираются комму­нальными собраниями.

80. Члены местных управлений (администраторы) назнача­ются собраниями выборщиков департамента и дистрикта.

81. Муниципалитеты и местные управления (администрация) обновляются в своем составе ежегодно наполовину.

82. Члены местных управлений (администраторы) и муни­ципальные должностные лица не имеют представительного ха­рактера. Ни в коем случае они не могут ни вносить изменений в акты законодательного корпуса, ни приостанавливать их испол­нение.

83. Законодательный корпус определяет обязанности муни­ципальных должностных лиц и членов местных управлений (ад­министраторов), издает правила их подчинения и устанавливает наказания, которым они могут подвергаться.

84. Заседания муниципальных собраний и местных управле­ний публичны.

О гражданском правосудии

85. Кодекс гражданских и уголовных законов един для всей республики.

86. Граждане не могут быть лишены права передавать свои споры на разрешение выбранных ими третейских судей.

87. Постановления таких третейских судов имеют оконча­тельную силу, если граждане не сохранили за собой права обжа­лования.

88. Мировые судьи избираются гражданами округов, опре­деляемых законом.

89. Мировые судьи производят примирительное и судебное разбирательство без взыскания судебных пошлин.

90. Число мировых судей и круг их ведения определяются законодательным корпусом.

91. Общественные третейские судьи выбираются собрания­ми выборщиков.

92. Число общественных третейских судей и их округа опре­деляются законодательным корпусом.

93. Общественные третейские судьи разбирают споры, не разрешенные окончательно частными третейскими судьями или мировыми судьями.

94. Общественные третейские судьи ведут судебное разби­рательство публично и выносят свои решения во всеуслышание. Они постановляют решения в последней инстанции на основании устной защиты или простой памятной записки, без особых форм судопроизводства и не взыскивая судебных пошлин. Их решения должны быть мотивированы.

95. Мировые судьи и общественные третейские судьи изби­раются ежегодно.

Об уголовном правосудии

96. В делах уголовных ни один гражданин не может быть судим иначе, как по обвинению, сформулированному присяжны­ми или декретированному законодательным корпусом. Обвиняе­мые имеют защитников, избираемых ими самими или назначае­мых им. Следствие ведется публично. Фактически состав деяния и виновность устанавливаются присяжными. Наказание опреде­ляется уголовным трибуналом.

97. Уголовные судьи выбираются ежегодно собраниями вы­борщиков.

О кассационном суде

98. Для всей республики имеется единый кассационный суд.

99. Кассационный суд не разбирает дел по существу. Он вы­носит решения лишь по вопросам о нарушении форм судопроиз­водства и о явных нарушениях закона.

100. Члены кассационного суда назначаются ежегодно со­
браниями выборщиков.

О государственных налогах

101. Ни один гражданин не освобожден от почетной обязан­
ности делать взносы на государственные расходы...

О вооруженных силах республики

107. Общие вооруженные силы республики состоят из народа в целом.

108. Республика содержит на жаловании, даже во время ми­ра, вооруженные силы, сухопутные и морские.

109. Все французы — солдаты: они обучаются владеть ору­жием.

110. Не существует звания генералиссимуса.

111. Различие чинов, их отличительные знаки и субордина­ция существуют только на службе и лишь при прохождении по­следней.

112. Вооруженные силы, направленные на поддержание
внутреннего порядка и мира, действуют не иначе, как по пись­
менному приказу установленного начальства.

113. Вооруженные силы, направленные против внешних вра­гов, действуют по приказам исполнительного совета.

114. Ни одна вооруженная часть не может заниматься об­суждением и решением вопросов.

О национальных конвентах

115. Если в половине департаментов плюс один десятая часть
первичных собраний каждого из них, созванных в надлежащем
порядке, потребует пересмотра конституционного акта или из-

менения некоторых его статей, то законодательный корпус обя­зан созвать все первичные собрания республики для решения вопроса о созыве Национального конвента.

116. Национальный конвент образуется в том же порядке, как и законодательные собрания, и объединяет в себе всю их власть.

117. В отношении конституции он занимается лишь теми предметами, которые вызвали его созыв.

О сношениях Французской республики с зарубежными народами

118. Французский народ есть друг и естественный союзник свободных народов.

119. Французский народ отнюдь не вмешивается в управле­ние других народов; он не потерпит также, чтобы другие народы вмешивались в его дела.

120. Французский народ предоставляет убежище иностран­цам, изгнанным из пределов своей родины за преданность сво­боде. Он отказывает в убежище тиранам.

121. Французский народ не заключает мира с врагом, за­нимающим его территорию.

О гарантии прав

122. Конституция гарантирует каждому французу равенст­во, свободу, безопасность, собственность, платежи по государст­венным займам, свободное отправление религиозных обрядов, всеобщее образование, государственное обеспечение, неограни­ченную свободу печати, право петиций, право объединения в на­родные общества, пользование всеми правами человека.

123. Французская республика чтит чистосердечие, мужество, старость, сыновнюю преданность, несчастье. Она вручает охрану и соблюдение конституции совокупности всех добродетелей.

124. Декларация прав и конституционный акт должны быть начертаны на таблицах в помещении законодательного корпуса и в прочих общественных местах.

«Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII— XIX вв.». Сборник документов, под ред. П. Н. Галанзы. М., Госюриздат, 1957, стр. 330—342.

17. ДЕКРЕТ КОНВЕНТА, УСТАНАВЛИВАЮЩИЙ ВО ФРАНЦИИ

ВРЕМЕННОЕ РЕВОЛЮЦИОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО ВПРЕДЬ ДО

ЗАКЛЮЧЕНИЯ МИРА

10 октября 1793 г. (19 вандемьера II года)

(Извлечение)

Национальный Конвент, заслушав доклад своего Комитета Общественного Спасения, декретирует:

О правительстве

1.Временное правительство Франции будет революционным до заключения мира.

2. Временный Исполнительный Совет, министры, генералы и все учреждения подчиняются надзору Комитета Общественно­го Спасения, который представляет Конвенту еженедельный от­чет об их деятельности.

3. Всякая мера общественной безопасности должна прини­маться Временным Исполнительным Советом с утверждения Ко­митета Общественного Спасения, который докладывает о ней Конвенту.

4. Революционные законы должны исполняться быстро. По вопросам общественного спасения правительство сносится непо­средственно с дистриктами.

5. Главнокомандующие назначаются Национальным Конвен­том по представлению Комитета Общественного Спасения.

6. Так как бездействие администрации было причиной ряда отступления, то все сроки для приведения в исполнение законов и мер общественного спасения точно устанавливаются. Наруше­ние сроков карается, как преступление против свободы.

Продовольствие

7. Таблица с указанием количества зерна, собранного в каждом дистрикте, составленная Комитетом Общественного Спа­сения, должна быть отпечатана и роздана каждому члену Кон­вента для немедленного применения к делу.

8. Необходимое для каждого департамента количество зерна должно быть приблизительно исчислено и оставлено в его рас­поряжении. Излишек подлежит реквизиции.

9. Таблица с указанием урожая всей Республики посылается народным представителям, морскому министру, министру внут­ренних дел и заведующим продовольствием. Они налагают рек­визиции в тех округах, которые им будут назначены. Для Пари­жа выделяется особый округ.

10. Реквизиции для неурожайных департаментов разрешают­ся и регулируются Временным Исполнительным Советом.

11. К 1 марта Париж должен быть снабжен продовольствием на целый год.

Общественная безопасность

12. Руководство революционной армией и способ применения
ее сил должны быть немедленно установлены таким образом,
чтобы подавить контрреволюционеров. Комитету Общественного
Спасения поручается разработать соответствующий проект.

13. В юрода, где начинается контрреволюционное движение,
Совет направляет особые гарнизоны. Они будут оплачиваться и
содержаться за счет богачей этого города впредь до заключе­
ния мира.

Финансы

14.Учреждается трибунал и суд присяжных для разбора дел
по вопросам отчетности. Этот трибунал и присяжные назначают­
ся Национальным Конвентом. Ему поручается возбуждать пре­
следования против всех тех, кто за время революции заведовал
государственными средствами, и требовать отчета об их личном
состоянии. Организация этого трибунала поручается Комитету
Законодательства.

«Революционное правительство Франции в эпоху Конвента (1792—1794)». Сборник документов и материалов. М., 1927, стр. 32—33.

Наши рекомендации