Статья 15. контроль за охраной природы
Совету Министров РСФСР, Советам Министров АССР, исполнительным комитетам краевых, областных, районных, городских, поселковых и сельских Советов депутатов трудящихся, министерствам, ведомствам и совнархозам обеспечить контроль за соблюдением
учреждениями, предприятиями, организациями, колхозами, совхозами и гражданами действующих законов по охране природы и за выполнением мероприятий по сохранению и восстановлению природных ресурсов.
Статья 17. Научно-исследовательская работа по проблемам охраны природы
Научно-исследовательским учреждениям и высшим учебным заведениям включать в планы научных работ темы по охране природы и проводить систематическое изучение допустимых норм использования природных ресурсов и возможных путей их воспроизводства.
Статья 18. Преподавание основ охраны природы в учебных заведениях
В целях воспитания у молодежи чувства бережного отношения к природным богатствам и навыков правильного пользования природными ресурсами включить преподавание основ охраны природы в школьные программы и соответствующие разделы в учебники естествознания, географии и химии; ввести обязательные курсы охраны природы и воспроизводства ее ресурсов в высших и специальных средних учебных заведениях с учетом их профиля.
Статья 20. Ответственность руководителей ведомств и предприятий
За неправильное уничтожение или порчу природных богатств руководители учреждений, предприятий и организаций, а также другие лица, непосредственно виновные в причинении названного вреда, привлекаются к ответственности в установленном законом порядке.
Статья 21. Ответственность граждан, виновных в неправомерном использовании или порче богатств природы
Граждане, виновные в неправомерном использовании или порче богатств, природы, привлекаются в установленном законом порядке к административной или уголовной ответственности со взысканием с них причиненных убытков.
Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1960, № 40, cm. 586
Г., мая 5
Указ Президиума Верховного Совета СССР
ОБ УСИЛЕНИИ БОРЬБЫ С ОСОБО ОПАСНЫМИ ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ
[Извлечение]
В целях усиления борьбы с особо опасными преступлениями Президиум Верховного Совета СССР постановляет:
1. Допустить применение смертной казни — расстрела: за хищение государственного или общественного имущества в особо крупных размерах, за изготовление с целью сбыта или сбыт поддельных денег и ценных бумаг, совершенные в виде промысла, а также в отношении особо опасных рецидивистов и лиц, осужденных за тяжкие преступления, терроризирующих в местах лишения свободы вставших на путь исправления заключенных или совершающих нападения на администрацию, или организующих с этой целью преступные группировки, или активно участвующих в таких группировках...
3. Установить, что особо опасные рецидивисты, а также лица, осужденные за тяжкие преступления, терроризирующие в местах лишения свободы заключенных, вставших на путь исправления, или совершающие нападения на администрацию, а также организующие в этих целях преступных группировки, или активно участвующие в таких группировках, —
наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет или смертной казнью.
5. В соответствии со статьей 24 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик установить, что за преступления, предусмотренные статьями 1—10, 14, 15, 23—25 и 27 Закона об уголовной ответственности за государственные преступления, приговором суда к виновным может назначаться в качестве дополнительной меры наказания ссылка сроком от двух до пяти лет.
6. Предложить Президиумам Верховных Советов союзных республик внести в уголовные кодексы союзных республик изменения и дополнения в соответствии с настоящим Указом.
Ведомости Верховного Совета СССР, 1961, № 19, cm. 207.
Г., декабря 8
ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА СОЮЗА ССР И СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК
[Извлечение]
Раздел I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1.Законодательство о гражданском судопроизводствеПорядок производства по гражданским делам определяется настоящими Основами и издаваемыми в соответствии с ними другими законами Союза ССР и гражданскими процессуальными кодексами союзных республик.
Законодательство о гражданском судопроизводстве устанавливает порядок рассмотрения дел по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых и колхозных правоотношений, дел, возникающих из административно-правовых отношений, и дел особого производства. Дела, возникающие из административно-правовых отношений, и дела особого производства рассматриваются по общим правилам судопроизводства за отдельными изъятиями, установленными законодательством Союза ССР и союзных республик.
Статья 2.Задачи гражданского судопроизводства
Задачами советского гражданского судопроизводства являются правильное и быстрое рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях охраны общественного и государственного строя СССР, социалистической системы хозяйства и социалистической собственности, защиты политических, трудовых, жилищных и других личных и имущественных прав и охраняемых законом интересов граждан, а также прав и охраняемых законом интересов государственных учреждений, предприятий, колхозов и иных кооперативных и общественных организаций. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению социалистической законности, предупреждению правонарушений, воспитанию граждан в духе неуклонного исполнения советских законов и уважения правил социалистического общежития.
Статья 3. Порядок производства по гражданским делам
Производство по гражданским делам в судах союзных республик ведется по гражданским процессуальным законам Союза ССР и той союзной республики, судами которой рассматривается дело, совершаются отдельные процессуальные действия или исполняется решение суда.
Производство по гражданским делам в Верховном Суде СССР ведется по гражданским процессуальным законам Союза ССР и той союзной республики, суды которой рассматривали или должны были рассматривать дело в соответствии с правилами территориальной подсудности.
Производство по гражданским делам ведется по гражданским процессуальным законам, действующим во время рассмотрения дела, совершения отдельных процессуальных действий или исполнения решения суда.
Статья 7. Осуществление правосудия только судом и на началах равенства граждан перед законом и судом
Правосудие по гражданским делам осуществляется только судом и на началах равенства перед законом и судом всех граждан, независимо от их социального, имущественного и служебного положения, национальной и расовой принадлежности, вероисповедания.
Статья 8. Участие народных заседателей и коллегиальность в рассмотрении дел
Гражданские дела во всех судах рассматриваются судьями и народными заседателями, избранными в установленном законом порядке.
Рассмотрение гражданских дел во всех судах в первой инстанции производится в составе судьи и двух народных заседателей.
Народные заседатели пользуются равными правами с председательствующим в судебном заседании в решении всех вопросов, возникающих при рассмотрении дела и постановлении решения.
Рассмотрение дела в кассационном порядке осуществляется судами в составе трех членов суда, а в порядке судебного надзора — в составе не менее трех членов суда...
Раздел II
ЛИЦА, УЧАСТВУЮЩИЕ В ДЕЛЕ; ИХ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
Статья 24. Стороны, их права и обязанности
Сторонами в гражданском процессе — истцом или ответчиком — могут быть граждане, а также государственные учреждения, предприятия, колхозы и иные кооперативные и общественные организации, пользующиеся правами юридического лица.
Стороны пользуются равными процессуальными правами. Стороны могут знакомиться с материалами дела, заявлять отводы, представлять доказательства, участвовать в исследовании доказательств, заявлять ходатайства, давать устные и письменные объяснения суду, представлять свои доводы и соображения, возражать против ходатайств, доводов и соображений другой стороны, обжаловать решения и определения суда, требовать принудительного исполнения решения суда, присутствовать при действиях судебного исполнителя по исполнению решения, а также совершать другие процессуальные действия, предусмотренные законом.
Стороны обязаны добросовестно пользоваться принадлежащими им процессуальными правами...
Раздел III
ПРОИЗВОДСТВО ДЕЛ В СУДЕ ПЕРВОЙ ИНСТАНЦИИ