Постановление Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета

О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РСФСР

В целях ограждения рабоче-крестьянского государства и рево­люционного правопорядка от его нарушителей и общественно опас­ных элементов и установления твердых основ революционного право­сознания Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет постановляет:

1. Ввести в действие Уголовный кодекс на всей территории РСФСР с 1 июня 1922 г.

2. С момента вступления его в силу отпадает действие всех иных норм, устанавливающих до момента его введения основания и размер уголовных наказаний.

3. Уголовный кодекс применяется по отношению ко всем пре­ступным деяниям, не рассмотренным в судебном порядке до введения его в действие.

4. Изменения или дополнения сего Кодекса, вызываемые мест­ными бытовыми условиями, вводятся в жизнь лишь постановлениями отдельных Центральных Исполнительных Комитетов по утверж­дении Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом.

5. Президиуму Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета поручается ввести в действие настоящий Кодекс на территории союзных советских республик в надлежащем порядке.

Подлинное подписали:

Председатель Всероссийского Цент­рального Исполнительного Комитета

М. Калинин

Народный комиссар юстиции

Д. Курский

Секретарь Всероссийского Цент­рального Исполнительного Комитета

А. Енукидзе

УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РСФСР

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

I. Пределы действия Уголовного кодекса

1. Действие Уголовного кодекса распространяется на все пре­ступления, совершенные в пределах РСФСР, как ее гражданами, так и иностранцами, если последние по своему дипломатическому поло­жению не пользуются правом экстерриториальности.

2. Действие сего Кодекса распространяется на граждан РСФСР и в том случае, когда преступные деяния совершены ими за пределами Республики.

3. Действие сего Кодекса распространяется также на пребыва­ющих в РСФСР иностранцев, совершивших вне пределов Рес­публики преступления против основ государственного строя и воен­ной мощи РСФСР.

4. Изъятия из действия ст. ст. 2 и 3 Уголовного кодекса могут иметь место лишь в порядке особых договоров, заключенных РСФСР с отдельными государствами.

II. Общие начала применения наказания

5. Уголовный кодекс РСФСР имеет своей задачей правовую защиту государства трудящихся от преступлений и от общественно опасных элементов и осуществляет эту защиту путем применения к нарушителям революционного правопорядка наказания или других мер социальной защиты.

6. Преступлением признается всякое общественно опасное действие или бездействие, угрожающее основам советского строя и правопорядку, установленному рабоче-крестьянской властью на переходный к коммунистическому строю период времени.

7. Опасность лица обнаруживается совершением действий, вред­ных для общества, или деятельностью, свидетельствующей о серьез­ной угрозе общественному правопорядку.

8. Наказание и другие меры социальной защиты применяются с целью: а) общего предупреждения новых нарушений как со стороны нарушителя, так и со стороны других неустойчивых элементов обще­ства; б) приспособления нарушителя к условиям общежития путем исправительно-трудового воздействия; в) лишени[я] преступника возможности совершения дальнейших преступлений.

9. Назначение наказания производится судебными органами по их социалистическому правосознанию с соблюдением Руководящих начал и статей настоящего Кодекса.

10. В случае отсутствия в Уголовном кодексе прямых указаний на отдельные виды преступлений, наказания или меры социальной защиты применяются согласно статьям Уголовного кодекса, предус­матривающим наиболее сходные по важности и роду преступления, с соблюдением правил общей части сего Кодекса.

11. Наказанию подлежат лишь те, которые:

а) действовали умышленно, т.е. предвидели последствия своего деяния и их желали или же сознательно допускали их наступление;

или б) действовали неосторожно, т.е. легкомысленно надеялись предотвратить последствия своих действий или же не предвидели их, хотя и должны были их предвидеть.

12. Приготовлением к преступлению считается приискание, приобретение или приспособление орудий, средств и создание ус­ловий для совершения преступления.

Приготовление к преступлению карается лишь в том случае, если оно само по себе является наказуемым действием.

13. Покушением на преступление считается действие, направ­ленное на совершение преступления, когда совершающий таковое не выполнил всего того, что было необходимо для приведения его наме­рения в исполнение, или когда, несмотря на выполнение им всего, что он считал необходимым, преступный результат не наступил по причинам, от него не зависящим.

14. Покушение на какое-либо преступление карается как совер­шенное преступление, причем отсутствие или незначительность вредных последствий покушения могут быть приняты во внимание судом при определении меры наказания; покушение же, не доведен­ное до конца по собственному побуждению покушавшегося, карается как то преступление, которое фактически им совершено.

15. За преступление наказываются как исполнители, так и под­стрекатели и пособники. Мера наказания каждому из этих соу­частников преступления определяется как степенью участия, так и степенью опасности преступника и совершенного им преступления.

16. Исполнителями считаются те, кто принимает непосредствен­ное участие в выполнении преступного действия, в чем бы оно ни за­ключалось.

Подстрекателями считаются лица, склонившие к совершению преступления.

Пособниками считаются те, кто содействует выполнению пре­ступления советами, указаниями, устранением препятствий, сок­рытием преступника или следов преступления.

17. Наказанию не подлежат лица, совершившие преступление в состоянии хронической душевной болезни или временного расстрой­ства душевной деятельности, или вообще в таком состоянии, когда совершившие его не могли давать себе отчета в своих действиях, а равно и те, кто хотя и действовал в состоянии душевного равновесия, но к моменту вынесения или приведения приговора в исполнение страдает душевной болезнью. К таковым лицам могут применяться лишь меры социальной защиты, указанные в ст. 46 Уголовного ко­декса.

Действие настоящей статьи не распространяется на лиц, которые привели себя в состояние опьянения для совершения преступления.

18. Наказание не применяется к малолетним до 14 лет, а также [ко] всем несовершеннолетним от 14 до 16 лет, в отношении которых признано возможным ограничиться мерами медико- педагогического воздействия.

19. Не подлежит наказанию уголовно наказуемое деяние, совер­шенное при необходимой обороне против незаконного посягательства на личность или права обороняющегося или других лиц, если при этом не допущено превышения пределов необходимой обороны.

20. Не подлежит наказанию уголовно наказуемое деяние, совер­шенное для спасения жизни, здоровья или иного личного или имуще­ственного блага своего или другого лица от опасности, которая была неотвратима при данных обстоятельствах другими средствами, если причиненный при этом вред является менее важным по сравнению с охраненным благом.

21. Наказание не применяется, когда со времени совершения преступления, за которое Уголовным кодексом как высшее наказание определено лишение свободы на срок выше одного года, прошло не менее пяти лет или когда со времени совершения менее тяжелого преступления прошло три года, — при условии:

1) если за все это время не было никакого производства или следствия по данному делу и 2) если совершивший преступление, покрываемое давностью, не совершил за указанный в настоящей статье срок какого-либо другого преступления.

22. Давностные сроки, установленные ст. 21, удваиваются, если привлеченный к следствию или суду скрылся или иным способом ук­лонился от таковых.

23. Уголовный кодекс применяется по отношению ко всем де­яниям, не рассмотренным судом до введения его в действие.

Наши рекомендации